search
menu
person

NEWS AND UDATES


Организация экспортных поставок товаров и услуг военного назначения из запасов ВС США (2012)

Организация экспортных поставок товаров и услуг военного назначения из запасов ВС США

Подполковник В. Овсянников

Экспортные поставки товаров1 и услуг2 военного назначения из запасов вооруженных сил США3 регламентируются федеральными законами, исполнительными директивами и указами президента, а также межведомственными и ведомственными инструкциями и наставлениями.

Базовыми законодательными актами в данной сфере являются законы "О помощи иностранным государствам" и "О контроле за экспортом вооружений" с изменениями и дополнениями, определяющими различные аспекты реализации действующих программ военно-технического сотрудничества (ВТС), полномочия государственных органов и конкретных должностных лиц, порядок санкционирования сделок, осуществления надзора и отчетности. Кроме того, широкий спектр вопросов, касающихся ВТС, находит отражение в ежегодно принимаемом санкционирующем законе "О финансировании бюджетной статьи "Зарубежная деятельность".

Министерство обороны США организует и координирует экспорт вооружения и военной техники (ВВТ), осуществляемый по межгосударственным соглашениям. При этом Пентагон действует от имени администрации Соединенных Штатов, для чего оборонное ведомство наделено полномочиями по размещению заказов на изготовление продукции военного назначения (ПВН) среди частных фирм и приобретению ее у них, по изъятию товаров и услуг из имеющихся запасов для последующей передачи иностранным партнерам, а также по определению стоимости контрактов.

Поставки за рубеж американской продукции военного назначения из наличия национальных ВС осуществляются по трем основным направлениям: передача ВВТ из текущих запасов, передача излишков4 военной продукции, ранее находившихся в эксплуатации, и аренда ПНВ.

Передача товаров и услуг военного назначения из текущих запасов вооруженных сил или береговой охраны США. В соответствии с действующим законодательством президент Соединенных Штатов обладает полномочиями по продаже данной продукции любому государству (международной организации), если оно согласно оплатить покупку в американских долларах:

а) по цене, не ниже текущей стоимости товара, в случае, когда на момент вступления в силу экспортного соглашения не планировалось производить замену товара в имеющихся запасах;

б) по сниженной цене (объем скидки определяется в каждом конкретном случае исходя из условий контракта), когда на момент вступления в силу экспортного соглашения планировалось произвести замену товара в имеющихся запасах;

в) по цене, соответствующей полному объему расходов США на предоставление услуг военного назначения, за исключением оказываемых на безвозмездной основе - по подготовке иностранного военного персонала, осуществляемой в рамках специальной программы IMET5.

Согласно разделу "а" при продаже морских судов водоизмещением 3000 т и менее либо выпущенных 20 и более лет назад их текущая стоимость устанавливается не ниже реальной остаточной цены товара, включающей расходы на переоборудование судна.

Оплата за предоставление американских товаров и услуг военного назначения производится иностранным покупателем до их получения. Исключение составляют случаи, когда президент США в рамках имеющихся у него полномочий объявляет о необходимости получения оплаты после реализации поставки, аргументируя это решение "соответствием национальным интересам Соединенных Штатов". Кроме того, действует многоступенчатая процедура предварительного уведомления конгресса Пентагоном о планируемых сделках, содержание и сроки реализации которых зависят от видов поставляемых товаров и услуг, стоимости продукции и страны-получателя. Высший законодательный орган страны имеет право заблокировать прорабатываемое экспортное соглашение.

Законодательством определено, что персонал ВС США, привлекаемый для предоставления услуг военного назначения другим странам, "не может при этом осуществлять какой-либо деятельности, вовлекающей его в участие в боевых действиях за пределами своей территории".

Отдельное положение "Закона о контроле за экспортом вооружений" гласит, что поставки за рубеж американских товаров и услуг военного назначения, которые могут оказать весьма негативное влияние на боеготовность ВС США, "должны быть сведены к минимуму".

Параграф 2390 т. 10 Свода законов США ("Вооруженные силы") запрещает экспорт ПВН из текущих запасов министерства обороны, если они подпадают под категорию "резервы военного времени". Однако президенту предоставлены полномочия по санкционированию таких поставок. В этом случае он объявляет установленным порядком о наличии международного кризиса, угрожающего национальной безопасности страны, и аргументирует решение о поставке "соответствием национальным интересам Соединенных Штатов". Однако не позднее чем через 60 сут после ее осуществления глава Белого дома представляет конгрессу страны детальный план замены израсходованных запасов и расчет предполагаемых бюджетных затрат на реализацию данного плана.

Эти ограничения не распространяются на товары категории "резервы военного времени", подлежащие обновлению, замене или сокращению либо предназначенные для продажи с целью получения средств для создания резервов ПВН, которая более необходима. Они не распространяются также на поставки, осуществляемые в страны НАТО.

Передача излишков военной продукции. Соединенные Штаты обладают возможностью поставлять за рубеж в рамках федеральной программы "Передача излишков продукции военного назначения зарубежным странам" (Excess Defense Articles - EDA) вооружения, технику и имущество, ранее находившиеся в эксплуатации в ВС США, на крайне привлекательных для получателей условиях - безвозмездно (в дар) либо по остаточной стоимости, значительно меньшей цен новых образцов. Подобная практика позволяет американцам осваивать и контролировать рынки товаров и услуг военного назначения в странах, в силу разных причин не обладающих возможностями для реализации дорогостоящих программ оснащения национальных вооруженных сил, развивать сотрудничество с новыми потребителями и обеспечивать их поэтапную ориентацию на США как основного партнера в области экспорта оборонной продукции. Вследствие этого Пентагон рассматривает в настоящее время поставки излишков ПВН как перспективную меру по укреплению двусторонних связей со странами Центральной и Восточной Европы, Балтии, а также с республиками СНГ.

Используя заинтересованность этих государств в интеграции в евроатлантические структуры на фоне недостатка финансовых средств. Соединенные Штаты предлагают восточноевропейцам и бывшим республикам СССР свою помощь в приобретении устаревшей техники и имущества под предлогом содействия в переводе вооруженных сил на стандарты НАТО. Опыт подобных поставок в другие страны свидетельствует о том, что получатели, при кажущейся дешевизне и выгоде, затем приходят к необходимости закупать у американцев запасные части, вспомогательное оборудование и боеприпасы к переданным им образцам, а также услуги по модернизации техники и подготовке личного состава. Кроме того, программа EDA помогает Вашингтону обеспечивать косвенное военное присутствие на территории иностранных государств за счет активизации обмена делегациями, направления групп специалистов и советников, увеличения численности персонала зарубежных представительств.

Необходимо отметить, что наряду с отстающими в экономическом отношении странами получателями излишков ПВН из США являются и государства - крупные импортеры американских вооружений - Израиль, Греция, Турция, Египет и т. д. Как правило, они заинтересованы в приобретении по сниженным ценам морской, авиационной и бронетанковой техники, специального снаряжения, средств связи, электронно-вычислительной аппаратуры и программного обеспечения.

Юридической основой для реализации программы EDA служит федеральный закон "О помощи иностранным государствам" (с изменениями и дополнениями). Он дает президенту США право "осуществлять передачу излишков ПВН иностранным государствам, входящим в ежегодно представляемый госдепартаментом конгрессу Соединенных Штатов список зарубежных получателей американской военной помощи". На текущий момент данный список включает в себя более 180 стран. При этом одно из важнейших требований, предъявляемых законодательством к выбору конкретных форм и осуществлению таких поставок,- "необходимость анализа и учета возможностей формирования благоприятных условий для обеспечения внешнеполитических интересов США".

Преимущественным правом на получение ВВТ по программе EDA пользуются государства НАТО, а также страны, имеющие официальный статус "основного союзника США вне альянса" (по состоянию на 01.05.2011 года это Австралия, Аргентина, Бахрейн, Египет, Израиль, Иордания, Кувейт, Марокко, Новая Зеландия, Пакистан, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Япония).

Законом установлено ограничение, определяющее, что в течение каждого финансового года Соединенные Штаты имеют право передать за рубеж излишки военной продукции на сумму, не превышающую 425 млн долларов. В 1999 году американский конгресс принял решение об исключении при подсчете данного показателя стоимости кораблей и судов, поставляемых на безвозмездной основе, что существенно расширяет возможности Пентагона по продвижению оборонных товаров и услуг на региональные рынки.

Обязательной формой отчетности за выполнение программы EDA является ежегодный доклад министерства обороны конгрессу. В нем содержатся статистические данные за предыдущий финансовый год по следующим категориям: "сделки, предложенные потребителям и находящиеся в стадии рассмотрения"; "предложения, отвергнутые потребителями"; "предложения, одобренные потребителями"; "реализованные поставки". Кроме того, действует процедура предварительного уведомления конгресса о планируемых сделках по программе EDA.

Аренда. Раздел 61 закона "О контроле за экспортом вооружений" предоставляет президенту США6 право передавать в аренду (лизинг) иностранным государствам и международным организациям товары военного назначения из запасов Пентагона на срок до пяти лет, в том числе в интересах выполнения совместных НИОКР или проведения испытаний американских образцов ВВТ в целях определения целесообразности их последующего приобретения для нужд национальных ВС.

При принятии решения о предоставлении ВВТ в аренду за рубеж в обязательном порядке учитываются следующие факторы:

- соответствие такого шага интересам национальной безопасности Соединенных Штатов;

- невозможность использования других форм поставок ВВТ в данном конкретном случае;

- отсутствие негативного влияния факта аренды на интересы американских производителей и экспортеров вооружения.

Оплата аренды осуществляется иностранными получателями, за исключением случаев, когда американские товары военного назначения предоставляются для проведения совместных НИОКР и могут передаваться бесплатно. После истечения установленного срока аренды по согласованию сторон она может быть продлена либо иностранный получатель может выкупить американские ВВТ по остаточной стоимости.

В целом организация экспортных поставок товаров и услуг военного назначения из имеющихся у вооруженных сил США помимо получения Вашингтоном экономической выгоды является динамичным и эффективным инструментам продвижения американских интересов за рубежам.

1 Термин "товары военного назначения" означает любые виды или системы вооружений, боеприпасы, летательные аппараты, суда (за исключением торговых) и плавсредства, а также другие средства вооруженной борьбы; любые виды собственности, объектов, сырья, оборудования и материалов, используемых для оказания военной помощи (за исключением тех, которые используются для производства ядерного оружия), а также производственные мощности, станки и оборудование, предназначенные для ремонта, обслуживания, хранения, транспортировки и эксплуатации всех вышеперечисленных категорий продукции; различные составные части и элементы всех вышеперечисленных категорий продукции (Раздел 644-d закона "О помощи иностранным государствам").

2 Термин "услуги военного назначения" означает любые виды сервисного обслуживания, испытаний, проверок, ремонта, а также передачу необходимой технической документации и информации в интересах оказания военной помощи, за исключением услуг по подготовке и обучению иностранного военного персонала, осуществляемых в рамках специальной программы IMET (Раздел 644-d закона "О помощи иностранным государствам").

3 Термин "из запасов ВС США" означает запасы продукции военного назначения, находящиеся в распоряжении министерства обороны, которые могут быть в короткие сроки поставлены зарубежным странам или международным организациям. Это относится и к ПВН, на производство которой уже размещен заказ и которая может быть в короткие сроки поставлена зарубежным странам или международным организациям после получения от них соответствующего запроса, не требующего изменения первоначальных условий производственного заказа или размещения нового. В остальных случаях поставки реализуются путем размещения и выполнения нового производственного заказа (Наставление по оказанию помощи на нужды безопасности, приложение В).

4 Термин "излишки" означает любые товары военного назначения (за исключением строительной техники, в том числе тракторов, бульдозеров, погрузчиков, грейдеров, скреперов, экскаваторов, самосвалов, электрогенераторов и компрессоров), являющиеся федеральной собственностью США, изначально приобретенные не для оказания военной помощи зарубежным государствам и находящиеся в распоряжении видов американских ВС после вывода из эксплуатации на момент предполагаемой передачи иностранному государству или международной организации (Раздел 644-d Закона "О помощи иностранным государствам").

5 Федеральная программа "Подготовка иностранных военных специалистов" (International Military Education and Training - IMET), финансирование которой осуществляется на ежегодной основе в рамках федерального бюджета США по статье "Зарубежная деятельность". При этом конкретные объемы ежегодных безвозвратных кредитов на подготовку иностранцев и предполагаемое число обучаемых для каждой страны - получателя помощи определяются при формировании бюджетного запроса на очередной финансовый год специалистами госдепартамента и министерства обороны США.

6 В настоящее время данные полномочия делегированы министру обороны.

Зарубежное военное обозрение, 2012, №10, с. 32-35

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (25.11.2012) | Автор: Подполковник В. Овсянников
Просмотров: 4074 | Теги: В. Овсянников, экспорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar