search
menu
person

NEWS AND UDATES


Спасение \экипажей терпящих бедствие подводных лодок
HTML clipboard

HTML clipboard

Спасение экипажей терпящих бедствие подводных лодок

Капитан 2 ранга В. Мосалёв

В истории подводного плавания отмечено 170 случаев гибели подводных лодок с экипажами, произошедших в результате столкновений с другими кораблями, поломок материальной части, пожаров, взрывов, по вине личного состава и другим причинам. В 85 проц. случаев подводные лодки находились в акваториях с глубинами, не превышавшими предельные, на которых прочный корпус мог выдерживать забортное давление воды.

Обеспечение безопасности ПЛ традиционно осуществляется по трем направлениям: повышение живучести подводных лодок и улучшение систем жизнеобеспечения экипажей, разработка новых средств поиска, обнаружения и обозначения аварийных ПЛ. совершенствование существующих и создание новых средств и способов спасения. Комплексная реализация действий по этим направлениям вместе с другими мероприятиями организационно-технического характера позволяет снизить опасность подводного плавания, а в случае аварии - повысить вероятность спасения экипажей. Конструктивные особенности ПЛ, имеющей водонепроницаемые отсеки, как правило, предусматривают сохранение ее плавучести при затоплении одного из них и сохранение герметичности каждого отсека при затоплении двух соседних. Благодаря этому, члены экипажа ПЛ, находящиеся в незатопленных отсеках, могут сохранить жизнь в течение нескольких суток.

В ВМС стран НАТО принята единая система оповещения о терпящих бедствие, в соответствии с которой в мирное время командир ПЛ докладывает о погружении специальным донесением с указанием контрольного времени, по истечении которого он должен доложить о всплытии. Обычно при длительном погружении оно составляет 24, 36 или 72 ч. Если нет доклада о всплытии, то объявляется режим ее потери (submiss) и дается команда по средствам связи этой подводной лодки о срочном всплытии и выходе на связь. В случае отсутствия ответа после этого в течение часа - объявляется режим аварии лодки (subsunk) и силам поиска и спасения (СПС) объявляется тревога.

Рис. 1. Спасательный гидрокостюм Mk8 SEIS

Поскольку в повседневных условиях ПЛ либо одиночно отрабатывает задачи в полигоне с определенными координатами, либо участвует в учениях, находясь в строго ограниченном районе, поиск пропавшей ПЛ ведется в сравнительно небольшой акватории. Переходы в базу и из одного полигона в другой ПЛ осуществляет по фарватерам, как правило, в надводном положении, а при океанских переходах - по заранее определенным маршрутам с выдерживанием графика прохождения контрольных точек. В этих обстоятельствах место аварийной ПЛ может быть определено по счислению. Кроме того, оно может быть указано по данным гидроакустических систем слежения за ПЛ, развернутых на важнейших морских и океанских ТВД. Определение точного места терпящей бедствие ПЛ (ТБПЛ) упрощается с передачей от нее сигнала бедствия или с обнаружением ее аварийного буя, а также по данным докладов со столкнувшегося с ней корабля или с наблюдавших аварию судов, кораблей или самолетов (все ПЛ снабжены аварийными буями, которые связаны с корпусом лодки буйрепом и телефонным кабелем и автоматически отделяются от нее, всплывая на поверхность при достижении ТБПЛ определенной глубины, ударе о грунт, либо вручную из лодки).

Рис. 2. Схема устройства спасательной доковой камеры подводной лодки
Рис. 3. Устройство и схема размещения ВСУ на ПЛ (вверху), размещение членов экипажа ТБПЛ в ВСУ (вид через открытый верхний люк ВСУ)

Аварийный буй снабжен проблесковыми маячковыми огнями, телефоном для связи с экипажем лежащей на грунте ТБПЛ, а также KB и УКВ радиостанциями, которые автоматически включаются при всплытии буя, передавая сигналы бедствия. Так, на буях английских ПЛ установлены KB и УКВ передатчики, работающие на международных радиочастотах "SOS" в течение 3 с каждые 2 мин, дальность приема сигналов составляет, соответственно, 50 и 20 миль, аккумуляторная батарея обеспечивает непрерывную работу передатчиков в течение 72 ч. Французские аварийные буи передают сигнал бедствия в течение 1 мин каждые 10 мин, а канадские, кроме этого, создают на поверхности воды оранжевое пятно и выпускают жидкость, отпугивающую акул. Шведские ПЛ оснащены гидроакустическим маяком. Новейшие аварийные буи оборудованы системой PLB (Personal Locator Beacon), позволяющей использовать международную спутниковую систему спасения "Коспас - Сар-сат", в состав которой входят спутники на полярной и геостационарных орбитах и сеть береговых приемных станций. Буйковая часть системы представляет собой радиомаяк-локатор, состоящий из приемника спутниковой навигации GPS и УКВ приемопередатчика. С задействованием аварийного буя, на международных частотах бедствия 121,5 и 243 МГц передается сигнал бедствия, опознавательное обозначение ПЛ и ее координаты, которые ретранслируясь спутником, принимаются береговой станцией системы.

Спасение экипажей затонувших ТБПЛ осуществляется либо с использованием собственных средств, либо с помощью средств СПС. В первом случае оно проводится методом всплытия с индивидуальными или коллективными средствами спасения.

Индивидуальные средства спасения применяются для всплытия с глубин не превышающих 180 м. К ним относятся специальные устройства, состоящие из спасательного жилета и дыхательного аппарата, позволяющие находиться под водой до 40 мин, например, используемый во многих странах (рис. 1) английский спасательный гидрокостюм Mk8 SEIS (Submarine Escape Immersion Suit), который полностью изолирует человека от внешней среды и состоит из надувного капюшона с прозрачной лицевой частью с герметичной застежкой, надувного спасательного жилета и утепленного гидрокомбинезона. Модификации этого гидрокостюма (Mk8S, Mk8V), используемые в ВМС Швеции, имеют ряд изменений, улучшающих условия пребывания в нем более длительное время, а также придается надувная лодка.

Выход личного состава из ТБПЛ осуществляется через так называемую башенную систему спасения TES (Tower Escape System), включающую носовую и кормовую доковые камеры и устройство подачи воздуха в гидрокостюмы. Камеры (рис. 2) имеют входной и выходной люки, устройства заполнения водой и осушения, выравнивания давления. Люки открываются и закрываются как из камеры, так и из ПЛ. Выходной люк открывается после выравнивания давления воды с забортным. Система обеспечивает выход спасаемых с интервалом 3 мин.

К коллективным средствам относятся различные всплывающие спасательные устройства (ВСУ - Self Rescue Sphere) многократного или однократного действия, предусматривающие спасение подводников "сухим" способом, не требующим декомпрессии. Так, на индийских ПЛ типа "Шишумар" (немецкий проект 209) используется ВСУ. позволяющее разместить 40 человек (весь экипаж) и обеспечивающее спасение с глубин до 260 м (рис. 3).

Силы поиска и спасения могут включать подразделения экстренной помощи ТБПЛ, спасательные суда ПЛ и глубоководные спасательные аппараты. В ВМС Великобритании для оказания экстренной помощи ТБПЛ имеется специальная подводно-парашютная группа - SPAG (Subsunk Parachute Assistance Group). Группа может выделить одновременно несколько команд, численностью по шесть человек (офицер, старшина-спасатель, врач, фельдшер, два рулевых-моториста надувных лодок). В район ТБПЛ команда доставляется самолетом С-130 "Геркулес", десантируется с парашютами на воду с двумя надувными лодками "Джемини" и средствами связи (рис. 4). В ВМС США для оказания первой экстренной помощи также могут использоваться подводно-парашютные команды, выделяемые группами подводных подрывных работ. Численность определяется обстановкой и обычно составляет четыре человека. Команды используют надувные лодки "Зодиак". Кроме того, по одному мобильному спасательному отряду MDSU (Mobile Diving and Salvage Unit) имеются на Тихоокеанском флоте (базируется в ВМБ Перл-Харбор) и на Атлантическом (ВМБ Литтл-Крик). Каждый отряд, численностью 120 человек, может выделить одновременно четыре автономные спасательные команды. На вооружении команды имеется транспортируемый водолазный комплекс FADS (Fly-Away Diving System) массой 1 т, обеспечивающий одновременную работу двух водолазов на глубинах до 58 м.

Таблица 1 ТТХ спасательных судов
Основные ТТХ СПС ПЛ ASR-22 "Ортолан" (США) СПС ПЛ ASR-46 "Киттиуэйк" (США) СПС ATS-1 "Эдентон" (США) СПС А5309 "Антео" (Италия) СПС ПЛ "Канша" (КНР)
Полное водоизмещение, т 4 570 2 320 2 329 3 200 1325
Размерения, м:            
-длина 76,5  76,7  56,1  98,4  69,9 
- ширина 26,2 13,4 15,2 15,8 10,2
- осадка 6,5 4,9 4,6 5,1 3,6
Скорость хода, уз 15 15 16 20 13,5
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз) 8 500(13,8)  •(•) 1000(13) 4 000 (14) 2 400(13)
Количество двигателей 4 4 4 2 2
Общая мощность, л. с. 6 000 3 000 6 000 5 000 2 200
Экипаж, человек 195 103 129 121  
Спасательные средства:          
- глубоководные аппараты 2DSRV       СМПЛ "Усел"1  SM-358-S2
- водолазные системы Мк2 Мк2  ЗМк1     
- водолазные колокола       +  
- декомпрессионные камеры 2 2 3 2 +
- транспортировочные капсулы 2 2 3    
Глубина обеспечения спасательных работ, м 259 259 259 300
Подъемные краны, т + + 10; 20 + 15; 2
Год постройки 1973 1946 1972 1980 1981
1 СМПЛ "Усел": экипаж два человека, водоизмещение 13,2 т, размерения 8х1,9х2,7 м, глубина погружения до 600 м, автономность 120 ч, скорость хода 5 уз.
2  ГСА SM-358-S: экипаж пять человек, длина 7 м, глубина погружения 300 м

Для спасения экипажей ТБПЛ используются также специальные суда. В ВМС США два СПС ПЛ ("Ортолан", "Киттиуэйк") и три СПС типа "Эдентон", в ВМС Италии - СПС "Антео", в КНР - СПС ПЛ типа "Канша" (основные ТТХ в таблице 1).

Глубоководные спасательные аппараты (ГСА) имеются в США, Великобритании, Франции, Италии, Швеции, Японии, Австралии, КНР (основные ТТХ в таблице 2).

В ВМС США используются два ГСА типа DSRV (Deep Submergence Rescue Vehicle) -DSRV-1 "Мистик" и DSRV-2 "Эвелон", входящие в состав первой группы опытовых ПЛ, (ВМБ Сан-Диего), основной задачей которой является проведение аварийно-спасательных операций. Команды ГСА осуществляют поочередное двухмесячное дежурство, находясь в двухчасовой готовности. В течение суток такой ГСА может быть переброшен по воздуху в любой район мирового океана. Для доставки ГСА к месту ТБПЛ могут использоваться СПС "Ортолан" (ASR-22) и 21 ПЛА (11 - на Атлантике, 10 - на Тихом океане). Доставку по воздуху ГСА. вспомогательного оборудования и команды обслуживания (три офицера, 13 старшин и матросов) осуществляют либо четыре С-141 "Старлифтер" или С-5А "Гэлэкси" и С-141.

ГСА доставляется на ближайший к месту аварии аэродром, перевозится в ближайшую ВМБ или порт и грузится на ПЛА-носитель, которая доставляет его к месту аварии и выпускает его в подводном положении (рис. 5). За один рейс ГСА эвакуирует 24 человека и за 14-17 часов способен поднять весь экипаж ПЛА численностью до 150 человек. ГСА торпедообразной формы имеет легкий корпус из

английской ПЛАРБ "Резолюшн" стеклопластика и прочный - из высокопрочной стали, состоящий из трех сферических отсеков и полусферического переходного устройства внизу среднего отсека. Отсеки соединены переходными люками, а средний, кроме того, имеет верхний выходной люк и нижний люк в стыковочную камеру. В носовом отсеке находятся системы управления и экипаж ГСА, а в среднем и кормовом -личный состав спасаемого экипажа. Каждый отсек имеет автономную систему жизнеобеспечения: носовой - на два человека в течение 12 ч при суточном резерве, в среднем и кормовом - на 13 человек в течение 2 ч. Кроме того, в каждом отсеке предусмотрена аварийная дыхательная система замкнутого цикла: в носовом для двух человек на шесть часов, в кормовом на 26 человек на 2 ч. ГСА оснащен манипулятором, иллюминатором для визуального наблюдения и светильниками, двумя подводными ТВ-камерами, шестью ГАС, в том числе пассивной допплеровской и активной бокового обзора, шумопеленгаторами направленного и ближнего действия, навигационной и звукоподводной аппаратурой связи. При спасении экипажа ТБПЛ ГСА с помощью ГАС отыскивает лежащую на грунте ПЛ, используя подруливающие устройства подходит к ее носовому или кормовому спасательному люку и соединяется с ним стыковочным узлом переходного устройства. Если спасательный люк ТБПЛ загроможден обломками, то манипулятором он освобождается от обломков. Стыковка ГСА с ТБПЛ возможна при ее крене и дифференте до 45°. Стыковочный узел ГСА может быть применен для эвакуации экипажей ТБПЛ стран НАТО.
 

Таблица 2 ТТХ Глубоководных спасательных аппаратов
Основные ТТХ DSRV (США) LR5 (Великобритания) MSM1 (Италия) URF (Швеция) "Гриффон" ASRV (Австралия) "Тихиро" (Япония)  ICA
Водоизмещение подводное , т 38 20 19,5 52 16,7 16,5 40
Размеренна, м:                
- длина 15,2 9,6 10 13,5 7,8 5,5 12,4 15
- ширина (диаметр) 2,4 2,9 1,9 4,3 2 2,7 3,2 4
- высота 2,4 2,7 3 3,9 2 2,3 2,5 2,6
Скорость хода, уз 5 2 4 3 4   4 4
Дальность плавания, миль/уз 24/3       4/*      
Экипаж, человек 4 2 3 6 2 * 6 4
Количество спасаемых человек 24 10 10 25 15 10 12 22
Глубина погружения, м:                 
- рабочая 700 457 300 300   547 500 200
- максимальная 1500   600 460 600   600 600
Автономность, ч 12 84 8 85 24 24 30
Год постройки 1975 1978 1980 1995 1985 1986
Срок эксплуатации до 2010 2003 2005

            
 

Рис. 5. Американский глубоководный спасательный аппарат DSRV-1 "Мистик" на борту

(Во второй части рассматриваются спас средства других иностранных государств)

Зарубежное военное обозрение №3 2000 С.50-54

Смотрите также
Категория: 2000 - настоящий момент | Добавил: pentagonus (17.03.2010) | Автор: Капитан 2 ранга В. Мосалёв
Просмотров: 13274 | Комментарии: 1 | Теги: спасение экипажей, спасательные суда | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
1 Петр • 11:58, 02.10.2010
есть идея как спасать подводников с глубины 100м и более
avatar