Работы в США по созданию лазерного оружия космического базирования
HTML clipboard

Работы в США по созданию лазерного оружия космического базирования

Подполковник А. Алешин

Западные средства массовой информации отмечают рост в США интереса к разработке лазерного оружия космического базирования (ЛОКБ), рассматриваемого американским военным ведомством в качестве неотъемлемой части перспективной системы противоракетной обороны. В частности, на эти цели в 1998 финансовом году министерство обороны США получило 98 млн долларов.

Работы по созданию ЛОКБ ведутся американцами по программе SBLRD (Space Basec Laser Readiness Demonstrator).

В период с 2005 по 2008 год американцы планируют провести натурные испытания в космическом пространстве демонстрационного образца лазерной установки. В ходе этого эксперимента предполагается с помощью модифицированной ракеты-носителя «Титан-4» вывести на околоземную орбиту демонстрационный образец системы лазерного оружия массой 18 - 20 т. Основная задача эксперимента будет состоять в отработке вопросов обнаружения и распознавания баллистических целей, наведения на них лазерного луча и в оценке его воздействия на эти цели. Стоимость эксперимента оценивается в 500 - 700 млн долларов.

В 1997 году американцы уже провели в наземных условиях на полигоне фирмы TRW в Сан-Хуан-Капистрано (штат Калифорния) комплексный эксперимент ALI (Alpha/LAMP Integration experiment) по сопряжению отдельных компонентов ЛОКБ (высокоэнергетического генератора лазерного излучения, системы формирования и управления лазерным лучом и системы обнаружения и распознавания целей) в единый комплекс и по проверке работоспособности всего комплекса в условиях имитации космического пространства.

Высокоэнергетический генератор лазерного излучения «Альфа» (мощность выходного излучения более 2 МВт) разработан фирмой TRW. Система формирования и управления лазерным лучом с главным зеркалом «Лэмп» диаметром 4 м, разработанным по программе LAMP (Large Active Mirror Program), создана объединенными усилиями специалистов фирм «Локхид-Мартин» и «Хьюз». Для проведения наземных испытаний ЛОКБ на полигоне фирмы TRW создан специальный комплекс, включающий крупногабаритную вакуумную камеру высотой 15 м.

В настоящее время, как отмечают зарубежные эксперты, руководство министерства обороны США намерено определить новый график работ по подготовке к проведению космического эксперимента с учетом более высокого уровня финансирования программы создания ЛОКБ. Кроме того, в последнее время американские специалисты завершили разработку новых технологий (крупногабаритные неохлаждаемые зеркала с высококачественными оптическими покрытиями, оптимальная конструкция сопловых блоков генератора лазерного излучения, более легкие конструкционные материалы космических аппаратов), которые могли бы более чем на 10 проц. сократить массу выводимого на околоземную орбиту комплекса.

График работ по созданию ЛОКБ предусматривает запуск демонстрационной лазерной установки до 2005 года при использовании существующих технологий.

Ожидается, что во второй половине 1998 года американское военное ведомство сделает окончательный выбор головного подрядчика работ по созданию демонстрационного образца ЛОКБ.

Зарубежное военное обозрение №7 1998 С.54