Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 09.12.2016, 06:55
Ключевые слова
А. Романов, Арктика

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 406
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Боевые операции

Наращивание присутствия ВВС США и Европейских стран в Арктике (2015)

Наращивание присутствия ВВС США и Европейских стран в Арктике

Полковник А. Романов

Анализ современной глобальной ситуации показывает, что к числу факторов, определяющих развитие военно-политической обстановки в Арктическом регионе (АР), будут относиться желание Соединенных Штатов удержать позиции сверхдержавы на фоне энергично развивающегося Китая, а также обострение борьбы за обладание энергетическими и иными ресурсами, сопровождающееся активизацией военной деятельности в различных регионах мира.

Основными дестабилизирующими факторами, определяющими перспективы развития ситуации в АР считаются: расширение экономического и военного присутствия США и их союзников по НАТО; активизация военно-политических усилий североевропейских государств по затруднению экономической деятельности РФ и ее выдавливанию из региона; углубление региональных интеграционных процессов стран Северной Европы в военной сфере и расширение их сотрудничества в рамках НАТО и Евросоюза; обострение противоречий между приарктическими странами по территориальным вопросам, пересмотру морских границ и разделу континентального шельфа, а также изменению правового статуса Северного морского пути; стремление неарктических стран получить доступ к ресурсам.

Вопросы быстрого наращивания группировки ОВВС НАТО у границ СССР на учениях периода "холодной войны" были одними из главных. Крупнейшими в тот период стали регулярно проходившие мероприятия "Рефорджер" (Reforger), в рамках которых ВВС США проводили свои учения "Крестед кэп" (Crested Сар), отрабатывая перебазирование тактической авиации с территории США на Европейский ТВД.

Аэродромная сеть ВВС Скандинавских стран

Как отмечают зарубежные эксперты, сейчас до масштабов учений "холодной войны" пока далеко, так как ранее они охватывали воздушное пространство (территорию) от Италии до Норвегии, задействовались десятки баз и сотни самолетов боевой и вспомогательной авиации.

В последнее десятилетие просматривается активное участие в мероприятиях оперативной и боевой подготовки (ОБП) ОВВС НАТО представителей нейтральных государств - Швеции и Финляндии. Не являясь членами альянса, эти страны все чаще взаимодействуют с ним.

Произошедшие с 1991 года перемены дали военно-политическому руководству (ВПР) НАТО реальную возможность приближения к границам Российской Федерации. Зарубежные специалисты отмечают, что после вывода войск бывшего СССР с территории Германии, Польши, Чехословакии, Венгрии и стран Балтии (Латвия, Литва и Эстония) в этих государствах осталась хорошо развитая аэродромная сеть, инфраструктуру которой за последние 20 лет существенно обновили и привели к стандартам альянса.

Как отмечают независимые аналитики, в настоящее время, кроме необходимости ведения борьбы с международным терроризмом, не имеется объективных причин существования и развития НАТО, за исключением геополитических интересов стран-участниц, и прежде всего США, к сырьевым ресурсам России и, в особенности, Арктики. По подсчетам специалистов, на АР приходится 13 % неразведанных мировых запасов нефти и 30 % запасов газа. Многие эксперты подчеркивают, что борьба за природные ресурсы АР уже началась.

Соединенные Штаты готовятся к тому, что со временем Арктика будет играть все большую роль в обеспечении национальной безопасности страны. Как заявил бывший министр обороны Ч. Хейгел, изменение климата, в частности таяние полярных льдов, предопределяет повышенный интерес Вашингтона к этому региону. По мнению главы Пентагона, открытие полярного региона для судоходства предоставит миру как новые возможности, так и новые вызовы, а потому США будут проводить здесь весьма активную политику. Это заявление министр сделал 21 ноября 2013 года накануне форума по проблемам глобальной безопасности в г. Галифакс (Канада). Трехдневная конференция, которую правительство Канады организует с 2009 года, посвящена таким актуальным вопросам как кибербезопасность, ситуация вокруг Ирана и геополитические претензии Китая. Одной из тем форума, в котором приняли участие также главы Минобороны Канады, Дании и министр иностранных дел Исландии, стала безопасность в Арктике.

Заявление главы Пентагона расценивается зарубежными СМИ как продолжение борьбы за политическое и экономическое влияние в Арктике. Борьба за ее ресурсы идет давно, и, хотя пока не существует угрозы применения силы, война идет в информационном поле. Таким образом, Запад приступил к милитаризации Арктики в попытке установить контроль над ее ресурсами, а НАТО усиливает экспансию в этом регионе. Такое мнение высказала вице-председатель Шведского совета мира Агнета Норберг.

Таблица Авиабазы размещения и количество самолётов ВВС стран-участниц учений АСЕ-2013 и АСЕ-2015

Страна-участница АСЕ-2013 АСЕ-2015
Количество самолетов Тип самолета Количество самолетов Тип самолета

АвБ Будё, Норвегия

Норвегия 8 F-16А и В 12 F-16AM и ВМ
    1 DA-20
США 30 F-15C, D и E    
Швеция 5 JAS-39    
Финляндия 2 F-18С и D    
Великобритания     8 "Торнадо" GR.4
ФРГ     12 "Тайфун"
    1 A.310MRTT
    1 РС-9
    2 "Лирджет-35"

АвБ Эрланн, Норвегия

США 2 KC-135R    
ОВВС НАТО 2 Е-3А "Сентри" 2 Е-3А "Сентри"
Нидерланды     1 KDC-10

АвБ Рованиеми, Финляндия

Финляндия 8 F-18C и D 12 и 4 F-18C и D
Швеция 6 JAS-39 6 JAS-39
Франция     8 "Мираж-2000"

АвБ Лулео, Швеция

Великобритания 8 "Тайфун" GR.4 4 "Хок"Т1
    2 DA-20
Швеция 11 JAS-39 12 JAS-39
1 Сааб 100D 1 КС-130
1 Tp 100С 1 ASC-890
    11 NH-90
Швейцария     8 F/A-18
США     12 F-16CG
Дания     12 F-16AM и BM
Всего самолетов боевых 76   110  
ДРЛО/ТЗС/обесп. 3/3/1   6/42/4  
Итого 83   124  
Примечание:
1 Вертолет обеспечения.
2 ТЗС A.330MRTT ВВС Великобритании задействовался с АвБ Брайз-Нортон.

Одним из основных боевых компонентов ОВВС НАТО является тактическая авиация, которая по возможностям имеющихся носителей ядерного оружия обладает оперативно-тактической ядерной мощью, а также способна вести боевые действия с применением обычных средств поражения на всю глубину стратегической наступательной операции. Для проведения операции на этапе стратегического развертывания, вероятнее всего, может быть осуществлена переброска сил (войск) и средств ОВВС НАТО на передовые авиабазы - аэродромы восточноевропейских государств, стран Балтии и "нейтральных" Швеции и Финляндии.

В соответствии с планами ОБП в период с 25 мая по 5 июня этого года на территории Норвегии, Швеции и Финляндии и в воздушном пространстве над ними проводились многонациональные учения ВВС государств - партнеров Северных стран в рамках организации "НОРДЕФКО" (NORDEFCO - NORdic DEFence Cooperation) с подразделениями ВВС НАТО под условным наименованием "Арктик челлендж-2015" (Arctic Challenge Exercise 2015 - АСЕ-2015). Данное мероприятие было направлено на отработку наиболее вероятных сценариев возникновения и развития кризисной ситуации в Северо-Европейском регионе с учетом имеющихся между приарктическими государствами противоречий по вопросу доступа к природным ресурсам АР.

В ходе учений отрабатывались вопросы взаимодействия ВВС разных стран, дозаправки топливом в воздухе, перехваты воздушных целей, маневренные воздушные бои и атаки наземных целей, включая подавление ПВО. Специалисты связывают эти учения с возросшей активностью Вооруженных Сил России в Арктическом регионе и Прибалтике.

Участники решали следующие задачи: демонстрация возможности быстрого наращивания присутствия военно-воздушных сил США и их союзников в Северо-Европейском регионе; подготовка органов управления и личного состава центров управления полетами, летного и инженерно-технического состава, а также средств наземного обеспечения совместных воздушных операций союзников в Арктическом регионе.
Руководство учениями АСЕ-2015 было возложено на командование ВВС Норвегии. Для обеспечения управления, наведения и контроля в зонах воздушных боев привлекались также два самолета ДРЛО и управления авиацией Е-3А "Сентри" системы "Авакс-НАТО". В зарубежных СМИ сообщается, что в ходе воздушных тренировок одновременно задействовались около 90 боевых машин, а также 3,6 тыс. человек наземного персонала.

Учение проводилось в два этапа: с 25 до 29 мая и с 1 по 4 июня.

В ходе мероприятия ОБП экипажи боевых самолетов отрабатывали следующие элементы: ведение маневренных воздушных боев, дозаправка топливом в воздухе, а также осуществление перехватов над Ботническим заливом и в воздушном пространстве Финляндии. Кроме того, в рамках учения отрабатывались вопросы координации действий в воздушном пространстве сразу по трем операционным направлениям.

Как отмечают зарубежные эксперты, прошедшие маневры продемонстрировали, что формат "НОРДЕФКО" на самом деле является региональной военной организацией под эгидой США, и его создание оказалось удобной формой для вовлечения в натовские структуры прежде нейтральных стран - Швеции и Финляндии, поскольку три ее участника - Дания, Исландия и Норвегия, входят в Североатлантический союз.

Западные военные специалисты особое внимание уделяют Швеции, ВВС которой расширяют сотрудничество с НАТО в сфере подготовки экипажей самолетов тактической авиации к ведению боевых действий за пределами национальной территории. Тренировки шведских экипажей к действиям в составе многонациональных сил (МНС) начались в 2000 году. Тогда в воздушном пространстве страны в районе авиабазы Роннебю были организованы первые учения, получившие наименование "Балтик линк-2000", в которых приняли участие авиационные подразделения из других западных стран. В 2001 году в ходе мероприятий под кодовым наименованием "Балтопс" тактические истребители JAS-39 "Грипен" отрабатывали совместно с боевыми самолетами НАТО выполнение полетных заданий над акваторией Балтийского моря.

В 2002 году шведские машины "Вигген" выполняли полетные задания с бельгийскими, финскими, нидерландскими и польскими самолетами в ходе проводившихся в Польше учений НАТО "Строит ризолв" по отработке совместных действий при разрешении кризисных ситуаций. Кроме того, экипажи ВВС Швеции на истребителях JAS-39 "Грипен" в Германии проходили тренировки совместно с истребителями МиГ-29 из состава ВВС ФРГ. Наряду с этим в конце года отмечалось участие шведских боевых самолетов в учениях сил ПВО на территории Норвегии в районе АвБ Эрланн, в которых были задействованы также норвежские (F-16A) и финские (F-18C) истребители.

В настоящее время командование ВС Швеции при планировании и проведении мероприятий ОБП практически реализует ряд программ, способствующих усилению роли страны в военно-интеграционных процессах в Европе и сближению с НАТО. Одним из приоритетных направлений является более активное участие национальных ВВС в международных мероприятиях ОБП с целью достижения ими полной оперативной совместимости с ОВВС альянса, а также более широкого задействования шведской территории и инфраструктуры в интересах боевой подготовки вооруженных сил иностранных государств, в том числе объединенных ВВС блока.

В частности, в 2008 году было принято решение активнее использовать северные территории Скандинавской страны для проведения плановых мероприятий ОБП ВВС и ПВО Швеции, Норвегии и Финляндии. Помимо этого, намечается увеличить число возможных участников совместных программ боевой подготовки за счет привлечения подразделений ВВС и ПВО других государств.

Наиболее важной задачей ОБП ВВС Швеции остается их подготовка к боевому применению в локальных и региональных вооруженных конфликтах, участию в антитеррористических и миротворческих операциях, а также к решению внезапно возникающих задач по предупреждению или ликвидации различных угроз и рисков, связанных с распространением оружия массового поражения.

Командование ВС Швеции активизирует подготовку своих авиационных подразделений к действиям в составе многонациональных группировок в операциях под руководством НАТО. Так, в 2011 году экипажи шведских истребителей принимали участие в следующих многонациональных учениях ОВВС альянса: "Нозерн викинг" (Исландия, май-июнь), "Нордик эр мит" (Норвегия, август) и "Рэд флэг" (США, октябрь). Целью данных международных мероприятий ОБП являлась отработка планов применения тактических истребителей JAS-39 "Грипен" в составе коалиционных сил при проведении боевых операций за пределами национальной территории. Кроме того, шведские ВВС впервые привлекались к тренировкам ОВВС НАТО "Балтик риджн трейнинг ивент" в воздушном пространстве Латвии, Литвы и Эстонии.

Важное значение в Швеции отводится укреплению и углублению взаимодействия североевропейских государств в рамках формата военного сотрудничества стран Северной Европы "НОРДЕФКО". С учетом этого, являясь в 2011 году председателем этой организации, шведы предпринимали активные шаги в направлении развития единой системы боевой подготовки авиационных подразделений ВВС североевропейских государств. Так, в августе-сентябре в воздушном пространстве страны были проведены многонациональные учения тактической авиации "Нордик эр мит-2011". В ходе данного мероприятия осуществлялась практическая отработка форм и способов боевого применения совместного шведско-норвежско-финского авиационного формирования при проведении многонациональной операции по кризисному регулированию в АР.

Кроме того, большое внимание уделяется вопросам ОБП ВВС Финляндии. С 2001 года Минобороны страны в рамках программы "Партнерство ради мира" активно сотрудничает с НАТО. Оно склоняется к тому, что после вывода большей части войск из Афганистана в 2014 году роль учений в Европе значительно возрастет. Министр обороны Финляндии Карл Хаглунд считает, что участие в деятельности Североатлантического союза важно, "поскольку так мы можем развивать наше умение и дееспособность".
После вывода МССБ из Афганистана альянс увеличил количество учений в Европе и финское ВПР присоединилось к этому процессу. По словам К. Хаглунда, задействование финских военнослужащих в операции в Афганистане стало наиболее успешным видом сотрудничества с НАТО и после вывода войск из этой страны, для поддержания уровня боеспособности, финские вооруженные силы должны принимать участие в учениях Североатлантического союза. Парламент Финляндии рассматривает возможность привлечения ВВС страны к патрулированию воздушного пространства Исландии.

По заявлениям некоторых зарубежных аналитиков, принимая активное участие в различных учениях по планам ОБП, показывающих готовность ВВС к выполнению операций под эгидой НАТО, ВПР некоторых стран практически шельмует своих союзников.

В частности, французская газета "Либерасьон" сообщает, что "техническое состояние лишь 40 % боевого состава ВВС, включая воздушные средства военного и гражданского назначения, позволяет задействовать их в оперативном режиме. Из 93 состоящих на вооружении тактических истребителей "Рафаль" более половины не в состоянии подняться в воздух по тревоге, а доля полностью исправных тактических истребителей "Мираж" оценивается, в зависимости от модификаций, в диапазоне от 38 % до 41 % Состояние боеготовности военно-транспортной авиации еще ниже: в исправном состоянии находится лишь треть военно-транспортных самолетов C-130F. Данные по транспортно-заправочным оказались засекреченными, однако известно, что "средний возраст 14 таких единиц в составе ВВС Франции превышает 50 лет".

Похожая ситуация сложилась и в ФРГ. В конце 2014 года германские СМИ со ссылкой на бундесвер сообщали, что в боевой готовности на тот период находилось 38 тактических истребителей "Торнадо" из 89. Также неспособными к выполнению боевых задач оказались более половины тактических истребителей "Тайфун" (67 из 109) и военно-транспортных самолетов С. 160 "Трансалл" (32 из 56). В феврале сообщалось, что военнослужащие германского подразделения сил быстрого реагирования НАТО на военных учениях в Норвегии были вынуждены вместо пулеметов вмонтировать в БТР крашеные палки от метел из-за нехватки вооружения. Ранее также сообщалось, что до сих пор большинство батальонов бундесвера не полностью укомплектованы танками. Только в случае чрезвычайной ситуации они должны получить дополнительные машины из учебных центров.

Необходимо отметить, что НАТО продолжает наращивать свое присутствие в странах Балтии и осваивать перспективный театр военных действий. Так, с 8 по 10 октября 2013 года в воздушном пространстве Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии прошли плановые учения ОВВС альянса под руководством командования ОВВС НАТО (Рамштейн, ФРГ). Целью данных мероприятий, как подчеркивают официальные лица, является выполнение членами блока союзнических обязательств по вопросам обеспечения коллективной безопасности, доверия и солидарности. По словам командующего ОВВС НАТО, подобные учения позволяют пилотам истребителей, задействованных в миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии, получить практические навыки полетов в новом регионе.

Хотя учения ВВС стран Балтийского региона являются плановыми и проводятся трижды в год, тем не менее ряд военных экспертов отметили некоторые их особенности. Во-первых, впервые такие крупномасштабные мероприятия прошли на реконструированной АвБ Эмари (Эстония). Во-вторых, в этих учениях было задействовано большое количество сил и средств (подразделения ВВС из семи стран, включая Францию, Бельгию, Германию и Финляндию). К ним также были привлечены центр контроля воздушного пространства в г. Юдем (Германия) и диспетчерский центр в н. п. Кармелава (Литва). В-третьих, в рамках учений с аэродрома Эмари выполнял полеты в зону дежурства самолет ДРЛО и управления авиацией E-3F ВВС Франции.

Военные аналитики отмечают целенаправленную подготовку сил альянса по освоению воздушного пространства и инфраструктуры Литвы, Латвии и Эстонии. Об этом, в частности, свидетельствуют инвестиции в военные объекты. Так, на реконструкцию авиабазы Эмари было потрачено около 75 млн евро. Ранее сообщалось, что после проведения работ эта АвБ может одновременно принимать до 16 истребителей и 20 военно-транспортных самолетов и обслуживать за сутки до 2 тыс. военнослужащих. Фактически эти учения стали проверкой аэродрома в плане его использования для проведения будущих воздушных операций и возможной передислокации сюда подразделений в рамках операции ОВВС НАТО "Балтик эр полисинг" по охране воздушного пространства.

В ходе подобных учений рассматриваются вопросы, связанные с готовностью стран Балтии к приему и размещению международного контингента НАТО. Проведя разбор учений и дав им высокую оценку, руководство Скандинавских стран планирует провести в 2017 году учения АСЕ-2017, пригласив большее количество участников ОВВС НАТО.

Таким образом, оценивая весь комплекс проведенных мероприятий, количество задействованной военной техники, а также летного и инженерно-технического персонала, западные эксперты пришли к выводу, что учение "Арктик челлендж-2015" практически стало скандинавской версией учений ВВС США "Рэд флэг".

Обострение отношений между Российской Федерацией и Западом в связи с расхождением позиций по украинскому вопросу западные страны продолжат использовать для усиления военного присутствия в АР, а возможность применения военной силы будет рассматриваться ими в качестве одного из приоритетов государственной политики.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №7, С.58-67

Категория: Боевые операции | Добавил: pentagonus (06.09.2015) | Автор: Полковник А. Романов

Просмотров: 2239 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов