О состоянии защищенности атомных электростанций СШАГенерал-майор М. Вильданов, После терактов 11 сентября 2001 года вопросам противодействия возможным террористическим атакам, в частности на атомные электростанции (АЭС) и хранилища ядерных отходов, в США стали уделять особое внимание. По оценкам министерств энергетики и внутренней безопасности США, на атомных электростанциях выполнен значительный объем оперативных, организационно-технических и обеспечивающих мероприятий по совершенствованию системы их физической защищенности. (Отмечается, что затраты на эти цели составили более 1,2 млрд долларов.) Был уточнен комплект нормативно-правовых документов, переработаны планы совершенствования физической защищенности атомных электростанций, более высокие требования предъявлены к подбору и подготовке сотрудников служб безопасности и персонала указанных объектов, повышена интенсивность проведения антитеррористических учений и тренировок по ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Скорректированы на местности рубежи обороны и зоны ответственности, проведено эшелонирование сил и средств, предназначенных для обнаружения и отражения возможных нападений террористов. Проводятся работы по модернизации технических средств оповещения, предупредительной сигнализации и охраны, систем видеонаблюдения, металлодетекторов, совершенствованию инженерных заграждений и барьеров по периметру территории атомных электростанций. Усилен контроль за деятельностью персонала атомных электростанций, прежде всего с целью выявления среди них агентов террористов, поскольку пособничество последним и возможность совершения диверсий работниками АЭС считается в настоящее время весьма реальной угрозой.
Руководство атомных электростанций не исключает возможности хищения радиоактивных материалов. Активизирована работа по выявлению лиц, склонных к употреблению спиртных напитков и наркотиков, а также нелегалов, задействованных на различных работах. В связи с этим в руководящих документах даже используется специальный термин "внутренняя террористическая угроза". По оценкам зарубежных экспертов, для предотвращения возможных угроз каждой АЭС ежегодно выделяется 2-8 млн долларов для закупки соответствующего оборудования и до 5 млн на доплаты сотрудникам контролирующих органов. Внедрена система регулярных (не реже одного раза в год) инспекций атомных электростанций, повышена требовательность к объективности их результатов. Многие критерии и показатели оценки состояния физической защищенности таких объектов пересмотрены с учетом реальных угроз. Министерством внутренней безопасности и надзорными органами США ежегодно проводится не менее 15 антитеррористических учений, результаты которых свидетельствуют об имеющих место серьезных недостатках в состоянии физической защищенности АЭС. Отмечалось, в частности, что сбор, анализ и оценка информации об обстановке, а также проработка вариантов потенциальных террористических угроз в районах расположения атомных электростанций проводятся формально. Объекты оказались недостаточно подготовленными к отражению "нападения" групп экстремистских организаций. В ходе имитации террористических атак группы, выступавшие в такой роли, проникали на территорию АЭС и большинство из этих объектов оказались условно уничтоженными. На некоторых атомных электростанциях не были взяты под охрану помещения, где находятся блочные и резервные щиты управления, бассейны выдержки отработавшего ядерного топлива и другие ключевые объекты инфраструктуры. В нарушение требований руководящих документов утвержденные перечни таких объектов отсутствовали. В материалах, посвященных разбору антитеррористических учений, отмечается также, что содержание и качество планирующих документов, сценарии антитеррористических тренировок, проводимых руководством атомных электростанций, не в полной мере соответствуют реальной обстановке, возможным угрозам и способам действий террористических групп. Проверки выявили недостаточную профессиональную и морально-психологическую подготовку штатных сотрудников служб безопасности этих объектов, особенно по физической и огневой подготовке, а персонал станций, привлекаемый для отражения атак условных террористов, вообще оказался не подготовленным к решению данных задач. По итогам учений был сделан вывод, что большинство охранников не смогли бы отразить атаки террористов в реальных условиях обстановки. Вскрыты факты неустойчивой работы технических средств предупредительной сигнализации. В результате согласно новым критериям оценки вся система физической защиты признавалась "нефункционирующей". Значительные отклонения были выявлены также при проверке бдительности и порядка действий служб безопасности по осуществлению пропускного режима на контрольно-пропускных пунктах атомных электростанций. На территорию этих объектов неоднократно проносились запрещенные предметы, которые не были обнаружены техническими средствами, что в реальных условиях создало бы потенциальную угрозу безопасности станций. Серьезные недостатки вскрыты также в инженерном оборудовании прилегающей территории и зоны отчуждения с целью предотвращения беспрепятственного подъезда автотранспорта к охраняемым объектам. Плотность размещения инженерных заграждений и барьеров оказалась недостаточной, многие из них были установлены в непосредственной близости от основных зданий и сооружений АЭС, что могло вызвать их значительные разрушения при взрыве автотранспорта, управляемого террористом-смертником. Круглосуточное патрулирование в зонах отчуждения вокруг атомных электростанций сотрудниками служб безопасности не осуществлялось. Особую тревогу у руководства министерства энергетики США, надзорных органов и компаний - владельцев атомных электростанций вызывает недостаточная защищенность объектов от последствий возможных авиационных катастроф в районе дислокации станций, воздушных атак террористов, в том числе с применением беспилотных летательных аппаратов. В отдельное направление выделена работа по обеспечению защищенности объектов для хранения ядерных отходов, занимающих значительные площади в США. По оценкам американских экспертов, здесь существует высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с терактами, хищением радиоактивных материалов, диверсиями и т. д. Серьезной проблемой является также достижение требуемого уровня подготовки аварийно-спасательных формирований и команд, организация их всестороннего обеспечения, управления и взаимодействия с различными подразделениями, участвующими в усилении охраны и обороны атомных электростанций и ликвидации последствий как террористических нападений, так и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Признано необходимым более четко разграничить ответственность, исключить дублирование функций и повысить эффективность взаимодействия в обеспечении физической защищенности атомных объектов министерств энергетики и безопасности США, Федерального бюро расследований, Федерального управления авиации, надзорных структур, других федеральных и местных органов управления. Таким образом, уровень физической защищенности атомных объектов, а также их прикрытия от возможных воздушных и наземных террористических атак со стороны международных экстремистских организаций вызывают серьезную озабоченность военно-политического руководства США. Зарубежное военное обозрение. 2007, №2, С. 19-21 Смотрите также | ||
| ||
Просмотров: 2288 | | |
Всего комментариев: 0 | |