Основные направления развития систем противоторпедной защиты в ВМС ведущих стран НАТО Капитан 1 ранга И. Белоусов В ведущих странах НАТО значительное внимание уделяется развитию сил и средств противолодочной обороны корабельных группировок ВМС, а также обеспечению высокой боевой устойчивости строящихся и разрабатываемых подводных лодок (ПЛ). Важным направлением работ в этой области является создание систем противоторпедной защиты (ПТЗ) и средств гидроакустического противодействия (ГПД), позволяющих кораблям эффективно уклоняться от атак противника с применением самонаводящихся торпед. Существующие торпеды являются высокоточным и быстродействующим видом оружия, характеризующимся большой дальностью действия, высокой чувствительностью систем наведения на цель, значительными информационно-вычислительными ресурсами с расширенными функционально-логическими возможностями. Эти свойства данного вида оружия позволяют существенно расширить набор способов и тактических приемов их применения. Несмотря на активные исследования в области создания и применения средств гидроакустического противодействия и противоторпедной защиты, до настоящего времени среди зарубежных специалистов не существует единого подхода и видения действительно высокоэффективной системы ПТЗ. Кроме того, постоянное расширение возможностей систем наведения торпед снижает эффективность применения средств ГПД, что обуславливает необходимость их совершенствования. Вместе с тем, согласно оценкам иностранных экспертов, из-за технических и физических особенностей применение средств ГПД наиболее обосновано против торпед с акустическими системами самонаведения (АССН). При использовании торпед с другими системами наведения (например, самонаводящихся по кильватерному следу) или относительно простых тактических приемов, основывающихся на случайном и программном выборе моделей поиска и атаки, эффективность применения средств ГПД значительно снижается. Результаты комплексных исследований, выполненных в последнее десятилетие, показывают, что только применение средств поражения (противоторпеды, реактивные глубинные бомбы) против атакующих торпед разного типа обеспечивает требуемый уровень защищенности кораблей. Поэтому основные усилия специалистов ведущих морских держав сосредоточены в области создания перспективного противоторпедного оружия. В целях лучшего понимания оперативно-тактических и технических проблем, связанных с разработкой перспективных систем ПТЗ, необходимо комплексно учитывать сценарии боевого применения торпедного оружия и этих систем. В общем случае применение средств ПТЗ осуществляется в следующей последовательности: выявление признаков применения торпед на основе гидроакустического и визуального наблюдения; классификация контактов и распознавание атакующих торпед; выполнение маневра уклонения и противодействия в случае подтверждения угрозы торпедной атаки. Степень полноты и достоверности информации о характере опасности, прежде всего о типе атакующей торпеды, дистанции до нее и параметрах ее движения, во многом определяет выбор средств и мер защиты, оперативность и последовательность предпринимаемых действий. За небольшим исключением существующие рекомендации и сценарии применения торпедного оружия и соответственно средств противодействия были разработаны и рассматривались применительно к океанским или морским операционным зонам с большими глубинами. Однако произошедшие за последнее десятилетие изменения в военно-стратегической обстановке обусловили перемещение активных действий на море в прибрежные зоны с малыми и сверхмалыми глубинами. Своевременное обнаружение идущих торпед всегда является непростой задачей в любых, даже самых благоприятных условиях обстановки. А в сложных гидрологических и акустических условиях прибрежных районов она становится вообще трудно выполнимой. Кроме того, специфика и эффективность систем противоторпедной защиты подводных лодок (ПЛ) и надводных кораблей (НК) во многом определяются особенностями применяемых против них боевых средств. Способы их наведения и принципы поражения отличаются, как и сам характер проведения атаки надводного корабля или ПЛ. Это обуславливает и некоторые различия в оперативно-технических требованиях к создаваемым для надводных кораблей и подводных лодок системам ПТЗ. В части сценариев противолодочных действий для ПЛ рассматривается вариант применения малогабаритных торпед с борта самолетов и вертолетов базовой патрульной или корабельной противолодочной авиации с дистанции, не превышающей несколько сотен метров до атакуемой лодки. Сразу после приводнения торпеды начинается программно-управляемый поиск цели в активном режиме. При обнаружении цели торпеда, как правило, увеличивает скорость хода до максимально возможной и изменяет траекторию движения в соответствии с выбранной моделью наведения и атаки. В случае потери цели или промаха практически все малогабаритные торпеды имеют возможность выполнения повторного поиска и атаки. При этом осуществляется адаптивное (в зависимости от накопленной о цели и окружающей среде информации) программное управление формированием излучаемых и обработкой принимаемых сигналов. В целях снижения риска обнаружения лодка вынуждена двигаться со скоростью малого или самого малого хода (4-6 уз), используя свои гидроакустические средства исключительно в пассивном режиме. Время ответной реакции средств противодействия подводной лодки при внезапном обнаружении атакующей малогабаритной торпеды не превышает 1 мин. Крупногабаритные торпеды применяются против ПЛ с борта другой лодки с больших дистанций. Поскольку переключение АССН малошумной торпеды на активный режим производится только по команде дистанционного управления или, в случае программно-управляемого поиска, бортовой ЭВМ, а также при обнаружении (захвате) цели, выявление факта атаки также затруднено и происходит на очень малых дистанциях. Тактико-технические характеристики крупногабаритных торпед могут различаться. Современные торпеды этого типа, как и малогабаритные, могут двигаться с переменной скоростью, в том числе с очень высокой на конечном участке дистанции атаки. Они оснащены АССН, работающими в активном, пассивном или комбинированном режиме с многолучевой характеристикой направленности акустических фазированных антенных решеток (ФАР). При использовании большинства крупногабаритных торпед предусматривается применение телеуправления по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС) либо по проводам, что обеспечивает значительное повышение надежности и точности наведения на цель даже в условиях интенсивного противодействия. В целом сценарий противоторпедной защиты подводных лодок характеризуется следующими особенностями: Согласно оценкам иностранных специалистов, усилия по совершенствованию противоторпедной защиты подводных лодок должны сосредоточиться в следующих четырех областях технологий: Кроме того, особое внимание должно быть уделено созданию эффективных средств поражения (противоторпед). Для надводных кораблей угрозу представляют крупногабаритные торпеды всех типов, в том числе прямоходные (применяемые одиночно или в залпе), телеуправляемые по ВОЛС либо по проводам, а также самонаводящиеся по кильватерному следу. Существующие торпеды используются с больших дистанций, движутся с переменной скоростью и оснащены АССН, работающими в активном, пассивном или комбинированном режиме с многолучевой характеристикой направленности акустических ФАР. Для обнаружения современных малошумных торпед надводные корабли вынуждены применять активные акустические системы. В связи с возможностью обнаружения торпед со значительной разницей по дистанции и, соответственно, по времени принятия мер противодействия система ПТЗ НК должна носить комплексный характер и включать весь набор средств и мероприятий защиты. При этом, чем раньше будет обнаружена торпеда, тем выше будет эффективность системы ПТЗ. Так, в настоящее время в США и Великобритании активизированы работы по созданию комплексной автоматизированной системы противоторпедной защиты надводных кораблей. Основным предназначением данной системы станет выполнение в автоматическом режиме следующих процессов: обнаружение, классификация и определение в каждый текущий момент времени места, траектории и элементов движения торпед; выработка сигнала тревоги (предупреждения) о торпедной атаке, тактических решений и команд на применение средств гидроакустического противодействия и выполнение кораблем маневра уклонения. Необходимость создания такой системы обусловлена главным образом недостаточной эффективностью существующих средств гидроакустического противодействия при борьбе в первую очередь с торпедами, самонаводящимися по кильватерному следу. Американские надводные корабли в массовом порядке (поставлено около 200 комплектов) оснащаются разработанной фирмой «Аргон СТ» модернизированной системой ПТЗ AN/SLQ-25 «Никси». Она предназначена для классификации и определения параметров движения атакующих торпед, обнаруженных корабельными гидроакустическими комплексами, а также для выработки рекомендаций по применению буксируемых, выставляемых активных и пассивных средств гидроакустического противодействия. Комплект аппаратуры системы включает в свой состав: корабельный программируемый генератор управляющих сигналов; два 185-мм буксируемых отводителя торпед ТВ-14В с акустическими резонаторами, имитирующими первичное гидроакустическое поле корабля, и соленоидами, регулирующими время срабатывания неконтактного электромагнитного взрывателя торпеды, находящейся в зоне их действия; шестиствольные 130-мм пусковые установки Мк 36 для стрельбы средствами ГПД; автоматизированные средства управления на посту оператора; устройство RL 272С постановки и выборки буксируемых приборов. Отводитель торпед ТВ-14В имеет следующие технические характеристики: масса 26,3 кг, длина 1,2 м, диапазон рабочих частот 20-80 кГц, скорость буксировки до 25 уз, длина волоконно-оптического кабеля 410 м. В целях обеспечения возможности применения системы в районах с малыми глубинами в 2007 году с фирмой-разработчицей был заключен контракт (на сумму 5,3 млн долларов), предусматривающий создание нового программного блока и усовершенствование устройства постановки-выборки. Благодаря использованию отработанных технологий двойного назначения обновленная система AN/SLQ-25D отличается от базового образца сниженной (с 936 до 700 тыс. долларов) стоимостью производств полного комплекта оборудования. Система принята на вооружение в 2009 году. Наряду с этим в США ведутся работы по созданию системы активной противоторпедной защиты AN/WSQ-11, которая должна обеспечить не только подавление устройств самонаведения, но и поражение торпед (противоторпедами на дистанции от 100 до 2 000 м). Разработчики предусматривают включение аппаратуры ПТЗ в контур самообороны автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) корабля, что позволит значительно сократить время реакции на торпедную атаку противника. Малогабаритную противоторпеду (калибр 152 мм, длина 2,7 м, масса 90 кг, дальность хода 2-3 км), оснащенную паротурбинной энерго-силовой установкой замкнутого цикла с турбонасосным движителем, разрабатывает в рамках программы ССАТ (Canistered Countermeasure Anti-torpedo Torpedo) НИЦ подводных систем оружия ВМС США (г. Ньюпорт, штат Род-Айленд) совместно с лабораторией прикладных исследований Пенсильванского университета. С 2004 года проводятся натурные испытания опытных образцов (изготовлено около 30 единиц), в ходе которых оцениваются алгоритмы адаптивного анализа поступающей информации, применяемые в системе ПТЗ для выработки данных стрельбы, обработки отраженных от цели сигналов и функционирования предохранительно-исполнительного механизма взрывателя, а также способы обеспечения высокой разрешающей способности акустической системы самонаведения по дальности и направленности. В 2007 году на эти работы было затрачено более 40 млн долларов, в 2008-м - около 16 млн. Принятие противоторпеды на вооружение ожидается в 2012 году. Перспективным направлением исследований в интересах повышения боевой эффективности противоторпеды считается увеличение ее скорости хода за счет использования эффекта суперкавитации. Работы в данной области ведутся на базе специально созданного испытательного полигона центра подводного оружия ВМС (г. Хэмптон, штат Виргиния) с использованием физических моделей. Согласно предъявляемым требованиям суперкавитирующая противоторпеда должна иметь скорость хода более 200 уз и дальность 3-4 км. Кроме того, для системы ПТЗ AN/WSQ-11 при участии британской фирмы «Ультра электронике» разрабатывается гидроакустическая станция переменной глубины буксировки, применение которой позволит повысить возможности по определению дистанции до цели и снизить вероятность ложных срабатываний. Испытательной платформой системы служит десантно-вертолетный корабль-док «Кливленд» (LPD-7) типа «Остин». Принятие ее на вооружение ВМС США намечено на 2011 год. В связи с отказом министерства обороны США финансировать дальнейшую совместную англо-американскую программу НИОКР по ПТЗ было принято решение о продолжении исследований в этой области каждой из стран самостоятельно. В целях снижения уровня затрат и сокращения сроков работ предполагается проводить их на конкурсной основе с учетом технических наработок, полученных в рамках предыдущей совместной программы. В Великобритании осуществляется замена устаревших систем ПТЗ типов 182 и G-738 новой - SSTD 2170 (разработчик -фирма «Ультра электронике»). Ее особенностью являются буксируемые при помощи волоконно-оптического кабеля (длина 600 м) протяженная антенна и имитатор шума, отстоящие друг от друга на расстоянии 100 м. Средства ГПД применяются из двух расположенных побортно стационарных 123-мм восьмитрубных пусковых установок с пневматической системой стрельбы (максимальная дальность стрельбы 40 м). Прибор начинает работать примерно через 10 с после отстрела . Британским ВМС в настоящее время поставлены 16 комплектов новой системы. К 2015 году ее предполагается установить на 65 кораблях и судах. Стоимость одного комплекта 1,13 млн долларов. Данную систему (экспортный вариант «Си Сентор») в соответствии с контрактом на сумму 4 млн долларов планируется продать ВМС Турции для строящегося головного корвета типа «Хейбелиада». В перспективе могут быть заказаны еще 11 комплектов аппаратуры для оснащения остальных кораблей этого типа. На вооружении французских кораблей находится разработанная фирмой DCNS система ПТЗ «Контральто-В». В ее состав входят две размещаемые побортно ПУ, из которых осуществляется запуск дрейфующих и самоходных приборов ГПД. В зависимости от параметров движения обнаруженных торпед система вырабатывает рекомендации на выполнение маневра уклонения, а также вариант применения выставляемых средств противодействия, включая их количество и последовательность пуска. Считается, что для гарантированного увода атакующей торпеды необходимо комплексное применение не менее шести приборов ГПД (три каждого типа). Французский атомный многоцелевой авианосец «Шарль де Голль», легкие авианосцы ВМС Италии «Джузеппе Гарибальди» и «Конти ди Кавур» оснащены системой ПТЗ SLAT, созданной франко-итальянским консорциумом «Еврослат». В перспективе ее планируется установить также на фрегатах, строящихся по программе «Горизонт». Основными элементами системы являются протяженная буксируемая антенна, излучающая часть которой состоит из 42 элементов, формирующих многолучевую (100 лучей) круговую диаграмму направленности, а также два устанавливаемых побортно поворотных 12-трубных аппарата. Время их приведения в готовность к стрельбе не превышает 5 с. В каждой ПУ размещаются как самоходные, так и дрейфующие 127-мм приборы ГПД «Спартакус» . В соответствии с современными тенденциями оснащения боевых кораблей активными системами ПТЗ франко-итальянский консорциум «Евроторп» разработал противоторпеду на базе существующей 324-мм торпеды MU-90 «Импакт». Благодаря использованию электрической силовой установки, сравнимой по мощности (120 л. с.) с современными американскими тепловыми торпедами при значительно более низком уровне собственных шумов, обеспечивается дальность хода до 25 км при скорости до 53 уз (глубина хода 3-1 000 м). Противоторпеда MU-90HK может применяться при волнении моря до 6 баллов (глубина в точке пуска должна составлять не менее 20-25 м). Бортовая система управления обеспечивает высокую точность наведения противоторпеды (с угловой скоростью разворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях 95-98 град/с) при активном маневрировании цели. По оценкам разработчиков, при подрыве БЧ массой около 32 кг гарантированное поражение атакующей торпеды достигается на расстоянии до 8 м от эпицентра взрыва. Германские специалисты фирмы «Атлас электроник» ведут разработку системы ПТЗ НК «Си Слайдер», обеспечивающей не только постановку помех, но и поражение торпед на дистанции от 100 до 2 000 м малогабаритной 210-мм противоторпедой, имеющей длину 1,9 м и массу 115 кг . В настоящее время работы сосредоточены на совершенствовании ее силовой установки, основным элементом которой станет твердотопливный ракетный двигатель, а также на повышении помехозащищенности акустической активно-пассивной системы самонаведения. Согласно требованиям заказчиков от ВМС Германии вероятность поражения 533-мм торпеды одной противоторпедой должна составлять не менее 0,9. Процесс управления стрельбой в системе будет полностью автоматизирован, что обеспечит значительное сокращение времени реакции после выдачи данных целеуказания. Экспериментальный образец системы ПТЗ «Си Спайдер» уже проходит морские испытания, а принятие ее на вооружение германских ВМС ожидается в 2010 году. Фирмы «Диль» и «Атлас электроник» прорабатывают также вариант использования в системах активной противоторпедной защиты надводных кораблей управляемой подводной ракеты «Барракуда». Оснащенная малогабаритным твердотопливным ракетным двигателем, она должна обладать скоростью хода более 200 уз и высокой маневренностью (при максимальной скорости хода время полной ее циркуляции составит 3,6 с, а диаметр циркуляции -120 м). По оценкам германских разработчиков, поражение цели обеспечивается на дистанции от 100 до 2 000 м. Бортовая аппаратура включает инерциальную систему управления (разрабатывается с использованием технологии микроэлектронных машинных систем с волоконно-оптическими гироскопами) и акустическую систему самонаведения (дальность обнаружения 533-мм торпеды около 200 м), антенная решетка которой размещена в коническом обтекателе (кавитаторе). В целом оснащение ускоренными темпами надводных кораблей ВМС стран НАТО новыми системами ПТЗ во многом обусловлено принятием на вооружение флотов ряда государств современного высокоэффективного торпедного оружия с адаптивными помехозащищенными пассивно-активными устройствами самонаведения. Считается, что наиболее эффективным способом защиты от атакующих торпед является сочетание маневра уклонения и комплексного применения средств ГПД и противоторпед. На вооружении американских многоцелевых ПЛА типа «Лос-Анджелес» имеется система противоторпедной защиты CSA Мк 2 мод. 2. В ее состав входят 14 забортных неперезаряжаемых ПУ калибра 152 мм и одна перезаряжаемая, предназначенные для применения приборов гидроакустического противодействия (ГПД) Мк 2 мод. 3, Мк 3 мод. 1 и Мк 4 мод. 1 (разработка фирмы «Ультра электронике оушен системз»). Для ПЛА типа «Сивулф» разработана система ПТЗ CSA Мк 3, отличающаяся от базовой модификации количеством забортных ПУ (16 единиц). Принцип действия приборов ГПД Мк 2 и Мк 3 заключается в генерировании мощного акустического сигнала в полосе рабочих частот акустической системы самонаведения атакующих торпед и создании в зависимости от установленного режима работы прицельных по частоте или заградительных широкополосных помех. Прибор Мк 4 обеспечивает обработку импульсов от гидролокационной станции противника и выработку ответного сигнала, имитирующего ПЛ. Атомные ракетные подводные лодки с БРПЛ типа «Огайо» оснащены системой противоторпедной защиты CSA Мк 2 мод. 0, интегрированной в систему управления торпедной стрельбой Мк 118. Система ПТЗ обеспечивает применение приборов ГПД калибров 76,2 и 152 мм из восьми забортных ПУ (размещены в надстройке легкого корпуса в районе ограждения выдвижных устройств и в кормовой части), а также самоходных имитаторов подводной лодки Мк 70 MOSS (Mobile Submarine Simulator). Имитаторы (диаметр 254 мм, длина 3,2 м, масса 450 кг) оборудованы энергосиловой установкой с аккумуляторной батареей, аппаратурой и органами управления, позволяющими осуществлять маневр по заданной программе. Для стрельбы из 533-мм торпедных аппаратов используется транспортно-пусковой контейнер Мк 136, рассчитанный на два прибора. До конца 1990-х годов основной вариант типовой загрузки ПЛАРБ, выходящей на боевое патрулирование, предусматривал размещение на борту шести самоходных имитаторов и двух контейнеров. В настоящее время они сняты с вооружения и заскладированы в количестве около 310 единиц (база хранения и обслуживания подводного оружия Кипорт, штат Вашингтон). Строящиеся ПЛА типа «Виргиния» оснащаются новой системой ПТЗ SDWS (AN/WLY-1). По оценкам американских специалистов, она обеспечивает заблаговременное обнаружение атакующих торпед путем обработки данных о подводной обстановке, поступающих от сферической, бортовых, линейной и буксируемой антенн гидроакустического комплекса, а также применение активных и пассивных средств ГПД. Для их выстреливания используются одна перезаряжаемая установка калибра 76,2 мм и 14 неперезаряжаемых 152-мм ПУ, расположенных в межкорпусном пространстве в районе кормовых цистерн главного балласта. В отличие от состоящих на вооружении систем с пусковыми установками, использующими газогенераторы, которые характеризуются повышенной шумностью при срабатывании, в новой системе применяются ПУ с электромагнитными пусковыми устройствами. В Великобритании ведется разработка систем ПТЗ, обеспечивающих комплексное применение самоходных и дрейфующих приборов гидроакустического противодействия разного типа. Многоцелевые атомные подводные лодки британских ВМС типов «Трафальгар» и «Эстьют» оснащаются системой противоторпедной защиты SAWCS фирмы «БАэ системз». В зависимости от характера обнаруженных целей и параметров их движения она вырабатывает рекомендации по выполнению маневра уклонения, а также по применению выставляемых активных и пассивных средств противодействия, рассчитывает их количество и последовательность пуска. После подтверждения выработанного варианта средства ГПД выставляются в автоматическом режиме. Для повышения эффективности предпринимаемых мер противодействия в состав системы SAWCS включены 127-мм самоходные имитаторы 2071 и 200, а также 102-мм дрейфующие приборы помех 2066 («Бэндфиш»), 101 и 102. Для применения 102-мм средств сериями из четырех-шести приборов используются как размещаемые в межкорпусном пространстве пусковые установки, так и универсальные перезаряжаемые устройства постановки помех и связных буев, расположенные в носовом и кормовом отсеках лодки. На новых ПЛА типа «Эстьют» по сравнению с лодками типа «Трафальгар» количество забортных установок увеличено более чем в 4 раза и составляет 20 единиц. Они размещаются побортно в кормовой надстройке легкого корпуса лодки. На вооружении французских ПЛАРБ типа «Триумфан», ПЛА типов «Аметист/Рубис» и строящейся «Барракуда», а также экспортных дизель-электрических ПЛ типов «Аго-ста» и «Скорпен» находится разработанная фирмой DCNS система ПТЗ «Контральто-С». В ее состав входят до 18 ПУ (размещаются в ограждении выдвижных устройств и кормовой надстройке легкого корпуса), предназначенных для пуска дрейфующих средств ГПД «Кэнтоу» и самоходных «Сим-фоник». По оценкам французских специалистов, для гарантированного увода атакующей торпеды необходимо комплексное применение не менее шести таких приборов (три ГПД каждого типа). В Германии работы в этой области ведутся в рамках программы создания средств самообороны для лодок проектов 212А, 212Б, 214 и 209. Фирма «Ховальдсверке дойче верфт» совместно с итальянской «Уайтхед аления» разработала систему противоторпедной защиты CIRCE (Containerised Integrated Reaction Countermeasure Effectors). От подобных систем других стран она отличается модульным исполнением забортных ПУ приборов ГПД. Данная система является элементом контура самообороны АСБУ подводной лодки. Дрейфующие (длина 1 125 мм, диаметр 123,8 мм, масса 5,5 кг) и самоходные (900 мм, 123,8 мм, 10,2 кг) приборы гидроакустического противодействия размещаются в пусковых трубах калибра 127 мм, оснащенных гидравлическими аккумуляторами давления . Четыре выдвижных модуля (по 10 пусковых труб с четырьмя самоходными и шестью дрейфующими приборами) устанавливаются в межкорпусном пространстве носовой надстройки ПЛ - два с каждого борта . Время их приведения в готовность к пуску не превышает 2 с. По оценкам разработчиков, система обеспечивает срыв наведения двух атакующих торпед при комплексном применении 10 приборов ГПД. В целом планы ВМС США и ведущих европейских стран НА ТО по оснащению подводных лодок новыми системами противоторпедной защиты реализуются с учетом широкого распространения на мировом рынке вооружений торпедного оружия, отвечающего современным требованиям по помехозащищенности и гарантированным обнаружению, выбору и захвату цели на фоне искусственных помех. На современном этапе повышение эффективности применения систем ПТЗ ожидается в основном за счет существенного увеличения количества забортных пусковых установок (до 40 единиц), комплексного применения активных и пассивных средств ГПД (от шести до десяти приборов в залпе), а в перспективе также и противоторпед. Зарубежное военное обозрение №11 2009 С. 73-81 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 16750 | | |
Всего комментариев: 0 | |