Программа ВВС США SMART tankerПодполковник А. Зелин Программа ВВС США SMART (Scalable Modular Airborne Relay Terminals) tanker предполагает оснащение ряда транспортно-заправочных самолетов (ТЗС) KC-135R/T модульной аппаратурой ретрансляции. В качестве воздушных центров управления и связи тяжелые самолеты применялись еще в 60-х годах прошлого столетия. В настоящее время министерство ВВС США вновь обратилось к этой идее с учетом уровня развития современных информационных технологий. Причиной появления программы SMART tanker явилась нехватка доступных сетей передачи данных и их довольно ограниченная пропускная способность, что стало очевидным в ходе военных операций США и их союзников против Афганистана и Ирака. В рамках обеих кампаний уже применялась новая концепция организации объединенного огневого поражения наземных объектов, представляющая собой специальное мероприятие по координации огневого обеспечения и получившая в официальных документах ВС США наименование Kill Box. Новые меры по координации, позволяющие осуществлять непрерывное поражение объектов и целей противника, применяются в первую очередь при нанесении ударов по мобильным целям, когда временной фактор наиболее критичен. Потеря времени в цепочке «обнаружение-поражение цели» повышает вероятность потери цели или ее выхода за пределы зоны воздействия, в результате чего потребуется больше времени для последующего согласования ее поражения. В Афганистане данные целеуказания по таким целям обеспечивались сопоставлением разведывательной информации от сил специальных операций на земле и БЛА RQ-1A или типа «Гнат» в воздухе, а во время операции в Ираке и от других перспективных наземных средств разведки. Когда позволяли временные параметры, развединформация собиралась также с использованием спутников и самолетов U-2, затем через спутниковые линии связи она поступала в аналитические подразделения и уже оттуда на средства поражения передавались данные целеуказания. К
концу операции в Ираке стало ясно, что боевые самолеты могут наносить удар через
несколько минут после получения данных целеуказания, но слабым элементом в цепи
«обнаружение - поражение» стал сбор, анализ и
распределение данных целеуказания на средства поражения. Наиболее тяжелая
ситуация складывалась с обменом информацией между силами разведки и средствами
поражения, что существенно увеличивало весь цикл целеуказания. Во-первых - это ограниченная емкость спутниковых каналов. Изначально спутниковая группировка ВС США развертывалась для обеспечения глобальной досягаемости и «покрытия» всего земного шара, но боевые операции последних лет проводились, как правило, в так называемых географически локализованных «горячих точках». В связи с этим из 90 проц. доступных спутниковых каналов связи для обеспечения действия группировки ВС в зоне реально могло применяться не более 10 проц. Такие проблемы были характерны и для коммерческих систем, применяемых для обеспечения боевых действий низкоорбитальных систем - «Глобалстар» и «Иридиум». Проблема нехватки каналов связи обострялась в связи с повышенными требованиями к передаче изображений радиолокационной и оптоэлектронной разведки высокого разрешения, а также видеоизображения в реальном масштабе времени. Кроме того, коммерческие системы спутниковой связи не обеспечивают достаточную степень помехозащищенности. Третья проблема - это большое время задержки сигнала, особенно в спутниковых системах связи на средних околоземных или геостационарных орбитах, которое в десятки раз превышает время задержки через ретранслятор, располагающийся на удалении нескольких десятков километров. Если для передачи голосовых сообщений этот параметр еще не так важен, то при использовании цифровых протоколов передачи он становится довольно критичным. Таким образом, существующая группировка систем спутниковой связи, обеспечивающая передачу информации в глобальном масштабе, становится не так эффективна при обеспечении боевых действий в локальных конфликтах, требующих значительного количества каналов связи с достаточной пропускной способностью. Применение авиационных средств (пилотируемых или БЛА), по мнению ряда американских экспертов, должно было помочь найти выход из такой проблемной ситуации. В 1990-х годах для обеспечения боевых действий в локальных конфликтах самолеты и БЛА оснащались аппаратурой ретрансляции и связи, аналогичной спутниковой. За такими ЛА закрепился термин «псевдоспутник». Сама же идея использовать воздушные носители в качестве ретрансляторов появилась еще в 1960-е годы, когда ВВС США разработали и развернули различные модификации самолетов ЕС-135 «Лукинг Гласс» для обеспечения совместных действий ядерных ударных сил стратегического авиационного командования (самолеты В-52 и межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмэн»). Данные самолеты предназначались для развертывания сетей управления и связи в ядерной войне. Похожая модель применялась и для обеспечения боевых действий во Вьетнаме, когда самолеты КС-135 «Комбат Лайтнинг» барражировали в зонах проведения операций, обеспечивая связь в метровом и дециметровом диапазонах длин волн. Тогда семь КС-135 обеспечивали действия боевой авиации и выступали в качестве ретрансляторов данных, поступающих от самолетов ДРЛО и управления ЕС-121 «Колледж Ай» и самолетов радиотехнической разведки ЕС-121К «Ривер Топ», действующих обычно над Тонкинским заливом в Южно-китайском море. Первым опытом применения ТЗС для организации связи стали действия американских ВВС в Северном Вьетнаме. Тогда ряд КС-135А были оснащены специальной аппаратурой и предназначены для повышения эффективности действия самолетов ДРЛО и управления ЕС-121 «Колледж Ай», а также самолетов РТР ЕС-121 «Ривер Топ». КС-135А играли важную роль в предупреждении о действиях вьетнамских истребителей и пусках ЗУР, а пилотировали их вторые экипажи воздушных командных пунктов ЕС-135. Подобный опыт есть и у ВВС Великобритании. В 1990-х годах существовала программа размещения аппаратуры систем передачи данных Link-16/JTIDS на самолетах транспортно-заправочной авиации. Программа была направлена на увеличение дальности передачи данных от самолетов ДРЛО и управления E-3D AWACS с одновременным выполнением также своих прямых задач по дозаправке в воздухе. Идею подобного применения самолетов КС-135, но уже с современными цифровыми технологиями реанимировал бывший начальник штаба ВВС США генерал Джон Джампер. Суть его предложения заключалась в том, чтобы оснастить ряд ТЗС новыми средствами связи, создаваемыми по программе JTRS (Joint Tactical Radio System), и применять современные протоколы передачи данных. Основой нового способа применения ТЗС было то, что они непрерывно барражируют вблизи района боевых действий, обеспечивая дозаправку боевых и разведывательных самолетов. «Следовательно, если танкер постоянно находится в районе, почему же не оснастить его аппаратурой связи и передачи данных для воздушных, наземных и морских средств в зоне действия группировки», - отмечал Джон Джампер. Существовавшие некоторое время назад задержки в поставках БЛА RQ-4 «Глобал Хок» и неприспособленность первых беспилотных аппаратов RQ-1 «Предатор» для решения подобных задач и стали причиной появления программы SMART tanker, а также программы разработки для него специального оборудования ретрансляции сигналов связи ROBE (Roll-On Beyond-line-of-sight Enhancement). Первые самолеты КС-135 «Стратотанкер», оборудованные в соответствии с новой программой, появились в конце 2002 года. Помимо тога что ТЗС в автоматическом режиме получал информацию о количестве топлива у каждого находящегося в обслуживаемой воздушной зоне самолета (на основе которой экипаж принимал решение о порядке дозаправки), он еще выполнял и функции ретранслятора, обеспечивая устойчивую связь в районе боевых действий. Сама концепция применения аппаратуры ROBE была разработана воздушно-космическим центром управления, связи, разведки и наблюдения ВВС (Aerospace Command and Control and Intelligence, Surveillance and Reconnaissance Center). В базовую конфигурацию аппаратуры входят терминалы многофункциональной системы связи и распределения информации MIDS - LVT-3 (Multifunctional Information Distribution System - Low Volume Terminal 3) для работы в системе передачи данных Link-16, УКВ-радиостанция AN/ARC-210, приемное устройство КРНС NAVSTAR и переносной компьютер. Система массой около 60 кг размещается в четырех противоударных кейсах. Сейчас такой аппаратурой оснащены 40 самолетов KC-I35R на авиабазах Мак-Коннелл, Гранд Форкс и Фэрчайлд. В рамках программы на самолеты были установлены три новые антенны для обеспечения функционирования аппаратуры MIDS (JTIDS) и системы спутниковой связи дециметрового диапазона волн. При этом затраты на модернизацию машин были минимальны. Терминалы многофункциональной системы связи и распределения информации MIDS были разработаны специалистами фирмы «Рокуэлл-Коллинз» первоначально для установки на тактические самолеты. Мощность передаваемого сигнала может варьироваться от 1 Вт до 200 Вт. Терминал оснащается интерфейсами стандартов MIL-STD- 1553В, Ethernet и Х.25. УКВ-радиостанция AN/ARC-210 той же фирмы, существующая в настоящее время по крайней мере в 16 модификациях, используется для обеспечения связи через спутники в диапазоне 225-400 МГц. Таким образом, аппаратура ROBE позволяет осуществлять горизонтальную интеграцию платформ, оснащенных аппаратурой JTIDS/MIDS, на дальности прямой радиовидимости и вертикальную интеграцию через системы спутниковой связи с центрами и пунктами управления ВС США, включая и те, которые расположены на континентальной части. Устанавливаемое на ТЗС оборудование является необслуживаемым и не отвлекает экипаж от решения своих прямых задач. Управление им осуществляет переносной компьютер. Наращивание возможностей аппаратуры признается ограниченным. В перспективе рассматривается возможность организации ее дистанционного управления и обеспечения доступа к системам передачи данных EPLRS/SADL для связи с сухопутными войсками, Link-11 и -22 - с ВМС, а также применения межсетевых протоколов TCP/IP для доступа к удаленным ресурсам. Перспективы. Компания «Нортроп-Грумман» предложила новую концепцию совершенствования программы SMART tanker, предусматривающую ряд мер по расширению возможностей систем связи и передачи данных, а также по переходу к новым методам и протоколам обмена информацией. Концепция, получившая наименование «воздушный бриллиант», предполагает установку на все ТЗС, военно-транспортные и разведывательные самолеты перспективных средств связи и передачи данных, работающих в широком диапазоне радиочастот, а также оснащение их специальными базами данных, необходимыми для выполнения поставленных задач. В качестве демонстрационной платформы перспективных возможностей компания «Нортроп-Грумман» выбрала ТЗС KDC-10, принадлежащий частным фирмам «Эвергрин интернэшнл эвиэйшн» и «Омега эрз глоубал эртанкер сервис». В планах компании также предусматривается возможность установки на борт ТЗС аппаратуры РРТР, совместимой с оборудованием разведывательных самолетов RC-135 и обеспечивающей достаточную для точного определения местоположения целей и объектов базу пеленгования. Кроме того, планируется, что в перспективе система передачи данных Link 16 вольется в новую сеть, формируемую вокруг объединенной системы тактической радиосвязи JTRS (Joint Tactical Radio System), которая может стать основой для разрабатываемой ДАРПА технологии сетевого нацеливания TTNT (Tactical Targeting Network Technology). Новая технология должна обеспечить устойчивую связь со скоростью передачи информации 10 Мбит/с между самолетами и любыми другими средствами, удаленными друг от друга па расстояние до 540 км. Первые демонстрационные испытания новой технологии формирования сети были проведены в 2004 году. Тогда через широкополосную сеть с высокой пропускной способностью в реальном масштабе времени обеспечивалась передача голосовых сообщений и видеоизображений.
Как отмечают зарубежные эксперты, развертывание сетей будет способствовать достижению успеха в операциях только при грамотном их использовании. Применение сетей, по мнению ряда американских специалистов, позволяет даже несколько изменить тактику задействования авиационных средств при решении задачи непосредственной авиационной поддержки (НАП). До настоящею времени успех традиционной авиационной поддержки базировался на том, что видят пилоты и передовые авианаводчики. Например, ряд существовавших до этого процедур координации предусматривал необходимость выполнения следующих условий - пилоты видят цель, наводчик видит цель, наводчик видит самолет. И только при таком условии можно было выполнять задачу НАП наземных формирований. А если развернуть сеть и передавать такие данные (видеоизображения) сразу в кабину пилота, то можно изменить всю процедуру НАП, сняв при этом ряд устаревших мер координации. Кроме того, полное сопряжение боевых платформ, центров управления и разведки на поле боя позволит обеспечить новые возможности. Например, поставлена задача поражения высокомобильной цели, о которой имеются все необходимые данные. Необходимо выяснить, кто может ее поразить и через какой промежуток времени. Распределенное информационное пространство позволяет командирам различных компонентов в реальном масштабе времени принимать решение и передавать информацию.
Например, командующий сухопутным компонентом докладывает, что может поразить такую цель через 5 мин, а командующий воздушным компонентом - через 17 с. И ответ обоих базируется на точных данных единой картины ситуационной осведомленности и данных о своих силах и средствах в районе. На основе таких докладов командование объединенных сил (объединенного оперативного формирования) может принять решение или о немедленном поражении цели, или (в случае наличия времени) о передаче данных целеуказания на другое, менее дорогостоящее средство поражения. Суть проводимых мероприятий заключается в том, что такое применение сетецентрической архитектуры позволяет сгладить границы применяемых до этого буферных и других зон боевого пространства и.снять лишние меры координации огневого поражения. «Больше не будет необходимости разграничивать оперативные зоны для координации огневых средств», - отмечают западные военные эксперты. И это может быть обеспечено развертыванием сетей, в которых и будет происходить анализ, принятие решений и их оценка, позволяя каждому пользователю - от солдата и пилота до командующего компонентом - иметь общую и единую картину ситуационной осведомленности. Интересен тот факт, что созданные воздушные «хабы» (hub - концентратор, коммутатор), роль которых выполняют также и самолеты, оборудованные по программе SMART tanker, четко вписываются в новую концепцию сетецентрической войны и найдут свое место при развертывании перспективных «самоорганизующихся сетей»*. В самоорганизующихся сетях воздушных средств дальность связи также будет зависеть от дальности радиовидимости. И если для ЛА, действующего в тропопаузе (переходный слой между тропосферой и стратосферой) дальность может достигать сотен километров, то подобные «хабы» будут крайне необходимы для более низких высот. С полным развертывай нем перспективных средств связи, создаваемых по программе JTRS, а также с применением новых протоколов обмена информацией ТЗС SMART tanker может стать по-настоящему эффективным узлом связи и ретрансляции на ТВД. Но это, в свою очередь, повлечет и появление двух противоположных эффектов. С одной стороны, танкеры станут ключевыми элементам и, объединяют им и разнообразных пользователей на ТВД в единую сеть с возможностью организации высокоскоростных каналов передачи данных, с другой - неизбежно будут еще более привлекательной целью для противника, а их уничтожение повлечет не только невозможность дозаправки самолетов, но и выведет из строя ключевые сетевые узлы управления. Окончательный выбор того, что выгоднее и безопасней в использовании - ТЗС SMART tanker Witt БЛА, американскими специалистами еще не сделан. * Объединение в самоорганизующиеся сети разнородных средств не гарантирует того, что каждое средство будет иметь доступ к сети в любое время или что оно не будет самопроизвольно подключаться к другим сетям и мешать их работе. Это связано с физикой распространения радиоволн в атмосфере и их затуханием.
Зарубежное военное обозрение №12 2009 с. 54-60 | |||||||
| |||||||
Просмотров: 5074 | | |
Всего комментариев: 0 | |