search
menu
person

NEWS AND UDATES


Основные направления развития средств воздушно-космического нападения США и НАТО ч1 (2015)

Основные направления развития средств воздушно-космического нападения США и НАТО

Я. Мельник

В XXI веке акценты вооруженной борьбы смещаются в воздушно-космическую и информационную сферы. Боевые действия в военных конфликтах последних десятилетий свидетельствуют о решающем значении средств воздушного нападения на ход и исход военного конфликта.

Военно-политическое руководство ведущих зарубежных стран делает главную ставку на завоевание господства в воздухе и космосе, проведение в самом начале войны массированных воздушно-космических операций с нанесением ударов по стратегическим и жизненно важным объектам по всей глубине РФ и поэтому уделяет повышенное внимание разработке и созданию перспективных средств воздушно-космического нападения (СВКН) и обороны (СВКО).

Анализ положений концептуальных документов, определяющих перспективы дальнейшего развития вооруженных сил США и НАТО, боевого применения ВВС в локальных войнах и военных конфликтах конца XX и начала XXI века убедительно показывает возрастание роли СВКН в вооруженной борьбе.

Перспективные СВКН будут представлены широким спектром образцов высокоточного оружия, к основным из которых относятся: баллистические, крылатые и управляемые ракеты классов "воздух - земля" и "воздух - воздух", а также перспективные "космос -земля", "космос - воздух", "космос -космос", в том числе гиперзвуковые, с дальностью стрельбы от сотен до тысяч километров; авиабомбы от малого до сверхбольшого калибра; авиационные кассеты; управляемые артиллерийские снаряды; автономные авиационные боеприпасы и другие.

Иностранные военные специалисты полагают, что ВВС уже давно способны самостоятельно решать стратегические задачи, а в современных условиях воздушно-космическая мощь является доминирующим элементом мощи вооруженных сил.

Аппараты, которые разрабатывались в США по различным гиперзвуковым программам: 1, 2 - варианты HCV; 3 - одноступенчатый космический самолет Х-30; 4,6-летающие лаборатории X-43D и Х-51А; 5 - боевая система HyperSoar
Концепция проекта ФАЛКОН; гиперзвуковой аппарат HCV взлетает с аэродрома на континентальной части США и производит пуск автономного снаряда CAV. После выполнения противоракетного маневра планирующий ГЛА сбрасывает суббоеприпасы, которые поражают цели

Материалы, опубликованные в открытой печати по созданию СВКН, позволяют сделать вывод о том, что военное руководство США и стран НАТО проявляет особую заинтересованность в разработке гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЛА), действующих как в воздушном, так и в космическом пространстве. В соответствии с принятой классификацией, к таковым относятся летательные аппараты со скоростью полета более М = 5.

В зарубежных СМИ отмечается, что НИОКР по созданию ГЛА с такими параметрами осуществляются Национальным управлением по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA - National Aeronautics and Space Administration, HACA), а также в рамках программ управления перспективных разработок и исследований МО США (DARPA - Defense Advanced Research Projects Agency, ДАРПА) в исследовательских лабораториях министерств ВВС, ВМС и СВ. Определенный интерес к таким разработкам проявляют Великобритания, Германия и Франция.

В некоторых случаях, учитывая значительную стоимость работ по созданию ГЛА, исследовательские и опытно-конструкторские работы выполняются совместно рядом государств.

Существующие программы по разработке ГЛА, в рамках которых получены наиболее существенные практические достижения, позволяют с учетом их характеристик определить основные типы, к которым можно отнести маневрирующие и управляемые боеголовки, гиперзвуковые крылатые ракеты, планирующие головные части (ПГЧ) и средства доставки, устанавливаемые на баллистических ракетах, БЛА различного назначения (разведывательные, ударные и др.).

По мнению зарубежных аналитиков наиболее перспективными СВКН будут гиперзвуковые крылатые ракеты, воздушно-космические самолеты и планирующие боеголовки.

В США основной концепцией, связанной с использованием ГЛА в качестве ударных средств, стала концепция "мгновенного глобального удара" (PGS - Prompt Global Strike). Генеральной задачей реализации данной концепции является обеспечение "возможности в течение 60 мин нанести удар практически по любой точке на поверхности Земли".

Кроме того, военно-промышленным комплексом США совместно с научно-исследовательскими центрами реализуются одобренные американским правительством широкомасштабные авиационно-космические программы, инициированные ДАРПА и проводимые им. Основные программы этого управления рассматриваются ниже:

Advanced Aerospace System Concepts (AASC) - перспективные космические технологии и системные решения. Программа предусматривает изучение и оценку разрабатываемых космических технологий на предмет использования в военных целях. Тематика варьируется от методов защиты от действий ПВО противника до новых типов стартовых систем и технологий, призванных повысить точность, дальность и поражающее действие оружия.

Hypersonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC) - концепция гиперзвукового воздушно-реактивного оружия. Программа предусматривает разработку и внедрение технологий, позволяющих существенно повысить показатели эффективности стратегического удара по надежно защищенным целям вероятного противника, включая скорость фронта ударной волны и бронепробиваемость. В рамках HAWC запланированы демонстрационные испытания новых образцов гиперзвукового реактивного оружия с существующих воздушных транспортных платформ.

Программа Tactical Boost Glide (TBD) предполагает создание гиперзвукового планирующего средства доставки полезной нагрузки воздушного или наземного базирования. Исследуются вопросы снижения аэродинамического сопротивления гиперзвуковых систем, в том числе для более эффективной интеграции с перспективными беспилотными летательными платформами и оптимизации систем запуска крылатых ракет и новых образцов вооружения.

16 апреля 2015 года управление ДАРПА заключило дополнительное соглашение к базовому контракту HR0011-14-С-0124 с корпорацией "Рейтеон" на выполнение конструкторских мероприятий программы TBG. В соответствии с контрактом Р00003 на сумму 20,49 млн долларов, компания продолжит реализацию программы разработки и проведения демонстрационных испытаний авиационного гиперзвукового боепри-паса тактической дальности. Работы должны быть завершены до середины 2016 года.

После заключения этого договора суммарный объем финансирования базового контракта достиг 25,4 млн долларов. При подписании соглашения фирме было перечислено 1,18 млн долларов, предусмотренных бюджетом 2014 финансового года по статье НИОКР.

14 мая 2015 года управлением перспективных исследований было заключено дополнительное соглашение к базовому контракту HR0011-14-C-0123 с корпорацией "Локхид-Мартин" на выполнение конструкторских мероприятий программы TBG.

В соответствии с контрактом Р00003 на сумму 19,5 млн долларов, компания продолжит реализацию программы разработки и проведения демонстрационных испытаний авиационного гиперзвукового боеприпаса тактической дальности. Работы должны быть завершены до середины 2016 года.

После подписания соглашения суммарный объем финансирования базового контракта достиг 24,4 млн долларов. При подписании соглашения фирме было перечислено 13,16 млн долларов предусмотренных бюджетом 2015 финансового года по статье НИОКР.

Experimental Spaceplane One (XS-1) предполагает создание экспериментального космоплана, предназначенного для вывода на низкую околоземную орбиту полезной нагрузки, а также для проведения экспериментов на гиперзвуковой скорости.

Данный ГЛА должен работать в условиях чрезвычайно больших перегрузок, летать в широком диапазоне высот, выдерживать высокую температуру и обеспечивать высокую маневренность на орбите. Создаваемый по программе автоматический аппарат должен удовлетворять следующим требованиям: развивать скорость до ЮМ; быть в состоянии совершить 10 полетов в течение 10 дней| доставлять полезную нагрузку массой до 2,3 т на низкую орбиту; взлетать и осуществлять горизонтально с обычного аэродрома.

Созданы три образца ГЛА Х-43 и проведены их летные испытания. Результаты испытаний Hyper 6Х были использованы в программе SED 6 WR (Scramjet Engine Demonstrator-WaveRider, "Вэйв-райдер"), действующей с 2003 года.

В рамках проекта NAI WaveRider (США) проводилась разработка гиперзвуковых крылатых ракет (ГКР)
Х-51А классов "воздух - земля" и "корабль - земля" и их элементов (RATTLRS/RTA - трансзвуковая ракета, HyFly - гиперзвуковой демонстратор, WaveRider - "волнолет" - демонстратор и другие) в интересах ВВС и ВМС США.

ГКР Х-51А представляет собой ракету, оснащенную гиперзвуковым воздушно-прямоточным реактивным двигателем (ГПВРД), которая способна осуществлять полет на дальность до 1 200 км со скоростью М = 6,5 на высоте 27-30 км. Известно, что фирмой "Боинг" для проведения летных испытаний изготовлено четыре демонстрационных аппарата.

1 мая 2013 года США осуществили запуск ракеты Х-51А с борта самолета В-52, вылетевшего с авиабазы Эдварде. Она достигла высоты 18 200 м, развив скорость, соответствующую М = 5,1. Полет продолжался в течение 6 мин. За это время ракета пролетела расстояние 426 км.

В ближайшей перспективе (до 2020 года) ожидается поступление на вооружение беспилотных сверхзвуковых (V = 2-4 М) и гиперзвуковых (V > 5М) ракет с дальностью полета до 1 500 км, а также создание планирующих головных частей с дальностью полета до 5 000 км. В дальнейшем (после 2030-2035 годов) предполагается создание воздушно-космических систем (ВКС), способных выводить полезную нагрузку на низкие околоземные орбиты.

Отрабатывается технология высокоточного управляемого боевого блока AHW (Advanced Hypersonic Weapon), являющаяся частью инициативы МО США "мгновенный глобальный удар". AHW является гиперзвуковым блоком конической формы с четырьмя аэродинамическими поверхностями. Заявлена возможность поражения целей боевыми частями в обычном снаряжении на дальности до 6 000 км за 30-35 мин с момента пуска. При этом ожидается, что круговое вероятное отклонение составит менее 10 м. Проведено два испытания, одно из которых признано успешным.

В соответствии с программой CAV (Common Aero Vehicle) изучалась возможность создания гиперзвукового планирующего средства доставки боевой нагрузки.
В рамках проекта ДАРПА ФАЛКОН (FALCON - Force Application and Launch from the CONtinental US) в интересах ВВС США продолжаются работы по созданию малогабаритной планирующей платформы CAV. Она должна представлять собой беспилотный планирующий гиперзвуковой управляемый летательный аппарат без двигателя с системой наведения, включающей КРНС "Навстар".

Этот ГЛА с высоким аэродинамическим качеством (К " 3) оснащается поворотными рулевыми поверхностями, обеспечивающими ему широкие возможности маневрирования. Аппарат должен стать носителем авиационных средств поражения обычного типа (бомб, боеприпасов или управляемых снарядов) и может запускаться с МБР или ГЛА различного типа.

До 2011 года в рамках программы ФАЛКОН активно прорабатывался проект неядерной стратегической ракеты (на базе снятой с вооружения МБР "Пискипер") с дальностью стрельбы до 16 000 км.

В ходе его реализации отрабатывался прототип аппарата CAV - экспериментальное гиперзвуковое средство доставки HTV-2.

В 2010 и 2011 годах проведены два летных испытания этого аппарата с использованием ракеты-носителя "Минотавр-4". В ходе них были вскрыты серьезные недостатки технической концепции данного ГЛА. Вследствие этого финансирование работ в данной области было существенно сокращено, а дальнейшие испытания аппарата HTV-2 не планируются.

Гиперзвуковым демонстратором уровня летающей лаборатории должен был стать многоразовый ударный ГЛА HTV-3X, в уменьшенном масштабе воспроизводящий аппарат HTV-3, который, в свою очередь, рассматривался как прототип разведывательно-ударной системы глобальной дальности HCV. Проекты по созданию и исследованию технологий таких средств существуют и в других странах НАТО: Великобритании, Германии и Франции.

22 июня 2012 года специалисты германского аэрокосмического центра DLR в рамках проекта ШЕФЕКС (SHEFEX - SHarp Edged Flight Experiment) провели испытание второго экспериментального ГЛА, запущенного с ракетного полигона Андойя (Норвегия). Целью этого полета была оценка характеристик материалов и систем теплозащиты, необходимых для создания возвращаемого аппарата с гиперзвуковой скоростью (приблизительно 3 км/с) с полностью аэродинамической системой управления.

Как отмечают зарубежные эксперты, применение метеорологических ракет в качестве ускорителя позволяет сделать относительно дешевыми гиперзвуковые экспериментальные полеты, которые дают возможность получить полетные данные для проведения сравнения с числовым моделированием и наземными испытаниями.

"Скайлон" (Skylon) - проект британской компании Reaction Engines Limited (г. Агбинтон), согласно которому в будущем может быть создан беспилотный космолет многоразового использования, что позволит, как предполагают разработчики, сделать возможным недорогой и надежный доступ в космос.

Предполагаемые технические данные: отсутствие экипажа; дистанционное управление с земли; длина 82 м; размах крыла 25 м; масса без груза 41 т, взлетная масса 275 т. Согласно проекту "Скайлон" будет способен доставить в космос приблизительно 12 т груза (для низкой экваториальной орбиты). ГЛА сможет подниматься в воздух как обычный самолет и, достигнув гиперзвуковой скорости 5,5 М и высоты 26 км, переходить на питание кислородом из собственных баков, чтобы выйти на орбиту. Осуществлять посадку он должен будет выполнять по-самолетному.

По оценкам разработчиков, применение "Скайлон" позволит снизить стоимость выведения грузов в 15-50 раз. Сейчас компания занимается поиском финансовых средств.

Ключевой частью проекта станет уникальная силовая установка, включающая два многорежимных турборакет-нопрямоточных двигателя (hypersonic precooled hybrid Synergistic Air Breathing Rocket Engine - SABRE - гиперзвуковой комбинированный синергетический воздушно-реактивный/ракетный двигатель с предварительным охлаждением).

17 июля 2013 года правительство Великобритании объявило о планах инвестировать в развитие двигателя SABRE 60 млн фунтов стерлингов. Таким образом, самый амбициозный космический проект последних десятилетий получил признание и средства на дальнейшее проведение работ. Первые испытания двигателей SABRE запланированы на 2019 год.

IXV (Intermediate eX-perimental Vehicle) - прототип европейского многоразового космического аппарата (МКА), созданного в рамках проекта FLPP (Future Launchers Preparatory Programme) европейского космического агентства (ЕКА) для отработки широкого спектра технологий, запланированных к применению в перспективных МКА, способных многократно выводиться в космос и возвращаться на Землю. Он является дальнейшим развитием программ Рге-Х космического агентства Франции (CNES) и AREV (Atmospheric Reentry Experimental Vehicle) ЕКА.

Основные ТТХ аппарата: длина 5 м, размах крыла 2,2 м, высота 1,5 м, масса пустого 480 кг, максимальная взлетная масса 1 900 кг, максимальная скорость 7 700 м/с, дальность полета 7 500 км, максимальная высота полета 450 км.

Первый запуск был осуществлен 11 февраля 2015 года с ракетного полигона Куру во Французской Гвиане с помощью ракеты-носителя "Вега". Программа первого полета включала суборбитальный полет прототипа МКАIXV с приводнением на парашюте в Тихом океане западнее Галапагосских о-вов. На 18-й минуте полета на высоте 349 км прототип отделился от последней ступени РН, набрал максимальную высоту 412 км, после чего при снижении до высоты 120 км на скорости около 7,5 км/с (типичный профиль входа в атмосферу с низкой околоземной орбиты) вошел в плотные слои атмосферы. Продолжительность полета с момента запуска РН до приводнения аппарата составила 1 ч 42 мин. Суборбитальный полет продлился 100 мин. За это время IXV пролетел 25 тыс. км (8 тыс. из которых в условиях плотной атмосферы Земли).

Западные эксперты положительно оценили результаты испытаний: в полном объеме были проанализированы данные телеметрии, бортовые записи и показания датчиков, работавших во время полета. По словам специалистов, в ходе полета корпусу корабля был нанесен средний урон. Результаты испытаний IXV в целом подтвердили ранее сделанные учеными предположения о физике полета и позволяют организовать запуски многоразовых космических кораблей с меньшим числом технологических ошибок. Как отметили эксперты, внешняя температура у поверхности корабля оказалась ниже расчетной, однако расход топлива превысил запланированный.

Специалисты ЕКА продолжаю изучать данные полета IXV, а окончательные его результаты собираются опубликовать в 2016 году. В дальнейшем планируется создание в рамках проекта PRIDE (the Program for Reusable In-orbit Demonstrator in Europe) экспериментального МКА ISV (Innovative Space Vehicle). Ожидается, что масса полезной нагрузки нового корабля будет составлять 300 кг. С его помощью ЕКА протестирует технологии эксплуатации многоразовых транспортных космических кораблей, технологии обслуживания орбитальной инфраструктуры, а также проведет эксперименты в условиях микрогравитации. Участниками проекта PRIDE являются Италия, Франция, Великобритания, Испания, Швейцария, Швеция, Румыния, Португалия и Ирландия. Испытательный полет нового корабля запланирован на 2018 год.

(Продолжение следует)

Зарубежное военное обозрение. 2015, №8, С.65-71

Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (27.09.2015) | Автор: Я. Мельник
Просмотров: 17148 | Теги: Я. Мельник, ГЛА, СВКН, СВКО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar