Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 10.12.2016, 04:11
Ключевые слова
Армия

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » 1990 - 2000 гг

Сухопутные войска США: взгляд в XXI век
HTML clipboard

Сухопутные войска США: взгляд в XXI век

Полковник В. Гаврилов,
кандидат психологических наук

По взглядам ведущих американских специалистов из института стратегических исследований военного колледжа армии США, в XXI веке сухопутным войскам отводится важное место в структуре вооруженных сил. Разработки, проводимые командованием боевой подготовки этого вида вооруженных сил в рамках специального проекта «Сухопутные войска будущего», имеют четыре основные направления: вероятные геополитические изменения и реалии, поведение людей и организаций, развитие военного искусства, влияние технического прогресса.

Исторически сложилось так, что армии упрекают в том, что они всегда готовятся к прошлой войне. И только в начале 80-х годов, как утверждают специалисты США, удалось создать силы, способные выиграть будущую войну. Однако сегодня этого оказалось недостаточно. Нестабильность обстановки в мире, ускорение технического прогресса (в частности, в области получения, обработки и передачи информации), а также последствия «революции в военном деле», с одной стороны, и тенденция к сокращению оборонных бюджетов - с другой, привели к необходимости заглянуть в более далекое будущее и попытаться спрогнозировать развитие вооруженных сил «послезавтрашнего дня».

Как полагают эксперты, основная цель США, «единственной державы, вовлеченной во все мировые дела в любой точке Земного шара», состоит в том, чтобы извлечь максимум полезного из мирного сосуществования и сократить до минимума периоды вооруженных конфликтов. По мнению американского руководства, ключевую роль в решении этой задачи должны сыграть сухопутные войска, дальнейшее развитие которых обосновывается рядом внешних и внутренних факторов.

К первым относятся:
- распространение ОМП и высоких технологий, что увеличивает возможности амбициозных лидеров и групп;
- использование терроризма некоторыми государствами для достижения национальных целей;
- увеличение числа транснациональных задач и растущая интеграция международного сообщества;
- циклический характер развития с чередованием периодов насилия и относительной стабильности;
- общая нестабильность ситуации в зоне средне- и слаборазвитых государств, осложняемая возможными противоречиями между высокоразвитыми странами;
- формирование под влиянием растущей международной интеграции различных общин и национальных анклавов внутри государств, что потребует дополнительных усилий для завоевания их поддержки в отношении военных акций, проводимых США.

К внутренним факторам, которые окажут влияние на развитие сухопутных войск, по мнению американских специалистов, относятся следующие:
- изменение отношения американского общества к угрозам национальным интересам США как уменьшившимся и незначительным;
- отрицательное отношение политических лидеров и общественного мнения к продолжительным или дорогостоящим военным операциям, за исключением случаев, когда под угрозой окажутся национальные интересы США;
- изоляционистские настроения в американском обществе, сопротивление быстрой интеграции в мировую экономику и культуру;
- закрытие военных баз в центральной части США и их концентрация на побережьях, что отрицательно влияет на укрепление положительного отношения американцев к армии;
- неоправдавшиеся ожидания многих американцев относительно большой отдачи от высоких технологий;
- стремление состарившегося поколения «демографического взрыва» 50 - 60-х годов больше заботиться о вложении денег в здравоохранение, чем в оборону.

По мнению американских экспертов, для выбора оптимальной стратегии развития сухопутных войск с учетом вышеперечисленных факторов придется решить ряд задач. Во-первых, необходимо будет выбрать такую стратегию модернизации, которая сведет к минимуму риски, связанные с разнообразными угрозами. Это подразумевает, что если международная обстановка окажется относительно благоприятной, то сухопутные войска смогут в минимальном объеме расходовать ресурсы на долгосрочную модернизацию и развитие. Если же в мире будут доминировать конфликты, то США должны сосредоточиться на быстрейшем развитии и модернизации сухопутных войск. Нынешнюю стратегию страны следует, по мнению аналитиков, несколько скорректировать с учетом возникновения ближайших угроз. Стратегия одновременного участия в двух региональных конфликтах и достижения в них победы, направленная на сдерживание агрессора, по-видимому, останется ведущей в обозримом будущем. При этом главный упор следует делать на предотвращение угроз, что потребует непосредственного участия сухопутных войск и вызовет необходимость поддерживать их численность на уровне 495 тыс. человек.

Во-вторых, необходимо максимально повысить боевую эффективность сухопутных войск, так как, оставаясь сравнительно небольшими по численности, они должны выполнять серьезные масштабные задачи. Один путь ее увеличения - создание международных коалиций, другой - через внедрение новых технологий Последний предполагает большую отдачу, но и требует значительных финансовых вложений. Кроме того, как отмечают военные эксперты, ставка на широкое использование технических новшеств грозит отрицательными последствиями, в частности может привести к преждевременному списанию имеющейся дорогостоящей техники. Не исключено также, что вероятный противник найдет более дешевые средства противодействия.

В-третьих, сухопутным войскам предстоит решить, является ли ведение войны их единственной функцией или это только одна из многих (хотя и самых важных). Исторически сформировавшиеся границы применения армии могут быть расширены по мере того, как меняется концепция национальной безопасности, которая сегодня включает защиту национальных средств и системы информации, окружающей среды и здоровья населения. Но мнению американских исследователей, руководству сухопутных войск необходимо определиться, следует ли брать на себя новые задачи или сосредоточиться на одной-двух из них, а остальные перепоручить другим ведомствам.

Наконец, в-четвертых, для дальнейшего развития сухопутных войск необходимо одобрение общественного мнения, которое позволит продолжить финансирование на должном уровне, а также поддерживать необходимую численность личного состава. В связи с этим задача командования будет заключаться в постоянном и настойчивом разъяснении значимости сухопутных войск, их роли в сдерживании насилия, защите от агрессии, поддержке союзников и дружественных государств и помощи в ликвидации вооруженных конфликтов.

Общий ход мирового развития будет по-прежнему характеризоваться противоречиями, разрешить которые вряд ли возможно с привлечением только сил ООН и региональных организаций. Поэтому сухопутные войска США призваны, во-первых, быть основой сил передового базирования в Европе и Азии и, во-вторых, составлять костяк контингентов, направляемых для предотвращения кризисов и урегулирования конфликтов. В докладе комиссии по анализу итогов четырехлетнего развития вооруженных сил (Quadrennial Defence Review) подчеркивается, что основополагающим требованием к вооруженным силам США является в настоящее время способность выполнять как миротворческие функции, так и обычные боевые задачи.

В то же время важнейшей тенденцией, характеризующей общественно-политическую ситуацию в США, будет оставаться резко отрицательное отношение большинства политических лидеров и общественного мнения к продолжительным дорогостоящим военным операциям, связанным с людскими потерями, за исключением случаев, когда под угрозой окажутся национальные интересы США.

Стратегическая оценка роли сухопутных войск до 2010 года. По итогам работы совета по надзору за взаимодействием видов вооруженных сил (Joint Requirements Oversight Council) и комиссии по функциям и задачам вооруженных сил (Commission on Roles and Missions of the Armed Forces) в 1995 году были определены основные типы операций, в которых прогнозировалось вероятное участие вооруженных сил США в 2011 году. Согласно выводам американских экспертов, для различных видов вооруженных сил будут существовать различные приоритеты участия в указанных операциях.

Наиболее очевидно, что сухопутные войска будут привлекаться к действиям при возникновении региональных конфликтов, оказывать гуманитарную помощь, участвовать в борьбе с терроризмом и партизанскими отрядами в городах и сельской местности. Они также могут использоваться в боевых действиях в прибрежной зоне и при обороне континентальной части США.

По мнению американских военных теоретиков, сухопутные войска XXI века должны значительно отличаться от армии 80-х - начала 90-х годов, в первую очередь тем, что получат на вооружение ряд технических новинок, главным образом в области информационных технологий. Эти войска будут представлять собой более гибкую стратегическую силу, способную одержать решительную победу на поле боя в результате маневра, эффективного и точного огня. Если в мировой ситуации не произойдет резких изменений, то в первом десятилетии XXI века соединения и части сухопутных войск США продолжат дислоцироваться в Корее, Японии и Западной Европе, хотя их численность может уменьшиться. Согласно выводам комиссии по анализу итогов четырехлетнего развития вооруженных сил в боевом составе американских сухопутных войск в ближайшем будущем останется 10 дивизий.

В обозримом будущем возможность возникновения мировой войны чрезвычайно мала, но не исключается вероятность региональной войны значительной интенсивности. В создавшихся условиях, как считается, министерству обороны США предстоит доказать, что оно не только тратит деньги, но и способствует национальному развитию. Ведение войны остается прерогативой военных, однако одновременно Пентагон должен включить в стратегическое планирование аспекты, связанные с его фактическим и потенциальным вкладом в решение невоенных проблем (совместно с другими министерствами и ведомствами). В связи с этим необходим четкий оптимальный баланс интересов военных и гражданских ведомств. Во-первых, это касается поддержания боевой готовности сухопутных войск на должном уровне с одновременным формированием системы международной безопасности. Во-вторых, необходимо добиться оптимального сочетания нескольких взаимосвязанных элементов: организационно-штатной структуры, боевой готовности, инвестиций и модернизации. Главным из них, как полагают военные специалисты, является боевая готовность, средства для поддержания которой предполагается высвободить в результате сокращения общей численности сухопутных войск.

Основные перспективные программы производства и закупки вооружения для Сухопутных войск США (утверждены 28 октября 1996 года)

Новые системы

№ п/п

Полное наименование программы

Сокращенное наименование программы

ситуация на 2010 год*

1

Комплекс тактических ракет с бронебойным зарядом

ATACMS-BAT

 

2

Легкий вертолет "Команч"

RAH-66

свёрнут

3

Усовершенствованный комплекс полевой артиллерии "Крусейдер"

AFAS/FARV

свёрнут

4

ПТУР "После-Toy"

FOTT

 

5

Усовершенствованный ПТУР "Джавелин"

JAVELIN ATMS

 

6

Наземный стационарный модуль для самолета-разведчика, оборудованного единой РЛС обнаружения и захвата цели

JSTARS GSM

 

7

Автоматическая система управления войсками (АСУВ) армейского корпуса США

MCS (ATCCS)

 

Модернизируемые и дополнительно разрабатываемые системы

1

Модернизированный танк "Абрамс"

M1A2

 

2

Тактическая система данных усовершенствованного комплекса полевой артиллерии (тактическая система командования и управления СВ)

AFATDS (ATCCS)

 

3

Система комплексного анализа источников (тактическая система командования и управления СВ)

ASAS (ATCCS)

 

4

Тактический ракетный комплекс СВ (противопехотный и противотанковый)

ATACMS-APAM

 

5

Усовершенствованная система противодействия с помощью инфракрасных приборов - система обнаружения обычных ракет

ATIRMS/CMWS

 

6

Вертолет общего назначения "Блэк Хок"

UH-60L

 

7

Модернизированная БМП "Брэдли"

BRADLEY FVS

 

8

Система управления поддержкой боевых частей (тактическая система командования и управления СВ)

CSSCS (ATCCS)

 

9

Система командования, управления и разведки ПВО передового района (тактическая система командования и управления СВ)

FAAD C2I (ATCCS)

 

10

Семейство средних тактических машин

FMTV

 

11

Вертолет "Кайова Уорриер"

OH-58D

 

12

 "Лонгбоу Апач" - система РЛС захвата цели и управления огнем вертолета "Апач", включающая модификацию планера

LONGBOW APACHE

 

13

"Лонгбоу Хеллфайр" - ракетный комплекс "Хеллфайр", совместимый с РЛС управления огнем "Лонгбоу"

 LONGBOW HELLFIRE

 

14

Система обнаружения и поражения бронеобъектов

SADARM

 

15

Одноканальный наземно-воздушный УКВ-радиокомплекс

SINCGARS

 

16

Мобильный защищенный противопомеховый тактический терминал

SMART-T

 

Техническая модернизация, без которой невозможно представить армию XXI века, потребует немалых бюджетных средств. Учитывая постоянное удорожание В и ВТ, с одной стороны, и тенденцию к ограничению бюджета на оборону, с другой - военное ведомство США видит выход из создавшейся ситуации в сочетании мер, включающих капитальный ремонт существующих систем вооружения, продление срока их службы, программы технического совершенствования, перераспределение средств. По мнению американских экспертов, целью министерства обороны должно быть не обеспечение сухопутных войск самыми совершенными технологиями, а поддержание постоянного превосходства над потенциальными противниками на уровне приемлемого риска, который определяется в результате анализа баланса сил и возможностей сторон.

Совершенствование организационно-штатной структуры также предполагает изменение соотношения активного и резервного компонентов сухопутных войск. Предлагаются два варианта: первый - сохранение в активе только мощных боевых частей и перевод второстепенных частей в резерв; второй - перевод основных боевых частей в резерв и включение в активный компонент сил, более пригодных в современных условиях для применения военной силы (операции в условиях локальных военных конфликтов).

Недостаток первого варианта заключается в том, что оставленные в активном компоненте мощные боевые части вряд ли могут быть пригодны для выполнения сегодняшних задач, которые на них возлагаются, а именно для использования в конфликтах низкой интенсивности. Что касается резервного компонента, то поскольку его части не поддерживаются в столь же высокой степени боевой готовности, их затруднительно отмобилизовать в кратчайшие сроки.

Второй вариант более пригоден для современных условий, но вряд ли найдет поддержку у командования сухопутных войск. Основной аргумент против - резервисты не могут быть достаточно мощной силой для защиты жизненных интересов США в кризисных ситуациях. Оппоненты считают, что уменьшение опасности крупномасштабного конфликта, возможность раннего предупреждения и более эффективные методы боевой подготовки все же позволят поддерживать резервный компонент в состоянии боевой готовности, необходимой для участия в широкомасштабном конфликте.

Скорее всего, решение о соотношении активного и резервного компонентов сухопутных войск, которое предстоит найти до 2010 года, будет находиться где-то посредине и во многом определяться конкретной ролью министерства обороны США в обеспечении национальной безопасности. В ближайшем будущем, по мнению американских аналитиков, дальнейшая работа по перераспределению функций приведет к беспрецедентному слиянию обоих компонентов, которое проявится: в назначении офицеров кадрового состава на должности в частях и подразделениях резерва; в переводе усиленных боеготовых бригад резерва под командование смешанных дивизионных штабов, состоящих из офицеров регулярных войск и резерва; в планировании применения подразделений и частей резерва в миротворческих и гуманитарных операциях, а также в вооруженных вмешательствах (интервенциях). Конечно, такие изменения потребуют соответствующей законодательной базы, однако вряд ли интеграция активного и резервного компонентов и возросшая степень применения последнего встретят какие-либо препятствия со стороны конгресса и всего американского общества, если только не возникнет «проблема потерь».

В настоящее время сухопутные войска США находятся в процессе эволюционного развития, насыщаясь компьютерной и информационной технологиями. Армия «послезавтрашнего дня», которая должна появиться в XXI веке в результате «революции в военном деле», будет представлять собой качественно новое образование. В первую очередь предстоит решить вопрос о численности личного состава частей и соединений сухопутных войск. В течение последних двух десятилетий продолжались споры о необходимости перехода от дивизионной к бригадной организации. По мнению исследователей, эти реорганизации указывают на чисто американский подход к решению проблемы повышения боевой мощи, который предполагает использование любых технологических достижений в небольших по численности подразделениях с двойной целью -повысить их боевую эффективность и уменьшить потери. До сих пор такой подход себя не оправдывал.

Американская дивизия периода первой мировой войны насчитывала примерно 28 тыс. человек, спустя 20 лет численность личного состава была сокращена до 16 тыс. Однако уже во время второй мировой войны она опять стала прежней. По мнению американских военных экспертов, вполне вероятно, что 25 тыс. - оптимальное количество личного состава для соединений, предназначенных для ведения длительных боевых действий.

Военные игры и учения, проведенные Пентагоном в последнее время, доказали преимущество реорганизованных танковых батальонов. Меньшие по размеру, рассредоточенные, обладающие высокой степенью скрытности и поддерживаемые комплексами вооружения, они оказались способны наносить эффективные удары, находясь на значительном удалении от района боевых действий.

Сухопутные войска «послезавтрашнего дня», вероятнее всего, будут состоять из таких небольших по численности частей и соединений, способных быстро перебрасываться из одной точки земного шара в другую для нанесения коротких и точных ударов без громоздкого боевого обеспечения. Более крупные подразделения сохранятся в небольшом количестве для проведения миротворческих операций.

По мнению американских экспертов, при условии сохранения соответствующих бюджетных ассигнований уже в 2020 - 2025 годы возможно появление сухопутных войск «послезавтрашнего дня». Военный бюджет в лучшем случае останется стабильным, но вполне может быть сокращен. В течение этого периода сухопутным войскам придется приспосабливаться к возросшей скоротечности боя, поддерживать на должном уровне боевую готовность и изыскивать средства для вооружения армии «послезавтрашнего дня» новейшей техникой. Командование сухопутных войск США намерено изменить стратегию модернизации и закупать только ключевые системы обеспечения информационного превосходства до 2010 года, а также инвестировать средства в научно-технические разработки для обеспечения «технологического скачка». Например, первый полностью компьютеризованный комплекс воздушно-наземной операции планируется ввести в строй в 2004 - 2005 годы. Приоритетными являются программы разработки вертолета «Команч» и самоходной гаубицы «Крусейдер», производство которых планируется начать в 2005 году.

Большие надежды возлагаются на разработку систем вооружения, обеспечивающих более тесное взаимодействие видов вооруженных сил. Такой системой, как полагают, является самолет-разведчик стоимостью 225 млн долларов с экипажем 22 человека, оборудованный единой РЛС обнаружения и захвата цели, которая, по мнению разработчиков, способна в значительной степени сократить потери сухопутных войск. В настоящее время построено два таких самолета, один из них прошел испытания в ходе учений в Республике Корея. РЛС самолета способна обнаруживать и определять движущиеся объекты на дальности более 160 км. Она также может выдавать карты и фотографии с точными координатами объектов. В соответствии с планами военного руководства армейскую авиацию предполагается оснастить перспективным многофункциональным самолетом комплексной разведки, разрабатываемым по программе ACS (Aerial Common Sensor).

В то же время уже первые результаты испытаний показали высокую эффективность таких систем вооружения, как вертолет «Лонгбоу Апач», ПТУР «Джавелин», беспилотный летательный аппарат «Хантер» и полевая армейская система распознавания «свой - чужой». На очереди разработка и модернизация других систем вооружения для «скачка в XXI век».

Таким образом, по мнению американских военных теоретиков, в обозримом будущем США придется столкнуться со значительными неопределенностями в обеспечении безопасности, особенно непривычными после 50-летнего периода относительной стабильности «холодной войны» с ее четкими задачами и формулами. Лучшим выходом в этой ситуации, как полагают американцы, могло бы стать сохранение высокой гибкости оборонной политики в течение следующего десятилетия. В современных условиях нужны такие сухопутные войска, которые могли бы действовать эффективно в любых видах конфликта, боя или операции.

Зарубежное военное обозрение №7 1998 С. 15-20

* Данный столбец вставлен при оцифровке статьи 15.04.2010. только ради отображения конечного результата программ

Категория: 1990 - 2000 гг | Добавил: pentagonus (15.04.2010) | Автор: Полковник В. Гаврилов

Просмотров: 5069 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов