Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 04.03.2021, 15:07
Ключевые слова
Н. Башкиров, М. Вильданов, ЯО

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [256]
Боевые операции [68]
Личный состав [123]
Вооружение [224]
Законы, Уставы [58]
Подготовка [159]
НИОКР [151]
Техническое обеспечение [221]
Форма, знаки различия, награды [23]
Кадры [14]
Информационное противоборство [89]
Тактика и стратегия [172]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
Готовы ли ВС США к борьбе за господство в Арктике?
Всего ответов: 54
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Структура и организация

Основные направления совершенствования ядерного обеспечения в ВС США (2020)

Основные направления совершенствования ядерного обеспечения в ВС США

Генерал-майор М. Вильданов,
кандидат военных наук доцент;

капитан 1 ранга Н. Башкиров.
кандидат военных наук

В соответствии с требованиями руководящих документов ВС США ядерное обеспечение представляет собой комплекс оперативных и организационно-технических мероприятий, направленных на своевременное и устойчивое снабжение войск (сил) ядерными боеприпасами (ЯБП), поддержание ядерной безопасности при проведении всех видов работ и занятий.

Роль, место, задачи и структура ядерного обеспечения, основные направления его развития, требования к существующим и перспективным видам боевого оснащения носителей ядерного оружия (ЯО) определены в "Обзоре состояния и перспектив развития ядерных сил США" (2018), оперативно-стратегических концепциях "Стратегическое сдерживание", наставлении объединенного штаба комитета начальников штабов ВС США JP 3-72 "Ядерные операции" (2019), года и других документах министерств обороны и энергетики страны.

Приоритетной задачей военного руководства США является поддержание и совершенствование ядерного обеспечения при подготовке и ведении стратегических операций стратегическими наступательными силами (СНС) США.

Согласно докладу американских специалистов в составе СНС США находится 787 носителей ЯО (в том числе 700 развернуты) и 3 570 ядерных боезарядов (ЯБЗ) к ним.

В стратегических ракетных силах наземного базирования числится 450 МБР "Минитмэн-3" и 800 ядерных боезарядов (600 типа W78 и 200 W87), из них 400 ракет загружены в шахтные пусковые установки, а 50 находятся на складском хранении. В рамках соблюдения Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (Договор о СНВ) развернутые МБР оснащены одной боеголовкой.

В стратегических ракетных силах морского базирования находится 448 БРПЛ "Трайдент-2", из которых 280 ракет, согласно Договору о СНВ, могут быть развернуты на 14 ПЛАРБ типа "Огайо". В боеготовом состоянии может содержаться 12 ПЛАРБ с 240 БРПЛ, оснащенных примерно 890 ядерными боезарядами.
На вооружении стратегической бомбардировочной авиации состоит 107 стратегических бомбардировщиков (87 В-52Н и 20 В-2А) и 850 ядерных боеприпасов (528 крылатых ракет воздушного базирования, оснащенных ЯБЗ типа W80, и 322 ядерные авиабомбы В61-7, -11 и В83-1). В боеготовом состоянии находится 60 стратегических бомбардировщиков (44 В-52Н и 16 В-2А).

Нестратегические ядерные силы включают только авиационный компонент - тактические истребители F-15E и F-16 C/D, сертифицированные для решения ядерных задач. Эти самолеты входят в состав боевого авиационного командования ВВС США и оснащаются ядерными авиабомбами типа В61 -3, -4, -7 и -11). Около 150-200 авиабомб, развернутых на Европейском ТВД, предназначены для применения тактическими истребителями ВВС США и ОВВС НАТО.

Планами строительства и развития СНС США предусматривается реализация программ по модернизации с продлением срока эксплуатации носителей и ядерных боеприпасов, а также с разработкой перспективных видов стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Министерством энергетики совместно с органами управления министерства обороны планируются мероприятия, касающиеся производства ЯБП, поддержания и развития ядерного оружейного комплекса (ЯОК).

Составной частью оперативного плана боевого применения ОСК является раздел "Ядерное обеспечение", который включает следующие мероприятия: разработка руководящих документов по ядерному обеспечению; определение потребностей в ЯБП и размещение заказа на предприятиях ЯОК; распределение ЯБП необходимой номенклатуры по компонентам стратегической ядерной триады; создание и поддержание требуемого запаса ЯБП в готовности к боевому применению; их подготовка, доставка и выдача в войска (силы) боевого применения; создание резерва боезапаса, его рациональное размещение и эшелонирование; обеспечение ядерной безопасности, прикрытия и надежной охраны и обороны ЯБП при их транспортировании; предотвращение несанкционированных действий с ЯБП при проведении всех видов работ и занятий и обеспечение их санкционированного применения при принятии соответствующих решений; инспекторские проверки состояния войск (сил) боевого применения и ядерного обеспечения и уровня профессиональной подготовки личного состава; устранение неисправностей, ликвидация предпосылок и последствий чрезвычайных ситуаций с ЯБП и их эвакуация; подготовка специалистов по эксплуатации этого вооружения для войск (сил) ядерного обеспечения и боевого применения ЯО; мероприятия по недопущению захвата ЯБП силами специальных операций противника и террористическими формированиями; отправка ЯБП на предприятия ЯОК для модернизации, устранения неисправностей и утилизации; подготовка руководящего состава различного уровня к управлению ядерным обеспечением при подготовке и ведении стратегических операций ВС США.

Основным мероприятием в системе ядерного обеспечения подготовки стратегических операций СНС США является наращивание их боевого состава за счет "возвратного" потенциала, созданного при выполнении Договора о СНВ.

Важнейшим направлением работы органов управления и войск (сил) определено обеспечение безопасности ядерного оружия при проведении специальных работ с МБР и БРПЛ в ходе технического обслуживания и выполнении мероприятий Договора о СНВ по сокращению количества оперативно-развернутых ядерных боезарядов и их хранении. Как известно, США выполнили положения документа по выходу (к 5 февраля 2018 года) на заявленные уровни сокращения СНВ, при этом все мероприятия с ЯБП были проведены без нарушений требований ядерной безопасности.

Особое внимание уделяется организации подачи в войска (силы) ядерных боеприпасов с арсеналов, расположенных на континентальной части страны. Подача головных частей, боеголовок для группировки сил МБР, дислоцирующейся на территории США, осуществляется автомобильным транспортом в специальных трейлерах. Для группировок ВВС ВС США и ОВВС НАТО на Европейском ТВД спланированы воздушные переброски ядерных авиабомб самолетами военно-транспортной авиации из состава командования воздушных перебросок американских ВВС. Изделия в самолетах укладываются на складские подвижные тележки или тележки-прицепы, которые используются на авиабазах для внутренних перевозок и хранения. Кроме того, в составе вспомогательной авиации ВМС имеются специальные транспортные эскадрильи, предназначенные для подачи ядерных боеприпасов с континентальной части США на передовые базы с последующей переброской на авианосцы.

На период ведения военных действий запланированы мероприятия по обеспечению живучести войск (сил) боевого применения и ядерного обеспечения, ликвидации последствий и восстановлению их боеспособности после воздействия противника; эвакуация поврежденных ЯБП; восполнение потерь и подача резерва боезапаса для подготовки последующих ядерных ударов.

Управление ядерным обеспечением заключается в целенаправленной деятельности командующих (командиров) и органов военного управления по руководству войсками (силами) при выполнении мероприятий ядерного обеспечения. С этой целью в министерстве обороны США, ВВС и ВМС, ОК ВС на ТВД, соединениях и частях созданы управления, отделы и службы ядерного обеспечения. В космических, авиационных крыльях, эскадрах и ВМБ работы с ядерными боеприпасами осуществляют группы материально-технического обслуживания и ремонта. Организовано круглосуточное боевое дежурство на пунктах управления ядерным обеспечением, развернута и функционирует система боевого управления и связи.

Военное руководство США считает важнейшей задачей усиление контроля за состоянием учета, качества проведения работ и безопасности содержания ЯБП. С этой целью функционируют органы инспекции, которые осуществляют плановые и внезапные проверки состояния ядерного обеспечения в войсках (силах) боевого применения. К работе в составе инспекционных групп привлекаются представители министерства энергетики. Отмечается принципиальный подход и объективность инспекций и других видов контроля.

Кроме того, в ходе стратегических учений проводится контроль и оценка практических действий личного состава войск (сил) с отработкой задач ядерного обеспечения с минимальными ограничениями. По их результатам осуществляется сертификация войск (сил) на соответствие требованиям готовности к ведению военных действий с применением обычных и ядерных средства поражения и подтверждается допуск личного состава к работе с ядерными боеприпасами.

По оценкам военного руководства США, состояние ядерного обеспечения подготовки и ведения стратегических операций своими ВС отвечает требованиям руководящих документов.

Вместе с тем в войсках (силах) и объектах ядерного оружейного комплекса, в результате выполнения Договора о СНВ, сосредоточено значительное количество ЯБП, для содержания которых в надлежащем состоянии требуются огромные средства. Сенат США ежегодно заявляет об отказе от ратификации ДВЗЯИ, пока военное руководство не представит убедительных доказательств в пользу компьютерного моделирования процессов испытаний ЯБП для подтверждения их надежности и продления срока эксплуатации.

В зарубежных информационных материалах сообщается о ядерных инцидентах последних лет, вскрытых в ВВС США при работе с ядерными боеприпасами; слабая профессиональная подготовка личного состава; снижение морально-психологического уровня и трансформирование культурных ценностей личного состава, обусловленные многочисленными реформами в войсках (силах); недостаточно оптимизированный процесс оценки и анализа рисков в повседневной деятельности; малоэффективная работа органов военного управления всех уровней по устранению ранее вскрытых недостатков.

В ядерном оружейном комплексе есть следующие проблемы: наличие большого количества объектов и крупногабаритных сооружений, требующих значительных финансовых и материально-технических затрат на их содержание и ремонт; систематическое невыполнение сроков реализации крупных производственных и научно-технических проектов; физический износ и моральное старение части оборудования; недостаточно полное выполнение требований по безопасности, режиму секретности и охране окружающей среды.

Снижается престиж работы, имеет место преобладание лиц пенсионного возраста, обозначился дефицит молодых специалистов с опытом разработки и эксплуатации ядерных боеприпасов, так как отсутствует система подготовки квалифицированных кадров.

Основная причина заключается в недостаточно устойчивом взаимодействии между министерствами обороны и энергетики при подготовке и проведении мероприятий ядерного обеспечения, в части касающейся ядерного арсенала ВС США. Не выполнены основные положения программы "Сопровождение ядерного арсенала", хотя за последние годы на модернизацию объектов инфраструктуры выделялись значительные средства.

С целью поддержания и совершенствования ядерного обеспечения подготовки и ведения стратегических операций СНС, ядерного арсенала и инфраструктуры ЯОК военно-политическим руководством США активизирована деятельность министерств обороны, энергетики и других органов управления по двум основным направлениям.

Первое направление связано с совершенствованием ядерного обеспечения в стратегических наступательных силах, в части касающейся боевого оснащения. Для ядерных зарядных устройств реализуются программы комплексной модернизации (SLEP - Stockpile Life Extension Program), направленные на продление сроков их службы и улучшение тактико-технических характеристик. Подтверждение надежности и безопасности ЯЗУ осуществляется в том числе с применением методов компьютерного моделирования ядерных реакций, поскольку ВПР США соблюдает мораторий на проведение натурных испытаний в рамках выполнения Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

В силах МБР ведутся работы по модернизации боеголовок Мк21 (ЯЗУ типа W87) с продлением сроков их эксплуатации до 30 лет с заменой компонентов ядерных зарядных устройств.

В силах ПЛАРБ ведется модернизация ЯЗУ W88 боеголовок Мк5. По данным зарубежных источников, ВМС США приступили к оснащению БРПЛ "Трайдент-2" ядерными боезарядами малой мощности W76-2 (5-6 кт). По оценкам американских экспертов, одна или две из 20 ракет "Трайдент-2" на каждой из 14 ПЛАРБ будут оснащены ядерными зарядными устройствами данного типа.

В "Обзоре состояния и перспектив развития ядерных сил США" отмечается, что "развертывание ядерного оружия малой мощности предоставит стране более гибкое средство ядерного сдерживания России и снизит вероятность возникновения крупномасштабной ядерной войны. Потенциальные противники не смогут воспользоваться своим преимуществом при ограниченной ядерной эскалации, сделав применение ЯО менее вероятным".

В стратегической бомбардировочной авиации предполагается начать замену бомбардировщиков В-1В и В-2А на боевые машины нового поколения типа В-21 "Рейдер". Ведется разработка перспективной крылатой ракеты воздушного базирования большой дальности LRSO (Long Range Standoff) в ядерном оснащении.

В нестратегических ядерных силах значительное внимание уделяется созданию на основе существующих модификаций авиабомбы В61 (В61 -3, -4, -7) унифицированной управляемой авиабомбы В61-12 с началом серийного производства в 2022 году. Носителями этих боеприпасов будут самолеты тактической авиации ВВС США, ОВВС НАТО, а также стратегические бомбардировщики ВВС США. Важно подчеркнуть, что на авиабазах Эстонии (Эмари), Латвии (Лиелварде) и Литвы (Зокняй) периодически базируются самолеты тактической авиации ОВВС НАТО, которые отрабатывают задачи по нанесению (условно) ядерных ударов по объектам России.

В стратегических наступательных силах США реализуется комплекс оперативных и организационно-технических мер по совершенствованию ядерной безопасности транспортировке ЯБП между предприятиями ЯОК и военными объектами на континентальной части страны. Особое внимание уделяется обеспечению безопасной и скрытной перевозки таких боеприпасов, поскольку объекты ядерного оружейного комплекса, стратегических ядерных сил США расположены по всей территории страны. Ведутся работы по продлению сроков эксплуатации существующих и разработке новых видов специализированного транспорта.

Принимаются меры по усилению прикрытия, охраны и обороны от наземных и воздушных атак, действия сил специальных операций противника и террористических формирований при подготовке и транспортировке(к местам погрузки-вьгрузки) ЯО. Серьезную тревогу мировой общественности вызывают протестные действий населения против размещения нестратегического ядерного оружия в Европе (пример: Турция, АвБ Инжирлик). Тем более в Европе планируется замена устаревших ядерных авиабомб В61 различных модификация на модернизированную типа В61-12.

Второе направление совершенствования ядерного обеспечения направлено на улучшение состояния ядерного оружейного комплекса США и включает создание стабильных возможностей и мощностей для ежегодного производства плутониевых узлов (к 2024 году - 10, к 2030-му - 80 единиц); создание надежного источника получения трития и формирование его запаса, достаточного для поддержания боевой готовности арсенала ядерного оружия; развитие эффективной производственной инфраструктуры и расширение производственных возможностей для обеспечения выполнения программ модернизации ЯБП; совершенствование системы надзора за ЯБП, прогнозирование процессов старения ядерного оружия и оценки влияния на его надежность и безопасность; повышение достоверности моделей, применяемых для оценки состояния ядерного арсенала и моделирования явлений и процессов, происходящих в ядерных боезарядах; обеспечение возможности реагирования на непредвиденные обстоятельства.

В целях модернизации ЯОК реализуются следующие меры: продолжение совместной программы министерств обороны и энергетики по разработке и внедрению передовых технологий, соответствующих потребностям ВС США; приведением планов восстановления возможностей для производства литийсодержащих соединений в соответствие с требованиями к разработке ядерного оружия; обеспечение наличия достаточного количества низкообогащенного урана для военных нужд; поддержание необходимых мощностей для производства трития в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей ядерного арсенала; обеспечение возможностей для разработки и бесперебойного производства в США надежных радиационно стойких микроэлектронных систем после 2025 года в целях модернизации ядерного арсенала; ускоренная реализация Программы поддержания ядерного арсенала в готовности к оперативному реагированию на возникающие угрозы; выполнение Программы, одобренной конгрессом США, по повышению квалификации молодых ученых и инженеров в области проектирования, разработки и производства ЯЗУ; сохранение и расширение вычислительных, экспериментальных и диагностических возможностей ЯОК, необходимых для ежегодной сертификации ядерного арсенала.

В условиях роста числа техногенных происшествий на объектах критически важной инфраструктуры страны ВПР США уделяет постоянное внимание вопросам обеспечения безопасности предприятий и исследовательских центров, связанных с ядерными технологиями, предпринимает конкретные меры по совершенствованию существующей системы мониторинга и обеспечения безопасности на данных объектах. Так, ежегодно проводится всесторонний анализ обстановки по каждому из основных объектов ядерной инфраструктуры и предлагаются конкретные рекомендации министерству энергетики по улучшению системы мониторинга, обработки и хранения радиоактивных веществ на национальных предприятиях.

В качестве общих направлений совершенствования системы безопасности определены: повышение готовности к аварийным ситуациям и реагированию на них; обеспечение активной системы защиты; улучшение системы хранения и транспортировки радиоактивных материалов; соблюдение правил утилизации и переработки расщепляющихся радиоактивных веществ.

Основными сферами деятельности министерства энергетики по ядерной безопасности являются тесное сотрудничество с федеральными министерствами и ведомствами США для адекватного реагирования на современные угрозы и вызовы в интересах реализации главной функции ядерного оружия США как инструмента по стратегическому сдерживанию, а также эффективного противодействия ядерному терроризму.

Таким образом, военно-политическое руководство США уделяет особое внимание поддержанию и совершенствованию ядерного обеспечения подготовки и ведения стратегических операций ВС.

Вместе с тем, по мнению американских специалистов, в отдельное направление работы органов государственного и военного управления необходимо выделить неукоснительное выполнение требований нового Наставления КНШ ВС США JP 3-72 "Ядерные операции" от 2019 года.

Так, в документе отмечено, что большую часть срока эксплуатации ЯО находится в распоряжении министерства обороны, которое и должно отвечать за выполнение эксплуатационных требований по недопущению нештатных ситуаций (аварий) на ядерном оружии и реагированию на них. На министерство энергетики возложена ответственность за разработку, производство, сборку, внедрение технических решений в сферу безопасности, демонтаж, утилизацию ЯО, его транспортирование в пункты дислокации войск (сил) и обратно.

Подчеркивается, что задачи двух министерств дублируются, сферы ответственности разграничены недостаточно и требуется координация их действий по ключевым вопросам ядерного обеспечения боевой и повседневной деятельности органов управления и войск (сил).

Признано необходимым "в соответствии с государственной политикой в области обеспечения безопасности ядерного оружия формировать согласованные руководящие указания по реализации скоординированных межведомственных усилий, касающихся организационных и технических и аспектов эксплуатации, безопасности и контроля за применением ядерного оружия". При организации работы предлагается обеспечить неукоснительное выполнение требований программ МО США 3150.2 "Обеспечение безопасности системы ядерного оружия"; 3150.3 "Безопасность и надежность ядерного оружия", "Средства безопасной транспортировки", Инструкции МО 3150.10 "Реагирование на инциденты с американским ядерным оружием"; 3150.1 "Совместные мероприятия министерств обороны и энергетики США в течение жизненного цикла ядерного оружия".

В заключение статьи необходимо подчеркнуть, что основной задачей ядерного обеспечения является реализация комплекса оперативных и организационно-технических мероприятий, связанных с поддержанием боеготовности СНС США.

Зарубежное военное обозрение. - 2020. - №8. - С. 3-12

Категория: Структура и организация | Добавил: pentagonus (19.12.2020) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов

Просмотров: 835 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2021

Рейтинг Военных Ресурсов