search
menu
person

NEWS AND UDATES


О некоторых направлениях политики США в области контроля над вооружениями (2005)

О некоторых направлениях политики США в области контроля над вооружениями

Полковник В. Иванов

При анализе политики США по контролю над вооружениями, как и по другим направлениям внешнеполитического курса, просматриваются существенные расхождения между официально декларируемыми целями и реальными шагами Вашингтона на международной арене. В этом контексте можно отметить, что в одном из периодически подготавливаемых для конгресса докладов президента "Стратегия национальной безопасности США" указывалось: "Контроль над вооружениями является неотъемлемой частью нашей стратегии национальной безопасности. Он содействует ослаблению побудительных мотивов к развязыванию агрессии, повышению предсказуемости относительно развития вооруженных сил других государств, способствует уменьшению потенциалов оборонной промышленности, укреплению доверия по выполнению соглашений с использованием эффективной системы контроля и проверок и в конечном счете достижению более устойчивого и контролируемого баланса сил.

В будущем усилия в области контроля над вооружениями могут приобрести более многосторонний характер и региональную направленность. Они способствуют сдерживанию и поддержанию устойчивого военного равновесия на региональном уровне. Соединенные Штаты готовы принимать участие в региональных усилиях по контролю над вооружениями, отвечающих их интересам, однако не будут пытаться навязывать соглашения по контролю над вооружениями другим государствам против их воли.

Поскольку контроль над вооружениями становится все более многосторонним, Женевская конференция по разоружению будет приобретать все более важное значение. США намерены поддерживать меры, направленные на повышение действенности и расширение сферы внимания участников этой конференции".

Между тем реальные усилия администрации Дж. Буша как на протяжении первого четырехлетнего срока, так и в начале второго периода пребывания у власти заметно отличаются от провозглашенных выше целей. В частности, в действующей "Стратегии национальной безопасности США" (2002) делается упор на то, что страны с нестабильными режимами ("страны-изгои") нацелены на обладание ядерным, биологическим и химическим оружием. Стремление одних стран приобрести, а других продать такое оружие на мировом рынке создает реальную угрозу международной безопасности.

В связи с этим в данном документе отмечается следующее: "Мы должны быть готовы остановить такие страны и террористов, приобретающих у них оружие, до того, как они получат возможность угрожать США, нашим союзникам и друзьям применением ОМП или реально его использовать. Мы должны ответить на эти попытки укреплением нашего сотрудничества с союзниками, установлением партнерских отношений с нашими бывшими противниками, внедрением новых концепций боевого применения наших вооруженных сил и современных технологий, включая разработку эффективной системы противоракетной обороны, а также повышением внимания к совершенствованию процесса сбора и анализа разведывательной информации.

Всеобъемлющая стратегия борьбы с распространением оружия массового поражения включает:
- Превентивные меры противодействия распространению ОМП.

Мы должны предотвратить эту угрозу и гарантировать защиту страны от нее до того, как она реализуется в конкретные действия. Имеющиеся у нас для этого возможности, в первую очередь по вскрытию, активной и пассивной защите и нанесению ударов по источникам угроз, связанных с распространением ОМП, должны стать неотъемлемой частью реформированных вооруженных сил США и структур обеспечения безопасности национальной территории. Вопросы противодействия распространению такого оружия должны быть также включены в доктринальные документы, планы боевой подготовки и программы оснащения вооруженных сил США и наших союзников, с тем чтобы гарантированно одержать победу над противником, обладающим этим оружием, в конфликте любого масштаба.

- Наращивание усилий по предотвращению попыток стран с нестабильными режимами и террористов приобрести технологии и материалы, необходимые для создания ОМП, и привлечь к работе над этим оружием зарубежных специалистов, обладающих знаниями и опытом в данной области. Для этого мы будем шире использовать меры дипломатического характера, укреплять международные режимы контроля над вооружениями и многосторонние механизмы экспортного контроля, а также наращивать помощь другим государствам по программе совместного снижения угрозы (ССУ). В интересах достижения поставленной цели мы намерены продолжать формирование коалиций государств, содействуя увеличению их политического и финансового вклада в усилия по нераспространению ОМП и реализации программ ССУ. Принятое во время последнего саммита "восьмерки" решение о выделении до 20 млрд долларов на развитие международного сотрудничества в области предотвращения распространения ОМП является значительным шагом вперед в этой области.

- Разработку эффективных мер по ликвидации последствий возможного применения ОМП террористами или враждебными США странами. Минимизация ущерба от применения такого оружия против нашего населения сделает несостоятельными планы наших врагов и тем самым остановит тех, кто уже владеет этим оружием, и охладит желание приобрести его у тех, кто только пытается получить доступ к нему. США должны быть также готовы к ликвидации последствий применения ОМП против группировок наших вооруженных сил в передовых зонах и оказанию помощи нашим союзникам и друзьям, в случае если они подвергнутся нападению с применением такого оружия".

В отличие от 90-х годов, когда Соединенные Штаты проявляли определенную заинтересованность в ограничении, сокращении и ликвидации некоторых видов вооружений, прежде всего оружия массового поражения, путем заключения международных договоров и соглашений, в последующий период Вашингтон перестал рассматривать это направление внешнеполитического курса в качестве приоритетного. Соединенные Штаты взяли курс на последовательное "размывание" некоторых важнейших международных режимов контроля над вооружениями и их подчинение собственным интересам. Так, в 2002 году США вышли из Договора по ПРО; отказываются ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ); считают для себя нецелесообразным подписание с Россией нового договора, жестко устанавливающего уровни и состав стратегических наступательных вооружений (СНВ); блокирует подписание протокола к Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО). Этим подтверждается взятый администрацией Дж. Буша курс на достижение полной, не связанной международным правом свободы действий, в том числе в вопросах использования по собственному усмотрению военной силы за рубежом.

Политика американской администрации в области контроля над вооружениями тщательно планируется и реализуется с помощью разветвленной структуры государственных органов, способной приспосабливаться к быстро меняющимся условиям международной обстановки. Общее руководство этой структурой осуществляет президент. Основными государственными органами исполнительной власти, занимающимися вопросами контроля над вооружениями и нераспространения ОМП, являются совет национальной безопасности, государственный департамент, министерство обороны, члены американского разведывательного сообщества. Как правило, ведущие члены кабинета (государственный секретарь, министр обороны, помощник президента по национальной безопасности), разрабатывающие и осуществляющие политику в этой области, принадлежат к ближайшему кругу доверенных лиц главы государства.

Конгресс США как высший орган законодательной власти страны играет важную роль в решении вопросов военной и внешней политики, обладая широкими полномочиями в этой сфере, зафиксированными в конституции. Палата представителей конгресса выделяет ассигнования на государственные программы, в том числе в сфере контроля над вооружениями. Сенат конгресса одобряет (отвергает) международные договоры или вносит в них поправки. Важнейшим рычагом влияния конгресса на внешнеполитический курс является его прерогатива в утверждении бюджетных расходов на проведение различных мероприятий, охватывающих, в частности, и сферу разоружения.

Заметную роль в подготовке предложений и рекомендаций для военно-политического руководства Соединенных Штатов по широкому комплексу проблем контроля над вооружениями играют крупнейшие неправительственные исследовательские центры, такие как Фонд Карнеги, Фонд наследия, корпорация РЭНД, центр стратегических и международных исследований при Джорджтаунском университете, центр исследований международных конфликтов Стэнфордского университета, Вашингтонский центр внешнеполитических исследований и ряд других.

Изучение основных тенденций в деятельности администрации Дж. Буша по конкретным направлениям контроля над вооружениями показывает, что американское руководство тщательно соизмеряет усилия в этой сфере с защитой национальных интересов. При обсуждении мер в области контроля над стратегическими наступательными вооружениями оно исходит из того, что ядерный потенциал сдерживания еще в течение неопределенно длительного времени по-прежнему будет одним из основных военных инструментов, позволяющих Соединенными Штатами оставаться ведущей ракетно-ядерной державой мира. Вследствие этого любые предложения по вопросу сокращения СНВ будут тщательно сопоставляться с оборонными потребностями страны, которые определяются на уровне, надежно обеспечивающем подавляющее военное доминирование США на международной арене.

Вашингтон может согласиться на ограничение своих нестратегических ядерных вооружений ввиду того, что многие задачи, которые возлагались в прошлом на оперативно-тактические ядерные средства, могут теперь решаться за счет применения имеющегося в ВС США высокоточного оружия. В то же время американское военно-политическое руководство заинтересовано в том, чтобы поставить российский нестратегический ядерный потенциал под международный контроль в рамках двустороннего или многостороннего соглашения.

Белый дом по-прежнему соблюдает мораторий на ядерные испытания, сохраняя, вместе с тем, в работоспособном состоянии всю необходимую инфраструктуру для возобновления в случае необходимости испытаний ядерного оружия (ЯО). Американская администрация до сих пор отказывается ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, стремясь тем самым сохранить для себя свободу действий в этом вопросе.

Соединенные Штаты в основном поддерживают усилия, предпринимаемые для реализации Конвенции по запрещению химического оружия (КЗХО), полагая, что этот вид ОМП способен реально угрожать безопасности личного состава группировок ВС США в передовых зонах, да и населению на национальной территории. При этом в Белом доме считают необходимым откорректировать некоторые принципиальные положения конвенции, и прежде всего в плане процедур контроля за ее реализацией. Хотя осуществляемая в соответствии с КЗХО деятельность международных инспекторов на территории США в одностороннем порядке ограничена внутренним законодательством, представители национального ВПК и американские военные эксперты считают ее излишне обременительной и добиваются дальнейшего ослабления механизмов контроля.

Сделав вывод о том, что будущая система контроля в рамках Конвенции о запрещении биологического и токсичного оружия (КЗБТО) создаст дополнительные трудности для американского биокомплекса и биологических исследований Пентагона, Соединенные Штаты заблокировали завершение работы над протоколом к КЗБТО, заявляя, что механизм контроля не станет гарантией нераспространения продукции и технологий, пригодных для создания биологического оружия, а также попадания их в руки террористов.

Режим контроля за ракетными технологиями используется Соединенными Штатами как средство защиты национальных интересов и способ давления на потенциальных конкурентов на рынке данного вида оружия, что в первую очередь касается России, КНР, КНДР и ряда других стран. В то же время Белый дом не препятствует передаче собственных ракетных технологий государствам-союзникам (Израиль, Республика Корея).

Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ). Военно-политическое руководство США по-прежнему жестко увязывает ратификацию адаптированного ДОВСЕ с полным выполнением Россией стамбульских обязательств (1999) по выводу российских войск и вооружений из Грузии и Молдавии. Вашингтону удалось добиться единогласной поддержки такой позиции со стороны всех стран-членов НАТО. Основной целью дипломатических маневров США в этом вопросе является стремление "похоронить" договор, вступление в силу которого создаст международно-правовые барьеры на пути реализации планов Вашингтона по размещению американских военных баз на территориях государств Центральной и Восточной Европы и расширению военно-политического влияния на постсоветском пространстве.

Американское военно-политическое руководство постоянно корректирует подходы к участию США в процессе контроля над вооружениями с упором на борьбу с распространением ОМП. Так, ряд американских специалистов полагает, что на переговорах по снижению уровня военного противостояния в будущем целесообразно сосредоточить внимание не на выработке количественных ограничений по определенным категориям вооружений, а на формулировании правил "поведения сторон" и совершенствовании всеобъемлющих мер доверия в военной области.

Одним из перспективных направлений контроля над вооружениями, по оценкам американских военных экспертов, может оказаться также повышение уровня гарантий от несанкционированного применения ядерного оружия. Это потребует, как полагают, достижения договоренностей на двусторонней или многосторонней основе относительно усиления охраны ядерных боезарядов и средств доставки ЯО, повышения надежности работы систем управления и связи, ограничения учений и тренировок с привлечением стратегических ядерных сил, понижения степени боеготовности значительного числа ракетно-ядерных средств.

Как отмечается в западной прессе, по мере реализации уже заключенных договоров и с появлением новых соглашений в области контроля над вооружениями Вашингтон намерен уделять все больше внимания повышению эффективности системы контроля, проверок и инспекций. Одним из путей достижения этой цели станет наращивание возможностей всех видов разведки.

Отмечаются и некоторые другие тенденции в сфере обеспечения контроля над вооружениями, которые могут потребовать со стороны США принятия дополнительных мер или корректировки уже осуществляемых мероприятий. Вследствие этого следует ожидать повышения роли и значения американских разведывательно-аналитических служб, которые специализируются на прогнозировании развития военно-политической обстановки в регионах, имеющих для Соединенных Штатов ключевое значение.

Определяющим фактором при выработке позиции Вашингтона по вопросам разоружения будет оставаться стремление достичь таких результатов, которые в наибольшей степени отвечали бы национальным интересам не только на ближайший период, но и на отдаленную перспективу при условии сохранения у США военной мощи, достаточной для противодействия любым глобальным и региональным угрозам.

В целом прогнозы показывают, что в ближайшие годы Вашингтон будет прилагать значительные усилия в следующих областях: ограничение возможности нанесения (в том числе и несанкционированного) ядерного удара по территории США и их союзников; формирование благоприятных условий для создания в Соединенных Штатах глобальной системы защиты от ограниченных ракетно-ядерных ударов; комплексное решение проблемы распространения всех видов ОМП и средств его доставки с максимальным привлечением в этих целях подконтрольных Вашингтону международных механизмов.

Зарубежное военное обозрение 2005 №6, С. 9-14

 

Смотрите также
Категория: US и мир | Добавил: pentagonus (24.10.2016) | Автор: Полковник В. Иванов
Просмотров: 1364 | Теги: В. Иванов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar