Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 19:36
Ключевые слова
MALD-J, CCJ, РЭБ, РЭС

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » НИОКР

Основные программы ВВС США по созданию средств радиоэлектронной борьбы (2010)

Основные программы ВВС США по созданию средств радиоэлектронной борьбы

Полковник А. Максименков

В ВВС США ведутся работы по наращиванию возможностей технических средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые должны обеспечивать контроль за функционированием радиоэлектронных средств (РЭС) противника и одновременное недопущение или снижение такого контроля с его стороны как в военное, так и в мирное время.

Американская концепция ведения РЭБ предполагает наличие двух основных авиационных подсистем: на базе специализированных самолетов РЭБ групповой зашиты; на базе БЛА и автономных ложных воздушных целей (АЛВЦ).

В качестве основных специализированных самолетов РЭБ на период до 2015 года останутся ЕС-130Н «Компасс Колл» и ЕА-6В «Проулер».

Основные работы по совершенствованию существующих средств РЭБ сосредоточены на модернизации средств радиоразведки и РЭП самолета ЕС-130Н «Компасс Колл» и палубного самолета РЭБ ВМС ЕА-6В «Проулер».

Командование ВВС США в интересах расширения возможностей по радиоэлектронному подавлению на ТВД с 2001 года проводит очередную модернизацию самолета РЭП ЕС-130Н «Компасс Колл», находящегося на вооружении с 1982 года.

ЕС-130Н выполнен на базе военно-транспортного самолета C-I30H. Основу его бортового оборудования составляет автоматизированный комплекс РЭП «Ривет Файр». Он обеспечивает ведение радиоразведки в диапазоне 20-1500 МГц и постановку шумовых помех прицельных по частоте, а также передачу дезинформирующих сообщений. Комплект передатчиков помех мощностью по 800 Вт позволяет осуществлять одновременное подавление до 20 радиолиний (радиосетей) в диапазоне частот 20-1000 МГц на дальностях до 300 км.

Переоборудование по программе «Блок 35» предусматривало оснащение самолета более совершенными радиоэлектронными средствами в интересах расширения существующих и приобретения принципиально новых возможностей по РЭП радиосетей управления тактической авиацией, комплексов ПВО, современных помехозащищенных систем радиосвязи и передачи данных оперативно-тактического звена сухопутных войск, а также по подавлению РЛС раннего предупреждения систем ПВО, работающих в метровом и дециметровом диапазонах длин волн, и гражданских (коммерческих) систем подвижной сотовой и транкинговой радиосвязи.

В ходе модернизации по программе «Блок 35» на самолете ЕС-130Н производится замена аналоговой радиоприемной аппаратуры и распределения частот подавления новой цифровой перепрограммируемой аппаратурой TRACS (Tactical Radio Acquisition and Counlcrmeasures Subsystem), установка новых аппаратуры технического анализа, средств вычислительной техники, двух контейнеров с аппаратурой РЭП SPEAR (Special Purpose Emitter ARray) и терминала системы передачи данных «Линк-16».

В конце 2006 года была завершена разработка аппаратуры и видов сигналов помех для подавления РЛС ПВО метрового и дециметрового диапазонов длин волн. В течение 2007 года намечалось проведение работ по обеспечению возможности РЭП перспективных помехозашишенных систем радиосвязи и средств радиолокации.

После модернизации самолет ЕС-130Н может решать задачу выявления и подавления помехозащищенных мобильных средств радиосвязи (за единицы минут меняющих свое местоположение), кратковременно выходящих в эфир, а также выдачи в реальном масштабе времени высокоточного целеуказания по вскрытым узлам связи противника системам оружия классов «воздух - земля» и «земля - земля» для их огневого поражения. Эта задача будет решаться путем объединения в ходе выполнения боевого задания в сеть пары самолетов ЕС-130Н «Компасс Колл» и самолета Р и РТР RC-I35V/W «Ривет Джойнт».

Высокоскоростной обмен данными в реальном масштабе времени между ними производится с помощью терминалов системы «Линк-16», что позволит совместно с самолетом RC-135V/W вести высокоточную разведку и определение местоположения радиостанций противника.

Новый вариант самолета ЕС-130Н «Ком-пасс Колл» более эффективно решает задачи РЭП современных высокомобильных средств радиосвязи систем ПВО противника, а также может выдавать в реальном масштабе времени данные целеуказания на их огневое поражение. По планам командования ВВС США. самолеты ЕС-130Н «Компасс Колл» будут находиться на вооружении до 2025 года.

Самолет РЭБ ЕА-6В «Проулер» предназначен для РЭП и огневого поражения корабельных и наземных РЛС и срыва работы сетей радиосвязи систем ПВО противника. При выполнении задач прикрытия корабельных группировок, авиационных ударных групп он обеспечивает эффективную постановку помех радиоэлектронным средствам противника на дальности до 250 км.
В декабре 2003 года министерство ВМС заключило контракт стоимостью 979 млн долларов с фирмой «Боинг» на переоборудование шести палубных истребителей F/A-l8F «Супер Хорнет» в вариант специализированного палубного самолета РЭБ ЕА-18G «Гроулер».

Основным отличием новой машины (вариант EA-18G «Блок I») от базового образца F/A-18F «Супер Хорнет» стало расширение состава бортового радиоэлектронного оборудования за счет установки современной аппаратуры РЭБ. разрабо-танной в рамках программы модернизации самолета РЭБ ЕА-6В «Проулер» ICAP III.

БРЭО включает: станцию радиотехнической разведки (РТР) AN/ALQ-218(V)2. модернизированные станции помех средствам радиосвязи AN/USQ-113(V)3 и радиолокации AN/ALQ- 99(V), терминалы систем связи и распределения данных «Милс», спутниковой связи «Матт», устройство исключения собственных помех 1NCANS, а также дополнительные устройства отображения информации в кабине экипажа (четыре цветных дисплея размером 20х25 см на каждом месте).

Станция радиотехнической разведки AN/ALQ-218(V)2 имеет в своем составе 10 радиоэлектронных и 12 антенных блоков. Она установлена в носовой части самолета (за АФАР РЛС AN/APG-79), Многоканальные приемные устройства обеспечивают прием сигналов в диапазоне частот от 64 МГц до 40 ГГц.

Приемные антенны станции (36 единицы) размещены в контейнерах (длина 3 м, диаметр 0,33 м). установленных на законцовках крыла. Такая компоновка обеспечивает пеленгование е точностью несколько десятых долей градуса и позволяет значительно повысить точность определения координат источников радиолокационных излучений и целеуказания противорадиолокационным ракетам, входящим в боекомплект самолета. Потребляемая станцией мощность 1,21 кВт, среднее время наработки на отказ 620 ч (по результатам лабораторных испытаний), масса аппаратуры 224 кг.

Станция помех средствам радиосвязи CCS (Communication Countermeasures Set) будет иметь расширенный диапазон рабочих частот и меньшие массогабаритные характеристики по сравнению со станцией AN/USQ-13(V)3. Ее основу составят приемное устройство CCSR (Communication Countermeasures Set Receiver) и процессорный блок. Для излучения сигналов помех будет использоваться передатчик контейнерной станции помех РЛС УКВ-диапазона ALQ-99( V).

Устройства исключения собственных помех INCANS (INterference CANcellation System), разработанное фирмой EDO, обеспечивает возможность одновременною осуществления радиосвязи и создания помех в УВЧ-диапазоне (на самолете ЕА-6В «Проулер» такая возможность отсутствует). В ноябре 2005 года были проведены испытания данного устройства на самолете EA-I8G в безэховой камере. Он успешно выполнил свои функции при работающей станции помех РЛС УKB-диапазона ALQ-99(V). Наземные и летные испытания данною устройства в составе первою опытного образца самолета EA-18G были проведены в середине 2006 года.

По мнению американских специалистов, оснащение самолета терминалом систем связи и распределения данных «Мидс» является наиболее важным этапом усовершенствования. Это позволит им совместно работать в единой сети цифровой передачи данных «Линк-16» с другими средствами РЭП и РТР. в частности с самолетами RC-135 V/W «Ривет Джойнт», в целях формирования и обмена данными единой картины радиоэлектронной (тактической) обстановки в районе боевых действий.

По оценке американских разработчиков, закупочная цена самолета EA-18G составит 66 млн долларов (на 7 млн долларов больше, чем истребителя F/A-18F). Стоимость летного часа нового самолета но сравнению с машиной ЕA-6В «Проулeр» будет значительно снижена (с 17 до 7,4 тыс. долларов). Это обусловлено как со-
крашением лётного экипажа (с четырех до двух человек), так и применением систем встроенного контроля, более экономичной силовой установки, а также новых технологических и конструктивно-компоновочных решении.

Первоначальными планами ВМС США предусматривалось в период с 2008 по 2013 год осуществить поставку 90 самолетов EA-18G (в 2008-м - четыре, 2009-м - 12, 2010-м - 18, 2011-м - 22, 2012-м - 20 и 2013 голу - 14). Стоимость разработки и испытаний самолета составит 1,7 млрд долларов, а закупки 6,5 млрд.

В копне ноября 2009 года министерство ВМС США заключило контракт с американской компанией «Дженерал электрик» на производство и поставку 44 новых палубных самолетов радиоэлектронной борьбы FA-18G «Гроулер», предназначенных для замены состоящих на вооружении ЕА-6В «Проулер». Всего планируется к 2015 году иметь на вооружение 88 таких машин.

В 2009 году министерство ВВС США в целях повышения эффективности борьбы с современными средствами разведки и управления систем ПВО противника возобновило программу создания нового комплекса РЭБ - CCJ (Core Component Jammer), размещаемого на борту стратегических бомбардировщиков В-52Н «Стратофортресс», для постановки помех наземным РЛС дальнего обнаружения воздушных целей систем ПВО противника. Данные самолеты получат обозначение ЕВ-52 или В-52CCJ. Они сохранят свои возможности по применению ядерного и высокоточного обычного оружия, а также смогут решать широкий круг задач РЭБ с помощью многофункциональной аппаратуры радиоэлектронной разведки и постановки помех при длительном патрулировании (до 12 ч) на удаленных ТВД.

Комплекс радиоэлектронной борьбы предполагается размещать в двух контейнерах (длина 9,1-12,2 м, масса около 2 300 кг), устанавливаемых на узлах подвески внешних топливных баков самолета.

Аппаратура комплекса будет обеспечивать обнаружение, распознавание, определение местоположения и подавление современных и перспективных РЛС в диапазоне частот 70-40 000 МГц и срыв работы сетей радиосвязи систем ПВО противника в диапазоне 20-2000 МГц. Комплекс сможет осуществлять эффективную постановку помех одновременно нескольким десяткам радиоэлектронных средств (РЭС) противника на дальностях до 400 км в секторе 180°. Предусмотрена постановка широкополосных (заградительных), прицельных по частоте и сопряженных по спектру, а также ответных и дезинформирующих (уводящие по углу места, дальности, скорости) помех.

При создании комплекса за основу планируется взять аппаратуру, разработанную в рамках программы модернизации самолета РЭБ EA-6B «Проулер» ICAP III. Отличительной особенностью новых станций помех является использование АФАР (длина каждой антенной решетки более 2,5 м, работает в Х- и Y- диапазонах частот), формирующей веерную (многолучевую) диаграмму направленности.

Данная АФАР создана на базе решетки, установленной в контейнере SPEAR самолета ЕС-130Н «Компасс Колл». Применение такой антенны позволит формировать мощное узконаправленное излучение в заданном направлении перпендикулярно маршруту полета самолета. Мощность потребляемой комплексом электроэнергии составит до 60 кВт при возможносгях энергетической установки самолета 100 кВт

В дополнение к комплексу РЭЬ предполагается часть основного вооружения (крылатые ракеты воздушного базирования, управляемые ракеты класса «воздух -земля») самолета В-52Н оснащать боевыми частями, создающими электромагнитный импульс, в том числе С ВЧ-диапазона, для вывода из строя РЭС противника (в первуюочередь электронно-вычислительной техники), а также использовать АЛВЦ ADM 160В MALD с аппаратурой постановки помех РЛС.

В июне 2008 года командование ВВС США заключило контракты стоимостью 15 и 20.8 млн долларов с компаниями «Боинг» (головной разработчик) и «Нортроп-Грумман» соответственно на предварительные исследования по эскизному проектированию комплекса РЭБ CCJ, критических технологий и элементов для него (передающие АФАР, имеющие высокую мощность излучения, усовершенствованные широкополосные возбудители и приемные устройства) и его интеграции в самолет В-52Н. Субподрядчиками по данной программе также являются американские фирмы EDO. ITT, «Нортроп электроник системз» и «Рейтеон», В настоящее время «Нортроп-Грумман» создан макет подсистемы обработки и управления комплексом РЭБ АММР (АЕА Mission Management Processing) и проведено его испытания в лабораторных условиях.

На выполнение работ по данной программе в 2009-2011 годах планируется израсходовать 300-350 млн долларов. В 2009 финансовом году министерству ВВС США было выделено на выполнение работ по программе CCJ 34 млн долларов.

Всего командование ВВС США намерено закупить 24 комплекта подвесных контейнеров с аппаратурой РЭБ CCJ и переоборудовать под них 34 самолета В-52Н. Расходы на проведение этих работ составят 3-4 млрд долларов. Принятие на вооружение комплекса РЭБ CCJ намечено на 2018 год.

В целом оснащение стратегических бомбардировщиков В-52Н новым комплексом РЭБ позволит в долгосрочной перспективе существенно расширить возможности авиационных ударных групп, прежде всего по РЭП средств ПВО противника без захода в зону их действия, в том числе с нанесением высокоточных ракетно-бомбовых ударов по всему спектру наземных целей.

При ведении боевых действий авиационными группировками значительное внимание уделяется своевременному выявлению мест дислокации, параметров и режимов работы РЛС систем ПВО противника для последующего подавления или снижения их эффективности. На современном этапе авиацией ВВС США это достигается благодаря использованию специализированных палубных самолетов РЭБ ЕА-6В «Проулер», тактических истребителей F-16CJ «Файтинг Фалкон», оснащенных ПРР AGM-88 «Харм», бортовых самолетных систем РЭБ; расходуемых средств (дипольные отражатели и ложные тепловые цели) и автономных ложных воздушных целей, сбрасываемых с самолетов-носителей.

Планирующие и имеющие силовую установку АЛВЦ кроме решения задачи отвлечения на себя сил ПВО противника предназначены для постановки различного вида помех: радиолокационных, инфракрасных и комплексных. Для этого они могут оснащаться аппаратурой РЭП, линзами Люнеберга и устройствами отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей.

В целях повышения выживаемости боевых самолетов при выполнении боевых задач по прорыву системы ПВО противника путем имитации эффективной площади рассеивания (ЭПР), типовых профилей полета, маневров реальных самолетов, а также для вскрытия системы ПВО противника в США с 1995 года управлением перспективных разработок и исследований министерства обороны и фирмой «Теледайн Райан» под руководством ВВС ведется разработка миниатюрной относительно дешевой АЛВЦ ADM-160В MALD (Miniature Air-Launched Decoy).

В 2006 году фирма «Рейтеон» начала разработку варианта АЛВЦ - постановщика помех MALD-J (Jammer). Она в дополнение к стандартной комплектации будет оснащаться модулями передатчика помех и линии передачи данных для дистанционного управления и изменения задания в полете. В марте 2008 года командование ВВС США заключило контракт стоимостью 80 млн долларов с «Рейтеон» сроком на два года на реализацию второго этапа разработки АЛВЦ MALD-J «Блок 2». В рамках данного этапа предполагается усовершенствовать существующие опытные образцы, оценить надежность аппаратно-программных средств в условиях моделирования и имитации боевой обстановки, провести серию летных испытаний АЛВЦ. Согласно тактико-техническому заданию данная АЛВЦ должна иметь массу менее 136 кг и максимальную дальность полета до 925 км. По результатам второго этапа в начале 2011 года планируется принять решение о производстве установочной партии АЛВЦ MALD-J. Принятие на вооружение и начало поставки в войска АЛВЦ типа MALD-J (возможно, получит обозначение ADM-160C) предполагается после 2012 года. Общие затраты на разработку АЛВЦ к концу 2009 года составили около 263 млн долларов.

В июне 2008 года было принято решение о производстве установочной партии АЛВЦ ADM-160B MALD в количестве 150 единиц, которые планировалось поставить к концу 2009 года. Всего до 2012 года намечается закупить около 1 500 АЛВЦ ADM-160В для ВВС и авиации ВМС.

В целом совершенствование средств РЭБ ВВС США в период до 2020 года предполагает постоянную модернизацию существующих образцов, основанную па замене отдельных устройств, а также на внедрении принципиально новых информационных технологий, расширяющих их функциональные возможности.

Зарубежное военное обозрение 2010 №1 С.54-58

Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (19.02.2011) | Автор: Полковник А. Максименков

Просмотров: 4860 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов