Опыт использования частных военных компаний в ходе военных конфликтов в Ираке и Афганистане Капитан 2 ранга Н. Башкиров, С началом военных операций ВС США в Ираке и Афганистане, а также в ходе последующих действий по стабилизации обстановки и постконфликтному урегулированию в этих странах беспрецедентными стали как количество привлеченных гражданских государственных и частных компаний, так и объемы финансовых средств, затраченных на аутсорсинг1. Оценка численности личного состава ВС США, персонала подрядчиков и сотрудников частных военных компаний (ЧВК) в Ираке и Афганистане в период с 2007 года основаны на официальных данных Петагона. До второй половины 2007 года МО США не занималось сбором и анализом данных о численности подрядчиков2. Сложные и запутанные схемы с субподрядчиками и отсутствие первичного контроля привели к тому, что никто из официальных лиц страны не знал точно, сколько сотрудников ЧВК работает в Ираке. В апреле 2004 года в ответ на запрос конгресса временная коалиционная администрация (ВКА) составила список из 60 фирм, в которых было занято в общей сложности 20 тыс. человек. В 2010 году число подрядчиков Пентагона, госдепартамента и агентства США по международному развитию (AMP) в Ираке и Афганистане превысило 260 тыс. человек, из которых американцы составляли не более 46 тыс. Основная их часть - граждане третьих стран и местные подрядчики. В отдельные периоды численность подрядчиков превышала суммарную численность ВС США в этих двух странах. По состоянию на март 2011 года персонал подрядчиков, привлеченных к операции контингентов США в Афганистане и Ираке, насчитывал 155 тыс. человек (больше численности военнослужащих обоих контингентов в составе 145 тыс. человек), в 2012-2013 годах - 250 тыс. (50 % численности американских воинских контингентов). С декабря 2009 года численность сотрудников фирм-подрядчиков стабильно превышала численность военнослужащих. Согласно официальным американским данным3, за 2005-2010 годы расходы на подрядчиков в Афганистане и Ираке составили 146 млрд долларов, или 18 % всех расходов на обеспечение этих операций за тот же период. Суммарные же затраты на эти цели оценивались к концу 2011 года в более чем 206 млрд долларов4. Причем основная их часть связана с тыловым обеспечением ВС США и подготовкой национальных кадров армии и полиции. В Ираке и Афганистане насчитывается свыше 7 тыс. фирм-подрядчиков, причем на 22 ведущие фирмы приходится около 75 % всех расходов США по контрактам. Например, в период с середины 2011 года до конца 2012-го суммы по контрактам для основных подрядчиков составили 139 млрд долларов (при общей стоимости всех контрактов 187,2 млрд долларов). Частные военные компании решают в Ираке и Афганистане широкий круг задач, таких как непосредственное участие в боевых действиях, разведка, проведение специальных операций, охрана и обеспечение безопасности, тыловое обеспечение контингенте в сил, обучение личного состава армии и полиции Ирака и Афганистана и др. В целом ЧВК играют важную роль в обеспечении контроля ситуации в Ираке и Афганистане и ведения военной кампании. ЧВК были вовлечены в войну в Ираке еще на подготовительном этапе: база армии США в Дохе (Катар) - одна из основных в обеспечении вторжения - была построена, обслуживается и охраняется частными компаниями. В ходе боевых действий подрядчики были задействованы в обеспечении боевого применения, техническом обслуживании и ремонте сложных систем ВВТ. В Афганистане персонал ЧВК MPRI, Sandline, Control Risk Group, Chilport, израильские Golan Group и Beni Tal и ряд других присутствовали еще до начала вторжения. Тогда ЦРУ в оперативном порядке были подготовлены и направлены в Афганистан оперативные группы, сформированные на основе частных разведывательных компаний (разновидность ЧВК), в основном из бывших сотрудников спецслужб. Кроме того, одна из задач, которая решалась ими, - поиск и уничтожение Усамы бен Ладена и других руководителей движения "Талибан". В задачи данных групп входили также подкуп и поддержание лояльности местных полевых командиров, сбор оперативных данных, ведение разведки и диверсионных действий и др.
Таким образом, в рамках военных операций США в Ираке и Афганистане ЧВК решали широких спектр задач: В таблице 2 представлены расходы на наиболее востребованные услуги по обеспечению операции ВС США в Ираке и Афганистане. Тактика действий, оснащенность, уровень подготовки, которые ранее были необходимы лишь военнослужащим подразделений специального назначения, в Ираке и Афганистане стали востребованы и в других родах войск. При этом проявилось основное преимущество ЧВК - их высокая профессиональная подготовка5 и способность эффективно действовать в составе небольших высокомобильных автономных групп в сложных условиях.
В свою очередь, войсковой спецназ на территории Ирака и Афганистана часто выполнял задачи пехотных (мотопехотных) или десантных подразделений: сопровождение конвоев, оборона объектов, штурмовые действия, развивая при этом специальные формы и способы действий. ЧВК широко использовались для решения подобных задач, высвобождая боевые подразделения ВС США и стран НАТО. Эффективность действий повстанцев, а также невозможность использования против них тактики "выжженной земли" вынуждали массово задействовать ЧВК и передавать контролируемые зоны представителям местной власти и правительственным силам безопасности. Физическое уничтожение повстанцами представителей местного населения, согласившихся сотрудничать с оккупационными властями, и чиновников из их числа, сотрудничающих с правительством, подконтрольным Вашингтону, вынудило США и страны НАТО массированно привлекать ЧВК для охраны таких лиц. Все охраные функции администрации иракских и афганских городов стали передавать подрядчикам Пентагона - западным (американским и английским) ЧВК. Причем согласие на сотрудничество зачастую давали уже большей частью представители повстанцев, которые продолжали скрытно противодействовать оккупации и присутствию ВС иностранных государств. В то же время ВС США активно использовали ЧВК и для обеспечения безопасности старших офицеров в Ираке и Афганистане. Программы восстановления Ирака и Афганистана предполагают широкое использование инженерных войск СВ США. В Ираке за их безопасность отвечали в основном шесть ЧВК, в том числе британская ADS (Aegis Defence Services), в то время как американские ВС были просто не в состоянии выделить достаточное количество боевых частей для обеспечения безопасности этого формирования. Актуальность привлечения ЧВК для решения разведывательных задач еще более возрастает в связи со слабостью уровня агентурной сети разведки ВС США и стран НАТО, подразделений ССО коалиционных сил и спецразведки ЦРУ в Ираке и Афганистане. Это объясняется невозможностью скрытного существования агента долгое время на территории двух стран и последующим жестоким возмездием со стороны повстанцев. Родственников агентов они подвергают физическому уничтожению вне зависимости от степени родства, возраста и пола, и это является основной причиной отказа сотрудничать с оккупантами. С другой стороны, разведывательные действия ССО коалиционных сил значительно затруднены децентрализованностью и сетевой структурой боевых групп повстанцев. Одной из наиболее масштабных в области тылового обеспечения группировок ВС США в Ираке и Афганистане является программа LOGСАР. С апреля 2008 года развернут очередной этап данной программы - LOGCAP IV, к реализации которой в качестве головных подрядчиков привлечены несколько фирм (DynCorp, KBR, Serco Inc. и Fluor Corp.). Сферы их использования - обеспечение жизнедеятельности военных баз за рубежом, обеспечение электроэнергией, банно-прачечная служба, продовольственное обеспечение, массово-культурные мероприятия, психологическая помощь, идейно-политическое воспитание, водоснабжение, очистка загрязнений и уборка мусора, утилизация отходов, техобслуживание и ремонт В ВТ, противопожарная служба и др. В настоящее время в рамках программы LOGCAP IV решаются 13 основных задач тылового обеспечения. Например, одна из них предполагает обеспечение 65 пунктов базирования в северном Афганистане фирмой Fluor Corp., а другая - 50 баз в южных районах Афганистана компанией DynCorp- Одна из задач, выполняемых в Ираке фирмой KBR, предполагает транспортировку грузов, почтовую службу и поставку товаров. Службы обеспечения жизнедеятельности баз в Ираке функционируют в рамках программы LOGCAP III также посредством фирмы K.BR. Последняя временно сохранила контракт па реализацию LOGCAP III, действовавший до 2011 года - до момента закрытия или передачи правительству Ирака до конца августа 2010 года 139 баз и сокращения 95 400 человек персонала частных фирм-подрядчиков. О разнородности задач, решаемых ЧВК в Ираке и Афганистане, свидетельствует, например, факт обслуживания компанией Anteon International двух главных компьютерных систем обмена информацией войск коалиции, а также мобильных компьютерных имитационных моделей боя в городских условиях, которые использовались для обучения личного состава. Сокращение численности личного состава ВС США в Ираке и Афганистане сопровождается возложением еще большего количества задач на подрядчиков, и, соответственно, увеличением их численности в рамках решения отдельных задач. О потерях частных военных компаний официальной статистики не существует. Таким образом, администрация США полу част возможность существенно искажать информацию о гибели американских граждан. Поэтому привлечение ЧВК для ведения боевых действий выгодно и с точки зрения учета общественного мнения, которое остается в неведении о реальных людских потерях.
Далее приведены некоторые официальные данные о потерях фирм-подрядчиков и ВС США, которые в действительности несоизмеримо выше. Отмечается, например, что с июня 2006 года по март 2010-го из 324 погибших американских военнослужащих в Ираке и Афганистане 260 - сотрудники ЧВК. Однако, по данным американских СМИ, потери только Blackwater/Xe Services/Academi в Ираке составляют свыше I тыс. человек убитыми и 15 тыс. ранеными, В таблице 3 приведены официальные данные о потерях в личном составе в Ираке и Афганистане. Вывод боевых подразделений из Ирака с заменой их на ЧВК и усиление интенсивности действий повстанцев в Афганистане привели к значительному росту потерь частных компаний. При этом с июня 2009 года по март 2011-го в Ираке и Афганистане их суммарные потери, включая компании других стран, превысили потери контингента ВС США6. Точные статистические данные о потерях гражданских служащих американского военного ведомства в Ираке и Афганистане отсутствуют. Проблемы использования ЧВК и других подрядчиков в Ираке и Афганистане следует соотносить с двумя аспектами - участие в решении боевых задач и обеспечения безопасности в конфликтной зоне (в том числе в рамках стабилизации и постконфликтного урегулирования), участие в тыловом обеспечении, а также в других программах и проектах экономического характера. В статье представлены в основном стороны деятельности ЧВК, затрагивающие решение боевых задач и обеспечение безопасности. В целом, по мнению военных экспертов, основные проблемы использования ЧВК и других подрядчиков в Ираке и Афганистане обусловлены: Действия ЧВК в Ираке и Афганистане выявили слабость координации действий ЧВК между собой, а также с войсками ВС США и коалиции. Практика показала, что основным интегрирующим звеном в ходе боевых действий могут быть только органы управления боевых подразделений ВС США и стран НАТО. В то же время американское командование стремится использовать ЧВК в наиболее сложной обстановке и на наиболее опасных участках. Особенно это относится к ЧВК третьих стран. При этом войска коалиции неохотно приходят на помощь их персоналу. Понятны и мотивы действий руководства ЧВК, которое ни в коем случае не станет подвергать опасности уничтожения своих бойцов ради спасения подразделений ЧВК других стран. Тем более что они преследуют в конечном счете лишь экономическую выгоду и полученную прибыль. Показателен апрель 2004 года, когда в г. Кут пятеро бойцов ЧВК Hart Group отбивались от повстанцев, но стоявший недалеко украинский контингент помощь им так и не оказал. В конце концов, потеряв одного человека убитым, наемники отступили. Сотрудники Blackwater/Xe Services/ Academi в г. Наджаф несколько часов вели бой, защищая один из штабов войск коалиции, однако военные все это время решали, стоит или нет помогать "гражданским". Даже раненых американских морских пехотинцев не эвакуировали вертолеты Blackwater/Xe Services/Academi. В эти же дни в других местах вели напряженные бои без поддержки ЧВК Control Risks и Triple Canopy. Личный состав подразделений ЧВК нередко старается избежать выполнения сложных задач во взаимодействии с коалиционными боевыми подразделениями и силами безопасности местного правительства не в последнюю очередь в силу неэффективной координации. Известны и случаи их вступления в конфликт друг с другом. Так, в июне 2005 года, когда американская морская пехота арестовала и три дня держала под арестом группу американской ЧВК Zapata по обвинению в открытии огня по позициям воинского подразделения. Сложности в организации координации и взаимодействия подчас приводили к тому, что иногда ЧВК невольно препятствовали ведению боевых действий армейскими подразделениями. Проявился риск невыполнения поставленных задач, решаемых ЧВК по контрактам. Так, руководители таких компаний в Ираке, которые имели контракты по разминированию и утилизации боеприпасов и мин, напуганные активностью и дерзостью боевиков (несколько групп ЧВК были вызваны на место обнаружения предполагаемых боеприпасов и подорваны по радиосигналу), стали отказываться от исполнения взятых на себя ранее обязательств. В то же время ЧВК всегда сохраняет право разорвать контракт в случае, если посчитает ситуацию чрезмерно опасной для своего персонала. В июле 2004 года, когда в Ираке участились случаи похищения сотрудников ЧВК, некоторые частные подрядчики начали сворачивать работу, что сказалось на снабжении войск коалиции. Немаловажным фактором является и то, что ЧВК связаны договорными обязательствами со страховыми компаниями, которые при несоблюдении мер безопасности могут отказать им в выплате компенсаций и начать судебный процесс. Поэтому частные компании предпочитают сворачивать деятельность в опасных зонах. Так, летом 2004 года ЧВК Armor Group, потеряв до десятка человек убитыми и ранеными в иракском городе Мосул, предпочла приостановить работу в этом районе. Отсутствие фактора идейной (идеологической) мотивации персонала ЧВК приводило к "излишней самостоятельности" в действиях и решениях представителей частных компаний, выражающейся в неправомерном или непропорциональном применении силы против местного населения, игнорировании установленных командованием контингента требований и правил, нарушении дисциплины и т. д. Деятельность ЧВК не в последнюю очередь является причиной негативного восприятия США среди мирного населения Ирака и Афганистана. Утверждается также, что они представляют угрозу легитимности местных правительств, которые позволяют этим структурам бесконтрольно действовать на территории их стран. Многочисленные нарушения и преступления, совершаемые сотрудниками компаний, становились фактором эскалации партизанской борьбы и повстанческого движения. Многочисленны случаи открытия огня персоналом ЧВК по мирному населению, издевательств над иракскими заключенными и др. (ЧВК Triple Canopy, Blackwater/ Хе Services/Academi, Armour Group и др.). При этом подавляющее большинство преступлений на территории Ирака и Афганистана совершается американским персоналом компаний (гражданами США). Например, с 2006 по 2009 год членами ЧВК, обеспечивающими охрану грузов при их транспортировке, только в районе Майван провинции Кандагар пострадали не менее 30 местных жителей, что привело к конфронтации местного населения с американскими подразделениями. Отсутствие эффективного контроля и государственного надзора за деятельностью ЧВК способствовало увеличению случаев коррупции и финансовых махинаций. Вследствие нецелевых расходов, злоупотреблений, коррупции, мошенничества и допущенных ошибок при заключении и выполнении контрактов в Афганистане и Ираке ущерб, по американским оценкам, составил от 31 до 60 млрд долларов в период с 2002 по 2011 год, или 12 млн ежедневно. Эта сумма соответствует 10-20 % расходов в размере 206 млрд долларов по контрактам за данный период. Из них на хищения, обман и мошенничество приходится от 5 до 9 % (10,3-18,5 млрд долларов). Одним из примеров коррупционного сговора является контракт на услуги переводчиков для группировки ВС США в Ираке. Управление разведки и безопасности СВ США (Intelligence and Security Command -INSCOM) в августе 2009 года заключило с фирмой GLS (Global Linguist Solutions) контракт стоимостью около 4,6 млрд долларов. Причем позднее GLS взяла в качестве субподрядчиков фирмы, которые участвовали в конкурсе на получение контракта. Среди них Northrop Grumman, L-3 Communications и др. На субподряды было израсходовано 3 млрд долларов, то есть почти 2/3 всей стоимости контракта. Большинство контрактов, заключенных при восстановлении Ирака и Афганистана, не учитывали всей сложности ситуации в области безопасности или были запланированы с предположением, что ее обеспечением должен был заниматься личный состав ВС. Отсутствие доступного резерва военнослужащих и высокая степень угрозы привели к тому, что фирмы-подрядчики были вынуждены самостоятельно нанимать ЧВК для обеспечения безопасности. Масштабное задействование частных компаний привело к скрытому финансированию полевых командиров руководством компаний в обмен на гарантии безопасности. Значительные суммы от выплат по контрактам ЧВК уходили полевым командирам движения "Талибан", выступившим в роли своего рода субподрядчиков проектов. ЧВК платили полевым командирам за безопасность перевозок по линиям коммуникаций грузов, которые они конвоировали и охраняли. По официальным данным, талибы через посредников получили из бюджета США около 360 млн долларов. Эти суммы составили второе место среди основных источников финансирования моджахедов после доходов от наркоторговли. В ряде случаев подрядчики использовались также для контроля и управления другими подрядчиками, чему способствовала ротация в Ираке и Афганистане лиц, ответственных за управление контрактами. В то время как подрядчики остаются теми же, более короткие периоды ротации государственных служащих приводили к потере опыта, знаний и ретроспективной истории по контрактам, в результате чего часть обязанностей по управлению контрактами перекладывалась на самих подрядчиков. Для мониторинга и контроля деятельности последних МО США напрямую использовало также подрядчиков7. Нерешенным остается вопрос о субконтрактах, которые составляют около 70 % всех заключенных ЧВК контрактов. У государства сегодня нет эффективных инструментов мониторинга фирм-субподрядчиков, поскольку их деятельность может контролировать только основной подрядчик. На практике первый подрядчик отдает выполнение контракта на откуп местным и иностранным фирмам (80 % всех работающих по правительственным контрактам США - это иностранцы, нанимаемые по субконтрактам). В результате под прямой госконтроль подпадает только незначительная часть контрактов (до 30 %), а расценки на услуги ЧВК могут быть неоправданно высокими. В качестве источника проблем указывается и масштабное привлечение местной рабочей силы по контрактам, что приводит к росту инфляции национальной экономики, развитию коррупции и финансовым злоупотреблениям. Большинство местных рабочих, привлеченные по контрактам, после вывода группировки ВС и снижения уровня американских финансовых вливаний снова окажется безработными, образуя базу вербовки для "Талибана" и других подобных повстанческих организаций. Наем местного населения для охраны и защиты персонала подрядчиков, объектов, коммуникаций и конвоев также представляет значительный риск для безопасности в условиях негативной настроенности значительной части населения Ирака и Афганистана против присутствия ВС иностранных государств. Один из примеров: 21 марта 2011 года персонал ЧВК Tundra Security Group, в которой работали местные жители, открыла огонь по группе американских солдат на передовой операционной базе (ПОБ) Фронтенак в провинции Кандагар в долине реки Аргандаб, при этом погибли двое и ранено четверо американских солдат. 3 октября 2009 года в результате атаки повстанцев с участием личного состава армии Афганистана и местного персонала ЧВК были убиты восемь и ранено 22 американских военнослужащих. Отмечались также случаи нападения на американских солдат и представителей полиции Афганистана. Официальная позиция руководства Исламской Республики Афганистан - необходимость сокращения ЧВК как неподконтрольной властям структуры -- всякий раз встречает противодействие со стороны США. Тем не менее правительство X. Карзая придерживается курса на уменьшение количества и численности ЧВК. Так, в августе 2010 года был издан документ "Декрет 62"8 об ограничении деятельности иностранных ЧВК на территории Афганистана и расформировании ряда из них. Согласно этому распоряжению после марта 2012 года персонал компаний нельзя привлекать к обеспечению безопасности в рамках программ реконструкции и восстановления, а с марта 2013-го - и к обеспечению безопасности линий коммуникаций и перевозок грузов. Предполагалось вместо этой структуры создать силы общественной безопасности Афганистана. По соглашению, заключенному командованием Международных сил содействия безопасности с афганистанским правительством, использование иностранных ЧВК для обеспечения безопасности важных лиц должно было быть прекращено с конца 2012 года, а их функция по охране должна была перейти к силам общественной безопасности Афганистана. Для иракцев и афганцев солдат регулярных ВС и сотрудник ЧВК в форме всего лишь "американец". В то время как и военнослужащие ВС США и сил коалиции, и сотрудники ЧВК выведены из-под юрисдикции законов стран пребывания -ни один судебный процесс против них в самих Соединенных Штатах не закончился наказанием. Методы действии и репутация подрядчиков часто идут вразрез с усилиями регулярной армии и других американских государственных структур. Отдельные аналитики выступают за полный запрет использования ЧВК в миротворческих операциях, а также за то, чтобы подрядчики выполняли только функцию тылового обеспечения. Другие эксперты предлагают ограничить деятельность ЧВК только охраной стационарных объектов, передав функции конвоирования поставок МТС, а также сопровождения и охраны грузов при перевозках штатным боевым подразделениям ВС. Масштабное использование подрядчиков, по мнению некоторых аналитиков, создает неоправданный риск, связанный с выполнением поставленных при ведении операции/кампании задач, а также подрывает интересы Соединенных Штатов. На данный момент ни военные, ни гражданские правительственные структуры не смогли адекватно перестроиться и принять меры в связи с резким ростом числа и объема частных контрактов: у правительства США до сих пор не выработано четких стандартов взаимодействия с частными компаниями, отсутствует система интегрированного стратегического планирования в сфере управления контрактами. Таким образом, ЧВК представляют огромную значимость для комплексного контроля ситуации в Ираке и Афганистане, а также хода военной операции в целом. Они способны выступить эффективным инструментом решения специальных задач, выходящих за рамки функций боевых подразделений американского воинского контингента. Расширенное привлечение этих компаний вооруженными силами стран Запада, а также возникновение армий у крупных транснациональных корпораций в значительной меняют облик современной войны. Военные операции США и их союзников в Ираке и Афганистане показали, что сотрудники ЧВК часто выполняют боевые задачи, характерные для подразделений ССО и даже для войск, повышая тем самым боевой потенциал ВС западных стран. Тем не менее американские эксперты пришли к выводу, что США не были готовы к войне в Ираке и Афганистане со столь масштабной опорой на частных подрядчиков, привлекаемых по контрактам, вследствие чего ущерб от неэффективного расходования, обмана, воровства, коррупции и других факторов исчислялся миллиардами. Следует принимать во внимание, что данный вывод касается в большей степени экономических аспектов аутсорсинга. Система управления контрактами США была изначально ориентирована на обеспечение приобретения вооружения и военной техники. Военные кампании в Ираке и Афганистане выявили, что управление контрактами в сфере приобретения услуг относительно менее эффективно. Значительная численность подрядчиков на ТВД - фактически половина и более численности группировки сил на театре -требует, по мнению американских экспертов и военных аналитиков, повышения значимости вопросов планирования и оперативного управления подрядчиками. Опыт применения ВС США в Ираке и Афганистане показал, что степень зависимости страны, и прежде всего в оборонной сфере, от частных компаний достигла беспрецедентных масштабов. Сокращение вооруженных сил, особенно их обеспечивающих структур, сделало привлечение подрядчиков единственным выходом из положения для решения поставленных задач в операциях в Ираке и Афганистане. Исходя из их результатов в этих странах, ряд зарубежных военных экспертов делают вывод о неготовности ВС США к возможной высокоинтенсивной крупномасштабной войне XXI века вследствие передачи все большего спектра функций частным подрядчикам. По мнению значительного числа американских военных специалистов, возникла опасность расшатывания основ национальной безопасности Соединенных Штатов из-за передачи в частный сектор функций, которые могут выполняться только государственными структурами. 1 В ВС США и других стран НАТО под термином "аутсорсинг" понимается передача определенных функций, ранее выполнявшихся в рамках вооруженных сил, подрядчикам из других ведомств или организаций, то есть привлечение к решению различных задач государственных гражданских и частных/коммерческих структур. 2 С января 2007 года МО США использует автоматизированную информационную систему (АИС) SPOT (Synchronized Predeployment and Operational Tracker - SPOT) для мониторинга контрактов и персонала подрядчиков. Однако система не предполагает обязательность регистрации подрядчиков, привлекаемых на срок менее 30 дней. 3 Администрация США ведет контроль и мониторинг расходов по контрактам через автоматизированную систему FPDS-NG (Federal Procurement Data System - Next Generation) с базой данных по контрактам стоимостью 3 тыс. долларов и более и не содержит информацию по некоторым ведомствам, включая ЦРУ и АНБ и др. 4 В Великобритании в 2007-2010 годах на содержание подрядчиков в Ираке и Афганистане было израсходовано более J42 млн фунтов стерлингов. В 2008-2009 годах только в Афганистане с ЧВК были заключены контракты на сумму 42 млн фунтов стерлингов. 5. 'Так, в апреле 2004 года в Ираке в г. Наджаф восемь сотрудников охранной компании Blackwater/Xe Services/ Academi (все бывшие спецназовцы) в течение 5 ч отражали нападение нескольких сотен повстанцев иракского сопротивления, В итоге потери среди сотрудников фирмы составили всего двое раненых, у иракцев - до 100 человек убитыми. В африканских конфликтах сформированные такими фирмами небольшие контингенты в 200-300 бойцов при поддержке вертолетов также успешно противостояли многотысячным формированиям повстанцев. 6 Department of Labor, Division of Longshore and Harbor Workers' Compensation, ((Defense Base Act Summary", June 23, 2011. 7 Один из примеров - правительство США в 2004 году заключило контракт с американской ЧВК CACI International по обеспечению деятельности объединенного командования управления контрактами в Ираке и Афганистане (Joint Contracting Command Iraq/Afghanistan - JCC 1/A). Персоналом CACI International были усилены штаб и управляющие органы данного командования. Впоследствии персонал частной фирмы всячески противодействовал объективному контролю ее деятельности по другим контрактам в Ираке и Афганистане. 8 Ministry of the Interior, Afghanistan, "The Bridging Strategy for Implementation of Presidential Decree 62, (Dissolution of Private Security Companies)", March 15, 2011. Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №11. - С.11-21 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 17542 | | |
Всего комментариев: 0 | |