Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 03.12.2016, 12:35
Ключевые слова
Д. Василевский, вывод, флот, утилизация, ВМС

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [153]
Флот [140]
Авиация [87]
Морская пехота [77]
Уставы и руководства [7]
вооружение [86]
снаряжение [18]
Боевые операции [33]
Структура и организация [110]
Стратегия и тактика [74]
Техническое обеспечение [98]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [83]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » ВМС общие вопросы

Организация вывода кораблей из состава ВМС США (2013)

Капитан 2 ранга Д. Василевский

В ВМС США, как и во многих флотах зарубежных стран, продолжительность срока службы надводных кораблей (НК) и судов, которая характеризуется как период их активной эксплуатации, в зависимости от их класса и типа составляет от 20 до 50 лет. Для подводных лодок (ПЛ) срок службы ограничен 30-35 годами, за редким исключением он может быть более продолжительным. По достижении предельного срока эксплуатации корабли и суда выводятся из состава флота. В условиях резкого сокращения требуемой численности корабельного состава ПЛ и НК могут выводиться с неполным выслуженным сроком службы. В табл. 1 представлены корабли американских ВМС, которые предполагается вывести из состава флота в период действия перспективной программы Пентагона на 2013-2017 годы.

Выведенные из эксплуатации корабли в большинстве случаев исключаются из соответствующего регистра ВМС США NVR (Naval Vessel Register). В ожидании утилизации они быстро стареют и разрушаются, нанося вред окружающей среде. Кроме того, стоимость их утилизации со временем возрастает, поэтому командование американских ВМС прилагает значительные усилия, для того чтобы сократить количество таких кораблей.

Изменение численности корабельного состава ВМС США в период с 1988 по 2013 год

Численность корабельного состава ВМС США на завершающемся этапе "холодной войны" поддерживалась на уровне свыше 550 единиц. После ее окончания американское военно-политическое руководство перестало нуждаться в таком количестве боевых кораблей и вспомогательных судов. В связи с этим за последние 25 лет численность корабельного состава американских ВМС сократилась более чем вдвое: с рекордно высокого уровня в 1989 году - 566 НК и ПЛ до чрезвычайно низкого в 2013-м- 285 единиц. Это привело к тому, что уже в 1997 году количество выведенных из эксплуатации кораблей достигло 195 - самого высокого показателя за период с 1990 по 2000 год. В течение последнего десятилетия оно сократилось более чем в 3,5 раза, а на начало 2012 года численность таких кораблей составляла уже 54 единицы.

В ВМС страны существуют различные подходы к утилизации выслуживших свой срок кораблей.

Списанные корабли содержатся на базах технического обслуживания резерва ВМС США NISMF (Naval Inactive Ship Maintenance Facility). Все суда, находящиеся на таких объектах, недействующие, хотя некоторые остаются в указанном регистре. Большинство же кораблей и судов, как правило, исключаются из него, и в их названии появляется приставка (ех-) - то есть бывший. С этого момента любой новый корабль или судно американских ВМС по традиции может унаследовать существующее название.

Руководство ВМС США различными способами избавляется от кораблей, исключенных из регистра. Корабли с неядерной энергетической установкой продают за рубеж союзникам в рамках международной военной помощи (средства на нее выделяют из бюджета США). В частности, фрегаты УРО типа "Перри" уже закупили Польша, Бахрейн, Египет, Турция, Тайвань и Испания. При этом их средний возраст составляет 30 лет. Австралии было продано четыре фрегата, а в 1992-1993 годах на верфи страны построено еще два корабля данного типа. Кроме того, выведенные из состава флота корабли могут быть безвозмездно переданы для использования в качестве музея или мемориала, разобраны и утилизированы, затоплены с целью формирования искусственных рифов, а также применяться в качестве мишеней в ходе учений или испытании оружия.

Корабли, подлежащие продаже за рубеж, находятся в данном статусе не более двух лет. Превышение этого срока влечет за собой пересмотр имеющегося статуса, в результате чего корабль может быть передан вспомогательному флоту либо отправлен на разборку и утилизацию. Корабли с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) только разбираются и утилизируются, а сама установка подлежит захоронению.

Резерв. В тех случаях, когда отдельные корабли, достигшие установленного срока службы, признаются годными к эксплуатации, а продажа за рубеж не предусматривается, их выводят в резерв флота. После этого они ставятся на консервацию и проходят минимальное техобслуживание для поддержания рабочего состояния (проводятся контроль влажности и коррозии, а также мероприятия, направленные на предотвращение поступления забортной воды и возгорания). Кроме того, в условиях сокращения финансирования выводятся в резерв корабли, не достигшие предельного срока службы. Например, крейсеры УРО типа "Тикондерога", запланированные к выводу из состава ВМС США в ближайшие годы, выслужили свой срок на 65-66 %

В среднем в резерв попадает около 20 % выведенных из состава флота кораблей основных классов. Например, в последующие пять лет планируется вывести из состава ВМС 48 кораблей и судов, причем 11 из них (семь КР УРО типа "Тикондерога" и четыре ДК различного типа) будут переведены из боевого состава в резерв. Как правило, предварительно они проходят модернизацию, а во время нахождения на консервации минимальными силами контролируется и поддерживается на необходимом уровне их техническое состояние. Часть кораблей из резерва в качестве военной помощи может быть продана за рубеж. По истечении определенного времени находящиеся в резерве корабли в случае признания их непригодными по техническому состоянию к эксплуатации выводятся из резерва и утилизируются.

В США существуют три основные базы технического обслуживания кораблей резерва ВМС: в г. Филадельфия (штат Пенсильвания), в ВМБ Пёрл-Хар-бор (Гавайи) и Китсап (Вашингтон). Они подчиняются отделу кораблей и судов в консервации INACTSH1POFF (INACTive SHIP Management OFFice), входящему в структуру командования кораблестроения и вооружения ВМС NAVSEA (NAVal SEA System Command). Кроме того, судоверфи "Норфолк нейвэл шипъ-ярд" ВМБ Норфолк (штат Виргиния) и "Пьюджет-Саунд нейвэл шипъярд" ПБ Бремертон (Вашингтон) предназначены для стоянки атомных надводных кораблей и подводных лодок, выведенных из состава ВМС страны.

В крайне редких случаях корабли или суда, намеченные к списанию, но годные к эксплуатации, могут быть оставлены в составе ВМС для выполнения оперативных задач. Так, ДВКД "Понсе" (типа "Остин"), первоначально планируемый к выводу из состава амфибийных сил в 2012 году, был переподчинен 5-му флоту в качестве корабля управления и обеспечения (AFSB - Afloat Forward Staging Base) для минно-тральных сил и сил специальных операций. В 2016 году его намечается вывести в резерв.

Районы проведения учений типа "Синкекс"

Затопление. Некоторые корабли с неядерными ЭУ после вывода из состава ВМС подлежат затоплению в ходе проведения учений или испытаний морского оружия. Эти мероприятия в американских ВМС называются "Синкекс" (SINKEXs - SINKing EXercises). Списанные корабли используются в качестве мишеней в ходе совместных маневров группировок многонациональных сил. Согласно предъявляемым требованиям такие корабли затапливаются на удалении не менее 50 миль от берега и на минимальной глубине 1 830 м. В этой связи учения типа "Синкекс" проводятся в основном в четырех местах: к северу от о. Кауаи (штат Гавайи), на удалении от Юго-Западного побережья США в Тихом океане (Калифорния), на удалении от Восточного побережья и о. Пуэрто-Рико в Атлантическом океане.

Перед затоплением корабли проходят определенную подготовку: с них снимается пригодное к эксплуатации оборудование, утилизируются токсичные отходы. В связи с тем что стоимость такой утилизации достаточно высока, некоторые корабли были затоплены, имея на борту более 200 кг полихлорированных бифенилов - токсичных соединений, содержащихся в изоляции кабелей.

В исключительных случаях корабли, получившие серьезные боевые или аварийные повреждения, ремонт либо транспортировка которых в США с экономической точки зрения нерентабельны, затапливаются недалеко от места получения повреждений. Очевидно, что такие мероприятия носят вынужденный, а не плановый характер.

Так, в ходе проведения учений по высадке десанта у побережья Чили утром 12 сентября 2000 года в условиях плохой видимости ТДК LST-1194 "Ла Моу Конти" типа "Ныопорт" при маневрировании наскочил на скалистый берег и сел на подводные скалы. В результате корабль получил серьезные повреждения носовой оконечности и киля, из строя вышли гребные винты и рули. Поступление забортной воды в отсеки и утечка более 150 т дизельного топлива еще больше осложнили ситуацию. Корабль не смог самостоятельно сняться с мели, а действие волн только увеличивало масштабы случившегося. Ремонт на месте аварии силами экипажа должных результатов не дал. Впоследствии ТДК был отбуксирован в чилийскую ВМБ Талькахуано - 700 миль от места происшествия. Буксировка корабля в США и ремонт были признаны нецелесообразными, и 10 июля 2001 года он был использован в совместных учениях "Унитас-2001" в качестве цели. Вначале корабль расстреляли из артиллерийских установок, затем по нему выпустили несколько противокорабельных ракет, и только после торпедной атаки ТДК был затоплен в 130 милях западнее г. Вальпараисо на глубине 3 400 м.

По состоянию на начало 2012 года за последние 12 лет на одном из шести специализированных предприятий страны утилизировали 64 корабля. За этот же период в ходе учений было затоплено 109 выведенных из состава национальных ВМС кораблей. Вместе с тем два года действовал мораторий на затопление списанных кораблей и судов в ходе учений, который был прекращен в 2012 году, когда как минимум три выведенных из состава американских ВМС вспомогательных судна были потоплены в ходе многонациональных учений "Римпак-2012".

ТРСБ "Килауэа" (Т-АЕ-26)

ТРСБ "Килауэа" (Т-АЕ-26) был затоплен в 2012 году в ходе учебных стрельб в рамках вышеупомянутых маневров, проводимых к северу от о. Кауаи (штат Гавайи). По нему была выпущена торпеда Мк 48 с ПЛ SSG-74 "Фарнкомб" (типа "Коллинз") ВМС Австралии. Вследствие полученных повреждений в средней части корпуса судно водоизмещением более 9 000 т раскололось пополам и затонуло в течение 40 мин.

В ходе тех же учений 17 июля 2012 года ПЛ "Виктория" (SSK-876) ВМС Канады потопила списанный многоцелевой транспорт снабжения "Конкорд" (T-AFS-5) торпедой Мк48. В результате прямого попадания судно полным водоизмещением 15 900 т получило серьезные повреждения и затонуло менее чем за 18 мин. На этих учениях был также расстрелян и потоплен в 63 милях юго-западнее о. Кауаи на глубине более 4,7 км ТРСБ "Ниагара Фоллс" (T-AFS-3).

По оценке военных экспертов Пентагона, использование списанных кораблей в качестве мишеней позволяет накопить статистические данные для оценки характеристик оружия. Кроме того, подобным образом обеспечивается экономия значительных денежных средств при реализации программ разработки морских систем ВВТ. В ходе экспериментов проводится оценка живучести кораблей и последствий воздействия оружия.

Например, самым крупнотоннажным кораблем ВМС США из затопленных во время испытаний живучести был АВМ "Америка" (типа "Китти Хок"), Авианосец полным водоизмещением 80 800 т вступил в строй в 1965 году; в 1996-м он должен был пройти модернизацию с целью продления срока службы до 2010 года, однако в результате снижения объемов финансирования в августе 1996-го был исключен из регистра и передан в резерв. После окончания срока нахождения в резерве корабль планировалось продать на лом. Оценочная стоимость утилизации АВМ на то время составила более 22 млн долларов.

Однако в 2005 году, несмотря на недовольство ветеранов, служивших на АВМ "Америка" и ходатайства об организации на нем музея, авианосец был выбран для проведения испытаний, имитирующих боевые повреждения подводной части корпуса. В результате была накоплена информация о поведении конструкции кораблей такого класса, которая поможет в проектировании авианосца нового поколения. После их проведения 14 мая 2005 года АВМ "Америка" был затоплен у побережья штата Северная Каролина на глубине 5 300 м путем открытия кингстонов.

DD-997 "Хэйлер"

В ходе трехдневных учений, проходивших 12-14 ноября 2004 года на удалении 300 миль от Восточного побережья США, в качестве цели был использован списанный после 20 лет службы ЭМ DD-997 "Хэйлер" (типа "Спрюенс"). 12-го числа он был расстрелян из 57-мм АУ "Бофорс" с фрегата FFG-332 "Виль Де Квебек" типа "Галифакс". На следующий день, 13 ноября, списанный корабль затопили на месте проведения маневров путем подрыва зарядов, предварительно заложенных саперами, которые были доставлены на эсминец вертолетом с УДК LHA-2 "Сайпан" (типа "Тарава") ВМС США, принимавшим участие в учениях.

ТДК LST-1185 "Скенектади"

В конце ноября того же года проводились учения "Резалтант фури", в ходе которых ВВС США испытали модернизированную управляемую авиационную бомбу (УАБ) семейства JDAM и УАБ с полуактивной лазерной головкой самонаведения GBU-10/BLU-109. Оба боеприпаса были сброшены на списанный ТДК LST-1185 "Скенектади" типа "Ньюпорт". В результате серьезных повреждений в районе ватерлинии корабль затонул через 1,5 ч.

В качестве альтернативного варианта списанные корабли могут затапливаться в заранее определенных местах для формирования искусственного рифа, создающего идеальные условия для обитателей морского дна с целью увеличения их популяции. В подобных случаях они проходят подготовку строго в соответствии с требованиями директив управления по охране окружающей среды США ЕРА (Environmental Protection Agency) от 1996 и 1999 годов, а в последующем затапливаются путем подрыва зарядов и не используются в качестве кораблей-мишеней.

Впервые в практике ВМС США решение о затоплении списанного корабля для формирования искусственного рифа было принято 25 ноября 2003 года. Тогда президент Дж. Буш подписал соответствующий законопроект. Как отмечалось ранее, ввиду резкого снижения численности корабельного состава американского флота в этот период времени количество выведенных из его состава кораблей, ожидающих утилизации, стало рекордным - свыше 150 единиц. Первым затопленным кораблем стал ранее выведенный из состава ВМС страны авианосец "Орискани" (типа "Хэнкок").

В течение 2004 года списанный корабль согласно требованиям управления по охране окружающей среды США проходил подготовку к затоплению в акватории порта Корпус-Кристи (Мексиканский залив). До мая 2006 года решались вопросы по планированию данного мероприятия, в том числе по утилизации около 340 кг полихлорированных бифенилов (синтетических, химически инертных и бионеразложимых токсичных соединений), содержащихся в изоляции кабельных трасс электроэнергетической системы корабля. 17 мая 2006 года специалисты из саперного подразделения ВМС установили заряды общей массой около 230 кг в машинном отделении авианосца в районе трубопроводов забортной воды. После подрыва зарядов корабль водоизмещением более 30 000 т через 37 мин затонул на глубине 64 м в Мексиканском заливе.

В начале 2012 года командование ВМС США планировало в течение следующих пяти лет затопить четыре корабля, выведенных из состава флота ранее 2013 года. Однако три из них ("Килауэа", "Конкорд" и "Ниагара Фоллс") были затоплены уже в ходе учений многонациональных ВМС "Римпак-2012" (июль-август 2012-го) во время практических торпедных стрельб (см. табл. 2).

Начиная с 2005-го количество затапливаемых кораблей сократилось с пяти-шести в год до одного-двух, а в некоторые годы до нулевой отметки. С целью экономии денежных средств, выделяемых на поддержание состояния списанных кораблей, предназначенных для затопления, командование ВМС пересматривает их статус, чтобы отправить их на разборку, в том случае если затопление кораблей в ближайшее время не предвидится.

Разборка и утилизация. Если же дальнейшая эксплуатация выведенных из состава ВМС кораблей невозможна, продажа их за рубеж либо безвозмездная передача в качестве музея или мемориала маловероятна и при этом они не востребованы в качестве кораблей-мишеней, а также не предполагается их затопление для формирования искусственного рифа, такие корабли подлежат разборке и дальнейшей утилизации. Списанные НК и ПЛ с ЯЭУ подлежат обязательной утилизации на специализированных предприятиях.

В течение следующих пяти лет командование ВМС США планирует утилизировать 13 кораблей, выведенных из состава флота ранее 2013 года. Конкретная дата утилизации списанных кораблей еще не определена, так как зависит от  множества факторов, таких как: дислокация корабля, время на очистку корпуса, транспортировку к месту разборки, на демонтаж систем и механизмов, пригодных для использования, а также на возможный пересмотр статуса корабля; доступность денежных средств, предназначенных для утилизации.

Процесс утилизации кораблей с ЯЭУ более сложен и требует особого контроля. В ходе разборки компоненты установки таких кораблей подлежат захоронению. В г. Ханфорд (штат Вашингтон) расположено хранилище ядерных отходов, где размещаются в том числе реакторы списанных атомных надводных кораблей и подводных лодок. В котловане № 94 хранятся реакторы ПЛА типов "Лос-Анджелес", "Скип Джэк", "Пермит", "Стёржен" и других выведенных ранее из состава подводного флота страны ПЛА, а также атомных крейсеров УРО типов "Виргиния" и "Калифорния". Всего в 2009 году в ней насчитывалось 120 контейнеров с активной зоной реакторов разобранных кораблей американского флота.

Командование ВМС США в конце 2011 года завершило предварительный этап планирования мероприятий по выводу из состава флота и дальнейшей разборке и утилизации достигшего предельного срока эксплуатации АВМА "Энтерпрайз" (CVN-65, ВМБ Норфолк, штат Виргиния) и приступило к согласованию варианта захоронения реакторной установки на своей территории. "Энтерпрайз" является первым атомным авианесущим кораблем ВМС страны (принят на вооружение в 1961 году). На момент вывода из состава флота срок службы авианосца превысил 51 год, и в связи с этим его дальнейшая эксплуатация была признана нерентабельной, особенно с учетом успешной реализации программы CVN-21, в рамках которой ведется строительство серии АВМА нового поколения - типа "Джеральд Форд".

АВМА "Энтерпрайз" был выведен из боевого состава ВМС в декабре 2012 года, а в 2013-м предусмотрена его постановка в сухой док на судоверфи компании "Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг" (штат Виргиния) для проведения работ по демонтажу вооружения, оборудования и корабельных систем. Работы по извлечению активной зоны ядерного реактора намечено провести на том же предприятии в 2017-2018 годах. При этом ядерное топливо планируется использовать для научных целей в национальной лаборатории (штат Айдахо). В дальнейшем будет произведена буксировка корабля на судоверфь компании "Пьюджет-Саунд нейвэл шипъярд" ПБ Бремертон (штат Вашингтон), где предполагается провести мероприятия по разделению и извлечению восьми реакторных отсеков главной энергетической установки АВМА. После обследования и проведения соответствующих подготовительных работ их намечено перевезти баржей из ПБ Бремертон вдоль Западного побережья Соединенных Штатов до устья р, Колумбия и далее до хранилища ядерных отходов в г. Хан-форд. Захоронение реакторных отсеков планируется осуществить не ранее 2023 года.

Таким образом, проблема утилизации выслуживших свой срок кораблей в ВМС США решается в основном посредством затопления старых кораблей в ходе учений преимущественно на большой глубине и значительном удалении от берега, а также с целью формирования искусственных рифов. Пришедшие в негодность и списанные НК и ПЛ с ядерными энергетическими установками подлежат разборке и утилизации, а элементы их ЯЭУ складируются в хранилище ядерных отходов.

Таблица 1 Корабли, планируемые к выводу из состава  ВМС США в период с 2013 по 2017 год

Тип корабля Название  Год вступления встрой Возраст, лет Способ вывода из состава ВМС

2013 год

АВМА "Энтерпрайз" (CVN-65) Ноябрь 1961 51 Разборка
ФР УРО типа "Перри" "Андервуд"{FFG-36) Январь 1983 30 Продажа за рубеж
"Куртис" (FFG-38) Октябрь 1983 30
"Клакринг" (FFG-42) Август 1983 30
"Рубен Джеймс" (FFG-57) Март 1986 27
"Кзрр" (FFG-52) Июль 1985 28
КР УРО типа  "Тикондерога" "Коупенс" (CG-63) Март 1991 22 Вывод в резерв
"Aнцио" (CG-68) Май 1992 21
"Bиксбург" (CG-69) Ноябрь 1992 21
"Порт-Ройал"{CG-73) Июль 1994 19

2014 год

ДВВД типа "Остин" "Денвер" (LPD-9) Октябрь 1968 46 Вывод в резерв
ДТД типа "Уидби-Айленд" "Уидби-Айленд" (LSD-41) Февраль 1985 29
"Тортуга" (LSD-46) Ноябрь 1990 24
ФР УРО типа "Перри" "Хэлибартон" (FFG-40) Январь 1984 30 Продажа за рубеж
"Мак-Класки" (FFG-41) Декабрь 1983 31
"Тэч" (FFG-43) Март 1984 30
"Де Уэрт" (FFG-45) Ноябрь 1983 31
"Ренц" (FFG-46) Июнь 1984 30
"Николас" (FFG-47) Март 1984 30
"Роберт Брэдли" (FFG-49) Август 1984 30
КР УРО типа "Тикондерога" "Геттисберг" (CG-64) Июнь 1991 23  Вывод в резерв
"Чохсин" (CG-65) Январь 1991 23
"Хью-Сити" (CG-66) Сентябрь 1991 23
ПЛА типа "Лос-Анджелес" "Даллас" (SSN-700) Июль 1981 33 Разборка

2015 год

УДК типа "Тарава" "Пелелью" (LHA-5) Май 1980 35 Вывод в резерв
ТРСБ типа "Килауза" "Флинт" (Т-АЕ-32) Ноябрь 1971 44 Разборка
ФР УРО типа "Перри" "Тэйлор" (FFG-50) Декабрь 1984 31 Продажа за рубеж
"Гори" (FFG-51) Ноябрь 1984 31
"Форд" (FFG-54) Июнь 1985 30
"Элрод" (FFG-55) Июнь 1985 30
"Симпсон" (FFG-56} Ноябрь 1985 30
"Бакдегрифт" (FFG-48) Ноябрь 1984 31
"Самуэль Робертс" (FFG-58) Апрель 1986 29
ПЛА типа "Лос-Анджелес" "Ла Холья" (SSN-701) Октябрь 1981 34 Переоборудование в УТК
"Сити Корпус-Кристи" (SSN-705) Январь 1983 32 Разборка

2016 год

ПЛА типа "Лос-Анджелес" "Альбукерке" (SSN-706) Май 1983 33 Разборка
"Хьюстон" (SSN-713) Сентябрь 1982 34
ДВКД типа "Остин" "Понсе" (AFSB-1) Июль 1971 45 Вывод в резерв

2017 год

ТН типа "Генри Кайзер" "Генри Кайзер" (Т-АО-187) Декабрь 1986 51 Разборка
"Джошуа Хэмфрс" (Т-АО-188) Апрель 1987 30
ФР УРО типа "Перри" "Кэффман" (FFG-59) Февраль 1987 30 Продажа за рубеж
"Родней Дейвис" (FFG-60) Май 1987 30
ПЛА типа "Лос-Анджелес" "Норфолк" (SSN-714) Май 1983 34 Разборка
"Бремертон" (SSN-698) Март 1981 36  
"Джэксонвил" (SSN-699) Май 1981 36  
"Сан-Франциско" (SSN-711) Апрель 1981 36 Переоборудование в УТК
"Буффало" (SSN-715) Ноябрь 1983 34 Разборка

 

 

Таблица 2 Корабли, планируемые к затоплению в период с 2013 по 2017 год ,
Тип корабля Название
ТРС тига "Марс" "Ниагара Фоллс" (T-AFS-3)
  "Конкорд" (T-AFS-5)
ТРСБ типа "Килауэа" "Килауза" (Т-АЕ-26)
Корабль управления {переоборудованный ДВКД типа "Остин") "Коронадо" (AGF-11)

Таблица 3 Корабли, планируемые к утилизации (разборка) в период с 2013 по 2017 год

Тип корабля Название
КР УРО типа "Тикондерога" "Томас Гейтс" (CG-51)
"Йорктаун" (CG-48)
"Джарет" (FFG-33)
ФР УРО типа "Перри" "Хэвес" (FFG-53)
"Дойл" (FFG-39)
"Огден" (LPD-5)
ДВКД типа "Остин" "Дулут" (LPD-6)
  "Шривпорт" (LPD-12)
АВМ типа "Китти Хок" "Констелэйшн" (CV-64)
АВМ типа "Форрестол" "Индепенденс" (CV-62)
"Форрестол" (AVT-59)
ТЩ типа "Оспрей" "Робин" (МНС-54)
ТРСБ типа "Килауза" "Шаста" (Т-АЕ-33)

Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №10. - С.71-81

 

 

 

Категория: ВМС общие вопросы | Добавил: pentagonus (22.05.2014) | Автор: Капитан 2 ранга Д. Василевский

Просмотров: 3505 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов