search
menu
person

NEWS AND UDATES


Основные требования, выдвигаемые к новому стратегическому бомбардировщику ВВС США B-21 "Рейдер" (2017)

Основные требования, выдвигаемые к новому стратегическому бомбардировщику ВВС США B-21 "Рейдер"

Капитан А. Николаев

ВВС США располагают самым большим парком стратегической бомбардировочной авиации (СБА) в мире. На их вооружении в настоящее время состоят бомбардировщики типов В-52Н, В-2А и В-1В. При этом В-1В переориентирован на выполнение неядерных задач.

Анализ показывает, что 88% парка СБА США состоит из устаревших самолетов типов В-52Н и В-1В.

Данные самолеты могут действовать практически только в условиях господства в воздухе или за пределами досягаемости средств противовоздушной обороны противника. Лишь самолеты В-2А обладают ограниченными возможностями преодоления современных систем ПВО. Однако количество этих самолетов представляется недостаточным.

Таблица 1 Стратегические бомбардировщики ВВС США

Тип бомбардировщика Количество самолетов на вооружении Год первого полета Год выпуска последнего самолета Средний срок эксплуатации
В-52Н 87 1961 1962 55
В-1В 62 1984 1988 29
В-2А 20 1988 1997 22
Соотношение типов стратегических бомбардировщиков ВВС США

План списания существующих бомбардировщиков и поступления на вооружение ВВС США бомбардировщика нового образца

Анализ военных конфликтов с применением стратегической авиации США в период с 1990 по 2015 год показал, что стратегическими бомбардировщиками (СБ) все чаще применяются управляемые средства поражения. С возрастанием роли высокоточного оружия (ВТО) снизилась необходимость в относительно большой массе полезной нагрузки. Так, наиболее современный бомбардировщик В-2А, который в отличие от предыдущих разрабатывался именно для применения высокоточных средств поражения, имеет наименьшую массу полезной нагрузки.

Руководство США проводит работы по усовершенствованию существующих СБ, стремясь сохранить и повысить возможности авиации по нанесению ударов по целям в любой точке мира. Утвержден долгосрочный план модернизации, в соответствии с которым предполагается оснащение самолетов современными комплексами бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и образцами авиационного вооружения.

Особое внимание уделяется оснащению бомбардировщиков новым управляемым авиационным оружием класса "воздух - поверхность", применение которого возможно в любых метеоусловиях, днем и ночью. Кроме того, планируется усовершенствовать систему управления оружием, радиоэлектронного противодействия, навигации и связи, а также снизить стоимость эксплуатации и технического обслуживания.

Анализ текущего состояния парка СБА свидетельствует о необходимости расширения ее боевых возможностей для решения задач в заданном объеме.

Каждому новому бомбардировщику США придавались дополнительные возможности по сравнению с предыдущими модификациями самолетов. Так, В-52 был первым межконтинентальным бомбардировщиком, В-1В - первым сверхзвуковым, а В-2А - первым малозаметным СБ и изначально предназначался для применения ВТО.

Анализ имеющихся источников позволил выявить общие требования, выдвигаемые к свойствам и возможностям нового стратегического бомбардировщика, а также к программе его разработки. Основными из таких требований являются:
- способность находиться длительное время в воздушном пространстве противника;
- возможность поражать объекты в глубине территории противника высокоточными средствами поражения в неядерном оснащении;
- способность быстрой адаптации к изменяющейся обстановке за счет возможности изменения полетного задания и перенацеливания оружия в воздухе для действий по мобильным целям;
- оснащение обычным вооружением с возможностью дооборудования для применения ядерного оружия;
- возможность использования всей номенклатуры средств поражения: от боеприпасов большой мощности для поражения высокозащищенных заглубленных целей (масса УАБ GBU-57 около 13 700 кг, GBU-28 - порядка 2 300 кг) до бомб малого калибра (масса GBU-39/B около 100 кг).

Таблица 2 Основные ТТХ стратегических бомбардировщиков ВВС США

Характеристика Тип бомбардировщика
В-52Н В-1В В-2А
Максимальная взлетная масса, кг 229065 214650 171000
Масса боевой нагрузки, кг 28600 56700 27000
Дальность полета, км 16090 12000 11100
Максимальная скорость полета, км/ч 1050 1133 900
Практический потолок, м 15150 15000 15240
Размах крыла, м 56,39 23,84-41,67 52,12
Масса топлива, кг 140000 91800 90700
Количество двигателей, штук 8 4 4
Максимальная тяга одного двигателя, кгс 7700 13 960 8700
Экипаж, человек 5 4 2-3

Особо выделяются требования к стратегическому бомбардировщику по выполнению им роли элемента сети боевого управления, связи, разведки и наблюдения. Для этого самолет должен иметь:
- мощный комплекс радиосвязного оборудования, обеспечивающий закрытую помехозащищенную связь между экипажами и наземными пунктами на дальности прямой видимости, а также через самолеты-ретрансляторы и с использованием систем спутниковой связи с различными абонентами (самолетами тактической авиации, кораблями и подводными лодками, разведывательными самолетами и БЛА);
- оптоэлектронную систему целеуказания и наведения, позволяющую подтверждать наличие ранее выявленных целей и выдавать целеуказания другим ЛА по уничтожению мобильных и критичных по времени целей, а также выявлять комплексы ПВО и передавать их координаты другим ударным средствам;
* средства радиотехнической разведки (РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и интегральный процессор, подобные устанавливаемым на самолетах F-22A и F-35, но с АФАР, имеющей большие размеры и лучшие характеристики, что позволит увеличить дальность действия РЛС, повысить точность определения положения целей и скорость передачи данных).

В случае конфликта США с Китаем зона дежурства американских самолетов-заправщиков будет находиться на расстоянии около 930 км от побережья КНР. Тогда для охвата всей территории противника боевой радиус действия нового стратегического бомбардировщика должен быть не менее 4 600 км.

Наличие на вооружении авиации США бомбардировщика, имеющего дальность полета порядка 11 500 км, позволило бы контролировать при вылете, например, с авиабазы Фэйрфорд в Великобритании без дозаправок всю европейскую часть территории России и часть Сибири, а также основную часть Ближнего Востока и север Африки. При действиях с АвБ Диего-Гарсия в Индийском океане - западное побережье Африки, южную часть Аравийского п-ова, п-ов Индостан, Пакистан и юго-восточную часть Китая, а с Гуам - основную часть территории Китая и часть Дальнего Востока России.

Территории, подлежащие контролю новым бомбардировщиком при вылетах с основных авиабаз Гуам, Диего-Гарсия и Фэйрфорд (без дозаправки)
Зоны досягаемости средств ПВО Китая
Предполагаемый радиус охвата территории Китая бомбардировщиками США от зоны дежурства самолетов-заправщиков

В настоящее время Пентагон принимает все меры для скорейшей разработки нового СБ, удовлетворяющего рассмотренным оперативно-тактическим требованиям. Оснащение ВВС США такими самолетами приведет к значительному росту боевых возможностей американской авиации по нанесению ударов в любой точке планеты.

Предполагается, что это будет первый стратегический бомбардировщик, изначально предназначаемый для поражения целей неядерным оружием. Все предыдущие самолеты данного класса имели в качестве приоритетной задачу нанесения ядерного удара. Кроме того, новая машина будет представлять собой разведывательно-информационный ударный комплекс, способный вести боевые действия в едином информационно-коммуникационном пространстве, передавать данные целеуказания на пилотируемые и беспилотные платформы, а в ходе выполнения боевой задачи выбирать оптимальное средство поражения для воздействия по вскрытой цели.

В последние годы были уточнены планы разработки и производства перспективного СБ США. Так, в ноябре 2015 года по программе LRS-B начались полномасштабные НИОКР. В марте 2016 года самолет получил обозначение В-21, а в сентябре к нему добавилось "Рейдер" (Raider). Генеральным подрядчиком разработки выбрана фирма "Нортроп-Грумман".

Основными субподрядчиками при выполнении этих работ стали следующие компании:
- "Пратт энд Уитни" (Ист-Хартфорд, штат Коннектикут);
- "БАэ системз" (Нашуа, Нью-Гэмпшир);
- "ГКН аэроспэйс" (Сент-Луис, Миссури);
- "Джаники индастриз" (Седро-Вулли, Вашингтон);
- "Орбитал АТК" (Клирфилд, Юта);
- "Рокуэлл-Коллинз" (Сидар-Рапидс, Айова);
- "Спирит аэросистемз" (Вичита, Канзас).

Общая стоимость разработки самолета может составить около 24 млрд долларов.

Анализ НИОКР в области создания нового стратегического бомбардировщика США показывает, что следует ожидать реализации следующих основных его характеристик: максимальная взлетная масса около 100 т, масса полезной нагрузки около 14 т, масса топлива около 48 т, максимальная дальность полета в пределах 12000 км, размах крыла 40-42 м, площадь крыла в пределах 300 м2, стартовая тяга одного двигателя при двухдвигательной схеме около 13 600 кгс.

С учетом средств, выделяемых в рамках программы LRS-B, можно предполагать, что серийное производство и поступление на вооружение бомбардировщиков типа В-21 начнется после 2025 года.

Таким образом, современное состояние парка стратегической бомбардировочной авиации США свидетельствует о возрастании дефицита ее боевых возможностей, что не позволит решать все стоящие перед ней задачи. Поэтому наиболее вероятно, что бомбардировщик В-21 поступит на вооружение ВВС США в период с 2025 по 2030 год.

Зарубежное военное обозрение. 2017, №5 С. 62-65

Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (22.06.2017) | Автор: Капитан А. Николаев
Просмотров: 7872 | Теги: B-21, бомбардировщик, стратегическая авиация, НИОКР ВВС, А. Николаев | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar