search
menu
person

NEWS AND UDATES


Роль воздушных средств информационной войны и проблемы борьбы с ними
HTML clipboard

Роль воздушных средств информационной войны и проблемы борьбы с ними

А. Краснов,
доктор военных наук, профессор;
подполковник К. Кобрин

Развитие новых технологий и внедрение в вооруженные силы ведущих государств мира различных информационных систем, основанных на применении электронных устройств, вызвали к жизни новую форму вооруженной борьбы - информационное противоборство. В настоящее время оно получило на Западе особое название - «информационная война» (ИВ). Под этим понимаются широкомасштабные действия, предпринимаемые противоборствующими сторонами против систем управления войсками в целях достижения информационного превосходства над противником. Такие цели, как следует из принятого в 1995 году в США документа FM100-6 «Информационные операции», могут быть достигнуты путем обеспечения бесперебойного функционирования своих информационных систем и их защиты, при одновременном противодействии аналогичным системам противника.

В концепции «информационная война», призванной обновить существующую концепцию «борьбы с системами управления», видное место занимают воздушные средства ИВ, способные эффективно функционировать как в мирное, так и в военное время. Именно эти средства на сегодняшний день являются предметом приоритетного внимания командования НАТО и иностранных спецслужб. Одни из них предназначены для сбора информации (самолеты AWACS, воздушные КП, пилотируемые и беспилотные разведывательные и разведывательно-ударные средства), другие - для подавления информационных систем противника и дезорганизации его управления войсками (самолеты РЭБ).

О тактико-технических характеристиках воздушных средств ИВ рассказывалось ранее*. Данная статья посвящена анализу того, как изменялись роль и место этих средств в информационном противоборстве.

Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3 системы AWACS, оборудованные мощными многофункциональными РЛС, средствами обработки и передачи информации, а также наведения истребителей, были созданы в США на базе Боинг 707 (первый такой самолет поднялся в воздух в середине 70-х годов). Они предназначались для дальнего радиолокационного обнаружения, сопровождения воздушных целей и управления силами и средствами ПВО сначала Североамериканского континента, а затем и Западной Европы (система AWACS - НАТО). В дальнейшем самолеты Е-3 стали привлекаться для обеспечения боевых действий тактической авиации по поражению наземных объектов. На них были установлены аппаратура объединенной тактической системы связи и распределения данных JTIDS для передачи визуально отображаемой информации на дальность до 600 км нескольким десяткам самолетов в реальном масштабе времени, усовершенствованные РЛС повышенной помехоустойчивости, а также интегрированные с ними станции радиотехнической разведки высокой точности, обнаруживающие воздушные цели по их бортовым источникам излучения.

В результате проведенных модернизаций возможности самолетов AWACS возросли и существенно расширился круг решаемых ими задач. В настоящее время система AWACS - НАТО, развернутая на Центрально-Европейском ТВД, обеспечивает дальнее радиолокационное обнаружение и наблюдение за действиями авиации противоборствующих сторон, управление своей ударной авиацией, силами и средствами ПВО на театре. Экипажи самолетов ведут радиолокационную и радиотехническую разведку в обширных районах, а в качестве воздушных командных пунктов решают задачи наведения истребителей на воздушные цели, целеуказания пунктам управления наземной ПВО, вывода ударных групп к объектам ударов и координируют их действия. В сложной воздушной обстановке предусматривается одновременное применение нескольких самолетов AWACS, взаимодействующих между собой и с наземными пунктами управления, для чего разработаны соответствующие системы связи.

Свидетельством возросшей роли самолетов AWACS в информационном обеспечении боевых действий авиации стала война в зоне Персидского залива (1991), где в ходе трехдневной воздушно-наступательной операции (14 - 16 января) они обеспечили непрерывный контроль над воздушным пространством на всю глубину ее проведения и, по оценкам западных специалистов, успешно выполняли перечисленные выше задачи. По данным зарубежных СМИ, в этой операции участвовало 15 самолетов Е-3, создававших необходимое радиолокационное поле (четыре из них осуществляли сопровождение 250 боевых самолетов над территорией площадью 190 тыс. км2).

Самолеты РЭБ имеют более давнюю историю. Во время Второй мировой войны после массированных налетов англо-американской авиации улицы немецких городов Дрезден, Гамбург и других были усеяны густым слоем серебристых ленточек фольги -первых средств пассивных помех РЛС. Впоследствии средства радиоэлектронного противодействия (РЭП) получили дальнейшее развитие, и в начале 60-х годов были созданы специализированные самолеты РЭБ.

До середины 90-х годов на вооружении ВВС США находились три основных самолета-постановщика помех: EF-111A , ЕС-130Н и ЕА-6В. Они способны обнаруживать и подавлять наземные и бортовые РЛС, средства связи систем ПВО в диапазоне от метровых до сантиметровых волн на дальности 200 - 250 км, то есть почти на всю глубину построения группировки войск противостоящей стороны. Экипажи выполняют задачи разведки радиоэлектронных средств, систем управления войсками и оружием с последующим их подавлением различного рода помехами, что позволяет снизить информационный потенциал противника, а следовательно, и эффективность применения его авиации и средств ПВО.

Поиск и обнаружение сигналов радиоэлектронных средств самолеты РЭБ ведут при патрулировании над своей территорией, находясь в боевых порядках ударных групп (самолет EF-111A, способный осуществлять РЭП, будет снят с вооружения к 2000 году), что более предпочтительно при ведении ИВ, поскольку самолеты, обладая такими качествами, как большая продолжительность и дальность полета, а также располагая значительными количеством и мощностью передатчиков помех, могут нанести противнику существенный информационный ущерб.

О роли самолетов РЭБ зарубежные военные эксперты судят также по опыту боевых действий в зоне Персидского залива и вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине (1995), где в результате радиоэлектронного подавления, сочетаемого с ударами противорадиолокационными ракетами HARM, информационные системы ПВО Ирака и боснийских сербов были подавлены или выведены из строя.

Воздушные элементы разведывательно-ударных систем, как и другие средства, способные действовать в разведывательно-ударном режиме, появились только к концу 80-х годов. Ранее аналогов им не было, как не существовало и возможности ликвидировать разрыв в наиболее критическом временном промежутке - между моментом обнаружения противника и временем нанесения по нему ударов. Особое место среди них имеет самолет разведки и управления нанесением ударов Ё-8С «Джистарс», оборудованный многофункциональной РЛС с дальностью действия до 300 км и аппаратурой для выдачи целеуказаний и наведения огневых средств. Экипажи решают следующие задачи: контроль воздушной и наземной обстановки в зоне ответственности одного-двух армейских корпусов, разведка в реальном масштабе времени бронетанковых и механизированных частей противника, а также автоматизированное наведение тактических истребителей и ракетно-артиллерийских средств одновременно на несколько целей.

На самолетах Е-8С предусмотрена возможность приема и обработки информации не только от своей РЛС, но и от других источников (самолетов AWACS, космической, воздушной разведки и прочих).

Таким образом, боевой опыт, полученный в ходе вооруженных конфликтов последних десятилетий, свидетельствует о постоянно растущей роли воздушных средств ИВ. По мнению западных военных аналитиков, она определяется их способностью быстро переносить или наращивать усилия на требуемых направлениях, возможностями и задачами по добыванию необходимых данных и воздействию на информационные системы противника на глубину, недоступную для наземных средств. Особенно велика роль воздушных средств в условиях быстро меняющейся обстановки и массового применения сторонами средств РЭБ. Находясь в глубине своей территории, они являются трудно уязвимыми для радиоэлектронного и огневого поражения противником. Примерное расположение и пространственные возможности воздушных средств, отвечающих требованиям ИВ, показаны на рис. 6.

Рис. 6. Вариант местоположения воздушных средств ведения информационной войны

Рис. 7. Вариант противодействия экипажей самолетов AWACS атакующим истребителям


Что касается дальнейшего повышения эффективности воздушных средств в ИВ, то, как подчеркивают западные специалисты, их массированное применение приведет к потере управления и боеспособности противостоящей стороны, если им не будет оказано адекватное комплексное противодействие. Так, по их утверждению, уничтожение или прекращение функционирования только одного самолета AWACS приведет к тому, что вероятность преодоления авиацией противоборствующей стороны зональной системы ПВО увеличится на 17-40 проц., а вывод из строя воздушных элементов разведывательно-ударных систем - к полной парализации последних, не говоря уже о материальных и временных затратах, которые потребуются для восстановления прежней боеспособности. И, наоборот, если самолеты РЭБ, дежурящие в зонах, будут беспрепятственно выполнять свои задачи, то возможности системы ПВО по отражению массированных налетов авиации противника с применением зенитных ракетных средств снизятся на 30 проц., а истребительной авиации - на 75 проц. Поэтому, как отмечают западные специалисты, воздушные средства ИВ следует рассматривать в качестве первоочередных объектов подавления и уничтожения.

В связи с этим проблема борьбы с воздушными средствами ИВ приобретает куда более важное значение, чем в прошлом. Однако, по оценкам зарубежных специалистов, возможности имеющихся средств борьбы с ними не адекватны их живучести. Все они базируются и несут дежурство в воздухе на большом удалении от линии боевого соприкосновения войск сторон, трудно уязвимы на аэродромах и недосягаемы для огневого противодействия зенитных ракетных комплексов, а поражение их истребителями весьма проблематично. По этим причинам ни один из самолетов AWACS и «Джистарс» за все время их эксплуатации не был сбит в минувших вооруженных конфликтах.

Тем не менее ряд военных исследователей высказывает и другие мнения о неуязвимости воздушных средств. Объединяя самолеты AWACS, РЭБ, воздушные элементы разведывательно-ударных систем не по функциональному предназначению, а в качестве объектов действий истребителей, специалисты указывают, что они представляют собой одиночные дозвуковые слабоманевренные цели, не имеющие оружия для огневого поражения истребителей, находятся длительное время в одних и тех же зонах патрулирования, где выполняют полет по замкнутым траекториям. При этом необходимо учитывать и достижения в научно-технической области, которые позволяют улучшить тактико-технические данные самолетов-истребителей, и прежде всего увеличить дальность полета и возможность поисковых устройств.

Из вышесказанного западные аналитики делают два вывода. Первый - несмотря на все недостатки, наиболее эффективным средством борьбы с воздушными средствами ИВ могут быть истребители, и второй - их поражение становится новой самостоятельной задачей для истребительной авиации.

Казалось бы, какие трудности могут быть у летчиков на самолетах, имеющих большую дальность полета, мощное вооружение, в боях с одиночными воздушными целями, и к тому же уступающими по своим летно-тактическим характеристикам? Однако проблема заключается в том, что если поражение различных целей в воздушных боях является для истребителей обычной задачей, то при ее решении в соответствии с характеристиками целей необходимо заведомо отказаться от применения крупных сил и громоздких боевых порядков истребителей, и на свой страх и риск поражать объекты в глубоком тылу противника малыми подразделениями. Таково мнение зарубежных военных специалистов.

Занимающиеся решением указанной проблемы западные авиационные эксперты полагают, что истребительная авиация могла бы внести существенный вклад в борьбу за завоевание информационного превосходства, если ее применение, в противовес стереотипам, будет основано на нестандартных решениях и подходах. Сведений об этом в СМИ мало, но в зарубежной военной литературе можно встретить различные подходы к решению вышеназванной задачи. Один из них предусматривает уничтожение воздушных средств ИВ ракетным (пушечным) огнем, другой - «ослепление» их в наиболее ответственные периоды действий войск и авиации (нанесение контрударов, выброска воздушных десантов, отражение или нанесение массированных ударов и т. д.). Окончательный выбор в пользу того или иного подхода может быть сделан после сопоставления наличных сил, возможностей истребительной авиации и ожидаемых результатов с уровнем информационного обеспечения систем управления противника.

По мнению западных аналитиков, алгоритм решения проблем в самом общем виде выглядит так: преодоление ПВО противника - поиск объектов - поражение объектов.

Первая проблема: как пробиться к объектам через мощный заслон глубокоэшелонированной системы ПВО? Авиационные эксперты считают, что тактика малых подразделений истребителей должна базироваться не на силовых действиях, а исключительно на применении хитроумных тактических приемов, обеспечивающих введение противника в заблуждение и внезапность удара. Такие приемы не новы. Полет на предельно малых высотах в сочетании с большой скоростью и изменением курса, противоракетные, противоистребительные маневры - все это уже давно применяется экипажами самолетов, действующими над территорией противника. Показательным в этом плане считается опыт арабо-израильских войн, где израильские летчики действовали отдельными парами и четверками очень эффективно при преодолении ПВО арабских стран.

Вторая проблема: как вести поиск объектов за пределами своего радиолокационного поля? Ведь заглянуть туда, где патрулируют такие удаленные объекты, как самолеты AWACS, операторам наземных РЛС вряд ли представится возможным в ближайшем будущем. Поэтому, как только истребители исчезнут с экранов радаров, они могут рассчитывать на информацию только от внешних источников, и прежде всего на радиотехническую разведку. Воздушные средства ИВ имеют на борту большое количество радиоэлектронных устройств и будут своего рода маяками, которые могут быть запеленгованы и идентифицированы, что позволит истребителям сузить район поиска. Вместе с тем учитывается постоянная опасность обстрела истребителей зенитными ракетными средствами и внезапных атак истребителей противника, что, в свою очередь, накладывает серьезные ограничения на возможности поиска, требует мер по прикрытию поисковых групп и противоракетного маневрирования.

Третья проблема: как незаметно приблизиться и поразить заданные объекты, которые прикрываются специально выделенными подразделениями истребителей противника? Эта проблема остается острой, а наиболее опасными и трудно уязвимыми целями считаются самолеты AWACS. Их экипажи могут обнаруживать своего противника первыми и заблаговременно принимать меры самозащиты. При ее решении западные военные аналитики используют опыт боевого применения самолетов Е-ЗА и Е-2С в войне в зоне Персидского залива. Еще тогда экипажам рекомендовалось в случае угроз со стороны иракских истребителей ставить активные и пассивные помехи, выполнять оборонительные маневры с уходом в глубь своей территории или в сторону моря, стремиться подставить атакующих летчиков под огонь зенитных ракетных средств. Для обеспечения своей безопасности экипажам предписывалось оповещать силы и средства ПВО, вызывать истребителей и управлять ими в ходе боя (рис. 7).

В какой-то мере разработана и тактика истребителей, атакующих самолеты AWACS. На первый план выходит дезинформация и введение противника в заблуждение (например, путем размыкания общего боевого порядка истребителей на ряд групп и имитации атаки самолета AWACS с нескольких направлений). Как видно на рис. 7, при этом одна из групп станет ударной, а остальные будут дезинформирующими (они должны связать истребители прикрытия боем, а если таковых нет, то наращивать усилия ударной группы, атакующей основную цель). Аналогичная тактика считается приемлемой и при ведении борьбы с другими воздушными средствами ИВ, оборудованными бортовыми комплексами индивидуальной защиты.

При втором подходе - временном «ослеплении» воздушных средств - цель действий истребителей: напугать экипажи, принудить их к покиданию зон дежурства и оборонительному маневрированию, во время которого их функционирование как средств ИВ прекращается. В соответствии с этим алгоритм решаемых проблем по сравнению с первым подходом упрощается. Истребителям достаточно выйти к рубежам, с которых будет четко обозначена угроза атаки конкретных объектов. Она должна сохраняться в течение заданного периода времени и быть правдоподобной. Для этого группам истребителей рекомендуется действовать последовательно, одна за другой, желательно с разных сторон, выполняя полет с четко обозначенными курсами в направлении функционирующих объектов.

При таких чисто демонстративных действиях истребителям придется решать те же проблемы преодоления ПВО противника и поиска объектов, применять аналогичные, может быть, несколько видоизмененные тактические приемы. Отличие будет состоять в другом: обозначить угрозу атак легче, чем штурмовать труднодоступные объекты, и для этого потребуется меньшее количество сил. Поэтому второй подход, по мнению авиационных экспертов, в настоящее время более реален. Истребители становятся самым надежным средством устрашения экипажей и носителями ложной информации.

В то же время специалисты по вопросам ИВ полагают, что в любом случае действия истребителей, участвующих в борьбе за информационное превосходство, могут быть более эффективными, если они будут планироваться и вестись в тесной координации с воздушными средствами, обнаруживающими, опознающими и следящими за вскрытыми объектами, а также подавляющими ПВО противника в интересах истребителей. При этом они учитывают, что если ранее эти средства использовались разрозненно, то ныне наметилась тенденция интеграции их в единые системы, что, несомненно, облегчит организацию взаимодействия истребителей с ними. Попытки создания таких систем, которые бы включали самолеты AWACS, самолеты-разведчики и самолеты РЭБ, предпринимались еще в ходе войны в зоне Персидского залива. В настоящее время в ВВС Соединенных Штатов планируется сформировать смешанные эскадрильи, в состав которых будут входить те же средства (кроме самолетов AWACS).

В США разрабатывается ряд программ, целью которых является обобщение информации от различных воздушных и иных средств и объединение ее с помощью средств автоматизации в единый банк, создаются высокоскоростные компьютеры для обработки больших объемов информации и проводятся эксперименты по ее отображению на пунктах управления различных уровней. Создание такой интегрированной структуры, в рамках которой применение всех средств и распределение задач между ними будут осуществляться в общих интересах, по мнению ее разработчиков, весьма заманчиво.

В зарубежной военной литературе можно найти и другие, основанные на системном подходе варианты предполагаемого решения этой проблемы. Однако, по взглядам многих западных конструкторов и технологов, все они пока не более чем гипотезы. Для их реализации, необходимо создать единую высокотехнологичную методологическую базу, то есть сформировать общее представление о целях, задачах и принципах ИВ, определить роль и место каждого средства (группы средств) в решении общей проблемы. При этом роль воздушных средств в достижении информационного превосходства отнюдь не снизится. Их дальнейшее развитие западные специалисты связывают с расширением возможности информационного воздействия на системы управления противника.

Таким образом, пристальное внимание, уделяемое за рубежом разработке и применению средств ИВ, свидетельствует о том, что акцент в вооруженной борьбе все более смещается в информационную сферу. По взглядам военных руководителей объединенных вооруженных сил НАТО, информационное воздействие на противника становится не менее важным, чем завоевание господства в воздухе, и по результатам применения выходит на второе место после ядерного оружия. Признанным средством борьбы за снижение информационного потенциала сторон являются современные истребители, обладающие возможностями для поражения или прекращения функционирования воздушных средств днем и ночью в различных метеоусловиях.

* См.: Зарубежное военное обозрение. - 1993. - № 10; 1995. - № 6, 7, 9; 1998. - № 4.

Зарубежное военное обозрение №10 1998 С.27-33

 

Смотрите также
Категория: 1990 - 2000 гг | Добавил: pentagonus (08.04.2010) | Автор: А. Краснов
Просмотров: 4470 | Теги: информационное противоборство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar