Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 03:26
Ключевые слова
ПРО, ядерное оружие

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Обзор политики США в области ядерного оружия (2010)

Обзор политики США в области ядерного оружия

А. Дмитриев

6 апреля 2010 года президент США Барак Обама подписал доклад Пентагона «Всесторонний обзор ядерной стратегии» США (новую ядерную доктрину), а два дня спустя в Праге (Чехия) президенты Соединенных Штатов и России заключили Договор о мерах по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений. Оба эти документа определяют вектор развития американских стратегических наступательных сил на ближайшие годы.

США не имеют объединенной военной доктрины, а располагают рядом документов, отражающих взгляды военно-политического руководства (ВПР) страны на построение, развитие и применение вооруженных сил. В области ядерного оружия (ЯО) таким документом является «Всесторонний обзор ядерной стратегии США» (Nuclear Posture Review).

Первые документы, регулирующие применение ядерного оружия, были приняты в Соединенных Штатах в 1945 году и предусматривали нанесение превентивного удара по СССР, пока он сам не создал атомную бомбу. По мере роста арсенала такого оружия масштабы возможного нанесения ударов увеличивались. Так, в 1945 году планировалась атомная бомбардировка 20, а в 1948-м - уже 70 советских городов.

В январе 1954 года после появления ЯО у СССР в США была обнародована концепция «массированного возмездия», а в декабре 1960-го был принят первый единый комплексный оперативный план, предусматривавший ведение тотальной ядерной войны против Советского Союза, Китая и их союзников. Следующий план, опубликованный в 1962 году, учитывал стратегию «гибкого реагирования», допускавшую возможность не только всеобщей ядерной войны, но и ограниченное применение оружия массового поражения. Последующие планы принимались исходя из концепции «выбора целей» и трех вариантов ударов: превентивного, ответно-встречного и ответного.

В 1971 году была разработана стратегия «реалистического устрашения», целью которой являлось достижение ядерного превосходства над СССР путем резкого наращивания вооружений.

В 1984 году была принята стратегия «прямого противоборства», в соответствии с которой США должны были иметь возможность принудить СССР в короткие сроки прекратить военные действия на своих условиях.

Первая версия «Всестороннего обзора ядерной стратегии США» появилась в 1994 году. В ней говорилось о снижении роли ЯО, но признавалось его важное значение в плане сдерживания и устрашения и допускалось применение его для защиты своей территории в случае нападения, а также для помощи странам-союзницам в условиях, когда иными средствами одолеть противника не представляется возможным.

В 2002 году была обнародована вторая версия - Nuclear Posture Review. По мнению американского ВПР, документ стал основой для разработки программ реформирования стратегических наступательных сил (СНС) США и разработки современных способов обеспечения государственной безопасности.

Согласно ядерной стратегии 2002 года ядерные силы играли важную роль в обеспечении безопасности Соединенных Штатов, их союзников и партнеров. Они решали задачи сдерживания широкого спектра угроз - от использования противником оружия массового поражения до широкомасштабного применения крупных группировок обычных вооруженных сил.

Во «Всестороннем обзоре ядерной стратегии США» 2002 года впервые подчеркивалось, что процесс сдерживания угроз не должен быть ограничен лишь неизбежностью возмездия и опираться только на использование исключительно ЯО. Отмечалось, что в перспективе потребуется более широкий спектр возможностей, которые позволили бы обеспечить сдерживание, а в случае необходимости защитить территорию и интересы США и союзников. В документе оговаривалось, что для этого нужны комбинированные наступательные и оборонительные силы, включающие ядерные и неядерные боевые средства. Использование такого набора должно было привести к появлению дополнительных боевых возможностей ВС, наличие которых гарантировало бы безопасность Соединенных Штатов.

Основанный на оперативной переоценке боевых возможностей СНС США, новый подход к их приминению стал базой для проведения реформирования ядерных сил. В соответствии с ним стратегическая триада времен «холодной войны» была заменена новой триадой, объединяющей ядерные и неядерные стратегические наступательные силы и средства, силы и средства активной и пассивной обороны, а также соответствующую гибкую инфраструктуру. Наличие такой совокупности возможностей, по мнению ВПР страны, должно обеспечить в случае возникновения случайных и непредвиденных угроз их разнообразный выбор.

Новый подход к ядерным силам США, основанный на расширении спектра их боевых возможностей, воплотился в решение руководства страны объединить триаду СНС, традиционно включающую в себя межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), стратегические бомбардировщики (СБА) и баллистические ракеты на атомных подводных лодках (БРПЛ), в единую систему наступательных вооружений. Это позволит Белому дому расширить набор вариантов действий и гибко реагировать на широкий круг непредвиденных угроз.

Основными элементами новой триады являются: наступательные вооружения (как ядерные, так и неядерные), оборонительные вооружения (активные, пассивные) и инфраструктура для наращивания стратегических сил.

При этом они интегрированы с системами планирования, боевого управления и разведки, которые являются вспомогательными элементами новой триады.

По мнению военно-политического руководства США, по мере того как в ходе оперативного развертывания элементов новой триады будет происходить сокращение общего числа боеголовок, возникнет необходимость проведения определенных корректировок с целью приведения возможностей оставшихся ядерных сил в соответствие с новыми целями и задачами. Кроме того, сокращенный состав ядерных сил потребует наличия более надежных систем вооружения. В дополнение к мероприятиям, направленным на поддержание в боеготовом состоянии систем вооружения, находящихся в составе ядерного арсенала, может потребоваться проведение модернизации или замены части существующих ядерных сил, а также разработка концепции перспективных ядерных систем вооружения, что в большей мере соответствовало бы национальным интересам страны.

В процессе выработки требований к ядерным силам и средствам во «Всестороннем обзоре ядерной стратегии США» 2002 года была проведена классификация угроз, к отражению которых должны быть готовы вооруженные силы США. Угрозы были разделены на три категории: непосредственные, потенциальные и непредвиденные.

Непосредственные угрозы представляют собой хорошо известную, постоянно присутствующую опасность. Потенциальные угрозы - возможные, но не представляющие непосредственной опасности. К ним относятся угрозы различного характера, возникновение которых может предполагаться ВПР страны и о наличии которых может быть получено своевременное предупреждение. Непредвиденные угрозы представляют собой неожиданную и непредсказуемую опасность. Они могут возникнуть как в ближайшее время, так и в перспективе. Примером подобной угрозы в настоящее время может служить внезапный политический переворот в какой-либо стране, в ходе которого в руки нового руководства, враждебно настроенного к США, попадет ее ядерный арсенал. В качестве другого примера такого рода можно привести неожиданное приобретение враждебной стороной ОМП и средств его доставки.

Количественный состав оперативно развернутых ядерных сил США в условиях возникновения непосредственных и внезапных угроз должен отвечать потребностям национальной обороны. Это означает, что основная часть ядерных сил должна немедленно обеспечить отражение уже известных угроз, в то время как меньшая их часть может оставаться в резерве для отражения внезапно возникающих угроз.

В соответствии с требованиями «Всестороннего обзора...»(2002) американское ВПР предусматривало варианты боевого применения МБР и БРПЛ в неядерном оснащении, а также использование проникающих головных частей. В качестве целей рассматривались высокозащищенные и заглубленные объекты, склады с ОМП, места размещения террористических формирований, а также другие объекты, где требуется высокая эффективность удара и допускается нанесение минимального побочного ущерба населению и окружающей среде.

В 2009 году смена руководства США не привела к коренному пересмотру политики в отношении СНС. Продолжился курс на сокращение ядерных арсеналов. Основные работы по созданию новых классов стратегического вооружения были сосредоточены в рамках объединенного программного элемента «Мгновенный глобальный удар» (Prompt Global Strike). Разработка новейших типов вооружений, таких как планирующие и маневрирующие гиперзвуковые боеголовки, высокоточные крылатые ракеты, проникающие в грунт боеголовки (БГ), баллистические ракеты с БГ индивидуального наведения в обычном оснащении, призвана сократить роль ядерного оружия в будущих конфликтах, а также существенно расширить область применения стратегических сил.

Ряд инициатив Белого дома и Пентагона по повышению открытости американских СНС показывает, что в США продолжается курс на замену устаревших ядерных арсеналов сдерживания на высокомобильные стратегические силы, оснащенные высокоточным неядерным вооружением. Эти силы позволят решать значительно больший круг задач с меньшими затратами и потерями.

Подписанный 6 апреля 2010 года «Всесторонний обзор ядерной стратегии США» подтверждает нацеленность ВПР страны на отказ от ядерных сил как основного инструмента устрашения и сдерживания угроз.

Так, в новом «Всестороннем обзоре...» говорится, что Соединенные Штаты не предполагают участия в крупномасштабных конфликтах с применением ядерных сил. Кроме того, отдельно оговаривается, что в Вашингтоне ядерное оружие рассматривают исключительно как инструмент сдерживания. Тем не менее США оставляют за собой право первыми применить ЯО. Такое решение может быть принято, если уровень разработки химического или бактериологического оружия в какой-либо стране может быть признан ее ВПР угрожающим безопасности Соединенных Штатов.

Обязательство о неприменении ядерного оружия против неядерных государств, которое также было принято в этом документе, будет распространяться только на те страны, которые выполняют международные соглашения о нераспространении ОМП. Это особенно важно в связи с нарастающими противоречиями между США, Ираном и Северной Кореей, связанными с реализацией этими странами своих собственных ядерных программ.

В соответствии с новой ядерной доктриной главной угрозой для США и международной безопасности является не ядерное противостояние держав, а ядерный терроризм со стороны экстремистов и распространение ЯО во все большем количестве государств. В связи с этим Белый дом продолжит политику поддержания своего ядерного арсенала и отказа от разработки новых типов ядерного оружия.

Кроме того, власти США намерены добиваться ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Хотя формально страна до сих пор не ратифицировала ДВЗЯИ.

Отказавшись от главенствующей роли атомного оружия, американское военно-политическое руководство, несмотря на протесты со стороны России, намерено продолжить активно развивать неядерные вооружения, в том числе систему противоракетной обороны.

Что касается отношений с РФ, подписанный в Праге 8 апреля 2010 года договор подтвердил намерение обеих сторон и впредь сокращать ядерные арсеналы и, как следствие - ядерные потенциалы. Этот документ позволяет США продолжать работы по созданию высокоточного стратегического вооружения с целью замены ядерных сил и, несмотря на попытки Москвы, никак не ограничивает создания системы американской ПРО. Хотя в Белом доме неоднократно отмечалась готовность сотрудничать в области создания системы ПРО с Россией, но при этом Соединенные Штаты не намерены отказываться от планов развертывания третьего позиционного района в Европе.

На прошедшем в апреле 2010 года в Вашингтоне саммите по проблеме ядерной безопасности главы ведущих государств выразили намерение и в дальнейшем следовать курсу на полный отказ от ЯО.

Тем не менее анализ ядерной политики США начиная со времен первых ядерных испытаний по наши дни показывает, что ядерный арсенал по-прежнему остается для Вашингтона важным фактором сдерживания. Несмотря на то что на протяжении последних десятилетий в стране проводится курс на создание новых образцов высокоточного обычного вооружения, способных выполнять задачи, которые ранее ставились лишь ядерным силам, полный отказ от ЯО в настоящее время является невозможным. Недавние международные инициативы президента Б. Обамы, направленные на дальнейшее сокращение ядерных арсеналов, показывают, что американское ВПР стремится к сокращению количества ядерных боеприпасов не в ущерб собственной обороноспособности, что обеспечивается за счет развития новых образцов высокоточного вооружения как оборонительного, так и наступательного характера.

Зарубежное военное обозрение №6 2010 С.26-28

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (21.07.2010) | Автор: А. Дмитриев

Просмотров: 3049 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов