search
menu
person

NEWS AND UDATES


5-й оперативный флот -на острие внешней политики США (2012)

5-й оперативный флот -на острие внешней политики США

Капитан 1 ранга В. Фёдоров

Военно-морские силы в составе объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США представлены 5-м оперативным флотом, включающим в себя оперативные соединения и группы однородных или разнородных сил. Ядро боевого потенциала 5-го флота составляют авианосные ударные (АУГ) и амфибийно-десантные группы (АДГ)" развертываемые для несения боевой службы в северо-западную часть Индийского океана из состава Атлантического и Тихоокеанского флотов (на ротационной основе) по планам командования ВМС США.

Операционный район, или зона ответственности (AOR), 5-го флота, а это около 2,5 млн кв. миль, включает Красное и Аравийское моря, Оманский и Персидский заливы, часть Индийского океана, а также прибрежные воды 20 стран Ближнего и Среднего Востока. Действующий в одной из самых "горячих точек" планеты 5-й флот является в настоящее время, по оценкам военно-политического руководства страны, едва ли не ведущим звеном в системе обеспечения национальной безопасности, находясь на острие достижения целей внешней политики США.

Рождество и Новый, 2012 год экипажи большинства кораблей флота встречали в море, в походах или при исполнении задач боевой службы. Оперативная напряженность использования корабельного состава сил 5-го флота остается и в новом году самой высокой (по сравнению с другими оперативными флотами) - более 70 проц.

С завершением военной операции ВС США "Свобода Ираку" и выводом американских войск из Ирака присутствие сил 5-го флота в регионе остается все также актуальным. В задачи флота по-прежнему входит: участие в операции "Несгибаемая свобода" в Афганистане, проведение операций по обеспечению безопасности на море, противодействие морскому пиратству, экстремизму и терроризму, содействие усилению боевых возможностей ВМС стран-партнеров в целях укрепления безопасности и стабильности в регионе и зоне ОЦК в целом.

В начале 2012 года группировка ВМС США в регионе, основные силы которой были представлены авианосной ударной группой с АВМА "Джон Стеннис" (CVN-74,9 Акр на борту) и амфибийно-десантной группой с УДК "Батаан" (LHD-5), была усилена очередными АУГ и АДГ из состава Тихоокеанского флота.

Амфибийно-десантная группа во главе с новейшим в серии УДК типа "Уосп" - "Ма-кин-Айленд" (LHD-8) - 6 января заменила в составе 5-го флота АДГ с УДК "Батаан" (с 22 эбмп на борту), который действовал в Средиземном море и в зоне ОЦК уже в течение 10 месяцев (рекордный срок пребывания на боевой службе).

Вновь прибывшая АДГ, кроме УДК "Макин-Айленд" (с командиром 5-й амфибийной эскадры на борту) имеет в своем составе ДВКД "Новый Орлеан" (LPD-18) и ДТД "Пёрл-Харбор" (LSD-52). На борту кораблей находится 11 эбмп (с командным элементом и батальонной десантной группой на базе 3-го батальона 1 -го полка МП, 11 -м батальоном боевого обеспечения и 268-й эскадрильей десантных вертолетов). В состав 5-й эскадры входят также 11-я тактическая эскадрилья воздушного управления, 23-я эскадрилья боевых вертолетов, 1-й и 5-й отряды десантных катеров.

Авианосная ударная группа (АУГ-1) под командованием контр-адмирала Т. Шэннон в составе АВМА "Карл Винсон" (CVN-70), КР УРО "Банкер Хилл" (CG-52) и ЭМ УРО "Хэлси" (DDG-97) прибыла в операционный район 5-го флота 9 января 2012 года. На борту авианосца находится командир 1-й эскадры эсминцев и 17 Акр (22, 25, 81 и 113 ишаэ, 134 аэ РЭБ, 125 аэ ДРЛО и 15 эплв). В этом составе АУГ приступила к поддержке операции "Несгибаемая свобода", заменив на позиции в Аравийском заливе АВМА "Джон Стен-нис" (CVN-74), а также к действиям по обеспечению безопасности на ТВД (ЭМ УРО "Хэлси" был назначен флагманским кораблем 151 ООС).

Еще одна авианосная ударная группа (АУГ-9) с АВМА "Авраам Линкольн" (CVN-72), КР УРО "Кейп-Сент-Джордж" (CG-71), ЭМ УРО "Момсен" (DDG-92) и "Стерет" (DDG-104) из состава 9-й эскадры эсминцев прибыла в Аравийское море - зону ответственности 5-го оперативного флота 14 января 2012 года. Корабли вышли в море из ВМБ Эверетт (штат Вашингтон) 7 декабря 2011 года курсом в Западную часть Тихого океана с дальнейшим переходом в Индийский океан. На борту авианосца базируется 2 Акр в составе: 2, 34, 137и 151 ишаэ, ИбаэДРЛО, 131 аэ РЭБ, 12-я и 77-я эскадрильи боевых и ударных вертолетов, отряд 30 траэ. На переходе корабли АУГ-9 (под командованием контрадмирала К. Шумэйкера) посетили 6-7 и 9-10 января с дружеским визитом порты Лим Чабанг (Таиланд) и Порт Кланг (Малайзия) соответственно. К 19 января самолеты с борта авианосца, приступили к боевым вылетам по планам операции "Несгибаемая свобода", а корабли - к участию в операциях по обеспечению безопасности на море и на ТВД.

Досмотро-абордажная команда, включавшая 12 моряков из числа членов экипажа ЭМ УРО "Момсен", приступила 17 января к тренировкам по высадке с вертолета совместно со специалистами из состава 11-го мобильного отряда ликвидации взры-во-опасных боеприпасов (EODMU), которые были доставлены на эсминец вертолетом (из 12-й эскадрильи боевых вертолетов) с борта авианосца. В качестве подготовки к потенциальным противопиратским операциям специалисты отряда обучали членов команды обнаружению и обезвреживанию самодельных взрывных устройств, зачастую используемых морскими бандитами.

Усиление группировки ВМС в зоне ОЦК вызвано напряженностью в отношениях США с Ираном. В ответ на требования МАГАТЭ (под давлением США) свернуть иранские ядерные программы Тегеран угрожает блокадой Ормузского пролива - главной транспортной артерии из Персидского залива. Создаваемой усиленной группировкой ВМС в регионе Вашингтон рассчитывает сдержать или нейтрализовать угрозы со стороны Ирана.

Еще одним новогодним событием (уже другого плана) стало расформирование в составе ВМС США в зоне ОЦК объединенного оперативного соединения (ООС) морских сил Ирака (CTF IM - Combined Task Force Iraqi Maritime), действовавшего с 2003 года в поддержку правительства Ирака (после операции "Свобода Ираку") по охране территориальных вод и нефтепромысловых терминалов Аль-Басра и Кафр Аль Амайа. Официальная церемония состоялась 31 декабря в Манама (Бахрейн).

В состав соединения входили подразделения ВМС и БОХР США, Австралии и Великобритании. Эти силы координировали совместную подготовку американских и иракских надводных кораблей, патрульных катеров и вертолетов к проведению патрульных операций.

Командование ОЦК посчитало миссию CTF III исполненной, однако, как было заявлено, задача оказания содействия морским силам Ирака, в частности, по охране и подготовке персонала нефтепромыслов к передаче их под контроль Багдада, не снимается с 5-го флота. Терминалы обеспечивают до 90 проц. ВВП страны, а основные закупки нефти приходятся на долю США.

Все также в новом году в зоне ответственности 5-го флота сохраняется угроза пиратских нападений. В предновогодние и первые новогодние дни нападения на суда в акватории региона заметно активизировались. Проведение противопиратских операций и обеспечение свободы судоходства в южной части Красного моря, Аденском заливе, у берегов Сомали, в Аравийском море и Индийском океане возложены на 151-е оперативное соединение (ОС) коалиционных сил. В его состав входят (на ротационной основе) боевые корабли ряда стран региона и НАТО, заинтересованных в нейтрализации пиратской угрозы, в том числе из состава авианосных ударных и амфибийно-десантных групп 5-го флота.

Очередное нападение пиратов на торговое судно "Нордик Аполло" предотвратил 19 декабря 2011 года в Аденском заливе ЭМ УРО "Пинкни" из шстава. 151 ОС. Судно следовало в международном транзитном коридоре (IRTC), рекомендованном организацией морского торгового судоходства Великобритании (UKMTO), но в 8:40 утра было атаковано и обстреляно с пиратского скифа. О подозрительных действиях пиратов было доложено (уже около 11:00) с борта другого судна - "Хитер", находящегося в 30 милях от места происшествия. Командир 151 ОС (пакистанский контр-адмирал К. Шаукат) отдал приказ командиру ЭМ УРО "Пинкни" следовать в район инцидента.

"Нордик Аполло" подтвердил факт пиратской атаки, однако к этому времени скиф был уже вне зоны видимости. Получив сигнал бедствия, эсминец прибавил ход и оповестил об опасности другие суда, находящиеся в этом районе. Взлетевший с борта эсминца вертолет MH-60R вскоре обнаружил скиф с девятью вооруженными пиратами и соответствующими принадлежностями (штурмовые лестницы, крюки).

Перехваченный вертолетом и абордажной командой с эсминца, скиф был остановлен для досмотра, но подозреваемые в пиратстве бандиты успели выбросить за борт оружие (пять автоматов АК-47, реактивный гранатомет с тремя зарядами) и лестницы. В момент досмотра на нем был обнаружен только один крюк и 36 галлонов топлива для двух подвесных моторов (75 и 45 л. с). После конфискации одного мотора скиф был отпущен, а командир ЭМ УРО "Пинкни" поблагодарил экипаж за умелые, оперативные и профессиональные действия по предотвращению противоправной деятельности.

Другой подобный инцидент произошел 5 января 2012 года в Аравийском море. В 12:30 по местному времени вертолет SH-60S "Си Кинг" с борта ЭМ УРО "Кидд" (DDG-100) из состава АУГ с АВМА "Джон Стеннис" и флагманского корабля 151 ОС обнаружил подозреваемый в принадлежности пиратам скиф поблизости от иранской рыболовной шхуны "Аль Молаи". Одновременно от шкипера шхуны был получен сигнал бедствия с сообщением, что судно захвачено.
Абордажно-досмотровая команда с эсминца высадилась на шхуну и задержала 15 подозреваемых пиратов, которые удерживали в плену 13 членов экипажа судна в течение нескольких недель (40-45 сут). "Аль Молаи" стала фактически пиратской плавбазой. Как было установлено следствием, экипаж шхуны содержался в ужасных условиях, на скудном рационе и без медицинской помощи.

На следующее утро пираты были транспортированы на борт авианосца, где в ходе дознания им должны были быть предъявлены обвинения и определена мера пресечения.

10 января 2012 года ПК БОХР "Мономой" (WPB-1326) из состава 55 ОС 5-го флота оказал помощь экипажу терпящего бедствие в Аравийском море иранского грузового судна "Иа Хуссейн". С борта судна и со спасательного плота были спасены шесть моряков, которые затем были переправлены на борт ПК БОХР Ирана "Найи-7".

В середине января командование 151 ОС перешло от представителя пакистанских ВМС к датскому коммодору А. Б. Хенсону, а вместо ЭМ УРО "Кидд" роль флагманского корабля соединения стал выполнять ЭМ УРО "Хэлси" (DDG-97) из состава АУГ-1 (с АВМА "Карл Винсон").

19 января на эсминце был перехвачен сигнал бедствия с йеменского судна "Аль-броух", находящегося на переходе из Йемена в Сомали. Экипаж вертолета SH-60S, поднятого с борта ЭМ УРО, быстро установил местонахождение судна и передал координаты на корабль, который находился в Аденском заливе в 2 ч хода от места происшествия. По прибытии на место с эсминца были спущены две надувные лодки для оказания помощи потерявшему ход судну. Специалисты-электрики определили неисправность двигательной установки - вышли из строя электрический преобразователь и четыре аккумуляторные батареи. После устранения неисправности судно, снабженное двумя запасными батареями с американского корабля, продолжило свой рейс к берегам Сомали. Оперативные действия экипажа ЭМ УРО "Хэлси" получили высокую оценку командира 151 ОС.

США признают, что проблема пиратства интернациональна и должна быть решена коллективными международными усилиями. В то же время командование ВМС не склонно преуменьшать роль и значение американского военного присутствия в регионе, в там числе сил 5-го флота, обеспечивающего безопасность в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также свободу судоходства и защиту всех судов в зоне его ответственности вне зависимости от их национальной принадлежности.

Зарубежное военное обозрение. - 2012. - № 2. - С. 83-86.

Смотрите также
Категория: 2000 - настоящий момент | Добавил: pentagonus (14.04.2012) | Автор: Капитан 1 ранга В. Фёдоров
Просмотров: 6533 | Теги: 5-й флот, В. Фёдоров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar