Направления модернизации стратегического бомбардировщика В-1В «Лансер» ВВС США Полковник О. Михайлов Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В «Лансер» предназначен для поражения стратегических целей противника с применением обычного оружия, а также для оказания поддержки силам общего назначения. Он разработан фирмой «Рокуэлл» (ныне «Боинг») и состоит на вооружении американских ВВС с 1985 года. Впервые бомбардировщики В-1В использовались в вооруженном конфликте в декабре 1998 года при нанесении бомбовых ударов по Ираку с применением авиационных бомб Мк 82. В-1В выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой стреловидности (15, 25,45, 55 и 67,5°). Он разработан с использованием технологий малой заметности - в сантиметровом диапазоне волн его эффективная поверхность рассеяния составляет 1 проц. от аналогичного показателя стратегического бомбардировщика В-52. Летный экипаж включает командира, второго пилота и двух операторов (системы вооружения и бортового комплекса обороны). Силовая установка машины состоит из четырех двухконтурных турбореактивных двигателей F101-GE-102 фирмы «Дженерал электрик» (максимальная тяга на форсированном режиме по 136,9 кН). Самолет оснащен системой дозаправки топливом в полете, приемник которой расположен в носовой части фюзеляжа перед кабиной экипажа.
Основу БРЭО бомбардировщика составляет многофункциональная РЛС AN/APQ-164 с фазированной антенной решеткой с синтезированием апертуры. Станция обеспечивает всепогодное обнаружение и распознавание наземных целей, выдачу целеуказания бортовым системам оружия, картографирование местности, полет бомбардировщика в режиме огибания рельефа местности и облета препятствий, а также получение и отображение информации о метеорологической обстановке на маршруте. Бортовая система обороны В-1В AN/APQ-161 включает станции предупреждения об облучении, заднего обзора AN/ASQ-184, автоматы отстрела ложных тепловых целей и дипольных отражателей. Все системы и вычислительные средства БРЭО объединены между собой четырьмя мультиплексными шинами распределения данных с элементами волоконной оптики стандарта 1553В. Полетные данные и информация, полученная от прицельных систем и систем обороны, отображаются на цветных многофункциональных индикаторах в кабине экипажа.
В результате работ на первых двух этапах программы CMUP (Conventional Munitions Upgrade Program), направленной на расширение номенклатуры применяемых бомбардировщиками В-1В обычных средств поражения и совершенствование их БРЭО, в 2002 году завершена модернизация бортовой системы управления вооружением. Так, для применения управляемых авиационных бомб СУАБ) GBU-31 калибра 500 фунтов (разработанных по программе JDAM - Joint Direct Attack Munition) и управляемых авиационных кассет AGM-154 (программа WCMD -Wind Corrected Munitions Dispenser) на машины установлены приемники КРНС NAVSTAR, волоконно-оптическая мультиплексная шина распределения данных стандарта 1760 и функционально связанные через нее с системой управления вооружением бомбардировщика многоцелевые роторные пусковые установки (РПУ). В РЛС AN/APQ-164 реализован режим селекции наземных движущихся целей и обеспечена возможность перепрограммирования в воздухе полетного задания, вводимого в бортовую ЭВМ по командам органов управления боевыми действиями авиации с континентальной части США. На машинах установлены новые ЭВМ, помехозащищенные радиостанции AN/ARC-210 в составе приемопередающего блока RT-1556, работающего в сложной радиоэлектронной обстановке в диапазоне 3(М00 МГц и имеющего мощность на выходе антенны 10-15 Вт для амплитудной и 15-22 Вт для частотной модуляции. Замена четырех бортовых ЭВМАР-101F на две 32-разрядные машины позволила повысить скорость обработки получаемых данных в 100 раз, а также улучшить показатели надежности и ремонтопригодности. Тактовая частота работы новых процессоров (Power PC), которые впоследствии планируется еще усовершенствовать, возросла до 300 МГц, а объем оперативной памяти увеличился с 256 кбайт до 128 Мбайт. Одна из бортовых ЭВМ используется для решения задач управления самолетом, навигации и применения вооружения (ранее эти задачи решались тремя ЭВМ), а другая обеспечивает выполнение полета в режиме огибания рельефа местности. Для защиты от ракет классов «воздух - воздух» и «земля - воздух» самолеты оснащены двумя блоками буксируемых постановщиков активных помех с четырьмя ложными целями AN/ALE-50 в каждом (мощность излучения 240 Вт). Ложная цель представляет собой малогабаритный передатчик-переизлучатель, выпускаемый на кабеле-тросе из контейнера на удаление до 100-200 м от самолета и возвращаемый на самолет либо отделяемый от него после отражения ракетной атаки. Вооружение самолета находится в трех внутренних бомбоотсеках длиной 4,75 м и шириной 2,03 м каждый. В них возможно размещение восьмипозиционной многоцелевой РПУ для боеприпасов калибра более 1 500 фунтов, модуля обычных вооружений, рассчитанного на подвеску 24 авиационных бомб, морских донных мин Мк 62 «Квик Страйк» калибра 500 фунтов или 10 авиационных кассет. Кроме того, в любом из отсеков может быть установлен дополнительный топливный бак емкостью около 8 000 л. Конструкция топливной системы обеспечивает заполнение баков как на земле, так и в воздухе от системы дозаправки топливом в полете. Передний и средний бомбоотсеки машин конструктивно объединены в один отсек общей длиной более 9,5 м и оснащены передвижной силовой перегородкой. Технически возможно размещение в объединенном переднем бомбоотсеке одной универсальной РПУ CSRL, применяемой на стратегических бомбардировщиках В-52Н с восемью КР AGM-86B (требованиями ВВС США задавалось размещение на РПУ четырех КР AGM-129А) или ядерными бомбами. Кроме того, конструкцией самолета предусматривается возможность подвески до 14 КР AGM-86B на шести спаренных и двух одинарных подфюзеляжных узлах подвески. В соответствии с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) стратегический бомбардировщик В-1В заявлен как самолет, оснащенный для ядерных вооружений, не являющихся КРВБ. Дальнейшее наращивание в рамках программы CMUP боевых возможностей самолетов В-1В, составляющих около половины боевого состава стратегической бомбардировочной авиации, рассматривается министерством обороны США как наиболее приоритетное направление совершенствования стратегических бомбардировщиков. В частности, на бомбардировщиках В-1В Block Е проведена замена созданного в 1970-х годах программного обеспечения бортовых ЭВМ «Джовиал J3B2» современным, выполненным на языке «Ада 95» с использованием объектно-ориентированного принципа программирования. Благодаря этому, а также прокладке в бомбоотсеках мультиплексной шины распределения данных стандарта 1760, оснащенной интерфейсами РПУ и усовершенствованных модулей обычного вооружения, обеспечивается боевое применение УР AGM-158 класса «воздух - земля», кассет AGM-154 (программа JSOW - Joint Stand-Off Weapon, 2003 год) и CBU-103, -104 и -105 (в дополнение к CBU-87, -89 и -97), также УАБ GBU-31 калибра 2 000 фунтов. В целях увеличения количества подвешиваемых управляемых авиационных средств поражения в состав вооружения бомбардировщика введены УАБ GBU-38 калибра 500 фунтов. Для достоверного обнаружения и распознавания наземных целей с последующим наведением на них авиационных средств поражения в 2008 году на этих машинах в дополнение к штатному радиолокационному прицельному комплексу установлена подвесная оптоэлектронная прицельная система AN/AAQ-33 «Снайпер-XR» компании «Локхид-Мартин», работающая в видимом и ИК-диапазонах. Система позволяет экипажу осуществлять поиск, обнаружение, распознавание и автоматическое сопровождение наземных (надводных) целей на дальностях 15-20 км с высот до 15 000 м в любых метеоусловиях и любое время суток, их лазерную подсветку и наведение управляемого авиационного вооружения. Основными элементами системы, размещенной в подвесном контейнере, являются: инфракрасная камера, работающая в диапазоне длин волн 8-12 мкм; телевизионная камера на приборах с зарядовой связью; лазерный дальномер-целеуказа-тель с дальностью действия до 20 км и максимальной погрешностью не более 10 м; лазер-маркер; а также электронные блоки обработки информации от инфракрасной и телевизионной камер; устройство сопряжения аппаратуры контейнера с системой управления вооружением самолета и блоки управления. Электропитание системы осуществляется от бортовой сети самолета. Полученная от системы информация отображается на многофункциональном индикаторе оператора систем вооружения бомбардировщика. Управление прицельной аппаратурой и режимами ее осуществлятся с помощью джойстика на автоматизированном рабочем месте. В настоящее время в целях получения дополнительных финансовых средств количество В-1В уменьшено до 65 машин. Кроме того, четыре машины законсервированы. В сентябре 2009 года на АвБ Эдварде (штат Калифорния) поднялся в воздух бомбардировщик В-1В из состава 419-й испытательной эскадрильи ВВС США, оборудованный системой передачи данных FIDL (Fully Integrated Data Link). Основной целью программы модернизации является улучшение возможностей В-1В по передаче данных как в пределах прямой видимости, так и за линией горизонта. Установка новых каналов призвана сократить рабочую нагрузку на экипаж, устранив необходимость ручного ввода данных для осуществления целеуказания системам вооружения и позволив при необходимости автоматически обновлять полетное задание. Планируется, что летные испытания бомбардировщика продлятся до конца 2010 года и, в случае успешного завершения тестирования опытного образца, ВВС США заключат с компанией «Боинг» контракт на поставку комплектов FIDL для модернизации всех самолетов В-1В, состоящих на вооружении. Американские военные эксперты считают, что при существующей интенсивности эксплуатации с учетом наработки и расчетного назначенного ресурса постоянно проводимая модернизация бомбардировщиков В-1В обеспечит высокий уровень их боеготовности и эффективности применения до 2030-х годов. Зарубежное военное обозрение №11 2009 С.56-59 Смотрите также | |||||
| |||||
Просмотров: 6157 | | |
Всего комментариев: 0 | |