search
menu
person

NEWS AND UDATES


Кадровая политика Пентагона: офицер должен быть порядочным

 Кадровая политика Пентагона: офицер должен быть порядочным

В. В. Приладышев - офицер штаба Северного флота.

В первые семь месяцев 2011 года в Военно-морских силах США были сняты с должностей 15 командиров и начальников различного уровня, а за период с начала 2010 года – не менее 32. В последний раз подобные темпы наблюдались в 2003 году, когда аналогичные решения были приняты по 26 офицерам. Увеличение числа снимаемых с должностей командиров на 12,1% за период 2000–2009 годов (всего 132 человека) вызывает обеспокоенность руководства ВМС.

Что стоит за этим явлением? Каковы его причины и что предпринимает военно-политическое руководство для решения проблемы?

РЭЙ МАБУС ОПРАВДЫВАЕТСЯ

Итак, по состоянию на начало августа 2011 года в регулярных ВМС США насчитывалось 329 221 военнослужащих, включая 53 695 офицеров (16,3%), из которых на должностях командиров (начальников) частей (соединений) находились 1500–1614 человек (2,8–3% от общего числа офицеров), в том числе 285 – на кораблях и подводных лодках (18% командиров).

Как утверждают американские СМИ, до 2004 года обычной практикой являлось отстранение от занимаемых должностей как не соответствующих им около 10% лиц командного состава различных уровней. С 2005 года число командиров, по словам министра ВМС США Рэя Мабуса, уменьшилось до менее 1%.

Командование ВМС, а также эксперты особо озабочены изменением характера нарушений, обращая внимание на рост количества случаев, связанных с несоблюдением уставных норм, низкими моральными качествами, а также личной недисциплинированностью (включая пьянство) офицеров. В интервью газете «Вашингтон пост» в середине июня 2011 года начальник военно-морских операций (НВМО), главнокомандующий ВМС США адмирал Гэри Рафед назвал тенденцию «беспокоящей».

По мнению многих специалистов и представителей ВМС, основными причинами негативного развития ситуации являются:

1. Рост нагрузок на командиров в результате повышения объемов использования и темпов учебно-боевой деятельности ВМС при общем сокращении численности этого вида ВС.

Так, по состоянию на начало августа 2011 года, из 283 надводных кораблей и подводных лодок (в составе боеготовых сил) выполняли задачи в море 149 кораблей (52,7% от общего количества). В районах оперативного использования в различных регионах мира находились 120 кораблей (42,4%). При этом в рамках боевой подготовки корабли ВМС США проводят в море ежемесячно по 10–14 дней. Дальние походы продолжительностью до шести месяцев осуществляются каждые полтора-два года. За период с 2001 по 2011 год силы флота решали задачи в рамках всех военных операций Соединенных Штатов.

Среди снятых с должностей лиц львиную долю составляют командиры боевых кораблей (частей, соединений): в 2003 году их число составило 76,9%, в 2010 году – 64,7%, в 2011 году – 73,3%. Эти цифры подтверждают общее правило, о чем предупреждал в начале 2004 года занимавшийся подготовкой материалов по проштрафившимся офицерам в Управлении кадров ВМС США лейтенант-коммандер Рич Джэнсон, заявивший тогда, в частности: «В условиях повышенных нагрузок такой резкий скачок естественен, и его следует ожидать».

2. Недостатки и просчеты в кадровой политике.

Историк ВМС Норман Полмар, являвшийся советником нескольких высокопоставленных руководителей ВМС США, утверждает, что командирами «часто становятся далеко не самые лучшие и способные люди». По мнению эксперта, «беспрецедентно высокое» число снимаемых с должностей офицеров «со всей очевидностью указывает на серьезные упущения в работе с ними, отсутствие четко сформулированных и неукоснительно соблюдаемых стандартов их служебного и личного поведения».

Аналогичной точки зрения придерживается долгое время занимавшийся подготовкой командиров капитан Дэвид Даффи. Он подчеркивал ранее, что, несмотря на предпринимаемые усилия, начальствующий состав зачастую, «будучи хорошо подготовленным в профессиональном отношении, отличается высокомерием», не умеет и в большинстве случаев не желает строить свою деятельность на основе строгого соблюдения уставных норм и правил.

Особую тревогу у руководства ВМС вызывают участившиеся случаи игнорирования офицерами предъявляемых им в связи с занимаемой должностью и званием высоких моральных требований. В первую очередь речь идет о «неофициальных отношениях» с подчиненными военнослужащими противоположного пола. Эта проблема становится все более актуальной ввиду расширения масштабов привлечения в ВМС женщин. В настоящее время в ВМС служит около 54 тыс. женщин, более 15% личного состава, из них свыше 8 тыс. – офицеры. Надводный боевой флот был открыт для женщин в 1994 году, а в 2010 году началась подготовка женщин-офицеров для подводных сил – их прибытие на первые четыре подлодки ожидается в конце 2011 года.

Как показывает статистика, в 2011 году 40% (для сравнения, в 2010 году – 70%, а в 2003 году – 35%) снятых с должностей командиров подверглись наказанию именно по причинам личной недисциплинированности, нарушения уставных норм взаимоотношений и низких моральных качеств.

Тем не менее, признавая в целом наличие негативной тенденции в работе с кадрами, министр ВМС США Рэй Мабус считает необоснованной постановку вопроса о «системных ошибках» и «всеохватывающем характере явления». Это мнение свойственно официальным лицам. В начале 2004 года по аналогичному поводу тогдашний командующий надводными силами Атлантического флота США контр-адмирал Терренс Этнайр, безоговорочно поддержанный своим начальником – заместителем командующего Командованием сил флота вице-адмиралом Альбертом Конецны, заявлял: «Речь должна идти не о «кризисе руководства», а лишь о личных, профессиональных или иных ошибках, допущенных конкретными военнослужащими и приведших к потере доверия к ним».

Вместе с тем, как полагает глава военно-морского ведомства Рэй Мабус, «определенные выводы и уроки должны быть извлечены». Тем более, по словам министра, ВМС являются не единственным видом Вооруженных сил, в котором существует подобная проблема (в Сухопутных войсках США в 2011 году были сняты с должностей три командира бригад).

ВСЕХ ЗАСТАВИЛИ РАСПИСАТЬСЯ

Для решения проблемы предпринимается ряд мер. Они детализированы в специально разработанных документах, главными из которых являются:
– служебная записка (меморандум) начальника военно-морских операций адмирала Гэри Рафеда «Ответственность за командование» от 9 июня 2011 года;
– директивные указания заместителя НВМО адмирала Джона Гринерта по работе со служебной запиской от 9 июня 2011 года.

В частности, там сформулированы следующие направления деятельности:

1. Повышение требований ко всем должностным лицам по знанию всех руководящих документов, определяющих их обязанности.

Так, командующим (командирам, начальникам) было предписано в срок до 1 августа 2011 года самостоятельно и с подчиненными в ходе различных занятий и инструктажей изучить требования служебной записки, а также упомянутых в ней уставов и наставлений. Данный факт должен быть подтвержден подписями на личных копиях меморандума. Командующие обязаны собрать и хранить эти документы. Начиная с 1 августа с офицерами перед назначением проводится повторное собеседование по знанию служебной записки НВМО от 9 июня 2011 года. После принятия дел и обязанностей командиры должны повторно представлять лично подписанную копию меморандума, которая хранится у старшего начальника в течение всего срока их пребывания в должности. Изучение положений служебной записки начальника военно-морских операций войдет в программу обучения офицеров в школе подготовки командного состава ВМС США (Ньюпорт, шт. Род-Айленд).

2. Активное использование воспитательных мер, в том числе индивидуальной работы.

Особое внимание здесь уделяется обязанности командиров «самим быть примером достоинства, чести, патриотизма и беспрекословного соблюдения принципа единоначалия». Как указано в меморандуме, «люди, наделенные властными полномочиями, должны быть бдительными, контролируя всех лиц, находящихся под их началом; предупреждать и пресекать любые порочные и аморальные действия и поступки; воздействовать, в соответствии с положениями законов и руководящих документов, на виновных; предпринимать необходимые и надлежащие меры для обеспечения высокого морального состояния, физического здоровья и благополучия вверенных им офицеров и личного состава». В связи с этим в служебной записке НВМО процитирована выдержка из Военно-морского устава от 1775 года: «От командиров всех кораблей и судов… строго требуется подавать личный убедительный пример безупречных качеств».

Политика поддержания высоких стандартов поведения командного состава подразумевает соблюдение таковых как на службе, так и во внеслужебное время. По мнению НВМО, «такой подход становится особо актуальным в условиях развития технологий связи и коммуникаций, стирающих в значительной мере грань между профессиональной и личной жизнью людей в форме».

Условием обеспечения высокого уровня авторитета командного состава и морально-психологического климата в воинских коллективах названо построение отношений доверия между командирами и подчиненными. Как считает начальник военно-морских операций адмирал Гэри Рафед, в связи с этим особое значение приобретает индивидуальная работа с личным составом: «Человеческое взаимодействие остается определяющим фактором в руководстве моряками. Нельзя поддаваться искушению полагать, что разнообразие контактов посредством электронных средств может в значимой мере заменить прямое общение с людьми в ходе выполнения повседневных обязанностей командира, включая обходы корабля (части), сборы офицерского состава и подобные этим другие возможности личного общения».

3. Внесение ряда направленных на повышение требовательности коррективов в работу с командирскими кадрами.

Речь, в частности, идет о придании этой деятельности большей прозрачности и объективности путем учета мнения об офицерах со стороны их подчиненных и сослуживцев. Впервые в ВМС такую рекомендацию сформулировал в апреле 2011 года командующий Командованием сил флота адмирал Джон Харви. С аналогичной инициативой выступил также начальник Штаба (главнокомандующий) армии (Сухопутных войск) США генерал Мартин Демпси.

Вместе с тем руководство ВМС США считает необходимым обеспечить взвешенность и сбалансированность при принятии окончательных решений. Данный подход распространяется в том числе на командиров, допустивших серьезные ошибки или упущения в служебной деятельности и снятых в связи с этим с должности. После проведения в обязательном порядке тщательного расследования к провинившимся применяются соответствующие меры наказания, как правило, не влекущие за собой директивное увольнение из Вооруженных сил, однако исключающие возможность дальнейшего карьерного роста. То есть офицерам предоставляется возможность самим решать вопрос о целесообразности продолжения военной службы.

Таким образом, исходя из вышесказанного, следует констатировать, что обозначившаяся в период с начала 2010 года по июль 2011 года проблема роста числа снятия с должностей лиц командного состава актуальна для ВМС США. При этом особую озабоченность руководства ВМС США вызывает в первую очередь увеличение количества случаев, связанных с несоблюдением уставных норм, низкими моральными качествами, а также личной недисциплинированностью офицеров, что потенциально способно внести раскол в воинские коллективы.

Для преодоления существующих проблем запланирован комплекс мероприятий организационного, воспитательного и кадрового характера с упором на повышение ответственности, в том числе личной, командиров всех уровней. Ужесточение требований к командному составу тем не менее не подразумевает, как правило, автоматическое увольнение из Вооруженных сил провинившихся офицеров, поскольку, по мнению руководства ВМС, подобная практика способна привести к негативным последствиям как финансового, так и морального плана.

Основные причины отстранений от должностей командиров ВМС США

Причины отстранений от должностей офицеров Процент от общего числа отстранений
Годы 2003 год 2010 год 2011 год
Низкие профессиональные качества 15% 12% 7%
Низкие командные и деловые качества 19% 18% 53%
Низкие моральные качества 4% 40% 27%
Личная недисциплинированность (в том числе пьянство) 6% 6% 13%
Нарушение уставных норм взаимоотношений 8% 24% -
Корыстные проступки 8%    
Причины не указаны в прессе 34%    

Список командного состава ВМС США, снятого с должностей в 2010 году (по данным газеты «Нейви таймс», США)

1. Командир Школы службы тыла ВМС (Афины, шт. Джорджия), кэптен (капитан 1 ранга) Джон Тайтас-мл. – снят 8 января за низкие командные качества (неспособность оказать дисциплинарное воздействие на младшего офицера, обвиненного в ненадлежащем поведении).

2. Командир ракетного крейсера «Каупенс» (Йокосука, Япония), кэптен (капитан 1 ранга) Холли Граф – снята 13 января за нарушение уставных норм взаимоотношений (поведение, недостойное звания офицера, грубость, издевательства над подчиненными, выражавшиеся в физическом и моральном унижении военнослужащих); назначена на должность в Министерстве обороны США.

3. Командир базы вооружения ВМС (Чарлстон, шт. Южная Каролина), кэптен (капитан 1 ранга) Глен Литтл – снят 26 января за низкие моральные качества (задержание 26 января 2010 года по обвинению в подстрекательстве к проституции); назначен на должность в Юго-Восточном военно-морском районе.

4. Командир группы обеспечения деятельности объектов ВМС (Вашингтон, фед. округ Колумбия), коммандер (капитан 2 ранга) Скотт Мерритт – снят 12 февраля за нарушение уставных норм взаимоотношений (панибратство с личным составом); назначен на должность в Вашингтонском военно-морском районе.

5. Командир ракетного эсминца «Тракстан» (Норфолк, шт. Вирджиния), коммандер (капитан 2 ранга) Тимоти Уэбер – снят 17 февраля за низкие моральные качества («неофициальные отношения» с подчиненной женщиной-офицером); временно назначен на должность в составе командования надводных сил на Атлантике.

6. Командир авиабазы Пенсакола (Пенсакола, шт. Флорида), кэптен (капитан 1 ранга) Уильям Риви-мл. – снят 26 февраля за низкие моральные качества («ненадлежащее поведение»).

7. Командир многоцелевой атомной подводной лодки «Чикаго» (Перл-Харбор, Гавайи), коммандер (капитан 2 ранга) Джефф Чима – снят 15 марта за личную недисциплинированность (поведение, недостойное звания офицера, пьянство); временно назначен на должность в составе 3-й эскадры подводных лодок.

8. Командир ракетного эсминца «Салливанс» (Мейпорт, шт. Флорида), коммандер (капитан 2 ранга) Нил Фантанилла – снят 18 мая за низкие профессиональные качества (навигационное происшествие 20 марта – столкновение корабля с цепью буя при заходе в порт Манама (Бахрейн).

9. Командир ракетного фрегата «Джон Холл» (Мейпорт, шт. Флорида), коммандер (капитан 2 ранга) Герман Пфаффл – снят 22 июня за низкие профессиональные качества (навигационное происшествие 16 апреля – столкновение с причалом в период захода в порт Батуми (Грузия); назначен на административную должность.

10. Командир Норфолкского судоремонтного завода (Портсмут, шт. Вирджиния), кэптен (капитан 1 ранга) Уильям Кистлер – снят 30 июня за низкие командные и деловые качества (неспособность обеспечить надлежащую технологическую дисциплину, потеря контроля над ходом и состоянием проводимых на подводных лодках работ); назначен на должность в командовании морских систем ВМС.

11. Командир десантного транспорта-дока «Ганстон Холл» (Литтл-Крик, шт. Вирджиния), коммандер (капитан 2 ранга) Фред Уилхелм – снят 12 августа за нарушение уставных норм взаимоотношений и личную недисциплинированность (сексуальные домогательства, грубость в отношении подчиненных, пьянство, использование ненормативной лексики).

12. Командир универсального десантного корабля «Пелелью» (Сан-Диего, шт. Калифорния), кэптен (капитан 1 ранга) Дэвид Шнелл – снят 15 августа за нарушение уставных норм взаимоотношений (ненадлежащее поведение по отношению к военнослужащим экипажа, выражавшееся в неуместных, неправильных и развязных действиях).

13. Командир военно-морского узла связи и телекоммуникаций (Бахрейн), коммандер (капитан 2 ранга) Мэри Энн Джиз – снята 21 августа за низкие моральные качества («неофициальные отношения» с подчиненными военнослужащими); временно назначена на должность в группе обеспечения деятельности объектов ВМС в Бахрейне (с последующим убытием из страны).

14. Командир учебного комплекса БРПЛ «Трайдент» (Бангор, шт. Вашингтон), кэптен (капитан 1 ранга) Дэвид Солмс – снят 14 сентября за низкие моральные качества (ненадлежащее личное поведение); временно назначен на должность в Северо-Западном военно-морском районе.

15. Командир стратегической атомной подводной лодки «Огайо» (Китсап (Бремертон), шт. Вашингтон), кэптен (капитан 1 ранга) Рональд Мюррэй Джеро – снят 17 сентября за низкие моральные качества (ненадлежащее личное поведение); назначен на должность в штабе 9-й группы подводных лодок.

16. Командир многоцелевой атомной подводной лодки «Мемфис» (Гротон, шт. Коннектикут), коммандер (капитан 2 ранга) Чарльз Маар – снят 18 ноября за низкие командные качества (неспособность контролировать личный состав (на борту корабля 10 военнослужащими была создана разветвленная система подтасовки результатов корабельных экзаменов и зачетов); назначен на должность в составе 2-й группы подводных лодок.

17. Командир (сменного экипажа) минно-трального корабля «Чиф» (Сан-Диего, шт. Калифорния), лейтенант-коммандер (капитан 3 ранга) Джеймс Раштон – снят 8 декабря за низкие моральные качества («неофициальные отношения» с подчиненной женщиной-военнослужащей; временно назначен на должность в штабе в составе командования надводных сил Тихоокеанского флота.

Список командного состава ВМС США, снятого с должностей в 2011 году (по данным газеты «Нейви таймс», США)

1. Командир многоцелевого атомного авианосца «Энтерпрайз» (Норфолк, шт. Вирджиния), кэптен (капитан 1 ранга) Оуэн Онорс – снят 4 января за низкие моральные качества (съемка и демонстрация по корабельному телевидению не менее 25 видеофильмов непристойного содержания в период нахождения в должности старшего помощника командира авма «Энтерпрайз» (2005–2007); временно назначен на административную должность в составе командования надводных сил на Атлантике (до проведения заседания дисциплинарной комиссии).

2. Начальник юридической службы Японского военно-морского района, кэптен (капитан 1 ранга) Рекс Гинн – снят 17 февраля за низкие деловые качества (нарушения при ведении дела о сексуальных домогательствах); назначен на должность в составе юридической службы Японского военно-морского района.

3. Командир ракетного эсминца «Стаут» (Норфолк, шт. Вирджиния), коммандер (капитан 2 ранга) Натан Боркерс – снят 1 марта за низкие командные качества (неспособность добиться соблюдения экипажем требований уставов и директив, обеспечить надлежащий уровень дисциплины, беспрекословное выполнение приказов и норм взаимоотношений в период заходов корабля в порты и в море); назначен на административную должность в составе командования надводных сил на Атлантике.

4. Командир группы материально-технического снабжения в западной части Тихого океана (Сингапур), контр-адмирал Рон Хортон – снят 3 марта за низкие командные качества (отсутствие в период командования авма «Энтерпрайз» в 2007 году должной реакции на действия старшего помощника командира корабля (см. п. 1), нарушающие требования уставов, инструкций и других руководящих документов; самоустранение от работы по воспитанию личного состава в духе понимания и соблюдения профессиональных стандартов ВМС); находится в распоряжении командования.

5. Командир 137-й истребительно-штурмовой авиационной эскадрильи (Лемур, шт. Калифорния), коммандер (капитан 2 ранга) Кевин Хармс – снят 9 марта за низкие моральные качества (нарушение правил военной этики); находится в распоряжении командования до принятия решения о назначении.

6. Командир 129-й учебно-боевой авиационной эскадрильи РЭБ (Уидби-Айленд, шт. Вашингтон), коммандер (капитан 2 ранга) Тимоти Мерфи – снят 11 апреля за личную недисциплинированность (задержание по подозрению в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии); временно назначен на должность в штабе.

7. Командир пункта базирования Рота, начальник военно-морской деятельности в Испании, кэптен (капитан 1 ранга) Уильям Моск – снят 18 апреля за низкие командные и деловые качества (неспособность надлежащим образом организовать работу и решать вопросы, связанные с проводившимся на базе уголовным расследованием); находится в распоряжении командования до принятия решения о назначении.

8. Командир десантно-вертолетного транспорта-дока «Понс» (Норфолк, шт. Вирджиния), коммандер (капитан 2 ранга) Этта Джоунз – снята 23 апреля за низкие командные и деловые качества (неспособность обеспечить надлежащий порядок, работу с нарушителями дисциплины, в том числе виновными в неуставных взаимоотношениях); находится в распоряжении командования до принятия решения о назначении.

9. Командир 1-й эскадры эсминцев (Сан-Диего, шт. Калифорния), кэптен (капитан 1 ранга) Дональд Хорнбек – снят 23 апреля за низкие моральные качества («неофициальные отношения» с женщиной, проводится расследование); находится в распоряжении командования до принятия решения о назначении.

10. Командир ракетного эсминца «Момсен» (Эверетт, шт. Вашингтон), коммандер (капитан 2 ранга) Джей Уайли – снят 27 апреля за низкие командные качества (проводится расследование); находится в распоряжении командования до принятия решения о назначении.

11. Командир Норфолкского судоремонтного завода (Портсмут, шт. Вирджиния), кэптен (капитан 1 ранга) Грег Томас – снят 22 мая за низкие командные качества (проводится расследование главным инспектором ВМС по вопросам командования и управления); временно назначен на должность в командовании морских систем ВМС (до окончания расследования).

12. Командир многоцелевой атомной подводной лодки «Коннектикут» (Китсап (Бремертон), шт. Вашингтон), коммандер (капитан 2 ранга) Майк Варни – снят 6 июня за низкие командные и деловые качества (нарушения в работе с секретными документами, попытка введения в заблуждение и препятствования расследованию); назначен на должность в штабе Северо-Западного военно-морского района.

13. Командир плавбазы подводных лодок «Эмори Лэнд» (Диего-Гарсия), кэптен (капитан 1 ранга) Эрик Меррилл – снят 15 июля за низкие профессиональные качества (навигационное происшествие 21 июня – столкновение корабля с буем при заходе в порт Мина-Салман, Бахрейн); назначен на должность в составе командования подводных сил Тихоокеанского флота.

14. Командир 141-й авиационной эскадрильи РЭБ (Уидби-Айленд, шт. Вашингтон), коммандер (капитан 2 ранга) Карл Пью – снят 19 июля за личную недисциплинированность (участие в инциденте, связанном с употреблением алкогольных напитков, 12 июля, в период захода в порт Манама, Бахрейн); находится в распоряжении командования до принятия решения о назначении.

15. Командир военно-морского вербовочного района Нэшвилл, коммандер (капитан 2 ранга) Джейсон Стренгс – снят 20 июля за низкие моральные качества (неподобающее поведение в кругу подчиненных при сходе на берег и в период участия в официальных мероприятиях ВМС в июне в Чаттанунге, шт. Теннесси); назначен на должность в составе центра обеспечения военно-морских операций..

Независимое военное обозрение 02.09.2011

Смотрите также
Категория: 2000 - настоящий момент | Добавил: pentagonus (02.09.2011) | Автор: В. В. Приладышев
Просмотров: 2575 | Теги: личный состав, офицер, Приладышев, Инцидент | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar