search
menu
person

NEWS AND UDATES


Самолёты типа C-130 "Геркулес" Сил специальных операций ВВС США 2011

Самолёты типа C-130 "Геркулес" Сил специальных операций ВВС США

Полковник О. Пиунов

Начиная с первых поставок в 1956 году военно-транспортных самолетов C-130 "Геркулес" в части и подразделения ВВС США машины этого семейства используются для решения широкого круга задач, подчас очень далеких от обычного транспортного обеспечения. Разработка модификаций на базе C-130 для проведения специальных операций1 (СО) осуществляется с 1966 года, и в данной статье рассматриваются версии, состоящие на вооружении сегодня, а также их предшественники.

В настоящее время ВВС США насчитывают около 150 машин типа C-130, модернизированных для решения задач в интересах командования специальных операций ВВС (КСО), боевого авиационного командования ВВС (БАК) и командования ВВС в Тихоокеанской зоне2. Это около четверти всего парка семейства "Геркулес". Они применяются для скрытого проникновения и выхода из воздушного пространства противника с целью транспортировки личного состава и оборудования, проведения поисково-спасательных операций в боевых условиях, обеспечения дозаправки в воздухе сил ПСО, ведения РЭБ, выполнения задач разведки и непосредственной авиационной поддержки действий своих сил, а также ряда других. Эта авиатехника базируется на континентальной части США (1-е авиакрыло специальных операций (АвБ Херлберт, штат Флорида), в Японии (АвБ Кадена, 353-я авиагруппа СО) и Великобритании (АвБ Милденхолл, 352-я авиагруппа СО). 1 акр наряду с общими функциями решает задачи по обеспечению антитеррористических действий, для чего часть его самолетов в разное время направлялась в Ирак, Афганистан и другие точки мира.

Переучивание экипажей на варианты HC-130N(P) и МC-130Н(Р) осуществляется учебным командованием ВВС США, а версии АC-130H(U), МC-130W и ЕC-130Н осваиваются в строевых частях.

Транспортно-десантные самолеты

В 1964 году, накануне полномасштабного военного вмешательства США в ход гражданской войны во Вьетнаме, командованию ВС США потребовались самолеты, способные на малых и предельно малых высотах выполнять скрытую доставку и эвакуацию диверсионно-разведывательных групп. Тогда же с компанией "Локхид эркрафт сервисиз" был заключен соответствующий контракт и на предприятии в г. Онтарио (штат Калифорния) началось переоборудование партии из четырех военно-транспортных самолетов C-130 "Геркулес" в вариант C-130Е3. Первые две машины, получившие наименование "Ривет Ярд", были поставлены ВВС США в рамках программы "Тин Слайс" (Thin Slice), а последующие две - по программе "Хэви Чэйн" (Heavy Chain). Помимо более мощных ТВД Т56-А-15 компании "Аллисон" эти самолеты были оснащены рядом дополнительного оборудования, включая РЛС с режимом огибания рельефа местности на малых высотах APQ-115 и систему HSLLADS для десантирования техники и живой силы на малой высоте и высокой скорости.

В 1965-1966 годах тем же подрядчиком по программе "Стрэй Гус" (Stray Goose) на предприятиях в г. Мариетта (штат Джорджия) и г. Онтарио (штат Калифорния) были модернизированы еще 12 самолетов с присвоением имени "Ривет Клэмп" (Rivet Clamp). Получив в дополнение к бортовому комплексу самообороны "систему "Фултона" для беспосадочной эвакуации людей и оборудования (Surface-To-Air Recovery System, STARS) и индекс C-130Е(1), в сентябре 1966 года новая авиатехника была отправлена в 1-й отряд 314-го десантного крыла, дислоцированного в юго-восточной Азии.

Работа "системы "Фултон" заключается в следующем. С самолета сбрасывается контейнер со спасательным снаряжением, в которое входят привязная система, нейлоновый трос длиной 150 м и наполняемый гелием из специального баллона аэростат. После подъема аэростата самолет на скорости 240-270 км/ч выполняет захват троса с помощью смонтированного в носовой части фюзеляжа устройства. Груз под действием скоростного напора отклоняется к задней части фюзеляжа, где трос захватывают специальным устройством члены экипажа самолета и на лебедке втягивают груз или человека через открытую заднюю рампу грузового отсека.

В 1967 году все усовершенствованные самолеты были объединены под общим наименованием C-130Е "Комбат Тэлон", сохранив при этом свои личные имена. Впоследствии самолеты C-130Е без системы эвакуации поставлялись под индексом "Ривет Своп" (Rivet Swap). В 1968 году для восполнения авиационных  потерь в Юго-восточной Азии до конфигурации C-130Е были доработаны еще два самолета. В итоге машины "Ривет Ярд" в рамках программы "Комбат Спир" (Combat Spear) базировались на АвБ в Тихоокеанском регионе, принимая участие в обеспечении действий "зеленых беретов" в Индокитае вплоть до 1972 года, а "Ривет Клэмп" применялись для транспортного обеспечения операций "Комбат Найф" (Combat Knife) и "Комбат Эрроу" (Combat Arrow) на континентальной части США и в Европе.
В период с 1971 по 1973 год в рамках программы MOD-70 было обновлено БРЭО, включая замену станции APQ-115 на двухдиапазонную РЛС огибания местности APQ-122. В конце 1973 года четыре самолета "Ривет Ярд" были переименованы в "Ривет Янк". По завершении программы MOD-70 машины С-130Е "Комбат Тэлон" включали три версии: C-130Е{СТ) "Ривет Клэмп", C-130E(Y) "Ривет Янк Тэлон" (бывшие Ривет Ярд) и C-130E(S) "Ривет Суоп".

Начиная с 1976 года C-130Е оснащались приемником дозаправки топливом в воздухе с использованием гибкой балки UARRSI (Universal Aerial Refueling Receptacle Slipway Installation). В 1977 году все самолеты объединили под индексом МC-130Е, сохраняя при этом их названия "Клэмп", "Янк" и "Суоп". Одна машина - МC-130Е "Своп" - была возвращена разработчику, после чего под индексом NC-130Е она использовалась в качестве испытательного образца при проектировании новых систем и оборудования для парка самолетов "Комбат Тэлон".

Принцип работы системы "Фултона": 1 - подъем аэростата; 2 - подготовленный к эвакуации военнослужащий; 3 - втягивание человека на борт самолета

C-130Е выполняли полеты на десантирование и прием людей и грузов в Лаосе, Камбодже, Северном (ДРВ) и Южном Вьетнаме. Обычно экипажи выполняли одиночные полеты ночью на предельно малых высотах. Практиковались полеты в глубь территории ДРВ с посадкой на импровизированные ВПП. Чаще всего они выполнялись с приграничных авиабаз Кхе Сан, Накхон и Фаном.

В период с 1986 по 1994 год транспортно-десантные самолеты МC-130Е "Комбат Тэлон" прошли модернизацию - был продлен летный ресурс и они были оснащены, в частности, усовершенствованными навигационными РЛС, комплектами РЭБ и новыми консолями крыла. В 1995 году, после установки подвесных агрегатов заправки топливом в воздухе "Кобхэм/Сержант Флетчер", им было присвоено наименование МC-130Е "Комбат Тэлон-1". Экипаж самолета состоит из двух летчиков, штурмана, штурмана - оператора систем РЭБ, бортинженера, радиста и двух операторов систем погрузки-выгрузки.

Сегодня основными задачами МC-130Е "Комбат Тэлон-1" являются скрытое проникновение на территорию противника с целью пополнения запасов для сил СпН и дозаправка в воздухе самолетов и вертолетов ССО США. Кроме посадки на грунтовые немаркированные площадки и десантирование грузов с помощью системы точного сброса JPADS (Joint Precision Airdrop System) самолет был способен применять бомбу BLU-82/B калибра 6 800 кг. Впервые такие средства поражения с самолетов данного типа применялись во Вьетнаме, а позже в Ираке и Афганистане. В 2011 году началась пятилетняя процедура снятия с вооружения всех десяти самолетов МC-130Е "Комбат Тэлон-1".
Разработка модификации МC-130Н "Комбат Тэлон-2" на базе ВТС C-130Н2 началась в 1983 году. Первоначальные планы министерства ВВС предусматривали постройку 12 самолетов, но в 1984-м было решено их количество удвоить. Для замены РЛС APQ-122 компанией "Эмерсон электрик" была разработана новая станция облета и обхода наземных препятствий. Базой для нового БРЭО послужило оборудование вертолета ПСО HH-60D "Найтхок" с новыми многофункциональными дисплеями на рабочих местах (РМ) летчиков и штурмана - оператора РЭБ (у последнего РМ перенесено в грузовой отсек).

После сборки на предприятии в г. Мариетта в июне 1984 года планер самолета был доставлен в г. Онтарио, где был оснащен многочисленным оборудованием, включая систему UARRSI, защищенные от взрыва топливные баки и систему десантирования HSLLADS. После перелета в г. Гринвилль (штат Техас) на производственных мощностях компании "Локхид эр сёрвисиз" на самолет были установлены: РЛС APQ-170, ИК-система переднего обзора AAQ-15. радиооборудование связи, навигации и опознавания, комплект РЭБ.

С 1985 по 1989 год компания "Локхид-Мартин" выполнила сборку остальных 23 самолетов. Низкие темпы производства в этот период были связаны с задержками поставок РЛС, и часть готовых фюзеляжей находилась на складах временного хранения. Первый полет МC-130Н выполнил на заводском аэродроме в г. Гринвилль в декабре 1987 года, а в сентябре 1988-го на АвБ Эдварде (штат Калифорния) началась программа летных испытаний.

В июне 1991 года первый МC-130Н был поставлен на вооружение 8 аэ СО, дислоцированной на АвБ Хсрлбсрт. В октябре 1992 года все самолеты МC-130Н были переданы из 8 аэ СО в 15аэ СО, которая достигла начальной боевой готовности в июне 1993-го. Поставки "Комбат Тэлон-2" в 550-ю учебную аэ 542-го учебного крыла (Авб Киртлэнд, штат Нью-Мексико) начались в марте 1992 года. Задачей эскадрильи была подготовка экипажей самолетов МС-130Н "Комбат Тэлон-2". В сентябре 1992 года 7 аэ СО (сегодня базируется в Великобритании) с поставкой первого самолета МC-130Н приступила к переучиванию на новую технику с версии МC-130Е. В июле 1995 года к переучиванию приступила 1 аэ СО, получив последний МC-130Н в октябре 1992-го.

С момента поступления на вооружение было потеряно четыре самолета МС-130Н, а оставшиеся машины для зашиты от ЗУР с ИК ГСН были оборудованы системой отстрела ИК-ловушек AAQ-24. В 2004 году КСО подписало с компанией "Флайт рефьюелинг" контракт на сумму 100 млн долларов на поставку оборудования для дозаправки в воздухе MCARS с цифровой системой управления. В начале 2011 года была завершена программа замены центроплана крыла на всех самолетах МC-130Н. В состав экипажа MC-130H "Комбат Тэлон-2" входят семь человек: два летчика, штурман, оператор систем РЭБ, бортинженер и два оператора погрузки-выгрузки.

Транспортно-заправочные самолеты ПСО

В 1964 году для поиска вернувшихся из космоса астронавтов, а также оборудования с полученными при выполнении космического полета данными на базе ВТС C-130Е был разработан самолет НC-130Н. Первый полет он выполнил в декабре того же года, а с июля 1965-го эти машины находились в составе аэрокосмической службы поиска и эвакуации (ARRS) ВВС США. Они оснащались астроориентатором ARD-17 "Кук" (датчик системы ориентации по звездам), расположенным в обтекателе над передней частью фюзеляжа, и системой STARS. Для дозаправки вертолетов ПСО в воздухе устанавливались два подкрыльевых контейнера и два дополнительных топливных бака в грузовом отсеке. В свою очередь, на базе конфигурации НC-130Н для ВВС США был разработан самолет ПСО НC-130Р. Поставки первой партии из 11 машин начались в ноябре 1966 года. Кроме дозаправки в воздухе вертолетов НC-130Р использовались в качестве ВПУ для координации действий поисково-спасательных сил.

Всего до ноября 1966 года 21 самолет НC-130Н был переоборудован в вариант НC-130Р, после чего начались поставки версии HC-130N, которая отличалась отсутствием оборудования STARS. Всего было построено 78 самолетов НC-130Н (Р, N) из которых 17 машин, в свою очередь, были переоборудованы для решения других задач, включая разведку погоды и ведение РЭБ.

В период с 1988 по 1994 год парк транспортно-заправочных самолетов ПСО был увеличен поставками шести новых НC-130Н в 210 аэ ПСО из состава ВВС НГ, аналогичных по конфигурации бортового оборудования машинам HC-130N. В феврале 1996 года на данных самолетах из состава КСО были демонтированы система эвакуации STARS и обтекатель астроориентатора ARD-17. Все самолеты МC-130Р оснащены системой UARRSI и двумя ТВД Т56-А-15, развивающими мощность 4 910 л. с. каждый.

С 1992 года самолеты ПСО HC-130N(P) "Комбат Кинг" использовались в интересах различных ведомств, включая КСО, БАК и командование ВВС США в Тихоокеанской зоне, но в апреле 2006-го были переданы под управление двух последних. HC-130N(P) для проникновения на территорию противника в качестве транспортно-заправочных самолетов были оснащены подвесным оборудованием "Кобхэм/Сержант Флетчер", которое позволяет передавать топливо со скоростью около 570 л/мин, и системой UARRSI, обеспечивающей свою дозаправку в воздухе. В настоящее время оборудованием "Кобхэм/Сержант Флетчер" снабжены все самолеты HC-130N(P), а также транспортная версия МC-130Р "Комбат Шэдоу", предназначенная для ночного снабжения сил СпН, поиска и спасения групп глубокого проникновения в тыл противника, дозаправки вертолетов ССО MH-53G(I, Н) "Пэйв Лоу" и MH-60G "Пэйв Хок", в том
числе нал чужой территорией. а также для проведения психологических операций.

В состав БРЭО MC-I30P входят: РЛС APN-59E: интегрированная с приемником КРНС NAVSTAR инерциально-навигационная система: очки ночною видения (для выполнения взлета и посадки на малоподготовленных площадках) и совместимые с ними индикатор на лобовом стекле, дисплеи в пилотской кабине, а также внутреннее и наружное светоехническое оборудование: приемник ИК-излучения AAQ-38: комплект опознавания "свой чужой"; допплеровские системы навигации (APN-I47) и измерения скорости; приемник предупреждения об облучении ALR-69(V); автомат отстрела ИК-ловушек ALE-40; ИК-системы предупреждения о пуске ракет (IRWR); аппаратура засекречивания радиосвязи KY-58/75 в диапазонах УВЧ. СВЧ с частотной и амплитудной модуляцией и ВЧ. а также но каналу спутниковой связи: аппаратура передачи пакетных данных KY-879; системы самообороны аналогичные устанавливаемым на МC-130Е(Н, W). Основная доля этого оборудования смонтирована в рамках программы SOF1 (Special Operations Force Improvement). Оборудование позволяет выполнять ночной полет на высоте 150 м.

За весь срок эксплуатации в составе КС'О был потерян только один МC-130Р. а в настоящее время в строю находятся 27 машин этой серии. Четыре из них решают задачи ПСО в составе ВВС HГ штата Калифорния, еще четыре используются учебным командованием, а остальные входят в сослав эскадрилий ССО на АвБ Эглин. а также на АвБ Миленхолл (Великобритания) и Кадена (Япония). Кроме решения своей основной задачи обеспечение дозаправки в воздухе авиации СпН они выполняют скрытное снабжение подразделений ССО на территории противника.

Два HC-130N осуществляли дозаправку в воздухе самолетов и вертолётов 16-го авиакрыла специального назначения при проведении военной операции против Панамы "Джаст Коз", предпринятой в декабре 1989 года. В это время они совершили 400 вылетов, налетав 1200 ч. В ходе операции "Ьуря в пустыне" четыре НC-130 9-й и 67-й эскадрилий применяется для сброса листовок и дозаправки и воздухе вертолетов. В общей сложности экипажи совершили 103 боевых вылета с общим налетом более З00 ч. самолёты 9-й эскадрильи оставались в зоне Персидского залива до 1993 года.

В последние годы различия между версиями HC-130N(P) и МC-130Р сведены к минимуму вследствие их модернизации и оснащения новыми системами навигации и связи, а также бортовым комплексом самообороны. Вместо астроориентатора ARD-I7 на версиях HC-130N(P) устанавливается система определения местоположения ARS-6. В настоящее время плановые доработки МC-130Р включают монтаж рельсовой системы установки-снятия дополнительных внутренних баков DRCHS, которая позволяет в короткие сроки изменять конфигурацию самолета из транспортно-заправочного в транспортный и наоборот.

В конце 2005 года КСО начало разработку проекта CRT (Combat Rescue Tanker) по производству новых поисково-спасательных ТЗС и модернизации уже существующих транспортно-заправочных самолетов в целях дозаправки в воздухе и на земле в передовых районах вертолетов ПСО HH-60G, CV-22B, а также перспективного CSAR-X в операциях по эвакуации личного состава из зоны боевых действий. Дополнительно проект CRT предполагал применение ТЗС для скрытного десантирования личного состава и техники, а также в качестве ВКП. В этом ключе для плановой замены самолетов НC-130N(Р) и МC-130Е(Р) с истекающим летным ресурсом командование ВВС США в июне 2008 года объявило о планах создания следующей авиационной платформы для ССО.

Тогда же был подписан контракт с компанией "Локхид-Мартин" стоимостью 470 млн долларов на разработку двух вариантов самолета на базе версии C-130J "Супер Геркулес" и поэтапное производство 68 единиц новой авиатехники. В 2009 финансовом году по этой программе были выделены средства на изготовление двух ВТС, предназначенных для эвакуации личного состава подразделений СпН HC-130J "Комбат Кинг-2" и четырех МC-130J "Комбат Шэдоу-2", в 2010-м - еще 13 HC-130J и четырех MC-130J. В целом ВВС США намерены приобрести 78 HC-130J для замены 74 самолетов НС/МC-130, а также 37 MC-130J вместо десяти МC-130Е и 23 МC-130Р из состава КСО.

Созданные на основе ТЗС KC-130J Block 6.5, самолеты "Комбат Кинг-2" и "Комбат Шэдоу-2" имеют общую основу, включая подвесное оборудование для передачи топлива в воздухе "Кобхэм/Сержант Флетчер", грузовые люки и рампу. В дальнейшем они получат специальное оборудование, в том числе новую систему управления погрузкой-разгрузкой, генераторы увеличенной емкости, универсальную систему дозаправки в воздухе UARRSI, оптоэлектронное и ИК-оборудование, а также рабочее место оператора боевых систем в кабине экипажа. В состав БРЭО входит оборудование спутниковой связи с поддержкой закрытого режима передачи пакетных данных. Планер будет оснащен крылом .увеличенного ресурса. Таким же образом будут усовершенствованы и ранее выпущенные самолеты "Комбат Кинг" и "Комбат Шэдоу" в процессе плановых доработок. Руководство ВВС США предполагает, что стоимость одного самолета Комбат Кинг-2"/"Комбат Шэдоу-2" будет снижена до 8 млн долларов.

Бортовой комплекс самообороны НC-130J включает приемники предупреждения об облучении БРЛС и ГСН управляемых ракет противника, автоматы отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей. Оптоэлектронное и ИК-оборудование обеспечивает выполнение полета ночью в сложных метеоусловиях на малых высотах, в том числе над водной поверхностью, в целях быстрого развертывания на малоподготовленных площадках на чужой территории и эвакуации личного состава подразделений специального назначения4. Кроме того, согласно проекту CRT НC-130J будут использоваться для дозаправки одновременно двух вертолетов ПСО на земле или в воздухе, в том числе для повышения взаимной живучести в темное время суток без ведения радиообмена. Для повышения скрытности действий в районе населенных пунктов экипажи HC-130J могут выполнять полет в режиме радиомолчания при выключенных бортовых аэронавигационных огнях.

Специалисты авиастроительного предприятия в г. Мариетта приступили к строительству первого образца HC-130J в октябре 2009 года, а к окончательной сборке - в апреле 2010-го. Первый полет состоялся в июле того же года. В марте 2011 года проведением дозаправки в воздухе с использованием телескопической штанги были завершены летно-конструкторские испытания. 24 сентября 2011-го первая машина "Комбат Кинг-2" была доставлена на авиабазу Дэвис-Монтан (штат Аризона) в распоряжение БАК; в качестве командира экипажа этот перелет выполнил начальник штаба ВВС США генерал Нортон Шварц. Ввиду сходства основных тактико-технических характеристик HC-I30J "Комбат Кинг-2" и MC-130J "Комбат Шэдоу-2" результаты испытаний первого были использованы при разработке второго. Первый образец MC-130J "Комбат Шэдоу-2" был собран в мае 2011 года. Начальная боевая готовность самолетов обеих версий будет достигнута в 2012 году.

Первый HC-130J будет использоваться на АвБ Тусон для переучивания экипажей 79 аэ ПСО. В декабре 2012 года с поставкой еще трех новых машин она достигнет начальной боевой готовности. Самолеты HC-130J поступят также на вооружение: 71-й аэ ПСО (вместе с 79 аэ ПСО находится под командованием БАК); 550-й аэ СО учебного командования; 920-й группы ПСО командования резерва ВВС; 106-го и 129-го поисково-спасательных крыльев, 176-го крыла ВВС НГ.

Многоцелевые ВТС

В 2003 году для поэтапной замены подлежащих списанию самолетов МC-130(Н, Р) КСО разработало план по переоборудованию десяти ВТС C-130Н2 с установкой на них в том числе оборудования МC-130Н. В итоге в июне 2006 года на АвБ Робинс был поставлен первый модернизированный самолет MC-130W. Первоначально, как и МС-130Н, новая техника была призвана решать задачи по скрытому проникновению на территорию противника, выполнению полетов на малых высотах и обеспечению дозаправки в воздухе. В дальнейшем МС-I30W получили новую метеонавигационную РЛС и возможность выполнять полеты на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.

Кроме того, на них был выполнен ряд усовершенствований, включая установку двух подвесных блоков дозаправки других ЛА в воздухе Mk32В-902Е, оборудования своей дозаправки UARRSI, системы десантирования HSLLADS и конструктивное усиление хвостового оперения. Навигационное оборудование было дополнено встроенным приемником КРНС NAVSTAR, сопряженной с РЛС, и приемником ИК-излучения инерциальной навигационной системой, а также цветным дисплеем AAQ-38. Связное оборудование было усилено комплектом спутниковой связи с возможностью пакетной передачи данных. В состав бортового комплекса обороны вошли: РЛС предупреждения об облучении ALR-69, автомат отстрела дипольных отражателей ALE-47, система предупреждения об облучении пассивными средствами наведения УР AAR-44, блок отстрела ИК-ловушек AAQ-24 и блок постановки радиоэлектронных помех ALQ-172. Кроме того, было установлено совместимое с очками ночного видения внутреннее и наружное светотехническое оборудование. Самолет MC-130W может применять управляемую фугасную бомбу повышенного могущества BLU-82/B "Дейзи Каттер" (масса бомбы 7000 кг, ВВ - 5500 кг) и управляемую бомбу GBU-43/B МОАВ (Massive Ordnance Air Blast Bomb, масса 9800 кг, бризантного ВВ - 8 500 кг).

В мае 2007 года эти самолеты, изначально предназначенные для вооружения 2-го отряда 16-й оперативной группы, получили наименование MC-130W "Комбат Спир". В настоящее время они дислоцируются на АвБ Кэннон в составе 73 аэ СО 27 акр СО. В марте 2010 года командованию КСО были переданы последние ВТС, доработанные до версии MC-130W.

В июне 2009 года КСО объявило о намерении оснастить восемь таких самолетов авиационными пушками, чтобы использовать их в качестве вооруженных разведывательных платформ. По условиям контракта стоимостью 61 млн долларов фирма "L-3 коммьюникейшнз", кроме прочего, усовершенствовала системы поиска и разработала съемное прицельное оборудование. Новая версия оснащена высокоточными средствами поражения (Stand-Off Precision-Guided Munitions), одноствольной пушкой Mk 44 "Бушмастер" калибра 30 мм и новым связным оборудованием. Экипаж состоит из семи человек. Первый модифицированный самолет МC-130W "Дрэгон Спир" был поставлен на АвБ Кэннон в июле 2010 года. КСО планирует также устанавливать на них РЛС облета и обхода наземных препятствий.

Ударные самолеты

Вторая версия самолета с артиллерийским вооружением (Gunship, "Ганшип") АC-130Е "Спектр-2"5 была разработана для ВВС США на базе ВТС C-130Е (первый вариант на платформе C-130 имел обозначение АC-130А). Их основное назначение- непосредственная авиационная поддержка (в том числе в условиях города), сопровождение конвоев, а также изоляция поля боя путем подавления назначенных или вновь разведанных целей. Другие задачи: ведение боевой разведки, действия в качестве передового ПУА и ВзПУ, выполнение боевого поиска и спасания. Первый из 11 ударных самолетов АC-130Е, оснащенный ТВД Т56-А-7 мощностью 4050 л. с.. был поставлен на АвБ Убон (Таиланд) в конце 1971 года. Позже они были модернизированы по программе "Пэйв спектр" (Pave Spectre) с установкой обновленного БРЭО, в том числе телекамеры высокой светочувствительности AAQ-145, приемника ИК-излучения AAQ-17 и датчика системы ориентации APQ-150. Вооружение включало две авиационные пушки М61А1 "Вулкан" калибра 20 мм. две 40-мм "Бофорс" и два пулемета калибра 7,62 мм. В 1972 году эти машины получили более мощные двигатели Т56-А-15 (4506 л. с), и, как следствие, улучшились их летные характеристики. Возросшая грузоподъемность позволила установить бронезащиту для членов экипажа и создать им более комфортные условия работы. Особое внимание уделили оборудованию "боевой комнаты", где разместились операторы электронных систем. У модели АC-130E "Пэйв Иджис" помимо установки легкой гаубицы калибра 105 мм вместо одной "Бофорс". размешенной в грузовой двери левого борта, увеличен запас топлива и боеприпасов.

В ходе боевых действий в ЮВА один АC-130Е был потерян, а оставшиеся, после модернизации и присвоения индекса АC-130Н "Пэйв Спекгр", в марте 1973 года были возвращены в Таиланд на вооружение 16 аэ ССО. В 1978 году они были оборудованы системой дозаправки в воздухе, а через три года был сбит еще один самолет, участвовавший в операции "Буря в пустыне". В настоящее время восемь оставшихся самолетов АC-130Н базируются на АвБ Кэннон (16 аэ СО 27 акр СО). В состав их артиллерийского вооружения входят пушки калибра 40 и 105 мм.

Экипаж состоит из 14 человек: двух летчиков, двух штурманов, оператора управлением огнем, оператора систем РЭБ, бортинженера, оператора телевизионной прицельной системы LLTV, оператора ИК-системы ночного видения, оператора погрузочно-разгрузочных работ и пяти бортстрелков.

Для решения задач непосредственной огневой поддержки разведывательно-диверсионных групп, нанесения ударов по наземным объектам в глубоком тылу противника, изоляции района боевых действий, зашиты авиабаз, ведения разведки, а также для выполнения функций управления в тактическом звене в июле 1987 года с компанией "Рокуэлл интернэшнл" был заключен контракт стоимостью 115,2 млн долларов на разработку новой версии самолета на базе планера C-130Н2, оснащенного ТВД Т56-А-15. Пробный полет AC-130U "Спуки" состоялся в декабре 1990 года, а поставки первой партии из 13 самолетов (в обиходе называемых U-boal) на вооружение 16 аэ СО (АвБ Херлберт Филд, штат Флорида) начались в июле 1994-го. По внешнему виду от базовой модели C-130Н штурмовик отличается наличием на левом борту фюзеляжа далеко выступающих обтекателей антенн, стволов пушек и соответствующих люков и амбразур. От варианта АC-130Н данная версия отличается повышенными боевыми возможностями, обусловленными более совершенным радиоэлектронным оборудованием и вооружением.

В состав радиоэлектронного оборудования самолета входят: многофункциональная РЛС с синтезированием апертуры антенны AN/APG-80 (модифицированный вариант БРЛС тактического истребителя F-15), обеспечивающая обнаружение и сопровождение подвижных целей, картографирование местности, разведку погоды, а также решение навигационных задач, в том числе ориентирование по радиомаякам; оптоэлектронный индикатор летчика с отображением обстановки на фоне лобового стекла; инерциальная навигационная система; аппаратура КРНС NAVSTAR; четыре ЭВМ IBM IP-102 с тройными цифровыми шинами данных M1L-STD-1553B.

Вооружение: по одной авиационной пушке калибров 25. 40 и 105 мм GAU-12/U. L60 "Бофорс" и Ml02 соответственно. При незначительно возросшей массе пушки калибра 25 мм (122 кг против 116 у 20-мм пушки "Вулкан") и ее боеприпасов она обеспечивает повышенную начальную скорость снарядов (1200 против 1030 м/с), благодаря чему достигается увеличение дальности (3.7 км против 2,7) и точности стрельбы. Рассматривается также вопрос о дополнительном вооружении ПТУР AGM-114 "Хеллфайр".

Комплекс самообороны, аналогичный установленному на серии АC-130Н. включает: блок постановки радиоэлектронных помех ALQ-172 в основании стабилизатора; РЛС предупреждения об облучении ALR-69; систему предупреждения об облучении пассивными средствами наведения УР AAR-54; автомат отстрела дипольных отражателей ALE-47 и блок отстрела ИК-ловушек AAQ-24. В 1997 году началась плановая замена приемника ИК- излучения AAQ-17 на AAQ-26.

При выполнении атаки экипаж самолета "Ганшип" выполнял вираж с таким расчетом, чтобы цель была в центре его, а теперь на "Спуки" все пушки подвижные, поэтому летчику нет необходимости строго выдерживать траекторию полета для обеспечения требуемой точности стрельбы. Менее предсказуемая траектория полета повышает выживаемость самолета. Кроме того. AC-130U способен вести стрельбу одновременно по двум целям. При стрельбе ночью и в неблагоприятных погодных условиях огонь можно вести с помощью инфракрасной станции переднего обзора AN/AAQ-117. а также установленной на турели высокочувствительной телевизионной прицельной системы ALLTV или цифровой РЛС управления огнем AN/APQ-180.

Состав экипажа 13 человек: два пилота, штурман, четыре оператора радиоэлектронного оборудования, два наблюдателя, оператор управления огнем и три стрелка. Пятеро из них (операторы и оператор управления огнем) размещаются в центре управления боевым применением - бронированной звукоизолированной кабине в средней части фюзеляжа. Здесь установлены пять индикаторов, на которых отображается информация с различных радиоэлектронных подсистем (радиолокационной, телевизионной, инфракрасной, навигационной и радиоэлектронной борьбы). Размещение индикаторов по схеме в виде буквы П позволяет каждому из находящихся в центре управления членов экипажа наблюдать со своего рабочего места за любым индикатором, благодаря чему значительно снижается необходимость ведения переговоров.

При нахождении самолета в зоне боевых действий общее целеуказание производится офицером управления огнем. Оба наблюдателя, один из которых размещен в передней, а другой - в хвостовой части самолета, отвечают за визуальное обнаружение возможной атаки со стороны правого борта самолета и предупреждение о ней других членов экипажа. Для поддержания работоспособности экипажа в длительном полете за кабиной пилотов в звукоизолированном отсеке имеются места отдыха.

Самолет АC-130U оборудован системами дозаправки топливом в воздухе и встроенного контроля, а также съемной броневой защитой, изготовленной из композиционных материалов, которая устанавливается при подготовке к выполнению особо опасных заданий.

В 2003 году в рамках программы "Плюс четыре" при участии специалистов компании "Боинг" еще четыре ВТС C-I30H2 были модернизированы до конфигурации AC-130U. В настоящее время 17 самолетов этой серии входят в состав 4 аэ СО (1 акр СО, АвБ Хсрлберт).

В 2005 году для замены телевизионной прицельной системы ALLTV компания "Локхид-Мартин" приступила к разработке многоспектрального прицельного комплекса AAQ-39. В нем были интегрированы датчик среднего диапазона ИК-волн с широкой апертурой (MWIR), две телевизионные камеры формирования "картинки" цели (I2TV), лазерный целеуказатель в ближней области ИК-спектра и лазерный дальномер. Поставки этого комплекса для установки на самолеты партии "Плюс четыре" начались в конце 2008 года. На остальные ударные АC-130U новое оборудование стали размещать в июле 2010 года. Самые последние работы по усовершенствованию ударных самолетов семейства "Геркулес" включают установку оборудования, предназначенного для приема в режиме реального времени видеоданных о потенциальных наземных целях от беспилотных летательных аппаратов MQ-1 "Предатор" и MQ-9 "Рипер" с привязкой к координатам КРНС NAVSTAR.

В марте 2009 года специалисты компании "Локхид-Мартин" начали НИОКР по созданию ударного самолета AC-130J для КСО. В 2011 финансовом году командование ВВС США запланировало поэтапно приобрести 16 новых АC-130J на базе НС/ MC-130J. Первый образец, оснащенный БРЭО модели MC-130W, будет поставлен в 2012 финансовом году, еще два - в 2013-м, пять - в 2014-м, и восемь - в 2015-м, после чего парк боевых самолетов типа C-130 (с учетом предстоящего списания восьми единиц) составит 33 машины.

Самолеты РЭБ

В 70-80-х годах в США на базе ВТС C-130 разрабатывался ряд специализированных самолетов для ведения радиоэлектронной разведки и РЭБ, использования в качестве "летающих командных пунктов", а также для проведения психологических операций. Все модификации получили одинаковое обозначение ЕC-130Е согласно принятой в США системе обозначения, в которой индекс Е присваивают летательным аппаратам со специальным электронным оборудованием. Отличаются они дополнительными литерами, или "личными именами".

Имея большой объем грузового отсека, ВТС является удачной платформой для "радиоэлектронного" самолета по условиям размещения специального оборудования и обеспечения надлежащих условий для длительной работы сменных летных экипажей и обслуживающих специалистов. Большой запас мощности силовой установки при выполнении горизонтального полета обеспечивает выработку электроэнергии, потребной для работы передающих станций.

Одним из таких самолетов, предназначенных для решения задач РЭБ, является ЕC-130Н "Компас Колл". Его основная функция заключалась в обеспечении "непосредственной некинетической авиационной поддержки" ("non-kinetic close-air support") - радиоэлектронном подавлении средств связи и каналов управления ПВО противника при нахождении вне зоны поражения огневыми средствами. На него также возложены задачи по подавлению РЛС и средств связи как гражданских, так и военных, в том числе задействованных при развертывании подразделений артиллерии и управления их огнем. ЕC-130Н применяется для предупреждения своих экипажей о пусках УР класса "земля-воздух", подавления средств навигации и управления действиями авиации противника.

Большой набор передатчиков, приемников, антенн и средств обработки данных позволяет выполнять быстрое сканирование значительного количества радиоканалов, используемых средствами ПВО, бортовыми комплексами обороны, органами управления воздушным движением, а также силами СВ и ВМС. Находящиеся на борту операторы РЭБ с помощью лингвистов (специалистов по языкам противника) прослушивают эфир с целью определения момента начала постановок помех.

Разработка варианта ЕC-130Н "Ривет Файр" при участии специалистов фирмы "Сэндерс ассошиэйтс" началась в 1977 году. Менее чем через три года были представлены два опытных экземпляра, и в 1980-м началась сборка первой партии из 16 самолетов. В марте 1982 года новая авиатехника поступила на вооружение 41 аэ РЭБ из состава 552-го крыла (воздушного предупреждения и управления) на АвБ Дэвис-Монтан (штат Аризона). С 1987 по 1991 год эти самолеты базировались на АвБ Зембах (ФРГ) в составе 66 акр РЭБ. В общей сложности четыре планера НC-130Н и десять самолетов C-130Н были модернизированы в конфигурацию ЕC-130Н "Компас Колл".

Несмотря на то что в настоящее время ЕC-130Н эксплуатируются тремя эскадрильями (в том числе одной учебной) на АвБ Дэвис-Монтан, эти подразделения входят в состав 55-й группы РЭБ 55 акр, базирующегося на АвБ Оффут (штат Небраска). Летно-подъемный состав включает четыре человека летного экипажа и девять операторов целевого оборудования, размещенных в грузовой кабине.

За время нахождения на вооружении машин ЕC-130Н их оборудование систематически подвергалось обновлению. Работы проводятся при участии специалистов фирмы "БАэ системз" на предприятии компании "L-З коммъюникейшнз" в г. Уако (штат Техас). В июле 2006 года был начат комплекс доработок Block 35, а последнюю текущую программу усовершенствований Block 35 Baseline 1 (BL1) планируется завершить до 2012-го. В настоящее время подготовлена программа модернизации BL2 и разрабатывается комплекс BL3.

БРЭО Block 35 имеет открытую архитектуру и обеспечивает дополнительные возможности по постановке помех средствам связи, а также по раннему обнаружению и сопровождению РЛС противника. Интегрировано следующее оборудование: подсистема TRACS (Tactical Radio Acquisition and Countcrmcasurcs Sub-system) для отслеживания и подавления радиоэфира, подсистема EHBS для отслеживания и подавления полосы частот 7-13 телевизионных каналов, подвесной блок аппаратуры уз ко направлен ной постановки помех высокой мощности SPEAR (SPecial Emitter ARray). Бортовой комплекс самообороны включает систему предупреждения об облучении пассивными средствами наведения УР AAR-54 и автомат отстрела дипольных отражателей ALE-47.

В ходе военной операции США и их союзников в Ираке в составе 43-й экспедиционной аэ РЭБ (АвБ Али Аль Салем, Кувейт) суммарный налет ЕС130Н в период с 2004 по 2010 год составил 23 тыс. ч.

 

Модификации самолёта C-130 "Геркулес" ССО ВВС США
C-130Е "Ривет Ярд" (Rivet Yard)
C-130E(l) "Ривет Клэмп" (Rivet Clamp)
С-130Е "Комбат Тэлон" (Combat Talon)
C-130Е(СТ) "Ривет Клэмп" (Rivet Clamp)
C-130E(Y) "Ривет Янк Тэлон" (Rivet Yank Talon)
C-130E(S) "Ривет Своп" (Rivet Swap)
МC-130Е
NC-130E
МC-130Е "Комбат Тэлон-1"(Combat Taton 1)
МC-130Н "Комбат Тэлон-2" (Combat Talon 2)
НC-130Н
НC-130Р "Комбат Кинг" (Combat King)
HC-130N "Комбат Кинг" (Combat King)
МC-130Р "Комбат Шэдоу" (Combat Shadow)
HC-130J "Комбат Кинг-2" (Combat King 2)
MC-I30J "Комбат Шэдоу-2" (Combat Shadow 2)
MC-130W "Комбат Срир" (Combat Srear)
АС-130Е "Спектр-2" (Spectre 2)
АС-130Е "Пэйв Иджис" (Pave Aegis)
АС-130Н "Пэйв Спектр" (Pave Spectre)
AC-I30U "Спуки" (Spooky)
AC-130J
ЕС-130Н "Компас Колл" (Compass tall)
ЕC-130Н "Ривет Файр" (Rivet Fire)
ЕС-130Н Block 35
ЕС-13ОН Block 35 "Бэйслайн-1" (Baseline 1, BL2, BL3)
ЕС-130Е "Коммандо Соло" (Commando Solo)
ЕС-130Е "Коммандо Соло-2" (Commando Solo 2)
ЕС-130Е "Волант Соло" (Volant Solo)
EC-I30J "Коммандо Соло-3" (Commando Solo 3)
 

1Специальные операции (действия сил специального назначения) - это военные мероприятия, проводимые специально назначенными, организованными, подготовленными и оснащенными силами, применяющими методы и способы боевых действий, не характерные для обычных сил. Такие мероприятия проводятся с применением всех видов военных действий и на всех уровнях, самостоятельно или в координации с действиями обычных сил, для достижения политических, военных, психологических и экономических целей. Военно-политические соображения могут требовать использования скрытых, тайных или негласных методов и принятия некоторой степени физического или политического риска, не связанного с обычными операциями.

2Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 2011. - № 9. - С. 52-59.

3C-130Е - третья модификация самолета 1%2 года на базе прототипа "Локхид" мод. 382 с РЛС APQ-122(V)I. Вариант модификации C-I30B с дополнительными подкрыльевыми топливными баками.

4Для обозначения посадочной площадки подлежащий эвакуации личный состав в зависимости от времени суток использует специальные световые или дымовые маркеры из состава спасательного комплекта.

5В честь первого ударного самолета на транспортной платформе AC-47D "Спектр".

Зарубежное военное обозрение. - 2011. - № 11. - С. 59-71

Смотрите также
Категория: 2000 - настоящий момент | Добавил: pentagonus (14.01.2012) | Автор: Полковник О. Пиунов
Просмотров: 9065 | Теги: СпН, ССО, C-130, О. Пиунов | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
avatar