search
menu
person

NEWS AND UDATES


Применение боевых бронированных машин в вооружённых конфликтах
HTML clipboard

Применение боевых бронированных машин в вооружённых конфликтах

Подполковник С. Панов

В последние годы обстановка в мире изменилась - вероятность возникновения крупномасштабных войн значительно снизилась. В результате распада СССР, а также возникновения различных этнических и религиозных противоречий в некоторых странах Азии и Африки существенно возросло количество локальных конфликтов, связанных с применением противоборствующими сторонами различных видов легкого оружия. И как следствие, зарубежные военные эксперты решают вопрос: какая же боевая техника нужна для действий войск в новых условиях?

Некоторые западные специалисты считают, что появившиеся в последнее время предложения о полной замене БТР боевыми машинами пехоты основываются на ошибочном анализе критерия «стоимость/эффективность» и вывод из боевого состава парка БТР в условиях нынешней политической и экономической обстановки в мире был бы преждевременным.

Первые бронированные машины, предназначенные для транспортировки пехоты, появились в период Второй мировой войны сначала в Германии - колесно-гусеничные Sdkfz 250/ 251, а затем в США - М-3 (такой же конструкции). В обоих случаях от пехотинцев требовалось спешиваться для ведения боя, и машины были приспособлены для этого. В то же время они имели слабую броневую защиту, а открытый корпус плохо защищал пехоту от огневого воздействия противника.

После войны работы в этом направлении получили свое дальнейшее развитие, что привело к созданию сначала частично, а затем и полностью закрытых БТР, которые обеспечивали лучшую защиту от стрелкового оружия и от осколков снарядов. Эти машины были способны двигаться по полю боя непосредственно за боевыми порядками танков, что позволило значительно повысить тактическую подвижность механизированных и бронетанковых частей, которые больше не были привязаны к имеющейся дорожной сети. Кроме того, тактико-технические характеристики БТР обеспечивали преодоление рек и других преград.

Но только принятие на вооружение армий ФРГ в 1969 году БМП «Мардер», США в 1981-м М2 «Брэдли» , а в последующем и других ведущих стран подобных машин позволило оснастить их новым классом боевых бронированных машин (ББМ), из которых пехота могла вести огонь не спешиваясь.

Боевые машины пехоты, казалось бы, должны были полностью заменить БТР, обладавшие меньшей боевой эффективностью. Однако изменения в мировой стратегической обстановке и значительно более высокая стоимость БМП (неизбежный результат ее усложнения) внесли коррективы в первоначальный подход. Зарубежные эксперты полагают, что даже в армиях многих западных государств БТР не будут заменяться таким же количеством БМП, так как в сегодняшней обстановке все больше необходимы машины, предназначенные для выполнения специальных задач.

В последнее время возросло число многонациональных миротворческих и гуманитарных операций, в соответствии с чем на сухопутные войска возлагаются новые задачи, такие, как установление военного присутствия в районах конфронтации, а также оказание гуманитарной помощи. Отсюда возникает необходимость приспособить В и ВТ к использованию в этих специфических условиях.

Опыт участия войск в миротворческих операциях ООН, вооруженных конфликтах, таких, например, как в Сомали или бывшей Югославии, показывает, что даже достаточно простые ситуации требуют использования ББМ. В то же время, как отмечают западные эксперты, эти машины должны быть приспособлены к действиям в особых условиях при выполнении поставленных специальных задач.

Несмотря на то важное политическое значение, какое имеет участие войск в решении миротворческих задач, большинство армий не может себе позволить разрабатывать или закупать бронированные боевые машины специально для этих целей. С другой стороны, считается важным дать оценку существующему парку ББМ и решить, можно ли путем соответствующей модернизации подготовить эти машины для использования в подобных военных операциях.

По общему признанию, при использовании в некоторых конфликтных районах колесные бронетранспортеры, например испанский BMR, немецкий «Фукс» канадский LAV, действительно продемонстрировали свои возможности. В то же время обнаружился ряд существенных недоработок, и прежде всего недостаточные подвижность и защищенность. Это потребовало провести на некоторых образцах необходимую модернизацию, что и было сделано, в частности, на испанских и немецких машинах. Несмотря на это, зарубежные специалисты, как правило, ссылаются на сомалийский и боснийский опыт, чтобы убедить, что колесные ББМ больше пригодны для решения миротворческих задач, чем гусеничные. Однако они отмечают, что в этих странах подавляющее большинство миротворческих задач было связано лишь с патрулированием вдоль основных автомобильных магистралей или доставкой гуманитарной помощи. Вместе с тем такие благоприятные условия складываются не всегда.

В рамках программы «Джойнт эндевер» («Объединенные усилия») подразделения многих стран (Канады, Малайзии, Турции, США) широко использовали базовую модель БТР M113 и различные его модификации.

Причем в некоторых случаях его предпочли боевым машинам пехоты, чтобы подчеркнуть свое отношение к военному конфликту именно как к конфликту в условиях отсутствия военных действий. Решение об использовании этого БТР, как отмечают западные военные специалисты, оказалось наиболее целесообразным. Обладая достаточно высокой подвижностью и проходимостью, он имеет лучшую защиту по сравнению с колесными ББМ.

БТР M113, безусловно, самая массовая и широко распространенная боевая бронированная машина на Западе. Производство M113 началось в 1960 году, и около 80 тыс. машин (включая различные машины на их базе) все еще находятся на вооружении более чем 30 стран, в частности в США, Германии, Израиле, Испании, Турции, Италии и других он составляет основу парка.

В то же время использование M113 многими армиями на протяжении длительного времени породило и ряд проблем. Прежде всего возрастает потребность в ремонте этих машин, причем объем и стоимость работ будут увеличиваться по мере старения их. Помимо того, большинство используемых БТР M113 относятся к модификациям А1 и А2, разработанным давно и не отвечающим современным требованиям. В этой ситуации одним из вариантов решения проблемы может стать модернизация, которая позволит значительно улучшить боевые характеристики этого БТР при гораздо меньших затратах. Кроме того, принятие программы модернизации M113 позволило бы внести ряд доработок, адаптирующих БТР к условиям ведения операций в районах вооруженных конфликтов низкой интенсивности.

Несмотря на существование различных подходов к модернизации M113, западные специалисты полагают, что только те из них достойны внимания, которые позволяют сохранить машины на вооружении и учитывают возможное их использование в различных конфликтах. Попытки превратить БТР M113 в БМП, по их расчетам, неизбежно приведут к тому, что получится машина, не способная в полной мере выполнять задачи БМП и в то же время весьма дорогостоящая и сложная для использования в качестве БТР.

На сегодняшний день существуют две программы модернизации M113, реализуемые американской фирмой «Юнайтед дефенс» и германскими фирмами «Даймлер-Бенц» и «Даел». На вооружении бундесвера в настоящее время находится около 3800 БТР M113, причем, кроме основной базовой модели, имеются несколько модификаций БТР, в том числе и выпущенных в Германии. Машина используется в подразделениях различных родов войск, и после модернизации по планам командования будет оставаться на вооружении до 2015 года.

Отличительной чертой всех германских M113 является то, что они укомплектованы системой пуска дымовых гранат. Первоначально установленный на БТР 12,7-мм крупнокалиберный пулемет «Браунинг» М2НВ заменен 7,62-мм MG3. Получившийся в результате модернизации БТР M113G по основным характеристикам соответствует модификациям А1 и А2, хотя внесенные изменения сделали его непохожим на американский оригинал.

По сообщениям СМИ, уже составлен план продления срока службы германских БТР M113 и заключен контракт на модернизацию 1100 машин, которую предусматривается провести в два этапа. В ходе первого этапа планируется оснастить БТР новым дизельным двигателем MTU 6V 183ТС22 с автоматической коробкой передач ZF LSG 1000, а также усовершенствованной тормозной системой и системой управления машиной. Двигатель разработан фирмой «Мерседес-Бенц» (к настоящему времени выпущено свыше 500 тыс. единиц). Его вариант установлен на разведывательной машине «Луке» и колесном БТР «Фукс». Шестицилиндровый V-образный двигатель мощностью до 300 л. с. расходует меньше топлива, чем первоначальный вариант, разработанный в США (но не экономичнее, чем двигатель последней модификации - A3).

Необходимость установки новой тормозной системы и привода управления машиной связана с жесткими европейскими требованиями, предусмотренными правилами дорожного движения, для тяжелых машин до 15 т при движении по автомагистралям и улицам городов. Модернизируется также и ходовая часть, в частности предусматривается установка гусеничных лент с новыми траками, разработанными фирмой «Даел». На втором этапе модернизации, который предполагается начать в конце 1998 года, будет усилена броневая защита. По некоторым показателям, и прежде всего по стоимости, как отмечается в западной прессе, немецкий вариант M113 превосходит даже последнюю модификацию американского A3. Кроме того, указывается, что в случае сверх запланированного финансирования можно было бы провести и другие доработки, включая установку дополнительной брони, системы коллективной защиты от ОМП и одноместной башни с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом компании KUKA.

На вооружении американской армии по-прежнему находится более 20 000 БТР M113. Несмотря на ввод в боевой состав БМП М2 «Брэдли», M113 не были выведены из него. Наоборот, была разработана программа их полной модернизации с целью доработки всех существующих машин, до варианта A3. Модификация A3 представляет собой современную боевую машину.

Программой модернизации M113 предусматривается устранение слабых мест и недостатков, которые были выявлены в ходе войны в зоне Персидского залива. В основном речь идет о повышении подвижности, об улучшении броневой защиты и увеличении живучести БТР.

Повышение подвижности достигается за счет применения более совершенных и надежных узлов и агрегатов, чем в предыдущей модификации А2. На A3 устанавливаются силовой агрегат с новым двигателем и автоматической трансмиссией, современная система торможения и управления, усовершенствованное электрооборудование и наружные топливные баки.

Защищенность также существенно улучшена за счет оснащения машины дополнительной броней спереди, сзади и по бокам, что обеспечивает защиту от огня крупнокалиберных пулеметов. Кроме того, дополнительные броневые листы устанавливаются для защиты командира, когда он ведет огонь из 12,7-мм пулемета. Впервые это решение было применено во время вьетнамской войны и, как показал опыт, может иметь важное значение при использовании БТР в вооруженных конфликтах.

Живучесть машин повышена за счет улучшения компоновки. Топливные баки вынесены из забронированного пространства наружу, что привело к снижению пожароопасности и одновременно увеличило пространство для экипажа. Подобная доработка уже проведена и на некоторых бронетранспортерах модификации А2.

Изменение стратегической обстановки в мире и финансовые возможности государств выдвигают задачу модернизации существующей техники в качестве первостепенной на ближайшие годы. При этом отмечается, что модернизированные M113 будут эффективно использоваться многонациональными силами при решении ими своих специфических задач, а также предназначаться для тех армий, которые не в состоянии из-за своих финансовых трудностей закупать более дорогостоящую технику.

Для многих армий стран блока НАТО принятие программ модернизации может быть реальной возможностью для обеспечения соединений и частей техникой в следующем столетии. В связи с этим западные эксперты полагают необходимым осуществить стандартизацию БТР. В результате этого появится средняя бронированная машина общего назначения, которая по своим ТТХ будет соответствовать M113. При этом они подчеркивают, что ни одна из существующих БМП не может соперничать с семейством средних бронированных машин по критерию «стоимость/эффективность».

При условии приоритетного развития семейства средних бронированных машин общего назначения (каковым, безусловно, является модернизированный БТР М113) должны пройти несколько десятилетий, прежде чем экономические соображения, связанные с постоянно возрастающей стоимостью ремонта, станут более весомыми, чем собственно военные.

По мнению западных специалистов, необходимо выяснить, нуждаются ли сегодняшние сухопутные войска в бронированных боевых машинах для выполнения миротворческих задач. А если существует такая потребность, то сколько и каких машин нужно. Стратегические переброски войск в кризисные районы постоянно подвергают БТР серьезной проверке в плане того, насколько она подходит для применения в подобных условиях. Это подтверждает опыт использования М113 в таких конфликтах, как война во Вьетнаме, Ливане, Сомали и Боснии. То же можно сказать и в отношении многих видов операций, связанных с оказанием помощи в случае стихийных бедствий. Нельзя переложить все спасательные функции только на вертолеты, которые не в состоянии выполнить многие из них. Тем не менее, как отмечают зарубежные военные специалисты, машины, способные передвигаться практически по любому типу местности, решать возложенные на них задачи при любых погодных условиях и, кроме того, преодолевать водные преграды, остаются невостребованными.

В последнее время постоянно возрастают требования к увеличению подвижности и улучшению защищенности личного состава, а также к снижению материальных затрат, связанных с созданием боевых машин. Гусеничные машины, подобные M113, в наибольшей степени отвечают этим задачам. По сообщению западной печати, в ряде стран ведутся НИОКР по созданию боевой машины нового поколения, но пока удалось создать лишь более сложные, тяжелые и дорогостоящие варианты.

Стоимость программы модернизации существующих БТР M113 А1 и А2 с целью доведения их до уровня A3, по оценке западных экспертов, может составить 100 - 400 тыс. долларов, в зависимости от того, где она будет реализована. По прогнозам специалистов, на такие расходы способны лишь немногие страны, например, Бельгия, Испания, Нидерланды, Италия, Канада, Австралия, Турция, Республика Корея. Вместе с тем они полагают, что указанная сумма намного меньше необходимой для создания нового образца.

Зарубежное военное обозрение 1998 №10 С. 19-22

Смотрите также
Категория: 1990 - 2000 гг | Добавил: pentagonus (08.04.2010) | Автор: Подполковник С. Панов
Просмотров: 3875 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar