search
menu
person

NEWS AND UDATES


Обеспечение безопасности ядерного оружия в ВС США (2017)

Обеспечение безопасности ядерного оружия в ВС США

Генерал-майор М. Вильданов,
кандидат военных наук, доцент;
полковник В. Матвиюк

Белый дом в условиях осложнившейся военно-политической и стратегической обстановки уделяет особое внимание обеспечению безопасности ядерного оружия (ЯО) на всех этапах его жизненного цикла. Так, в Стратегии национальной безопасности США отмечено: "Пока существует ядерное оружие, Соединенные Штаты обязаны вкладывать средства, необходимые для поддержания надежных, безопасных и эффективных сил ядерного сдерживания, помогающих сохранять стратегическую стабильность". В директиве президента страны №24 от 23 июня 2013 года "Стратегия применения ядерного оружия США" подчеркнуто, что "одной из основных целей политики в области ЯО является поддержание безопасного в эксплуатации, надежного и эффективного ядерного арсенала, защищенного от несанкционированного доступа".

В развитие этих доктринальных требований в ВС страны разработаны: директива МО 3150.08 "Реагирование на ядерные и радиобиологические инциденты"; инструкция МО 3150.10 "Реагирование на инциденты с американским ядерным оружием"; директивы МО S-5210.41-M "Стандарт безопасности ядерного оружия" и МО 3150.1 "Совместные мероприятия министерств обороны и энергетики США в течение жизненного цикла ядерного оружия"; программы МО 3150.2 "Обеспечение безопасности системы ядерного оружия", 3150.3 "Безопасность и надежность ядерного оружия"; "Средства безопасной транспортировки" (Secure Transportation Asset).

Согласно руководящим документам ВС США обеспечение безопасности ЯО предполагает собой комплекс оперативных, конструкторско-технологических и организационно-технических мер по снижению опасности ядерного оружия и возможности причинения ущерба населению и окружающей среде.

Основными из них являются следующие: определение и четкое разграничение ответственности должностных лиц органов военного управления, руководящего состава войск (сил) ядерного применения и ядерного обеспечения за неукоснительное выполнение требований безопасности при проведении всех видов работ и занятий с ЯО; строгое выполнение требований руководящих документов и эксплуатационно-технической документации при его эксплуатации; поддержание безопасных условий эксплуатации ядерного оружия; обеспечение сохранности, охраны и защиты ЯО от угроз захвата; поддержание его в исправном состоянии; подбор, подготовка и допуск личного состава и обслуживающего персонала к работам с ЯО; прогнозирование возникновения возможных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и аварийных ситуаций с ЯО; заблаговременная подготовка личного состава и обслуживающего персонала к ликвидации их последствий; организация контроля за обеспечением безопасности ядерного оружия; подготовка личного состава и обслуживающего персонала, аварийно-спасательных формирований к действиям в аварийных и чрезвычайных ситуациях с ядерными боеприпасами; организация защиты информации о ядерном оружии; контроль выполнения и оценка эффективности мероприятий по обеспечению безопасности ЯО; всестороннее МТО, взаимодействие и управление безопасностью ядерного оружия.

Организация выполнения данных мероприятий включает: разработку распорядительных документов на выполнение работ с ЯО с указанием мер по обеспечению безопасности; принятие решений и планирование мероприятий по обеспечению безопасности при подготовке и проведении всех видов работ и занятий с ядерным оружием; постановку задач должностным лицам органов военного управления по поддержанию ядерных боеприпасов и средств его эксплуатации в исправном состоянии; руководство действиями личного состава и обслуживающего персонала при выполнении запланированных мероприятий; организация МТО, взаимодействия и управления безопасностью ЯО.

Ответственность за обеспечение безопасности ядерного оружия распределена между министерствами обороны и энергетики через Национальную администрацию по ядерной безопасности (НАЯБ). При этом на МО возлагается ответственность за выполнение боевых и эксплуатационных требований по предотвращению возможных аварийных ситуаций с ЯО и ликвидацию последствий в случае их возникновения.

Министерство энергетики через НАЯБ отвечает за следующие вопросы: разработку, производство, сборку и транспортировку ядерных боеприпасов (ЯБП) между предприятиями ядерного оружейного комплекса и военными объектами; надзор за ЯБП; их демонтаж.

В министерствах обороны и энергетики США постоянно подчеркивается, что основы обеспечения безопасности ЯО закладываются на этапе формирования общих требований к ним, которые заключаются в следующем:
- в нормальных условиях вероятность ядерного взрыва ЯБП из-за нарушения функционирования его компонентов или неправильных действий личного состава не должна превышать 10-9 в течение всего срока службы;
- в аварийных ситуациях вероятность ядерного взрыва ЯБП не должна превышать 10-6;
- ядерный боеприпас должен иметь такую конструкцию, которая при случайном или аварийном инициировании заряда бризантного взрывчатого вещества обеспечивала бы выделение ядерной энергии, не больше чем эквивалентной взрыву 1,8 кг тротила, с вероятностью не более 10-6;
- исключение возможности боевого взведения, запуска или сброса с самолета ядерного боеприпаса при ошибочных либо злонамеренных действиях одного из членов расчета (экипажа), знающего правила и шифры боевого применения (должно действовать правило двух исполнителей);
- предотвращение случайного взрыва ЯБП в обычных и аварийных условиях, сопровождающегося выделением ядерной энергии или разбросом делящихся материалов;
- воспрещение нормального функционирования ядерного боеприпаса при его захвате противником, террористами или случайными лицами;
- автоматический вывод ЯБП из строя при попытках проникнуть к жизненно важным элементам его ядерного заряда.

С точки зрения функционально-целевого предназначения система обеспечения безопасности ядерного оружия в США является многоуровневой и включает следующие компоненты.

Система предотвращения аварий с ядерным оружием - совокупность мероприятий и средств, направленных на предотвращение аварий и аварийных ситуаций, способных привести, к несанкционированному ядерному взрыву, радиоактивному загрязнению окружающей среды и любым неблагоприятным событиями. Эта система призвана обеспечить предотвращение ядерного взрыва в ситуациях, не связанных с применением ЯО.

Американские специалисты отмечают важность мероприятий по обеспечению безопасности ядерного оружия при его транспортировке: планирование транспортировки ЯО; выбор и подготовка маршрутов движения; поддержание в исправном состоянии подъемно-транспортных и перегрузочных средств; обеспечение безопасности в ходе погрузочно-разгрузочных работ с ЯБП; подготовка личного состава, техники и оборудования, участвующих в работах с ЯБП и их транспортировке; разведка, прикрытие, охрана и оборона колонн с ЯБП; их сопровождение спецподразделениями с привлечением вертолетов; организация взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления транспортировкой ЯБП; подготовка сил и средств к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также аварийных ситуаций при работе с ЯБП.

Система предотвращения несанкционированного применения и несанкционированных действий с ядерным оружием состоит из ряда подсистем. Первая - это подсистема предотвращения опасных воздействий и несанкционированных действий с ЯО. Она реализует комплекс мероприятий по нейтрализации (ликвидации) источников радиопомех и электромагнитных излучений вблизи линий боевого управления ядерного оружия; подготовке обслуживающего персонала; повышению надежности и помехоустойчивости аппаратуры и т. д. Если эта подсистема по каким-то причинам не выполняет эти задачи, задействуется вторая, обеспечивающая защиту от опасных воздействий и несанкционированных действий с ЯО. Данная подсистема занимает центральное место во всей системе обеспечения безопасности ядерного оружия. Защита осуществляется с использованием различных кодоблокировочных устройств, защитных панелей и замков на аппаратуре, путем экранирования кабелей связи и боевого управления, разграничения доступа должностных лиц и т. д.

Следующий рубеж системы предотвращения несанкционированного применения - это подсистема противодействия несанкционированным пусковым процессам ядерного оружия. Она включает комплекс аппаратных и алгоритмических мер, позволяющих до начала применения ЯО установить, является ли пусковой процесс (приказ на пуск) санкционированным, и если нет, то остановить его.

Пентагон директивой S-5210.41-M установил "Стандарт безопасности ядерного оружия". Документ определяет, что в случае угрозы несанкционированного доступа к ЯО командующие должны немедленно предпринять все необходимые меры по восстановлению контроля над ним.

В качестве приоритетной цели обеспечения безопасности ЯО определено предотвращение несанкционированного доступа к нему. Данная цель достигается использованием интегрированной, эшелонированной системы безопасности с реализацией в ней четырех ступеней безопасности: сдерживание, обнаружение, задержка и поражение. Так, сдерживание противника от попыток несанкционированного доступа включает различные средства физической зашиты и действия сил безопасности.

Обнаружение направлено на выявление враждебных намерений противника на ранней стадии и основано на эффективном взаимодействии центральных и войсковых органов управления с различными разведывательными структурами. Задержка базируется на организационно-технических мерах по предотвращению попыток несанкционированного доступа злоумышленников (террористов) до прибытия сил безопасности. Поражение осуществляется за счет эффективных средств уничтожения злоумышленников (террористов) при их попытке проникновения к ЯБП.

Система защиты от несанкционированного применения ЯО и ЯБП призвана нейтрализовать или уничтожить несанкционированно примененное ядерное оружие. Она состоит из двух основных подсистем. Первая предназначена для оперативного оповещения о несанкционированном его применении с задачами своевременного установления самого этого факта, определения точки старта, прогнозирования траектории и точки падения, классификации ядерного средства и т. д., вторая - для пресечения несанкционированного применения ЯО, его уничтожения или реализации других мер по предотвращению взрыва ЯБП.

Система реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием решает следующие задачи: оперативное реагирование и ликвидация последствий аварий с ЯБП; обеспечение готовности органов управления, сил и средств, предназначенных для реагирования и ликвидации последствий аварий с ЯБП; обеспечение готовности персонала, непосредственно участвующего в создании, испытании, эксплуатации и ликвидации последствий аварий с ЯБП; прогнозирование и оценка последствий возможных аварий на всех этапах жизненного цикла ядерного боеприпаса.

Органами управления данной подсистемы являются министерство энергетики США на этапах создания, испытания и ликвидации ЯО, а также министерство обороны на этапе его эксплуатации.

В министерстве ВВС США с 2012 года действуют директива министра ВВС AFPD 13-5 "Управление ядерным арсеналом ВВС" и инструкция AFI 10-2518 "Реагирование на чрезвычайные происшествия и катастрофы", связанные с ядерным оружием. В этих документах определены должностные обязанности руководящего состава органов управления и войск (сил).

В центральных органах военного управления созданы оперативные группы реагирования на чрезвычайные ситуации (ОГРЧС). Основными их задачами являются: эвакуация ядерных боеприпасов и радиоактивных материалов; обобщение запросов на оказание помощи силами и средствами ВС США и постановка задач соответствующим структурам военного ведомства в соответствии с их срочностью и приоритетом; формирование объединенного информационного центра (Joint Information Center), группы медицинского обеспечения на месте ЧП (Accident Site Health Group), объединенной группы правового обеспечения (Joint Legal Claims Office) и объединенного центра обеспечения безопасности (Joint Security Control Center); обращения к высшим должностным лицам в случае необходимости в оказании дополнительной помощи; планирование и руководство силами и средствами МО на месте ЧП; координация взаимодействия с ФБР и правоохранительными органами в случае выявления криминальной или террористической причины инцидента.

Непосредственно для оперативного реагирования на ядерные и радиобиологические инциденты сформированы группы первичного реагирования с задачами оценки обстановки, оказания помощи пострадавшим, эвакуации населения из опасной зоны и изоляции района инцидента. Командир группы наделяется полномочиями старшего воинского начальника на месте инцидента, в том числе с правом объявить данную территорию зоной национальной обороны (National Defense Area). Он обязан установить взаимодействие с командиром непосредственно причастной к инциденту части, местными органами по действиям в чрезвычайных ситуациях и представителем госдепа США, если инцидент произошел не на национальной территории.

Командующие основными командованиями осуществляют планирование мероприятий по реагированию на ядерные и радиобиологические инциденты на объектах подчиненных войск (сил). Так, командующий командованием ВВС в Европейской зоне: организует подготовку и оснащение одной ОГРЧС для реагирования на все ЧП, связанные с ядерными боеприпасами в зоне ответственности; ежеквартально докладывает заместителю начальника штаба ВВС по тылу о состоянии готовности ОГРЧС; планирует проведение не менее одного учения в год с привлечением этой группы, в том числе с организацией переброски усиления на удаленные ТВД.

В министерстве ВМС США действует инструкция № 8120.1А с определением должностных обязанностей и полномочий старшего командного состава ВМС США в области обеспечения сохранности ЯО, соблюдения мер безопасности при его хранении и транспортировке, а также поддержания надежной системы контроля на соответствующих объектах. Требования документа распространяются на все командования и подразделения военно-морских сил, включая морскую пехоту, к сфере ответственности которых относятся операции по обеспечению сохранности ядерного оружия и систем его доставки.

Особое внимание в инструкции уделено вопросам обеспечения безопасности хранения ЯО, выявления уязвимых мест в системах учета и контроля за перемещением ЯБП и их компонентов, в том числе вскрытия возможности несанкционированного внесения изменений и проникновения в компьютерные базы. В структуре министерства ВМС и командованиях подводных сил также созданы оперативные группы реагирования на чрезвычайные ситуации и группы первичного реагирования.

Система безопасной эксплуатации ядерного оружия включает комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению ядерной безопасности при проведении различных видов технического обслуживания ЯБП и их составных элементов. К ним относятся: подбор, категорирование, подготовка и допуск обслуживающего персонала; оборудование специальных рабочих мест с внедрением автоматизированных контрольно-измерительных систем; использование различных систем блокировок, исключающих ошибочные действия личного состава, и персонализация их ответственности за выполнение каждой операции; применение правила "не менее двух лиц" и тройного контроля выполнения операций с ядерными боеприпасами.

При эксплуатации ЯБП работает система ограничительных и запретительных мероприятий, которые предусматривают отстыковку головной части при отыскании и устранении неисправностей. При этом не разрешается изменять последовательность, объем и порядок выполнения операций, установленных требованиями руководящих и эксплуатационных документов. Также не допускается применение несертифицированного или неисправного технологического оборудования и инструментов.

На рабочих местах запрещается присутствие лиц, не допущенных к эксплуатации ЯБП, и обслуживающего персонала с пожароопасными предметами, личным оружием и боеприпасами. Кроме того, министерствами ВВС и ВМС разрабатываются и применяются дополнительные специальные меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию ЯБП, с учетом специфики, типа носителя и ядерного боеприпаса, а также решаемых задач.

Особое место в системе мер по обеспечению безопасности ядерного оружия занимает подбор персонала для работы с ним. С этой целью в министерствах обороны и энергетики действуют Программы надежности персонала, которые обеспечивают подбор персонала для непосредственной работы с ядерными боеприпасами и их носителями, а также для выполнения других должностных обязанностей.

Согласно документу к эксплуатации ядерных боеприпасов допускаются лица, годные по состоянию здоровья и результатам профессионального психологического отбора для прохождения военной службы на должностях, связанных с непосредственной эксплуатацией ЯБП, имеющие специальную подготовку, допуск к работе и прошедшие тестирование на полиграфе.

Таким образом, американское руководство в условиях обострившейся военно-политической и стратегической обстановки в мире, реализации мер по модернизации ядерного арсенала США и возрастания объема работ с ядерным оружием в связи с выполнением Договора о СНВ уделяет неослабное внимание вопросам обеспечения безопасности в этой области.

Зарубежное военное обозрение. 2017, №7 С. 10-14

 

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (06.08.2017) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов
Просмотров: 5983 | Теги: ЯБП, М. Вильданов, ЯО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar