Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 11.12.2016, 09:05
Ключевые слова
тактическая авиация, Авиация ВМС, стратегическая авиация, авиапарк, А. Храмчихин

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » 2000 - настоящий момент

О потенциале боевой авиации Запада – без прикрас и преувеличений ч1

О потенциале боевой авиации Запада – без прикрас и преувеличений ч1

 А. Храмчихин

заместитель директора Института политического и военного анализа

Окончилась гражданская война в Ливии, победу в которой одержали противники Каддафи, получившие поддержку государств – членов Североатлантического альянса. Прежде всего она заключалась в ударах по войскам лидера Джамахирии, которые наносили ВВС ряда стран НАТО, что вызывало тревогу и возмущение Москвы. Вместе с тем есть повод объективно оценить состояние парка боевых самолетов блока. Каков он сегодня и каким будет завтра?

Авиация вооруженных сил США остается самой мощной в мире. И со времен Второй мировой составляет основу военной мощи Соединенных Штатов вообще. Именно подавляющее превосходство в воздухе традиционно обеспечивает им победы в войнах. В ходе противоборства с Японией в 1942–1945 годах, едва зацепившись за плацдарм на очередном тихоокеанском атолле, американцы немедленно начинали строить аэродром, часто прямо под огнем врага. Сейчас они научились сокрушать противника одной авиацией – как это было в 1999 году в Югославии. Да, когда надо, им приходится проводить и наземные операции, как в Ираке в 2003-м. Но при обязательном условии – над головой солдат сухопутных войск должны постоянно висеть свои самолеты.

Вот почему в данной статье вначале речь пойдет о боевой авиации США. Однако сразу сделаю несколько оговорок. Автор уделит внимание только самолетам, способным применять оружие по наземным, воздушным и надводным целям, имеющимся в ВВС (включая ВВС Национальной гвардии и ВВС резерва) и ВМС Соединенных Штатов. Вне рамок материала останется вспомогательная и армейская авиация, а также узкоспециальные машины (противолодочные Р-3 и Р-8 и противопартизанские АС-130). Однако будут упомянуты самолеты, находящиеся на хранении на базе «Дэвис-Монтан». При этом надо иметь в виду, что многие из них используются в качестве источника запчастей и потому не могут быть возвращены в строй. Статус каждой конкретной тамошней машины неизвестен, предположительно реальным резервом для регулярных частей является примерно половина самолетов.

Стратегическая авиация

Основу стратегической авиации США по-прежнему составляют бомбардировщики В-52. Точнее – 102 машины модификации В-52Н. Но в строю остаются лишь 76 самолетов, а еще 13 находятся на базе «Дэвис-Монтан».

Несмотря на очень почтенный возраст (самому молодому В-52Н в следующем году исполнится 50 лет), огромная бомбовая нагрузка, в частности способность нести 20 КРВБ, делает эту машину безальтернативной для американских ВВС. Более того, поскольку по Договору СНВ-3 каждый стратегический бомбардировщик засчитывается за один заряд, роль В-52Н в СЯС США возрастет. Вывод этих самолетов из боевого состава ВВС начнется не ранее 2035 года.

Вторым «столпом» американской стратегической авиации является «невидимка» B-2 – машина очень эффективная, однако исключительно дорогая в изготовлении и эксплуатации. Из-за этого вместо 132 бомбардировщиков, как изначально планировалось, был построен только 21 самолет. Ныне в строю находится 19 В-2 (один потерян в катастрофе, еще один используется в исследовательских целях).

Бомбардировщик В-1В официально переориентирован на выполнение боевых задач, не связанных с применением ядерных боеприпасов. Но он сохраняет межконтинентальную дальность полета и способность нести большое количество оружия (в том числе ядерного). Из 100 машин этого типа в строю остается 67, на «Дэвис-Монтане» – еще 16.

В ближайшие годы американцы предполагают начать разработку нового стратегического бомбардировщика для замены В-52, однако пока нельзя сказать ничего конкретного ни о его ТТХ, ни о возможном количестве самолетов.

Тактическая авиация

Основным ударным самолетом тактической авиации ВВС США является F-15Е «Страйк Игл». Из 236 машин этого типа в строю остается 218. Все они относительно новые (выпускались в 1986–2001-м) и прослужат еще долго.

В 1975–1982 годах было произведено 706 штурмовиков А-10 «Тандерболт», сегодня продолжают эксплуатироваться 333, включая около сотни самолетов наблюдения и целеуказания ОА-10 (старше «Тандерболтов» в ВВС США только В-52Н). Еще 173 штурмовика – на «Дэвис-Монтане».

Основной истребитель воздушного боя в американских ВВС – F-15 «Игл», выпускавшийся в 1971–1986 годах (всего построено 893 машины: 364 F-15А, 59 F-15В, 409 F-15C, 61 F-15D). Однако выработка ресурса становится для него очень серьезной проблемой. Сегодня в строю – 231 F-15С и 41 F-15D. 212 машин всех четырех модификаций хранятся на «Дэвис-Монтане».

Предполагалось, что в роли тяжелого истребителя F-15 заменит первый в мире самолет пятого поколения F-22 «Рэптор». Первоначально намечалось изготовить 750 таких машин. Но после многочисленных сокращений это количество было уменьшено до 187. Сейчас в строю имеется 172, еще 11 достраивается (кроме того, три потеряно в катастрофах, один используется как наземный учебный стенд). Однако теперь стало ясно, что 183 «Рэптора» никак не могут заменить почти 900 «Иглов».

F-22 имеет над F-15 действительно подавляющее превосходство только по одному параметру – цене: 300–400 миллионов долларов против 30–50 миллионов. Однако ракет «воздух-воздух» (причем одних и тех же – AIM-120 и AIM-9) «Рэптор» несет в полтора раза меньше, чем «Игл». Считается, что F-22 более живуч благодаря своей невидимости, но и на выживаемость F-15 (хотя в нем нет ничего «стелсовского») никаких жалоб не поступало. Нет ни одного подтвержденного факта потерь этого самолета в воздушных боях, а ведь он прошел через множество войн. «Рэптор» же перестает быть невидимым, едва включает бортовую РЛС. Поскольку число F-15 и дальше будет быстро сокращаться, дефицит тяжелых истребителей рискует превратиться для США в серьезную проблему. По их количеству, как это ни странно прозвучит, американцы могут отстать от России, а затем и от Китая.

Впрочем, назревает проблема и с легкими истребителями.

В 1972–2001 годах ВВС США получили 2267 самолетов F-16 «Файтинг Фалкон», из коих после 1991-го – немногим более 200. Сейчас в строю остается 1020 машин модификаций С и D. Плюс 571 истребитель – на «Дэвис-Монтане» (там имеются все четыре модификации «Файтинг Фалкона»). Еще 14 F-16, ранее предназначавшихся Пакистану, передали американской морской авиации. Количество эксплуатируемых F-16 продолжает быстро сокращаться из-за выработки ресурса, уже в этом или начале следующего года их число в строю впервые за четверть века опустится ниже тысячи.

Для замены F-16, а заодно и А-10 планировалось выпустить 1763 легких истребителя пятого поколения F-35А «Лайтнинг-2». Однако данная программа столкнулась с серьезными техническими проблемами, что привело к отсрочке начала массового производства, а главное – к стремительному росту цены самолета. Изначально предполагалось, что F-35 должен стоить меньше F-16, но еще до начала производства он оказался как минимум вдвое дороже даже самых современных экспортных вариантов «Файтинг Фалкона» и в пять-шесть раз – первоначального F-16, дешевле которого его предполагалось сделать. Вдобавок очень сложно представить, что крайне дорогой, не имеющий конструктивной защиты F-35 может реально заменить простой, дешевый, бронированный А-10 в качестве самолета, работающего непосредственно над полем боя под огнем ПВО противника. Радиолокационная малозаметность F-35 в данном случае будет бесполезна, поскольку в оптическом диапазоне он прекрасно виден.

Пока построена всего дюжина F-35А, развертывание полномасштабного производства откладывается, по-видимому, до 2018 года. К той поре в строю останется вряд ли больше 500 «Файтинг Фалконов» и 200 «Тандерболтов». Между тем в условиях предполагаемых значительных бюджетных сокращений крайне сложно представить, что будет действительно выпущено 1763 F-35А.

Помочь исправить ситуацию отчасти могли бы боевые беспилотники. Однако «Предатор» и «Рэйвен» пригодны лишь для противопартизанской войны, в условиях же противодействия ПВО они окажутся «одноразовыми изделиями». О других вариантах боевых БПЛА сейчас ничего вразумительного неизвестно.
Морская авиация

В 1980–2000 годах ВМС США закупили 1048 машин F/А-18 «Хорнет» четырех модификаций (379 – А, 42 – В, 463 – С, 164 – D). После чего началось производство истребителей модификаций Е и F «Супер Хорнет», а также самолета РЭБ ЕF-18G «Гроулер», которое продолжается до сих пор. При этом надо иметь в виду, что двухместные модификации D и F являются полноценными боевыми машинами, а не просто учебно-боевыми вариантами С и Е, как в случаях с F-15 и F-16.

На данный момент в строю числится 119 F/А-18А, 22 F/А-18В, 352 F/А-18С, 135 F/А-18D, 195 F/А-18E, 239 F/А-18F, 45 EF-18G. Количество F/А-18Е/F предполагается довести до 515, EF-18G – 114. Приблизительно 100 машин первых трех модификаций находятся на «Дэвис-Монтане» и в резерве авиации ВМС.

На вооружении авиации морской пехоты также имеются СВВП AV-8 «Харриер», строившиеся США по английской лицензии. Из 392 самолетов этого типа различных модификаций в строю сейчас остается 150.

Заменить все «Харриеры» и F/А-18 (А, В, С, D) предполагается 340 палубными F-35С (260 – в авиации флота, 80 – морской пехоты) и таким же количеством F-35В (короткий взлет, вертикальная посадка). Однако как было сказано выше, будущее F-35 неочевидно. Пока в строю имеется три F-35С в авиации флота и шесть F-35В в авиации морской пехоты. Все чаще звучат разговоры о том, что можно вообще отказаться от самого дорогого и самого сложного в изготовлении F-35В. Положение морской авиации по сравнению с ВВС легче именно потому, что продолжается производство F/А-18, в ВВС же F-35 нет альтернативы, его надо «доводить» любой ценой. Кроме того, ВМС разрабатывают палубный боевой беспилотник Х-47В, характеристики которого, видимо, будут гораздо выше, чем его «собратьев» из ВВС.

Таким образом, роль морской авиации для вооруженных сил США может заметно возрасти в связи с дефицитом самолетов в ВВС. Правда, ее возможности объективно ограничены количеством боеготовых авианосцев, которое в ближайшем будущем, по-видимому, уменьшится до девяти единиц.

Таким образом, сегодня во всех компонентах ВС США насчитывается 3470 боевых самолетов. Еще примерно 1080 – на «Дэвис-Монтане» и в резерве авиации ВМС. Если же исходить из того, что в строй можно вернуть примерно половину машин с этой базы, максимальный боевой авиационный потенциал Америки – четыре тысячи машин.

Кроме того, можно сказать о том, что на «Дэвис-Монтане» находится еще 868 боевых самолетов тех типов, которые уже выведены из боевого состава ВВС и авиации ВМС (F-111, F-4 «Фантом», F-14 «Томкэт», А-4 «Скайхок», А-6 «Интрудер», А-7 «Корсар»). В истории были случаи, когда списанные машины возвращались в строй и шли на войну. Например, во Вьетнам направили извлеченных с того же «Дэвис-Монтана» участников Корейской кампании В-26 и А-1. Однако тогда они все же были гораздо моложе, чем нынешние ветераны, поэтому возвращение последних в строй представляется малореальным, если только американцы не переделают их в боевые беспилотники для прорыва ПВО. Впрочем, гораздо вероятнее, что эти самолеты постепенно отстреляет американская же ПВО, используя их в качестве мишеней.

Подавляющее большинство самолетов боевой авиации США дислоцировано на их национальной территории либо на авианосцах. Группировка ВВС в Европе составляет сегодня 185 машин, в Восточной Азии (Южной Корее и Японии) – около 200. Несколько десятков самолетов на ротационной основе находятся в Афганистане и странах Персидского залива.

В общем, США по-прежнему располагают гигантской воздушной мощью, которой с большим избытком достаточно для победы в любой локальной войне. Тем не менее количество боевых самолетов в их ВС сегодня является самым маленьким за последние семь десятилетий, а их средний возраст – самым большим за всю историю американской авиации. Причем сокращение количества и рост среднего возраста самолетов будут неизбежно продолжаться и дальше. Это станет заметным объективным ограничителем для ведения Америкой нескольких войн одновременно или одной, но по-настоящему серьезной войны. Боевые беспилотники в обозримом будущем полноценной заменой самолетов ни по количеству, ни по качеству стать не смогут, оставшись в первую очередь противопартизанским оружием.

Окончание следует.

 

Военно-промышленный курьер

Опубликовано в выпуске № 51 (417) за 28 декабря 2011 года

Категория: 2000 - настоящий момент | Добавил: pentagonus (27.12.2011) | Автор: А. Храмчихин

Просмотров: 2094 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 2
avatar
1
Не могу согласиться с автором статьи по поводу роли и будущего беспилотной авиации. Здесь два варианта либо человек не дальновиден, либо многого просто не знает. biggrin
Хотя чему удивляться, это же известный американо любец, который не видит НИКАКОЙ угрозы со стороны США. Он перенацеливает ВС РФ исключительно на Китай. smile
avatar
2
--Основным ударным самолетом тактической авиации ВВС США является F-15Е «Страйк Игл».--

Почему основным?

--F-14 «Томкэт»--

//В 2005-06 годах F-14 всех модификаций были сняты с вооружения ВМС США. Списанные самолеты за исключением нескольких музейных экспонатов было решено уничтожить, во избежание попадания запчастей в Иран, продолжавший эксплуатировать купленные много лет назад самолеты//
http://lenta.ru/articles/2008/01/11/fighter/

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов