Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 03.12.2016, 09:43
Ключевые слова
AGM-86B, крылатые ракеты, КРВБ, Х-51А, С. Ильин, AGM-86C

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 128
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » 2000 - настоящий момент

Крылатые ракеты воздушного базирования ВВС США: состояние и перспективы развития

 Крылатые ракеты воздушного базирования ВВС США: состояние и перспективы развития

Подполковник С. Ильин

Крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) являются основным средством поражения, входящим в состав вооружения самолетов стратегической бомбардировочной авиации ВВС США. Оперативно-тактической особенностью крылатой ракеты (КР) этого класса является режим пассивного следования рельефу местности на предельно малых высотах на дозвуковой скорости. В качестве силовой установки используется турбореактивный двигатель, обеспечивающий наиболее экономичный расход топлива в заданных условиях полета.

Крылатыми ракетами семейства AGM-86 оснащен стратегический бомбардировщик В-52Н (12 и восемь единиц на внешней и внутренней подвесках соответственно). Оснащать бомбардировщик В-2А данными ракетами не предусматривалось, потакая техническая возможность имеется (можно подвесить 16 ракет).

КРВБ AGM-86B предназначена для поражения ядерной боевой частью военных и промышленных объектов на больших дальностях (до 2 600 км) без входа носителя в зону действия средств ПВО. Ее основные тактико-технические характеристики приведены в табл. 1.

Таблица 1 Основные ТТХ КРВБ AGM-86B
Дальность стрельбы, км 2 600
Скорость полета, м/с 208-236
Точность наведения (КВО), м 35
Тип и мощность БЧ, кт Ядерная, с переключением мощности 3-5,200
Система наведения  ИНС + "Терком"

Ракета стартовой массой около 1 400 кг, длиной 6,32 м, диаметром корпуса 0,693 м и с размахом крыла 3,65 м имеет складывающееся крыло и оперение.

В качестве силовой установки используется экономичный малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель F-107-WR 101 массой 66 кг (топливо авиационный керосин марки JP-9).

КРВБ оснащена комбинированной системой управления, основу которой составляет инерциальная система наведения.
В заданных районах коррекции в инерциальную систему вводятся поправки корреляционно-экстремальной системы "Терком".
Над районом коррекции с помощью бортового радиовысотомера измеряется относительная высота полета КР над земной поверхностью, а входящий в состав бортовой аппаратуры барометрический высотомер определяет абсолютную высоту полета над уровнем моря. Разница в показаниях дает высоту местности над уровнем моря, а их последовательность представляет собой профиль рельефа местности.

При полете КРВБ AGM-86B на максимальную дальность на маршруте может быть более десяти районов коррекции, удаленных друг от друга на расстояние до 200 км. Первый район коррекции, назначаемый до 1000 км от рубежа пуска, имеет размеры 67х11 км, а последний - 4 х 28 км. Размеры других районов могут быть различными в зависимости от характера местности: в горной местности они меньше, чем на равнинной, средние размеры района коррекции 8х8 км.

Наиболее благоприятным для коррекции полета является рельеф, средняя величина перепадов высот которого находится в пределах 15-60 м. Такой рельеф позволяет осуществлять полет на высотах 60-100 м. Ошибка наведения (КВО) при использовании систем "Терком" не превышает 35 м.

Импульсный радиовысотомер (рабочая частота 4 300 МГц, мощность в импульсе 100-200 Вт, длительность импульса 22 не, ширина диаграммы направленности щелевой антенны около 70° по направлению полета ракеты и около 30° в поперечном направлении) работает на всем маловысотном участке полета и обеспечивает облет рельефа местности при подъемах (уклонах) 15-20°.

Траектория полета ракеты до цели и районы коррекции вводятся в бортовую ЭВМ ракеты при ее подготовке к применению. На проверку аппаратуры управления, выставку начальных данных и непосредственную подготовку первой ракеты к запуску затрачивается 20-25 мин, в течение которых самолет выдерживает заданный курс. Интервал пуска последующих ракет 15 с и более. После отделения от носителя связь с ракетой отсутствует.

К сильным сторонам крылатой ракеты AGM-86B следует отнести:
- большую дальность полета, позволяющую наносить удары с дальних подступов практически по всем основным объектам на территории противника с рубежей, находящихся вне досягаемости его средств ПВО;
- малую высоту полета и незначительную ЭПР, затрудняющие своевременное обнаружение КР и ее уничтожение с помощью современных средств ПВО;
-достаточная для ядерных КРВБ точность наведения. Так, при защищенности объектов по избыточному давлению во фронте ударной волны, равному 70 кг/см2, вероятность их поражения крылатой ракетой составляет 0,85, а МБР типа "Минитмэн-3" - 0,2.

Слабыми сторонами КРВБ AGM-86B являются:
- пуск ракеты с использованием системы "Терком" в пределах 1 000 км прибрежной зоны. Превышение этой дальности может привести к невыходу ракеты в зону коррекции и, как следствие, к уклонению от заданной траектории полета;
- ограниченность и сложность, а в ряде случаев невозможность применения при длительном полете над водной поверхностью, тундрой и подобной равнинной местностью, а также над горными массивами;
- невозможность перенацеливания ракеты после пуска с носителя.

Исходя из вышесказанного, объектами поражения КРВБ AGM-86B являются стационарные военные цели, включая высокозащищенные, а также площадные объекты с высокой концентрацией людских ресурсов и производственных мощностей.

В США велись и в настоящее время ведутся работы по созданию крылатых ракет с обычным снаряжением. Программе массового оснащения этими ракетами руководство американских ВВС отводит особую роль в реализации планов подготовки и ведения войны с применением только обычных средств поражения.

Крылатая ракета AGM-86C представляет собой неядерный вариант КР AGM-86B.

Существуют следующие варианты этой ракеты: Block 0 - оснащается БЧ калибра 2 000 фун.; Block 1 (принят на вооружение в 1996 году) - оснащается БЧ калибра 3 000 фун., КВО =10-13 м; Block 1А (принят на вооружение в 1999 году) - оснащается помехозащищенной ПС КРНС "Навстар", КВО = 8-10 м.

Командование ВВС США, основываясь на анализе эффективности боевого применения КР AGM-86C с осколочно-фугасной БЧ, приняло решение об их оснащении проникающей БЧ BLU-116. Новая модификация ракеты, получившая обозначение AGM-86D, поступила на вооружение в 2002 году. Максимальная дальность стрельбы составляет 1 500 км. Ракета AGM-86D предназначена для поражения хорошо защищенных наземных и подземных целей, таких как командные пункты управления и связи, склады ядерного, химического и бактериологического оружия и т. п. Коррекция маршрута полета на всем участке траектории осуществляется с помощью ИНС и КРНС "Навстар". Точность наведения (КВО) составляет 3-5 м. Проникающая БЧ BLU-116 (масса: общая - 750 кг, ВВ - 55 кг; толщина пробиваемого перекрытия: железобетонного - 2,4-3,4 м, грунта средней плотности - 25-37 м) разработана специалистами американской фирмы "Локхид-Мартин" на конкурсной основе. Корпус БЧ обладает высокими прочностью и твердостью. В его донной части расположен программируемый взрыватель FMU-157.

В 2002 году в рамках программы JASSM завершилась разработка малозаметной УР AGM-158A. Новая ракета имеет дальность стрельбы около 400 км, точность стрельбы (КВО) до 3 м и оснащается системой автоматического распознавания целей. Наведение ракеты осуществляется с помощью ИНС, корректируемой по данным КРНС "Навстар", а на конечном участке траектории - с помощью теплови-зионной ГСН. Общее количество закупаемых для ВВС ракет AGM-158А составит около 2 000 единиц. Расходы на НИОКР составили 740-775 млн долларов. Стоимость одной ракеты 400 тыс. долларов.

Мелкосерийное производство УР AGM-158A началось в 2002 году. На вооружение она поступила в 2003 году.

В 2004-м началась модернизация AGM-158A с целью увеличения дальности стрельбы до 800-1000 км за счет перекомпоновки оборудования и установки более экономичной силовой установки. Новая модификация получила обозначение AGM-158B.

Принятие се на вооружение ожидается в 2012 году.

Тактико-технические характеристики КРВБ приведены в табл. 2.

КРВБ в обычном снаряжении имеют высокую точность стрельбы, а также располагают широкой номенклатурой боевого снаряжения, что значительно повышает гибкость их применения как в обычной, гак и в ядерной войне. Носителями данных ракет являются стратегические бомбардировщики В-52Н и В-1В, а разработанные в рамках программы JASSM могут подвешиваться на самолеты как тактической, так и стратегической авиации (F-15E; F/A-18C, D, Е, F; F-16C; В-52Н; В-1В; В-2А; Р-ЗС).

Сверх- и гиперзвуковые крылатые ракеты. В США одним из приоритетных направлений развития средств воздушного нападения является реализация программ создания сверх- и гиперзвуковых крылатых ракет с большой дальностью стрельбы, которые будут предназначены для нанесения в кратчайшие сроки массированных, одиночно-избирательных ракетных ударов по наземным и морским критичным по времени целям.

В 1995 году в ВВС открыли программу HyTech (Hypersonic Technology), целью которой являлась разработка и демонстрация ПВРД для оснащения гиперзвуковой ракеты или ЛА, развивающих скорость, соответствующую числу М=8. Общее руководство программой осуществлялось ВВС США, а разработка двигателя была поручена специалистам фирмы "Пратт энд Уитни". В январе 2001 года в рамках программы HyTech были успешно завершены наземные испытания двигателя, при этом максимально достигнутая скорость соответствовала числу М - 6,5. Финансирование данной программы осуществлялось по линии ВВС США и управления перспективных исследований МО США (ДАРПА).

В настоящее время по программе SEDER разработан демонстрационный образец ГКРХ-51А. Реализацией данной программы занимаются специалисты корпорации "Боинг". Ее финансирование возложено на ВВС США. Всего с 2009 по 2011 год в рамках данной программы предполагается затратить около 54 млн долларов.

Демонстрационный образец ГКР Х-51А и ее подсистемы

В 2009 году были завершены наземные испытания двигателя SJX61-1, которым оснастили демонстрационный образец ГКР Х-51А.

Во время наземных испытаний двигателя были оценены системы охлаждения, а также управления им на сверхзвуковых скоростях. Его запуск производится с использованием этилена с переходом на керосин марки JP-7. Двигатель SJX61-1 испытан в наземных условиях сначала на скорости, соответствующей числу М = 4,5-5, а затем на скорости М = 6,5.

Обшивка ракеты изготовлена из алюминиевого, а теплонапряженные участки из никелевого сплава. Для охлаждения стенок двигателя применяется горючее ракеты.

Длина корпуса ракеты 4,3 м (без учета ускорителя), дальность пуска до 1 200 км.

Первое летное испытание ГКР Х-51А состоялось в декабре 2009 года. Ракета была подвешена на бомбардировщик В-52Н. Цель испытания - горизонтальный полет самолета-носителя с ракетой без запуска двигателя, исследование перехода ламинарных потоков в турбулентные, а также взаимодействия электрических схем ракеты и самолета-носителя.

В настоящее время специалисты научно-исследовательского центра ВМС совместно с ВВС, НАСА и ДАРПА в рамках демонстрационной программы RATTLRS работают над созданием семейства сверхзвуковых (М = 3-4) управляемых ракет классов "воздух - земля" и "корабль - берег". Ракета предназначена для поражения критичных по времени целей. Предполагается, что ракетой класса "воздух - земля" будут оснащены тактические истребители и стратегические бомбардировщики. Стоимость серийного образца УР при производстве партии в 2 500 единиц не должна превышать 600 тыс. долларов. Основные тактико-технические требования, предъявляемые к сверхзвуковой управляемой ракете, приведены в табл. 3.

По результатам конкурсной оценки ряда проектов для дальнейшей разработки выбран образец фирмы "Локхид-Мартин". Ракета выполнена по аэродинамической схеме "бесхвостка" с цилиндрическим корпусом.

На УР устанавливается турбореактивный двигатель YJ102R фирмы "Либерти Воркс" (США). Главной особенностью данного двигателя является повышенная на 550° температура газа перед турбиной, что обеспечивает по сравнению с современным ТРД увеличение на 70 проц. удельной тяги и шестикратно превышает аналогичный показатель двигателя J58 сверхзвукового стратегического разведывательного самолета SR-51 А. Максимальная тяга нового ТРД (диаметр 0,33 м, ресурс 0,5 ч) оценивается в 40 кН, что в 10 раз превышает тягу двигателя J402 УР AGM-158А класса "воздух - земля". Такие показатели достигнуты за счет применения жаропрочных керамических композиционных материалов, что позволило отказаться от исполнения сложной и дорогостоящей системы охлаждения горячих деталей.

Основу бортовой системы управления ракеты составит инерциальная система с коррекцией по данным КРНС "Навстар". В перспективе в состав бортового оборудования УР намечено дополнительно включить аппаратуру системы обмена данными.

Для повышения унификации новой УР и эффективности ее боевого применения, а также для расширения номенклатуры поражаемых целей предусматривается разработать сменные боевые части нескольких типов (проникающая БЧ с разгонным ускорителем, кассетная БЧ с самонаводящимися боевыми элементами комбинированного действия).

По результатам испытаний и с учетом доработок предусматривается принять решение о полномасштабной разработке семейства УР. Начало серийных поставок ожидается не ранее 2015 года.

Таким образом, основным вооружением самолетов стратегической бомбардировочной авиации являются крылатые ракеты воздушного базирования как в ядерном (AGM-86B), так и обычном оснащении (AGM-86C и D, AGM-158А и В). С учетом заключенных договоров по сокращению ядерных вооружений, а также по причине истечения срока эксплуатации ракет AGM-86B часть задач будет возложена на крылатые ракеты воздушного базирования в неядерном оснащении, которые, как показали исследования, при высокой точности наведения на цель по эффективности не уступают КР с ядерной БЧ.

Кроме того, в США ведутся интенсивные работы по созданию сверх- и гиперзвуковых крылатых ракет воздушного базирования с дальностью пуска не менее 1 000 км. Основное преимущество таких КР - малое подлетное время (10-20 мин в зависимости от дальности до цели) и трудность их поражения существующими средствами противовоздушной обороны.

В настоящее время в стране реализуется несколько программ по разработке демонстрационных образцов сверх- и гиперзвуковых крылатых ракет, в частности RATTLRS и Х-51А. Они уже проходят летные испытания, и, как планируется, войдут в состав вооружения самолетов стратегической бомбардировочной и тактической авиации.

Таблица 2 Сравнительные характеристики КРВБ
Характеристика AGM-86C Block 1А AGM-86D Block 2 AGM-158A AGM-158B
Дальность стрельбы, км 1 500 1 500-1 700 400  800-1 000
Скорость полета, м/с 208-236 208-236 208-236 208-236
Точность наведения (КВО),м 5-15 3-5 3 3
Стартовая масса, кг 1 950 1 950 1050 1100-1200
Тип и масса БЧ, кг Осколочно-фугасная, 1 360 Проникающая, 400 Осколочно-фугасная или проникающая, 430 Осколочно-фугасная или проникающая, 400
Система наведения ИНС/ПС КРНС + "Терком" ИНС/ПС КРНС, работающая в дифференциальном режиме, + "Терком" ИНС/ПС КРНС (начальный и средний участки); ТПВ ГСН и система автоматического распознавания цели (конечный участок) ИНС/ПС КРНС + ТПВ ГСН и система автоматического распознавания цели

 

Таблица 3 Основные тактико-технические требования, предъявляемые к сверхзвуковой УР
Максимальная дальность стрельбы, км Не менее 900
Максимальная скорость полета, число М 4,5
Подлетное время до цели на максимальную дальность, мин 15
Точность наведения (КВО), м Не более 9
Стартовая масса, кг 820
Масса боевой части (не менее), кг 250
Длина, м 4,27-4,72
Максимальный диаметр, м 0,55-0,6

 Зарубежное военное обозрение 2011, №8 С.60-65

Категория: 2000 - настоящий момент | Добавил: pentagonus (18.10.2011) | Автор: Подполковник С. Ильин

Просмотров: 18060 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов