search
menu
person

NEWS AND UDATES


Нетрадиционные военные действия формирований специального назначения сухопутных войск США (2017)

Нетрадиционные военные действия формирований специального назначения сухопутных войск США

Полковник А. Симаков,
кандидат военных наук, доцент

За последнее десятилетие произошли существенные изменения не только в организационной структуре, вооружении и оснащении подразделений специального назначения (СпН) сухопутных войск США, но и во взглядах на их применение. Так, одной из главных для них стала задача ведения нетрадиционных военных действий.

Содержанием нетрадиционных военных действий является вооруженное противостояние и подрывная деятельность. По мнению военного руководства США, объединенный эффект этих двух взаимосвязанных направлений приложения усилий в значительной мере определяет результат, полученный в ходе нетрадиционных военных действий. При этом руководство министерства обороны (МО) страны определяет, что нетрадиционные военные действия подразделений специального назначения столь же важны, как и действия регулярных частей общего назначения.

Основным компонентом вооруженного противостояния являются партизанские формирования, которые создаются в ходе конфликта и проводят военные операции против силовых структур государства или оккупационных войск.

Под нетрадиционными военными действиями понимается деятельность вооруженных формирований США по созданию на территории иностранного государства или оккупированной территории подпольных и партизанских формирований в целях их последующего использования для достижения политических, военных, дипломатических и экономических целей в интересах Соединенных Штатов в условиях, когда отсутствует возможность или необходимость применения обычных вооруженных сил.

Подрывная деятельность, осуществляемая с целью дискредитации органов государственной власти избранной страны, включает в себя действия, направленные на подрыв морального духа местного населения, личного состава силовых структур государства, разложение их дисциплины и сплоченности.

Нетрадиционные военные действия по существу являются межведомственным мероприятием, так как затрагивают сферы, которые часто не входят в круг компетентности только одного министерства обороны Соединенных Штатов. Однако, главную роль в их организации играют подразделения СпН, которые осуществляют непосредственные действия, как правило, силами оперативных отрядов "А". В отдельных случаях для их ведения могут привлекаться оперативные отряды "В".

Возможности оперативных отрядов по ведению нетрадиционных военных действий обеспечивают: проникновение на территорию противника и поддержание связи с силами сопротивления; создание, подготовку и консультирование партизанских формирований; согласование действий партизанских формирований с руководством кампании ведения нетрадиционных военных действий; руководство действиями партизанских формирований для достижения поставленных этой кампании целей.

В ходе нетрадиционных военных действий формирования СпН могут усиливаться подразделениями информационного обеспечения операций и подразделениями по связям с гражданской администрацией, которые в основном занимаются подрывной деятельностью.
Подразделения информационного обеспечения предоставляют необходимую информацию для подготовки и осуществления нетрадиционных военных действий, а также формируют поведение целевых групп или отдельных лиц сил сопротивления и управляют им, уменьшая тем самым вероятность их нежелательных действий.

В ходе операции они занимаются контролем психологического состояния населения в районе действий с целью определения уровня осознания им того факта, что действия формирований СпН и партизанских формирований гарантированно принесут пользу. По взглядам командования сил специальных операций (ССО) США, такой контроль особенно важен, так как отсутствие положительного отношения населения к целям нетрадиционных военных действий делает операцию уязвимой по отношению к пропаганде противника, что может отрицательно сказаться на ее результатах даже при условии идеального планирования.

Подразделения по связям с гражданской администрацией обеспечивают: оказание гуманитарной помощи местному населению; проводят агитацию среди местного населения в поддержку кампании ведения нетрадиционных военных действий; поддерживают институты власти и дипломатические представительства; обеспечивают командиров отрядов СпН необходимой информацией о местном населении, а также участвуют в мероприятиях по стабилизации обстановки в переходный период, а именно при роспуске партизанских формирований.

В целом действия оперативных отрядов СпН и приданных подразделений сводятся к семи фазам: подготовка, первоначальный контакт, внедрение, организация, наращивание, задействование и переходный период. Содержание фаз нетрадиционных военных действий представляет собой шаблон, используемый для их планирования и проведения.

На первом этапе фазы подготовки проводится тщательный анализ сильных и слабых сторон сил сопротивления, его политических и военных программ, проблем обеспечения и снабжения, оценивается уровень подготовки и боевой опыт формирований сопротивления, взаимоотношения между различными группами, наличие внешних политических связей.

В это же время до оперативных отрядов СпН, привлекаемых для ведения нетрадиционных военных действий, доводится информация о возможных лидерах сил сопротивления и ключевых осведомителях, которые понимают психологический настрой населения и могут влиять на него. Затем необходим тщательной анализ условий в районе предстоящих действий, в ходе которого готовятся данные об органах государственной власти, уровне развития экономики, инфраструктуры, условиях жизни населения.

На основе полученной информации проводятся мероприятия по формированию благоприятных условий для действий привлекаемых сил и средств. Эти мероприятия могут включать в себя распространение информации о легитимности действий представителей США и сил сопротивления, выстраивание системы внешней и внутренней поддержки движения сопротивления, создание условий для ввода формирований СпН в районы действий.

Продолжительность первой фазы может быть различной. Так, при проведении мероприятий в качестве ответа на акт агрессии в отношении союзника США, при условии психологической готовности населения оккупированной страны к принятию помощи, продолжительность фазы может составлять несколько дней.

При проведении мероприятий непосредственно на территории противника подготовка, в целях достижения желаемых результатов, может занимать более продолжительный период времени.

Первоначальный контакт устанавливается представителями США с руководством сил сопротивления перед принятием решения об их поддержке, а также для оценки совместимости своих целей и задач с целями и задачами сил сопротивления. Эта оценка в конечном итоге принимает форму политического соглашения между представителями США и силами сопротивления.

В ходе первоначального контакта стороны могут договориться о приеме пилотной группы. Если имеется возможность, то представитель руководства сил сопротивления может вывозиться из района предстоящих действий для участия в подготовке пилотной группы. Этот же представитель может действовать в составе группы при ее проникновении в район действий и установлении контакта с силами сопротивления.

Пилотная группа предназначена для проведения детальной оценки оперативного района в интересах получения более полных данных об оперативной обстановке и о социальных условиях в нем. На основе этих данных впоследствии будет определяться уровень поддержки представителей США и сил сопротивления среди местного населения, а также возможность развития потенциала сопротивления и роста его эффективности.

Подразделения информационного обеспечения в ходе второй фазы готовят и предоставляют командиру пилотной группы специфические данные по политическим, социальным, религиозным и географическим вопросам.

В ходе фазы внедрения пилотная группа тайно проникает в район действий для установления контакта с силами сопротивления и определения целесообразности дальнейших действий.

В случае положительной оценки оперативной обстановки пилотная группа координирует действия по выводу и приему остальных оперативных отрядов СпН и организации обеспечения.
В зависимости от обстановки вывод некоторых оперативных отрядов СпН может осуществляться без участия пилотной группы, наличия доверенных лиц или при неполной ясности обстановки. В этом случае оперативные отряды СпН самостоятельно проводят мероприятия, которые в обычных
условиях возлагаются на пилотную группу.
Результатом третьей фазы является установление такого уровня управления и контроля, который гарантирует единство действий и распределения ресурсов в районе действий.
В рамках ограниченных военных действий, когда внедрение подразделений США нежелательно, возможен вывоз активистов местного движения сопротивления из определенного района, их подготовка и обучение, а затем внедрение обратно в качестве кадров, способных проводить операции или осуществлять подготовку других бойцов сил сопротивления. Продолжительность их подготовки будет определяться уровнем контроля противника над местным населением, особенностями оперативной обстановки, а также промежутком времени, не приводящим к потере связи актива с населением региона.

После установления оперативными отрядами СпН связи с лидерами сил сопротивления главной задачей является разработка плана совместных действий.

В ходе фазы организации завершается создание партизанских формирований. Их структура должна обеспечивать успешное проведение боевых операций, а также сохранять свое построение в условиях противостояния правительственным или оккупационным войскам. При этом учитывается, что задачи и тактика действий партизанских формирований требует простой, подвижной и настраиваемой организации, способной к быстрому роспуску и быстрому сбору. Каждое звено должно функционировать как независимая организация, с собственной разведкой, связью, снабжением.

Командование ССО США считает, что по отношению к членам формирований сил сопротивления важно применять термин партизаны, который позволит отличать их от членов формирований нерегулярных враждебных формирований других типов, таких как силы самообороны, наемники, криминальные банды и другие.

Одновременно с созданием партизанских формирований организуется их подготовка. Личный состав оперативных отрядов СпН оказывает помощь руководству сил сопротивления в этом процессе, а также непосредственно занимается обучением участников партизанских формирований.

Подразделения информационного обеспечения в это же время оказывают помощь в организации и развитии информационных возможностей. Она заключается в подборе, подготовке, обучении и расстановке кадров, а также в создании в составе партизанских формирований подразделений информационного сопровождения, способных самостоятельно выполнять задачи.

Одной из целей этой фазы является формирование на основе взаимопонимания и компетентности крепких отношений между личным составом оперативных отрядов СпН и руководством сил сопротивления и партизанских формирований. Результатом этих отношений должна стать возможность советников оказывать влияние на ход событий. Демонстрация ценности сотрудничества в призме общих целей, завоевание доверия руководства сил сопротивления считается важной задачей для личного состава отрядов СпН.

В ходе работы с руководством движения сопротивления выявляются: эффективность мероприятий по созданию партизанских формирований; отношения между членами партизанских формирований и местным населением; уровень активности властей в борьбе с силами сопротивления; уровень безопасности в районе действий; административные границы в районе действий, особенности местности, наличие потенциальных объектов (целей) воздействия; плотность населения в районе действий; религиозные, этнические, политические и идеологические различия между разными группами населения, наличие конкурирующих повстанческих организаций; виды и количество боевых операций; степень влияния на движение сопротивления со стороны советников.

На завершающем этапе фазы личный состав оперативных отрядов СпН оценивает состояние партизанских формирований и докладывает руководству об их сильных и слабых сторонах. На основе этого руководство уточняет план нетрадиционных военных действий в районе, принимает меры к устранению слабых сторон партизанских формирований.

После сбора достоверной информации о ситуации в районе действий и налаживания взаимоотношений советники и руководство сопротивления приступают к работе по уточнению плана предстоящих операций. При этом группы работают над этим уточнением параллельно, сверяя планы через установленные каналы связи с руководством, находящимся на территории США.

В ходе фазы наращивания руководство сил сопротивления совершенствует инфраструктуру поддержки активных действий. Одновременно в районе действий проводятся мероприятия по подготовке к проведению боевых операций, которые включают в себя:
- усиление разведывательной и контрразведывательной деятельности, совершенствование сети раннего предупреждения;
- расширение вербовки новобранцев без компрометации мер безопасности;
- интенсификацию подготовки новобранцев;
- увеличение снабжения партизанских формирований и расширение сети тайников;
- освоение участниками партизанских формирований поставленных оперативными отрядами СпН минометов, противотанковых гранатометов, пулеметов, взрывчатых веществ, медицинского оборудования, средств РХБ-защиты и т. д.;
- создание транспортных сетей, коридоров эвакуации и восстановления. В течение данной фазы партизанские формирования для приобретения опыта, добывания необходимых материалов и ресурсов, уничтожения противника осуществляют ограниченные действия. Однако основное внимание уделяется развитию инфраструктуры для перехода к более широким действиям. Вместе с тем руководство сил сопротивления и советники не должны допускать разрастания партизанских формирований сверх имеющихся возможностей по их обеспечению вооружением и материально-техническими средствами.

В это же время сторонами согласовываются количество и виды операций, проведение которых необходимо для достижения требуемых результатов, а также планы общего управления и координации усилий.

При этом в первую очередь оцениваются состояние, возможности и намерения правительственных или оккупационных войск, а также тактические, стратегические, оперативные возможности и предпринимаются усилия по контролю над населением, изучаются центры притяжения их сил, психологическая уязвимость личного состава.

После согласования вида и количества операций оперативные отряды СпН согласовывают порядок материального обеспечения сил сопротивления по воздуху или другими способами. При этом в качестве приоритетных предметов для поставки выделяются те, которые силы сопротивления не имеют возможности получить другим путем.

В фазе задействования партизанские формирования для достижения поставленных целей переходят к активным действиям в большем масштабе, в том числе и по уничтожению вскрытых объектов. Такими объектами могут быть:
- представители органов государственной власти;
- линии правительственной и военной связи;
- центры управления электросетями, телекоммуникационные системы;
- мобильные комплексы ПВО;
- склады техники и вооружения, топливные склады;
- вокзалы, аэродромы и аэропорты, водные каналы, электростанции;
- учреждения и органы средств массовой информации.

Кроме того, на короткий промежуток времени могут захватываться важные объекты национальной инфраструктуры, а также КПП, лагеря военнопленных и тюрьмы.

В ходе этого этапа подразделения информационного обеспечения стремятся достичь двух целей. Во-первых, осуществлять пропаганду успехов партизанских формирований для поднятия морального духа у их участников, повышения их боевой эффективности, а также развития позитивного отношения к ним местного населения. Во-вторых, использовать такую пропаганду для деморализации личного состава правительственных или оккупационных войск, содействия его дезертирству и сдаче в плен, сокращения базы его внешней и внутренней поддержки.

Считается, что активные действия сил сопротивления могут произвести значительный психологический эффект. Поэтому для его достижения мероприятия по пропаганде заранее тщательно планируются, координируются, а в последующем выполняются.

В переходный период происходит смещение психологической установки с нацеленности на победу над существующим режимом на защиту нового правительства от подрывной деятельности представителей прежнего режима или оккупационных войск.

Подразделения информационного обеспечения на этом этапе распространяют информацию о выгодах расформирования и восстановления привычной жизни в обществе, продвигают идею лояльности участников партизанских формирований к новому правительству. Новое правительство должно приложить все усилия к тому, чтобы переориентировать и адаптировать их в мирное общество и заручиться поддержкой.

Для достижения этой цели необходимо сделать следующее: взять оружие и снаряжение под свой контроль; помочь членам сопротивления в процессе их возвращения к обычной жизни; использовать членов сопротивления в качестве местной силы безопасности или основы для будущей полиции и вооруженных сил; принять эффективные меры для предотвращения подстрекательства либо участия членов сопротивления в возможном политическом перевороте.

Оперативные отряды СпН США остаются в районах действий формирований сопротивления для помощи в расформировании или трансформации партизанских групп в регулярные национальные вооруженные силы. Личный состав оперативных отрядов СпН на этом этапе может оказывать помощь вновь сформированным органам власти в качестве советников и инструкторов.

Таким образом, основным содержанием нетрадиционных военных действий формирований СпН является создание, оснащение и обучение хорошо подготовленных и лояльных США партизанских формирований, которые в последующем планируется использовать для достижения политических, военных и экономических целей в данном регионе, где затрагиваются интересы Соединенных Штатов.

Зарубежное военное обозрение. 2017, №10 С. 40-45

Смотрите также
Категория: Тактика и стратегия | Добавил: pentagonus (09.11.2017) | Автор: Полковник А. Симаков
Просмотров: 4559 | Теги: А. Симаков, ССО, СпН | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar