search
menu
person

NEWS AND UDATES


Организация службы на кораблях ВМС США (1977)

Организация службы на кораблях ВМС США

Капитан 1 ранга В. Чугунов

В боевом составе ВМС США имеются различные классы кораблей и судов - от небольших патрульных катеров до огромных атомных авианосцев водоизмещением более 90 000 т и экипажем около 6000 человек. Каждый из них является самостоятельной боевой единицей и способен выполнять определенные задачи, что в значительной степени зависит от состояния организации корабельной службы.

В иностранной печати подчеркивалось, что организация службы на корабле в условиях мирного времени строится с таким расчетом, чтобы корабль мог выполнять свои функции и во время войны без существенной ее перестройки. Общие принципы корабельной организации (определяются Уставом ВМС, Боевым корабельным расписанием, Расписанием личного состава но вахтам и боевым постам и другими документами) остаются одинаковыми для всех кораблей и судов независимо от их класса и предназначения.

Экипаж корабля (подводной лодки) возглавляет командир, который несет персональную ответственность за безопасность и боеготовность корабля, эффективность использования его технических средств и оружия, дисциплину и моральное состояние личного состава, его профессиональную и физическую подготовку, выполнение правил судоходства и навигации. В боевых условиях он лично управляет действиями всех боевых частей и служб.

Руководство кораблем и действиями личного состава командир корабля осуществляет через своего старшего помощника, которому в административном отношении подчинены все командиры боевых частей и служб.

Старший помощник отвечает за поддержание общего порядка на корабле, организацию дежурно-вахтенной службы и боевую подготовку личного состава. При объявлении тревоги он контролирует действия личного состава, принимает доклады о готовности сил и средств к бою от командиров боевых частей и служб и докладывает командиру о приведении корабля в полную боевую готовность.

Часть обязанностей старший помощник возлагает на своих помощников, состав и численность которых зависят от класса корабля. Основными из них являются:

помощник по административным вопросам - отвечает за ведение служебных дел, подготовку проектов приказов, ведет переписку и выполняет другие поручения командира корабля и его старшего помощника;

офицер по личному составу - занимается вопросами перемещения и продвижения по службе рядового состава (на некоторых кораблях должности административного помощника и офицера по личному составу совмещены, а на малых кораблях эти функции выполняют унтер-офицеры) ;

офицер по боевой подготовке - разрабатывает общекорабельные планы боевой подготовки, тренировок и учений, координирует планы боевой подготовки боевых частей, проводит инструктажи и занятия с личным составом (на малых кораблях эти обязанности возложены на старшего помощника):

офицер по погрузке-выгрузке (на десантных кораблях) - составляет детальные планы и обеспечивает погрузку-выгрузку войск, боевой техники, запасов снабжения, организует питание личного состава сил десанта на борту корабля, отвечает за связь с войсковыми подразделениями на берегу;

помощник по вопросам дежурно-вахтенной службы (кроме специальных вахт) - разрабатывает инструкции, графики и осуществляет контроль за ее несением;

капеллан (священник) - имеется на больших кораблях, занимается вопросами, связанными с отправлением религиозных обрядов;

офицер по вопросам заочной общеобразовательной подготовки - отвечает за организацию подготовки личного состава в заочных учебных заведениях, проводит консультации со слушателями и оказывает им помощь;

юрист - является советником командира корабля и его старшего помощника по вопросам военного и военно-морского права, дисциплинарной практики, судопроизводства (назначается, как правило, из числа офицеров, окончивших школу военно-морских юристов);

офицер по вопросам благонадежности - следит за моральным состоянием и настроениями личного состава и информирует об этом командование, готовит, публикует и распространяет среди личного состава бюллетень прессы и другую общественно-политическую информацию;

офицеры, ответственные за организацию спортивной работы, почтовую службу, расквартирование личного состава, работу библиотеки и клуба, а также фотограф, дознаватель, начальник секретного делопроизводства и другие - назначаются командиром корабля в соответствии со штатным расписанием или по совместительству.

Боевые части и службы корабля. На каждом корабле независимо от его класса и типа имеется не менее пяти боевых частей и служб: оперативная, штурманская, оружия (на вспомогательных кораблях - палубная команда), электромеханическая и интендантская. Кроме того, могут создаваться специальные боевые части и службы, такие, например, как обслуживания атомного реактора, обеспечения полетов авиации и другие.

Командир боевой части является начальником всего личного состава боевой части и несет ответственность за дисциплину и моральное состояние подчиненных ему офицеров и рядовых, за боевую подготовку и готовность своего подразделения, эффективность использования сил и средств в бою, организацию дежурно-вахтенной службы, техническое состояние и своевременный ремонт оружия и боевой техники, соблюдение правил безопасности.

По оперативным вопросам командир боевой части замыкается непосредственно на командира корабля, а по административным вопросам - на старшего помощника. На малых кораблях обязанности командиров некоторых боевых частей могут быть совмещены. Командир боевой части имеет минимум двух помощников: по административным вопросам и боевой подготовке.

На крупных кораблях боевая часть или служба подразделяется на дивизионы, а те в свою очередь - на боевые посты и (или) отделения. Во главе дивизиона стоит, как правило, офицер. Боевые посты и отделения возглавляются младшими офицерами или унтер-офицерами.

Оперативная боевая часть занимается вопросами сбора, обработки и выдачи командованию и заинтересованным подразделениям боевой и оперативной информации, необходимой для успешного решения стоящих перед кораблем задач.

В ее состав входят боевой информационный пост и несколько (в зависимости от класса корабля) дивизионов, на которые возложены следующие функции: разработка корабельных расписаний по тревогам и планов боевой подготовки; обеспечение данными о воздушной и надводном обстановке (боевые посты визуального наблюдения и радиотехнической службы); несение гидроакустической вахты (на подводных лодках и надводных кораблях, кроме противолодочных); ведение визуальной, воздушной (за исключением авианосцев) и фоторазведки, анализ и обобщение разведывательной информации; ведение радиоэлектронной борьбы; управление полетами и деятельностью корабельных самолетов или вертолетов (кроме авианосцев); сбор, обработка и выдача данных о метеообстановке; обеспечение радио- и визуальной связью (если отсутствует боевая часть связи); подготовка, публикация и распространение военно-политической и специальной информации; ведение шифрованной переписки и секретного делопроизводства, контроль за прохождением служебной и частной корреспонденции; ремонт электронной и другой аппаратуры.

Штурманская боевая часть имеется на всех кораблях. Ее командир отвечает за безопасность плавания корабля, соблюдение правил навигации и предупреждения столкновения судов в море, ведение штурманской документации, поддержание в исправном состоянии и ремонт навигационной аппаратуры. Ежедневно в письменной форме он докладывает командиру о местонахождении корабля на 8.00, 12.00 и 20.00 по местному времени, а также о результатах выверки гиро- и магнитных компасов. Лично ведет корабль при прохождении узкостей и опасных районов.

Боевая часть оружия существует на всех боевых кораблях. Командир боевой части несет ответственность за содержание, боевую готовность и боевое применение всех видов оружия, имеющегося на корабле или подводной лодке, а также за получение и хранение боеприпасов, включая ядерные.

В состав боевой части могут входить возглавляемые офицерами дивизионы, боевые посты (или отделения): баллистических ракет (на атомных ракетных подводных лодках), артиллерийский, управляемых ракет, противолодочного оружия (на противолодочных кораблях в состав дивизиона входят также посты гидроакустики), минно-торпедный, содержания ядерных и обычных боеприпасов, корабельной авиации (кроме авианосцев). Помимо того, в состав боевой части оружия на правах дивизиона входит палубная команда, возглавляемая первым лейтенантом (по-мощник командира корабля). Она предназначена для поддержания общего порядка на верхней палубе, содержания в исправности и эксплуатации всех палубных устройств и спасательных средств, обеспечения швартовки и постановки корабля на якорь, погрузо-разгрузочных и других работ. На десантных и вспомогательных кораблях боевая часть оружия отсутствует, но есть палубная команда. На авианосцах боевая часть оружия и палубная команда имеют одинаковый статус и непосредственно подчинены командиру корабля.

На правах дивизиона в состав боевой части оружия входит также отряд морской пехоты (на больших и десантных кораблях), предназначенный для поддержании внутреннего порядка (функции военной полиции) на корабле и берегу (при увольнении личного состава), обеспечения безопасности и охраны наиболее важных корабельных объектов (мест хранения ядерного оружия, артиллерийских погребов, шифровального поста и т, д.). В боевых условиях он может быть использован с целью усиления артиллерийских расчетов или формирования десантных отрядов для действий на берегу.

Электромеханическая боевая часть объединяет в своем составе все подразделения, обеспечивающие работу главных и вспомогательных двигателей, систем энергоснабжения, вентиляции, рефрижераторных установок, трубопроводов и забортных систем, Командир боевой части отвечает за живучесть и противопожарную безопасность корабля, а также за защиту его от оружия массового поражения.

Электромеханическая боевая часть на больших кораблях подразделяется на следующие дивизионы: главных двигателей, котельный, вспомогательных двигателей, электрооборудования, ремонтный, У командира боевой части имеются штатные или назначенные по совместительству помощники по вопросам живучести корабля, по противопожарной безопасности и противоатомной защите, а на подводных лодках - офицер, обеспечивающий работу балластных систем.

Боевая часть обслуживания атомного реактора (на кораблях с атомной силовой установкой) состоит обычно из двух дивизионов: управления работой реактора - обеспечивает постоянную готовность и обслуживание реактора, его электрических схем и аппаратуры, контролирует состояние ядерного топлива и радиационную защиту; механических систем реактора - отвечает за систему охлаждения реактора, техническое состояние и работу паровых и механических систем и оборудования, постоянно контролирует уровень радиации на корабле (подводной лодке).

Боевая часть обеспечения полетов авиации (на авианосцах) предназначена для подготовки самолетов к вылету и обеспечения их взлета и посадки. Ее личный состав проводит также спасательные операции и ведет борьбу с огнем при авариях, отвечает за обслуживание, ремонт и работу различных систем и устройств (катапульт, элеваторов, аэрофинишеров и других).

Боевая часть обслуживания и ремонта самолётов и вертолетов (на авианосцах) контролирует техническое состояние самолетов и вертолетов (осмотр, замена некоторых деталей, мелкий и средний ремонт).

Авиационное крыло (авиационная группа) при нахождении на борту авианосца имеет статус отдельной боевой части. Командир крыла (группы) несет ответственность за готовность подчиненных ему подразделений к ведению боевых действий, за организацию и проведение различного рода тренировок и учений, боевую подготовку личного состава, выполнение планов полетов самолетов (вертолетов), соблюдение правил безопасности. Он координирует с командиром оперативной боевой части все вопросы, касающиеся боевой готовности, оперативного использования и боевой подготовки подразделений крыла, инструктирует личный состав и следит за тем, чтобы он выполнял общекорабельные правила.

Боевая часть связи имеется на авианосцах, штабных кораблях, кораблях управления и связи. В ее состав входят дивизионы: радиосвязи, визуальной связи, обработки корреспонденции и шифровальной службы (на других кораблях служба связи входит на правах дивизиона в состав оперативной боевой части).

Интендантская служба обеспечивает закупку, хранение и распределение предметов материально-технического снабжения корабля, включая медикаменты, топливо, боеприпасы и технические средства, приготовление и выдачу пищи, обслуживание кают-компании: ведет финансовое хозяйство корабля. Начальнику интендантской службы подчинены начальники финансовой и продовольственной служб, складского хозяйства, пищеблока.

Медицинская служба, возглавляемая офицером, имеется на больших кораблях. На малых кораблях начальник медпункта (петти-офицер) входит в состав оперативной боевой части, а по вопросам медицинского обеспечения замыкается непосредственно на командира корабля.
Зубоврачебная служба по своей организации подобна медицинской. На некоторых кораблях обе службы объединены в одну.

 
Организация дежурно-вахтенной службы большого корабля на ходу "БИП - боевой информационный пост, БП - боевой пост)

Дежурно-вахтенную службу на крупном корабле в обычных условиях мирного времени возглавляет дежурный по кораблю (он же вахтенный офицер), В боевых частях и службах дежурными назначаются офицеры (электромеханическая боевая часть) и унтер-офицеры.

Дежурный по кораблю отвечает за безопасность стоянки корабля, точное выполнение всех приказаний командира, общий порядок и дисциплину, состояние и готовность всех палубных устройств и спасательных средств, передачу сигналов предупреждения, встречу и сопровождение высших должностных лиц. Он подчинен непосредственно командиру корабля и его старшему помощнику. В его распоряжении находится дежурно-вахтенная служба всех боевых частей и служб (за исключением специальных вахт).

Дежурный по кораблю является непосредственным помощником командира в вопросах управления движением корабля. Он руководит также действиями всего личного состава при объявлении тревог, постановке корабля на якорь или швартовы, контролирует ход общекорабельных авралов и работ.

При одновременном убытии командира и его старшего помощника на берег или в том случае, когда они по каким-либо причинам не могут выполнять свои обязанности, командование кораблем осуществляет так называемый дежурный командир, назначаемый на определенное время из числа наиболее подготовленных старших офицеров.

Дежурный по электромеханической боевой части подчинен командиру боевой части, а в его отсутствие - командиру дивизиона главных двигателей. Он отвечает за бесперебойную работу главных двигателей и вспомогательных устройств, а также на точное и своевременное выполнение всех команд, передаваемых командиром корабля, старшим помощником, дежурным по кораблю.

Круглосуточное дежурство и боевые вахты в других боевых частях устанавливаются по особому указанию командира или при повышении боевой готовности корабля. Обычно боевую вахту на кораблях несут в три смены, которые меняются через каждые 4 ч. По усмотрению командира корабля продолжительность несения вахт может быть изменена как в меньшую (3 ч), так и в большую (до б ч) сторону. Организация дежурно-вахтенной службы большого корабля на ходу приведена на схеме (см. рисунок).

Боевая готовность корабля. Для кораблей ВМС США введены две системы боевой готовности. Первая из них является общей для всех частей и соединений вооруженных сил и устанавливается комитетом начальников штабов или главнокомандующими вооруженных сил США в зонах в зависимости от сложившейся общеполитической обстановки (от готовности №5 - обычные условия мирного времени-до готовности № 1 - непосредственная угроза или начало воины). Мероприятия по этим готовностям разрабатываются главнокомандующими флотами, которые определяют готовность кораблей к выходу в море, сроки окончания ремонтных работ, отмену отпусков, пополнение запасов до норм военного времени, усиление охраны и т. д.

Вторая система боевых готовностей определяет готовность корабля, его оружия и технических средств к бою. Она устанавливается командующим оперативным флотом или командиром соединения.

В соответствии с Боевым корабельным расписанием имеется шесть степеней боевой готовности корабля. №1 - корабль готов к бою, весь личный состав находится на боевых постах согласно боевому расписанию, №1Е - временное снижение боевой готовности №1. Все системы и механизмы находятся в немедленной готовности к бою. Личному составу разрешается отдыхать и принимать пищу, не отходя от боевых постов. №2 - корабль находится в повышенной готовности к бою, Несется усиленная боевая вахта на боевых постах главных систем оружия. №3 - обычная готовность корабля плавания в военное время, когда возможно внезапное нападение противника. Часть личного состава находится на боевых постах. Системы оружия готовы к боевому применению. №4 обычная готовность корабля при плавании в мирное время. Часть средств надводного, подводного и воздушною наблюдения находится в повышенной готовности. Личный составы занимается повседневной работой. №5 - обычная готовность корабля при нахождении в базе. Боевая вахта на боевых постах не несется. Личному составу разрешено увольнение на берег.

Такая организация службы на кораблях ВМС США обеспечивает, по мнению американских военно-морских специалистов, поддержание их в заданной боевой готовности и способствует тому, чтобы они выполняли свои военно-политические и боевые задачи как в мирное, так и военное время.

Зарубежное военное обозрение, 1977, №10, с. 67-73

Смотрите также
Категория: ВМС общие вопросы | Добавил: pentagonus (24.11.2012) | Автор: Капитан 1 ранга В. Чугунов
Просмотров: 11449 | Теги: оргштатная структура, В. Чугунов | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar