search
menu
person

NEWS AND UDATES


Оперативная и боевая подготовка стратегических оборонительных сил США (2014)

Оперативная и боевая подготовка стратегических оборонительных сил США

Генерал-майор М. Вильданов,
профессор Академии военных наук,
кандидат военных наук, доцент

В настоящее время Вашингтон, заявляя о своем праве на роль мирового лидера, наращивает свой военный потенциал, считая, что это обеспечит ему роль единственной в мире сверхдержавы. Оборонный бюджет США достиг астрономических размеров, являясь крупнейшим на планете. В этих условиях Пентагон наряду с повышением своих наступательных возможностей серьезное внимание уделяет совершенствованию оборонительных сил, и в первую очередь стратегических.

Стратегические оборонительные силы (СОС), являясь составной частью стратегических сил США, предназначены для защиты территории Североамериканского континента от средств воздушно-космического нападения противника. В условиях мирного времени и в период непосредственной угрозы агрессии СОС осуществляют контроль воздушно-космического пространства. В военное время на них возлагается решение задач предупреждения о ракетно-ядерном ударе (РЯУ), контроля космического пространства, противовоздушной и противоракетной обороны территории США, их союзников и группировок войск (сил)1.

Для решения этих задач в состав стратегических оборонительных сил включены силы и средства предупреждения о ракетно-ядерном ударе (СПРЯУ), контроля космического пространства (СККП) и противоракетной обороны (ПРО)2.

Управление силами и средствами ПРЯУ и ККП осуществляется с основного (АвБ Петерсон, штат Колорадо, США) и двух запасных (Шайенн, Колорадо; Норт-Бей, провинция Онтарио, Канада) командных центров, а также с двух запасных командных центров ККП - на АвБ Эглин (штат Флорида) и в районе Далгрен (Виргиния).

Управление силами и средствами ПРО обеспечивается с пунктов управления (ПУ) ПРО объединенного стратегического командования (ОСК) и объединенных командований (ОК) ВС США в географических зонах ответственности. Общее руководство и координация действий возложены на командование противоракетной обороны ОСК (АвБ Шривер, штат Колорадо).
Оперативное управление стратегическими оборонительными силами осуществляет ОСК ВС США, задачами которого являются: боевое дежурство сил и средств СОС, находящихся в оперативном подчинении ОСК; планирование боевого применения СОС; поддержание боевой и мобилизационной готовности войск (сил) и контроль их состояния; боевое применение сил и средств СОС; взаимодействие с ОК американских ВС в географических зонах ответственности. Командующий ОСК несет личную ответственность за организацию предупреждения военно-политического руководства страны и органов государственного и военного управления об угрозе ракетно-ядерного удара противника, а также контроля космического пространства и противоракетной обороны территории США, их союзников и группировок войск (сил)3.

Строительство и развитие стратегических оборонительных сил направлены на поддержание боевой готовности, их интеграцию в состав новой стратегической триады, развертывание глобальной системы ПРО и ее региональных сегментов, модернизацию СПРЯУ и СККП.

Военное руководство США особое внимание уделяет повышению боевой готовности стратегических оборонительных сил. С учетом действующих и прогнозируемых угроз национальной безопасности страны и реализации комплекса организационно-технических мероприятий по строительству и развитию СОС совершенствуется система мероприятий оперативной и боевой подготовки (ОБП).

Основными мероприятиями ОБП являются следующие: оперативно-стратегические и оперативно-тактические учения, проводимые под руководством ОСК ВС США, ОК ВС США в зоне Северной Америки и командования воздушно-космической обороны (НОРАД); контроль функционирования СПРЯУ и СККП; тренировки частей и подразделений 14-й воздушной армии космического командования (КК) ВВС США.

Командованием ОСК практикуются плановые и внезапные проверки готовности дежурных смен и боевых расчетов СОС к выполнению боевых задач. Эффективной формой подготовки и контроля дежурных смен пунктов управления СПРЯУ и СККП считается сопровождение ими учебно-боевых и испытательных пусков стратегических ракет СЯС вооруженных сил России и других государств. При этом реальной проверке подвергается работоспособность системы оповещения с доведением информации о предупреждении до органов и пунктов государственного и военного управления США и других потребителей. Широко применяются компьютерные формы обучения и оценки действий оперативного состава и дежурных смен ПУ. Так, в 2013 году при подготовке и проведении более чем 28 учений разного уровня для моделирования обстановки и различных вариантов нанесения ракетно-ядерного удара вероятного противника использовались специализированные программно-аппаратные комплексы (ПАК) и информационные технологии.

К учениям, как правило, привлекаются: основной и запасный командные центры КНШ, органы управления и командные пункты ОСК, ОК ВС США в зоне Северной Америки, командования НОРАД и ОК ВС США на театрах военных действий, боевого авиационного и космического командований ВВС, соединения и воинские части видов ВС США, а также оперативные группы основных командований НАТО4. В отработке мероприятий взаимодействия участвуют: государственный департамент, управления информационных систем МО и национальной безопасности МО, министерство энергетики, ФБР, НАСА, Федеральное управление по действиям в чрезвычайных ситуациях (ФЕМА) и другие заинтересованные структуры.

Предусматривается значительная продолжительность учений (не менее 10 сут), что позволяет отрабатывать учебные и исследовательские вопросы в реальном масштабе времени с минимальными ограничениями. С целью проведения военно-научных исследований привлекаются представители командования стратегических исследований НАТО (Норфолк, Виргиния). Под руководством этого командования проводятся также командно-штабные военные игры по исследованию проблемных вопросов применения, строительства и развития стратегических оборонительных сил и их компонентов, особенно ПРО.

Результаты анализа зарубежных информационных материалов позволяют сделать следующие выводы о целях, составе и направленности учебных и исследовательских вопросов, а также о содержании замыслов учений, проведенных в 2010-2013 годах5.

Так, основными целями учений являются контроль состояния, оценка уровня боевой и мобилизационной готовности СОС и реальности планов боевого применения.

К основным вопросам учений относятся: ведение разведывательных действий с целью вскрытия реального состояния и степени готовности средств воздушно-космического нападения противника к нанесению РЯУ; оценка обстановки и принятие решения на повышение боевой готовности, приведение органов военного управления и войск (сил) в высшие степени боеготовности и их рассредоточение; ведение военных действий с применением обычных средств поражения и отработка мероприятий всестороннего обеспечения в зонах ответственности ОК ВС США; обнаружение (засечка) стартов МБР и БРПЛ противника и доведение информации предупреждения до пунктов государственного и военного управления; работа оперативного состава ПУ и действия войск (сил) при угрозе ракетно-ядерного удара противника; подготовка предложений и принятие решений на проведение противоракетных операций и ответных действий; совершенствование форм и способов боевого применения соединений и частей СПРЯУ, СККП, ПВО и ПРО; отработка мероприятий всестороннего обеспечения, взаимодействия и управления.

В планы учений в обязательном порядке включается значительное количество научно-исследовательских вопросов. В настоящее время их состав и направленность связаны с оценкой эффективности боевого применения модернизированных средств и перспективных СПРЯУ и СККП, а также оперативности доведения информации предупреждения до потребителей. Актуальным является исследование проблем создания и функционирования интегрированной системы ПВО-ПРО континентальной части территории США. Особое внимание уделяется анализу функционирования стратегических оборонительных сил и стратегических наступательных сил в составе перспективной стратегической триады США. В ходе учений исследуются проблемы административного и оперативного управления СОС с выработкой предложений по их решению.

В отдельное направление исследований выделены вопросы функционирования элементов глобальной ПРО, развернутых на территории Соединенных Штатов в составе двух позиционных районов (Форт-Грили, штат Аляска и АвБ Ванденберг, Калифорния), форм и способов боевого применения создаваемой системы ПРО НАТО в Европе и других региональных сегментов системы ПРО США.

Замыслами учений предусматривается создание и эскалация кризисной ситуации в мире (регионе), несущей непосредственную угрозу национальной безопасности США и их союзников. В дальнейшем проводится розыгрыш резкого обострения отношений Соединенных Штатов с условным государством, обладающим значительными запасами ядерного оружия и средствами его доставки, что приводит к эскалации вооруженного конфликта с применением обычных средств поражения. Стратегические оборонительные силы ведут систематические боевые действия по отражению воздушно-космического нападения противника и ликвидации последствий его воздействия. Осуществляется стратегическая разведка состояния сил и средств ракетно-ядерного Нападения условного противника (далее - противника) и степени их готовности к боевому применению. Нагнетается военно-политическая и стратегическая обстановка, которая вынуждает противника перейти к применению ЯО. Благодаря использованию ПАК имитации и моделирования обстановки осуществляется розыгрыш нанесения ракетно-ядерного удара по территории США с формированием информации предупреждения о нем. С получением этой информации военно-политическое руководство страны оценивает обстановку с последующим принятием решений на проведение противоракетных операций и ответные действия.

В соответствии с требованиями руководящих документов ВС США учения стратегических оборонительных сил обычно включают подготовительный, активный и заключительный этапы.

Содержанием подготовительного этапа учений являются: анализ военно-политической и стратегической обстановки в мире (на театре военных действий), затрагивающих интересы США и их союзников, с оценкой существующих и прогнозируемых угроз на различных воздушно-космических направлениях; оценка состояния своих войск (сил); принятие решений на повышение их боевой готовности. На этом этапе проводятся штабные тренировки оперативного состава пунктов управления, в ходе которых уточняются планы боевого применения и противоракетных операций, планы всестороннего обеспечения и взаимодействия органов военного и государственного управления. При уточнении оперативных планов особое внимание уделяется организации совместных действий стратегических наступательных и стратегических оборонительных сил США. Наращивается состав дежурных сил, увеличивается количество и интенсивность тренировок дежурных смен различного предназначения по порядку выполнения боевых задач. При необходимости проводятся отдельные мероприятия по повышению боеготовности СОС или их компонентов.

Осуществляется комплексная проверка функционирования наземного компонента космической системы оптоэлек-тронной разведки и раннего предупреждения о пусках баллистических ракет "Имеюс", перспективной космической системы "Сеюс" (проект "Сбирс"), радиолокационных систем "Бимьюс", "Пейв Пос" и "Паркс", радиолокационного поста ПРЯУ США в Вардё (Норвегия), двух вспомогательных постов на территории США, а также 23 постов наблюдения СККП "Спадатс" американских ВС. Проводится всесторонний контроль функционирования основной и резервной систем боевого управления войсками (силами), а также системы оповещения об угрозе ракетно-ядерного удара противника.

Активная фаза учений включает три этапа. Содержанием первого этапа является: перевод органов управления и войск (сил) с мирного положения на военное; усиление стратегической разведки, радиоэлектронной борьбы, информационного противоборства, наращивание сил и средств прикрытия, охраны и обороны важных государственных и военных объектов; выполнение других мероприятий оперативного и материально-технического обеспечения; поддержание устойчивого обмена данными между постами СПРЯУ, СККП и пунктами управления США; контроль готовности радиолокационных станций системы ККП к работе в составе СПРЯУ.

На втором этапе отрабатываются вопросы управления СОС в условиях эскалации вооруженных конфликтов и возможного перехода к крупномасштабным военным действиям. Основным содержанием этого этапа являются действия ОСК ВС США, командования ОК в зоне Северной Америки, командования НОРАД по управлению силами и средствами ПВО-ПРО. Личный состав постов СПРЯУ отрабатывает действия при формировании и получении учебной информации предупреждения о воздушно-космическом нападении.

Сложная обстановка создается для работы органов государственного и военного управления и войск (сил). Цель - добиться слаженности действий и устойчивого взаимодействия при отработке различных практических задач (вводных), к числу которых относятся: прикрытие, охрана и оборона ключевых объектов военной и гражданской инфраструктуры; ликвидация последствий воздушно-космического нападения противника; осуществление контртеррористических действий; обеспечение ядерной безопасности; борьба с пожарами и т. д.

Содержанием третьего этапа являются действия органов управления по руководству СОС при нанесении противником массированного ракетно-ядерного удара МБР и БРПЛ по континентальной части США. Благодаря применению программно-аппаратных комплексов формируется учебная информация по предупреждению о РЯУ, которая обрабатывается оперативным составом пунктов управления систем "Бимьюс", "Пейв Пос", "Парке" и радиолокационных станций СККП. При этом происходит интенсивный обмен данными между постами СПРЯУ, СККП, пунктами управления ПРО и командными центрами КНШ, ОСК, НОРАД с оповещением военно-политического руководства США и других потребителей.

Управление применением и координацией действий ударных сил и средств ПВО-ПРО и СНС в интересах защиты национальной территории осуществляет центр управления глобальными операциями ОСК и центр управления воздушными операциями ОК ВС США в зоне Северной Америки. Согласно зарубежным информационным материалам, в 2013 году в ходе учений впервые использовался новый ПАК, который обеспечивал пункты управления актуальными данными обстановки о противнике с учетом реализации принятых решений. При этом действия ПУ орбитальной группировкой КА, а также радиолокационных станций СПРЯУ "Бимьюс", "Пейв Пос" и "Парке" предусматривали: отображение обстановки на соответствующих воздушно-космических направлениях; выбор вариантов, форм и способов боевого применения сил и средств ПВО-ПРО; организацию управления и взаимодействия ими в различных условиях обстановки; обеспечение устойчивого функционирования информационно-разведывательных средств и системы боевого управления.

Управление боевым применением сил и средств ПВО-ПРО на театрах военных действий возлагалось на ОК ВС США в зонах своей ответственности.

На заключительном этапе учений выполняются мероприятия по приведению органов военного и государственного управления и войск (сил) в исходное состояние. Осуществляется переход к несению боевого дежурства в режиме повседневной деятельности. В последующем подводятся итоги учений с постановкой задач по устранению выявленных недостатков и выработкой мер по совершенствованию боевой и мобилизационной готовности стратегических оборонительных сил, а также системы оперативной и боевой подготовки СОС.

По итогам учений военное руководство США уточняет планы боевого применения, оперативной и боевой подготовки, строительства и развития СОС. Оптимизируются состав задач и функции оперативного и административного руководства этими силами, а также организационно-штатная структура органов военного управления. При необходимости вносятся изменения в руководящие документы, планы и программы подготовки личного состава. Уточняются временные нормативы мероприятий по переводу органов управления и войск (сил) с мирного положения на военное. Уточняются алгоритмы действий оперативного состава по оценке данных СПРЯУ, подготовке предложений для принятия решений на проведение противоракетных операций для защиты континентальной части США и группировок американских войск и их союзников на ТВД от ударов баллистических ракет. Принимаются оперативные и организационно-технические меры по повышению оперативности и устойчивости функционирования системы оповещения американской ВПР страны, органов государственного и военного управления об угрозе ракетно-ядерного удара противника, исключению выдачи несанкционированной и ложной информации. Разрабатываются предложения по уточнению тактико-технических характеристик действующих СПРЯУ, СККП и ПРО, а также программы их дальнейшей модернизации.

Важнейшей задачей является разработка системы подготовки и проведения стратегических учений и других мероприятий ОБП стратегических наступательных и оборонительных сил в составе перспективной стратегической триады США.

Результаты проведенных учений позволяют сделать следующие выводы о сильных и слабых сторонах стратегических оборонительных сил США.

К сильным сторонам относятся: оперативное и организационно-техническое объединение стратегических наступательных и оборонительных сил под руководством ОСК ВС США, что обеспечивает значительное сокращение сроков принятия и доведения решений президента США на ответные действия; всеобъемлющий контроль орбитальной группировкой КА систем "Имеюс" и "Сеюс" (проект "Сбире") над территорией и возможными районами стартов стратегических ракет ВС РФ и других ядерных держав; наличие в боевом составе СОС средств СПРЯУ и СККП, на которых выполнены работы в рамках программы модернизации и продления сроков эксплуатации с сохранением достаточного модернизационного ресурса; высокая боеготовность и способность к наращиванию боевого потенциала компонентов СОС; возможность перераспределения между ними задач наблюдения на смежных направлениях; способность радиолокационного поста США в Вардё контролировать проведение учебно-боевых и испытательных пусков российских МБР и БРПЛ в район Камчатки и вскрывать основные охраняемые ТТХ ракет; наличие разветвленной сети командных пунктов, которые могут взять на себя управление СОС в любых условиях обстановки; успешная реализация и достаточность финансирования программы развертывания глобальной ПРО США и ее региональных сегментов; интеграция элементов систем ПРО и ПВО стран - участниц НАТО в систему европейской ПРО.

Слабыми сторонами американских СОС являются: сомнительные боевые возможности глобальной ПРО и ее региональных сегментов по гарантированной защите территории США и группировок войск (сил) ОК американских ВС в зонах ответственности от массированного ракетно-ядерного удара вероятного противника; проблематичность надежного прикрытия национальной территории от РЯУ стратегическими ракетами, баллистическая траектория которых проходит через Южный полюс земного шара; недостаточная физическая защищенность и уязвимость наземных объектов СПРЯУ, СККП, ПРО, пунктов управления ими, каналов обмена данными, центров коммутации и узлов связи от средств воздушно-космического нападения противника и воздействия террористических организаций; неоднозначное отношение общественности отдельных стран - участниц альянса к развертыванию на их территории элементов европейской системы ПРО и содержанию там американского тактического ядерного оружия.

1 См.: Зарубежное военное обозрение. - 2008. - № 8. - С. 12-15.

2 Подробно о предназначении, задачах, составе и дислокации сил и средств СПРЯУ, СККП см.: Зарубежное военное обозрение. - 2007. - № 9. - С. 54-58.

3 Подробнее о задачах и структуре ОСК ВС США см.: Зарубежное военное обозрение. - 2006. - № 2. -С.12-15; 2007. - № 8. - С.12-14.

4 Подробнее о составе и дислокации пунктов управления см.: Зарубежное военное обозрение. - 2007. -№ 9. - С. 54-58.

5 См.: Зарубежное военное обозрение. - 2008. - № 8. - С.12-15.

Зарубежное военное обозрение. 2014, №11, С. 89-90

Смотрите также
Категория: Структура и организация | Добавил: pentagonus (28.12.2014) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов
Просмотров: 11242 | Теги: СККП, М. Вильданов, СПРЯУ, СОС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar