search
menu
person

NEWS AND UDATES


Некоторые особенности современной политики МО США в области использования космоса (2005)

Некоторые особенности современной политики МО США в области использования космоса

Е. Семенихин

Характер военных конфликтов последних 10-15 лет свидетельствует о неуклонном возрастании роли военно-космической составляющей при применении военной силы, что означает новый этап революции в военном деле. Все больше зарубежных государств признают важность космоса в будущих операциях и уделяют повышенное внимание развитию военно-космических систем. При этом Соединенные Штаты являются и, безусловно, будут оставаться, по крайней мере в первой четверти XXI века, лидером в этой области. Если в конце 80-х годов, с завершением эпохи "холодной войны", в космической политике констатировалось, что США не могут и не должны далее стремиться быть первыми во всем, что касается освоения космоса, а первенство должно быть обязательно завоевано или сохранено только по ограниченному ряду направлений, напрямую связанных с наиболее важными военными программами, то в настоящее время трактовка данного принципа существенно изменилась. По взглядам американских аналитиков, ускоренная милитаризация космоса является одной из основных идей новой революции.

С изменением и пересмотром политики в области использования космоса в целом связано определенное снижение степени закрытости (секретности) работ по космической тематике за рубежом и, следовательно, повышение доступности соответствующей информации для иностранцев, и в первую очередь, для американских граждан. Это позволило Вашингтону расширить сферу своего международного космического сотрудничества и наряду с внешнеполитическими выгодами получить определенный экономический выигрыш за счет высвобождения ресурсов, направлявшихся ранее на достижение второстепенных целей.

Основной особенностью военного аспекта новой американской военной политики в области использования космоса в XXI веке стала ее многовекторность, направленность на обеспечение не только потребностей военно-политического руководства страны, но и пользователей из состава других звеньев управления государством и вооруженными силами (вплоть до тактического уровня). Особую роль в расширении диапазона задач сыграла война в зоне Персидского залива 1991 года, которую называют "первой космической войной" вследствие широчайшего использования возможностей космических средств для обеспечения боевых действий антииракской коалиции.

Результатом обобщения опыта "первой космической войны", а также упоминавшегося пересмотра устоявшихся в течение 1950-1980-х годов подходов к проблемам освоения космоса стал новый документ "Космическая политика США", введенный в действие директивой президента в сентябре 1996 года.

Особенностью современной американской политики в этой области в части, касающейся национальной безопасности, является четкое разделение ответственности и функций центральной разведки и министерства обороны (ранее эти вопросы формулировались единым блоком).

В частности, американскому военному руководству предписывается следующее - действуя в космосе, из космоса и в отношении космоса, реализовать при необходимости неотъемлемое право США на самооборону и выполнение международных обязательств, связанных с защитой интересов их союзников. При этом должно обеспечиваться решение следующих задач:
- предупреждение о подготовке и начале агрессивных действий со стороны противника;
- недопущение возникновения ситуации, при которой противнику удалось бы воспрепятствовать использованию американцами собственных космических систем (КС) и средств или хотя бы заметно снизить их эффективность;
- противодействие использованию противником космических средств во враждебных США целях;
- повышение за счет активного применения КС оперативных и боевых возможностей своих и союзнических войск вне зависимости от их видовой принадлежности, административной или оперативной подчиненности.

Военное использование космоса подразделяется в США на следующие важнейшие области:
- проведение запусков космических аппаратов, обслуживание космодромов и наземных пунктов управления;
- разведка и наблюдение;
- развертывание спутниковых сетей связи;
- обнаружение запусков баллистических ракет (БР), искусственных спутников Земли и определение траекторий их полета;
- навигационное обеспечение вооруженных сил;
- метеорологическое обеспечение проведения операций, предоставление требуемой информации о состоянии природной среды;
- контроль космического пространства;
- применение (в перспективе) силы в космосе и из космоса.

Деятельность во всех этих областях нацелена на усиление военного превосходства США над их противниками и завоевание господства в космосе. При этом контроль космического пространства предусматривает защиту космических систем и инфраструктуры, недопущение использования противником в своих интересах американских КС, а в случае применения силы - проведение боевых операций в космосе и из космоса с задействованием ударных средств различного (в том числе и космического) базирования с целью оказания существенного влияния на ход и исход конфликта. В настоящее время считается, что наиболее вероятными вариантами таких ударных средств могут стать противоспутниковое оружие, а также различные компоненты глобальной системы ПРО. Космические системы займут важное место в структуре стратегических сил США, став одним из компонентов новой стратегической триады.

Новая космическая политика Соединенных Штатов оказала существенное влияние на эволюцию взглядов американского военного руководства, результаты которой нашли свое отражение в целом ряде руководящих документов, в том числе и доктринального (военно-теоретического) характера. Одним из важнейших из них стала концептуальная разработка КНШ ВС США "Единая перспектива-2020". В этом документе формулируется основополагающий на обозримую перспективу принцип применения американских вооруженных сил - достижение "всеохватывающего господства". В соответствии с данным принципом они должны быть готовы к проведению военных операций, в том числе крупномасштабных, с самыми решительными целями на суше, море, в воздухе, космосе, а также информационном пространстве. При этом Пентагон подтверждает свое намерение добиться не абстрактного "лидерства в сфере космической деятельности", а вполне конкретного военного господства в космосе. Очевидно, что реализация этого требования невозможна без дальнейшей, и причем значительной, милитаризации космического пространства, поскольку количество государств и негосударственных образований, имеющих доступ к его использованию, неуклонно расширяется. Но далеко не все они имеют дружественные отношения с Соединенными Штатами.

Анализ представленных в "Единой перспективе-2020" концептуальных положений показывает, что при их разработке учитывалось обязательное, весьма активное и широкое задействование космических сил и средств. Так, концепция "высокоточное сражение" предусматривает обязательное наличие следующих КС: разведки (видовой, радио- и радиотехнической), высокоточной навигации, управления, связи и предупреждения о ракетно-ядерном ударе (все они должны быть способны выполнять поставленные задачи в отношении любого района земного шара, то есть быть глобальными).

Организация "всеобъемлющей защиты" (еще одна оперативная концепция из "Единой перспективы-2020") невозможна, если в дополнение к указанным системам в космосе не будут развернуты противоспутниковые средства, а также космические компоненты систем ПРО. Очевидно также, что без соответствующей поддержки из космоса нереализуемы концепции "господствующий маневр" и "целенаправленное тыловое обеспечение", как и требование достижения общего информационного превосходства над противником.

Аналогичные оценки перспектив использования космоса в военных целях даются, кроме того, и в таких основополагающих документах военного строительства, как "Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США" (2001), "Национальная военная стратегия США" (1997 и 2004), а также в ежегодных докладах министра обороны президенту и конгрессу.

В наиболее общем виде эти взгляды выражены в директиве "Космическая политика министерства обороны США", подписанной в июле 1999 года (предыдущая директива относительно деятельности в данной области датируется 1987 годом).

Основными факторами, определившими необходимость пересмотра взглядов МО США на использование космоса в военных целях, являются следующие: произошедшие изменения в системе обеспечения международной безопасности, стратегии национальной безопасности и военной стратегии, формировании бюджета национальной обороны и структуре вооруженных сил, а также приобретенный опыт использования космических сил в боевых условиях, расширяющееся применение КС в глобальном масштабе, бурное развитие военных и информационных технологий, активизация коммерческой деятельности в космосе, расширение кооперации между гражданскими и военными секторами и международного сотрудничества.

Вследствие такого мотивационного многообразия серьезный пересмотр взглядов руководства министерства обороны произошел сразу по многим важным направлениям. В частности, была произведена переоценка самой значимости космоса для США, который объявлен сферой "жизненно важных интересов" и который американцы готовы защищать самым решительным образом всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами. В отношении же космоса как среды, в которой могут проводиться различные по масштабу, задачам и применяемым средствам военные операции, продекларировано его "равноправие" с сушей, морем и воздухом.

Соответственно, по аналогии с терминами "воздушная и морская мощь", директивой введен термин "космическая мощь", которая рассматривается как "совокупные возможности государства по достижению своих целей путем осуществления деятельности и оказания влияния на нее других государств и негосударственных образований в космосе, через космос и из космоса". При этом космическая мощь объявляется стратегически важным инструментом, позволяющим реализовать на практике положения "Национальной военной стратегии" и "Единой перспективы-2020".

Господство в космосе играет если не определяющую, то однозначно существенную роль в достижении информационного превосходства, реализации принципа стратегического сдерживания, повышении эффективности вооруженных сил государства в целом, а также расширении выгодного для США международного сотрудничества в военной и других сферах.

Министерство обороны США произвело ряд оценок степени важности американской космической мощи в таких областях военной деятельности, как обеспечение информационного превосходства, сдерживание противников от развязывания войны, оборона и взаимодействие с союзниками.

Информационное превосходство. Космические силы значительно расширяют возможности ВС США по интеграции и организации управления, связи, разведки и наблюдения, выполняют обеспечивающие функции в интересах войск и при необходимости препятствуют противнику использовать аналогичные возможности его собственных космических средств. Они позволят командующим (командирам) на основании максимально полной информации о текущей обстановке и перспективах ее развития диктовать условия и темп проведения операций. Обладание космическим и информационным превосходством позволит Соединенным Штатам установить и удерживать господство в любой другой среде, в том числе и за счет эффективного противодействия возможностям противника по управлению своими силами.

Сдерживание. Космические силы выступают составной частью сил сдерживания США. Они являются гарантией того, что подготовка противника к войне и начало враждебных действий будут своевременно вскрыты. Обладание ими способствует формированию у противника неопределенности в отношении достижимости преследуемых целей, создает для него действенную угрозу, позволяет своевременно и эффективно ответить на агрессию. Наличие эффективных космических сил является тем критически важным фактором, который делает неприемлемой цену использования силы или угрозы ее применения в отношении Соединенных Штатов. Возможности по сдерживанию агрессии будут более широкими, если противнику гарантированно не позволят получить асимметричное преимущество в результате противодействия американским КС или использования космических средств во враждебных США целях.

Оборона. Космические силы будут способствовать повышению эффективности американских ВС в целом и в случае, если перестанет действовать фактор сдерживания. Высокие космические технологии являются средством усиления боевой мощи вооруженных сил. Возможность контролировать космическое пространство обеспечит всеобъемлющую защиту, господство на поле боя и информационное превосходство, которые необходимы для успеха в военных операциях. Таким образом, космические средства позволят Соединенным Штатам путем применения достаточной и пропорциональной силы вынудить противника отказаться от достижения своих целей.

Взаимодействие с союзниками. Космические силы обеспечивают стратегическое преимущество Соединенным Штатам и являются важным элементом коалиционной стратегии, в рамках которой США могут предоставить уникальные возможности для обеспечения международной безопасности (естественно, в американском понимании).

Исходя из приведенных выше оценок, а также перспектив развития американских и зарубежных космических технологий, были сформулированы основы военно-космической политики МО США, суть которой заключается в следующем:
1. Космическая политика базируется на признании космоса такой же сферой противоборства, как суша, море или воздух. В ней могут и, возможно, будут осуществляться военные операции в интересах обеспечения национальной безопасности. Космос отнесен к сфере "жизненно важных интересов", поскольку многие виды деятельности в этой среде имеют решающее значение для обеспечения национальной безопасности США и их экономического процветания.
2. Приоритетными задачами космической и связанной с космосом деятельности министерства обороны являются обеспечение свободного доступа в космос и защита интересов национальной безопасности США в космическом пространстве. В соответствии с директивой "Национальная космическая политика" американские космические системы являются национальной собственностью и обладают правом свободного пролета и беспрепятственного функционирования в космическом пространстве.
3. Преднамеренное противодействие американским КС будет рассматриваться как нарушение суверенных прав США, которые в ответ могут предпринимать все необходимые меры самообороны, в том числе и те, которые применяются по указанию национального военно-политического руководства.
4. Главной задачей министерства обороны принято считать обеспечение таких оперативных возможностей космических сил, которые гарантировали бы достаточную мощь Соединенных Штатов в этой области для достижения целей национальной безопасности в соответствии со "Стратегией национальной безопасности" и "Национальной космической политикой". Сопутствующими задачами при этом являются поддержание на необходимом уровне американской авиакосмической промышленности и развитие ориентированных на перспективу технологий.

Решение указанных задач позволит:
- реализовать неотъемлемое право Соединенных Штатов на самооборону и выполнение обязательств по защите союзников и дружественных государств;
- обеспечить доступ в космос, способность решать поставленные задачи в космическом пространстве и беспрепятственное его использование независимо от намерений противника;
- устранить угрозу, обеспечить предупреждение, а при необходимости и защиту от нападения противника;
- обеспечить способность США проводить военные и разведывательные космические операции, а также осуществлять другую связанную с космосом деятельность;
- усилить боевые возможности национальных и союзнических войск;
- оказывать противодействие принадлежащим другим странам космическим системам и выполняемым ими задачам в случае их использования во враждебных США целях;
- обеспечить потребности военного и разведывательного характера в мирное время и в условиях кризиса, а также на всех этапах развития конфликта;
- обеспечить деятельность национального политического и высшего военного руководства страны, членов разведывательного сообщества, командующих боевыми командованиями, видов вооруженных сил и других должностных лиц федерального уровня.

Для того чтобы военно-космические силы США могли выполнять свои функции с максимальной степенью эффективности, возможности космических средств и порядок их боевого применения должны учитываться при разработке стратегии, доктрины, концепций, планов боевой подготовки, оперативных планов и планов действий ВС США в чрезвычайных условиях. Подчеркивается, что особое внимание следует обращать на космическое обеспечение действий вооруженных сил на всех уровнях, включая тактическое звено. Такое обеспечение должно быть оптимизировано с тем, чтобы все эшелоны командования понимали и в полной мере использовали оперативные преимущества, которые им дают КС, представляли себе их оперативные ограничения и эффективно задействовали космические средства при проведении объединенных и совместных операций.

Сведения о структуре космических сил, их задачах, возможностях и принципах применения включены в программы профессионального военного обучения, а также в планы совместных тренировок и учений видов ВС с целью подготовки квалифицированного персонала для штабов всех уровней. В ходе совместных маневров и учений отдельных видов вооруженных сил предполагается отрабатывать весь комплекс мероприятий по выполнению задач космическими средствами в условиях действия космических средств разведки противника или против войск противника, боевые возможности которого усилены за счет привлечения собственных КС, а также по действиям в условиях потери части принадлежащих США космических сил и средств.

Особое внимание военное ведомство США обращает на развитие пилотируемой космонавтики, а также на подготовку и использование военных астронавтов, которые должны быть способными не только к проведению в космосе исследований, испытаний, оценок параметров различных систем, но и к решению широкого круга задач военного характера (самостоятельных или обеспечивающих боевые действия других сил).

Военные операции в Югославии, Афганистане и Ираке позволили оценить несомненную эффективность космических систем и средств при обеспечении войсковых операций практически любого масштаба. В связи с этим был пересмотрен ряд принципиальных подходов, определяющих современный облик и перспективы развития американских космических сил, а достижение безусловного военного превосходства в космосе было объявлено важнейшей целью военно-космической политики.

Таким образом, в последние 10-12 лет взгляды военно-политического руководства США на использование космоса в военных целях претерпели ряд существенных изменений в связи со значительным расширением спектра задач, решаемых космическими силами. Стал очевидным курс Вашингтона на дальнейшую милитаризацию космического пространства. В настоящее время ни одна из оперативных концепций ВС США не может быть реализована без широкого участия космических сил. Особое значение придается космическим силам как средству достижения и поддержания информационного превосходства на всех этапах развития возможного конфликта.

Зарубежное военное обозрение 2005 №5, С. 2-9

Смотрите также
Категория: Стратегия и тактика | Добавил: pentagonus (04.12.2016) | Автор: Е. Семенихин
Просмотров: 3132 | Теги: космос, Е. Семенихин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar