search
menu
person

NEWS AND UDATES


Основы информационно-разведывательных операций военной полиции СВ США (2020)

Основы информационно-разведывательных операций военной полиции  СВ США (2020)

Полковник Ю. Мгимов

В современных условиях в вооруженных силах (ВС) многих государств мира функционирует особая служба для поддержания дисциплины, законности и правопорядка, борьбы с терроризмом, наркомафией и преступностью, а также для профилактики правонарушений среди военнослужащих - военная полиция (ВП). Общее число таких стран около 50, включая не только великие державы (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай), европейские и азиатские (Италия, ФРГ, Канада, Республика Корея, Таиланд и другие), но и ряд государств, расположенных на постсоветском пространстве (Украина, Грузия, Азербайджан, Армения).

Военная полиция США, среди вышеуказанных и других государств занимает приоритетное место. Это обусловлено прежде всего тем, что в структуре ВС (особенно это касается сухопутных войск) ВП представляет собой особый род войск с широкими полномочиями, а также отличается разветвленной организационной структурой, охватывающей практически все звенья вооруженных сил, хорошо отлаженной системой комплектования и подготовки личного состава.

Кроме того, располагая самыми крупными и мощными на Западе вооруженными силами, дислоцированными фактически почти во всех наиболее значимых регионах мира и не раз применявшимися для осуществления военно-силовой политики, США обладают большим и разнообразным опытом использования военной полиции, на которую возлагаются задачи как по обслуживанию, так и боевому (оперативному) обеспечению войск (Ирак, Афганистан, Сирия).

При этом, как отмечается в новом полевом уставе сухопутных войск FM 3-39 "Операции военной полиции" от 9 апреля 2019 года, в настоящее время происходит переориентация ВП на поддержку крупномасштабных наземных военных операций, но при сохранении возможностей по обеспечению других, более ограниченных действий в различных регионах мира для противодействия (недопущения) превосходящему противнику.

В другом, новом пособии по тактике сухопутных войск - "Информационно-разведывательные операции ВП США" АТР3-39.20 от 13 мая 2019 года также расширяется предназначение и круг задач этой структуры при проведении информационно-разведывательных операций (ИРО). В ходе них ВП решает интегрированную комплексную задачу по информационно-разведывательному (полицейскому) обеспечению боевых действий войск в случае регионального или локального конфликта на всех этапах его развития и во всех его видах (наступление, оборона, стабилизация обстановки или поддержка гражданских властей). Это осуществляется путем добывания необходимой информации, ее обработки и конечного распределения в войска в целях определения и дополнительного анализа оперативной обстановки, ее влияющих факторов и участников, а также текущих и возможных террористических и криминальных угроз, которые могут повлиять на ход всей военной операции.

При этом ПРО рассматриваются не как категория чисто военной разведки, а как дополнительный ее элемент. Кроме того, по мнению американских военных специалистов, такие операции воспринимаются и как инструмент экономии сил штатной военной разведки воинских формирований, которые за счет этого могут решать другие, более сложные и неотложные разведывательные задачи.

Практическая деятельность ВП США, как показали боевые действия в региональных вооруженных конфликтах последних лет (Ирак, Афганистан, Сирия), выражается в проведении комплекса оперативных мероприятий, утвержденных соответствующими уставами, наставлениями и инструкциями в рамках функционального предназначения ВП. В связи с этим действия ВП подразделяются по приоритетности на следующие основные виды проводимых мероприятий:
- установление и поддержание законности и правопорядка;
- информационно-разведывательные операции;
- обеспечение безопасности района (зоны) боевых действий;
- обеспечение маневренности и мобильности;
- осуществление интернирования и работа с перемещенными лицами.

По оценке американских военных специалистов, наиболее важными и приоритетными после операций по установлению законности и правопорядка являются информационно-разведывательные. Прежде всего это обусловлено тем, что они ведутся непрерывно не только как самостоятельные, но и как интегрированные во все другие виды операций и функции ВП. Кроме того, именно эти действия должны способствовать более глубокой оценке текущей и перспективной обстановки командирами, а также обеспечивать определенный вклад, прежде всего информационный, в систему принятия решений.

Как и другие операции ВП, информационно-разведывательные ведутся в интересах последующего военно-полицейского обеспечения войсковых объектов, гарнизонов и мест дислокации войск при решении военной полицией своих основных задач.

Главным в операциях ВП является сбор и интегрированная оценка соответствующей информации (полицейской, криминальной, оперативно-боевой) для штабов и командиров войсковых формирований и вышестоящих полицейских структур. При этом учитывается специфика других ее функций. В ходе выполнения такой задачи полиция согласовывает свои действия с командованием уголовных расследований (КУР) сухопутных войск, особенно с его сетью специальных агентов, а при необходимости и с органами военной контрразведки.

Рассматриваемые операции проводятся в интересах обеспечения безопасности, порядка и дисциплины в местах содержания задержанных, в том числе военнопленных, интернированных и перемещенных гражданских лиц. Кроме того, в рамках ИРО, органы ВП и личный состав оказывают помощь при проведении расследований, в том числе аппаратом следователей.

В соответствии с Единым перечнем задач сухопутных войск США ИРО связаны с функцией ведения боевой разведки, хотя они не рассматриваются американскими военными специалистами как чисто разведывательная дисциплина. Эти операции являются лишь интегрированным элементом любых полицейских операций и относятся к области оперативной деятельности и, соответственно, управляются своими оперативными или идентичными структурами войсковых формирований (например, через аппарат заместителя или помощника НШ по разведке в соответствующем звене).

Кроме того, в вышеуказанном перечне рассматриваемый вид операций связан с задачей оценки противника и оперативной обстановки, что фактически означает участие представителей ВП в процессе принятия решений командиром войскового формирования. При этом американские военные эксперты подчеркивают особую значимость данного аспекта деятельности ВП в период, когда существуют или могут возникнуть нетрадиционные угрозы (организованная преступность и ее активизация, терроризм, выступление инсургентов и др.), что может негативно повлиять на безопасность войск или даже на исход военной операции в целом.

В современных условиях добыча и последующий анализ полицейской разведывательной информации позволяют штабу ВП и штабам ее формирований планировать и предпринимать меры по противодействию группировкам и их влиянию на военные операции. Эти контрмеры могут включать следующее:
- оценку уязвимости объектов, личного состава;
- разработку специальных методик и процедур обнаружения (вскрытия) возможных террористических (криминальных) действий до их совершения;
- усиление безопасности вероятных объектов от воздействия криминальных или террористических группировок;
- проведение наступательных действий для блокирования группировок или их уничтожения;
- вскрытие наиболее опасных районов и определение соответствующих обходных путей.

Эти меры, по взглядам американского военного руководства, особенно важны при проведении контртеррористических операций и действий по стабилизации обстановки. Роль ВП, в том числе ее информационно-разведывательной составляющей, заключается не только в непосредственном уничтожении вскрытой террористической группировки, но и в поддержке местных властей страны пребывания американских войск, защите мест проживания местного населения. Анализ соответствующих уставов и наставлений сухопутных войск позволяет выявить три основных структурных элемента проводимых ИРО: полицейская информация, полицейская разведка и криминальная разведка.

Полицейская информация означает наличие всей информации, касающейся реального и потенциального противника, а также криминальных и террористических угроз и уязвимости войск и объектов, собранной в ходе повседневной деятельности ВП и проведения других видов операций.

Полицейская разведка была включена в концепцию применения сухопутных войск начиная с 60-х годов XX века и окончательно утверждена в 1990-х годах. Она предусматривает применение технических систем, технологий и процедур, позволяющих анализировать добытые сведения касательно состояния оперативной обстановки, наличия или отсутствия общественного правопорядка, законности и др.

Криминальная разведка - это подэлемент вышеуказанной полицейской разведки. Основывается на сборе, анализе и интерпретации всей имеющейся информации, касающейся известных и потенциальных криминальных угроз, возможных преступлений и уязвимости поддерживаемых воинских формирований, организаций, объектов и гарнизонов.

Как отмечается в одном из последних (май 2019 года) специализированных пособий по тактике полиции в разведывательных операциях (АТР 3-39.20 "Police Intelligence Operations") информационно-разведывательные операции были официально признаны одной из главных функций ВП в начале 1990-х годов. До этого времени такие операции чаще всего относились к элементам деятельности КУР сухопутных войск или вообще не увязывались с ведением военных операций американскими ВС за пределами США.

В современных условиях применения американских ВС главным образом в рамках локальных (региональных) конфликтов за пределами территории США изменился целевой акцент и направленность ИРО ВП. Это нашло отражение в трех моментах:
- указанные действия стали осуществляться прежде всего для обеспечения (поддержки) всеобъемлющих военных операций, в перспективе многосфер-ных, а не только в целях обеспечения отдельных объектов, гарнизонов, мест дислокации войск и других элементов инфраструктуры;
- ИРО стали, как правило, проводиться за рубежом;
- одним из главных субъектов операций стали текущие и перспективные террористические угрозы и связанные с этим риски, особенно при ведении активных военных операций за рубежом.

В соответствии с предназначением и целевой направленностью информационно-разведывательных операций американскими специалистами разработан определенный механизм их подготовки и проведения. Как указывается в вышеуказанном пособии по тактике сухопутных войск, отмечается, что функционирование этого механизма основывается на четырех этапах (ранее было пять): планирование, сборно-накопительный, итоговый, распределительный.

1, Планирование, Этот этап включает действия военной полиции по определению релевантных разведывательных потребностей (Intelligence Requirements), разработке способов и средств сбора информации для их удовлетворения, а
также подготовку перечней возможных источников получения необходимой информации и составление специальных планов по разведке. В целом рассмотренный этап обеспечивает получение необходимой информации и обоснование информационно-разведывательной деятельности ВП.

2. Сборно-накопительный этап нацелен на сбор, накопление и первичную обработку (анализ) получаемой информации в соответствии с разведывательными потребностями.

Для повышения эффективности этого процесса он обязательно увязывается с ходом военных операций, полицейской разведкой и потребностями расследований.

3. Итоговый этап подразумевает выход конкретной информационно-разведывательной продукции ВП на основе результатов предыдущих этапов, а также на основе последующих действий с информацией:
- анализ с целью выделения ее наиболее важных элементов;
- оценка данных с целью определения их точности, своевременности, полезности и надежности;
- соединение с другой релевантной информацией и предыдущими данными полицейской разведки;
- обработка для оценки возможных результатов;
- представление информации только в формате, удобном для пользователя.

Итоговая продукция используется войсковыми командирами, начальниками ВП и другими для корректировки полицейской информации, текущих оценок в интересах принятия решений и лучшего понимания оперативной обстановки.

4. Распределительный этап. Предполагает распределение результатов отработанной информации среди личного состава полиции, структур сухопутных войск и определение совместных действий партнеров с целью влияния на текущие и будущие операции.

Своевременное и точное представление полицейской и разведывательной информации, способствующей эффективному принятию решений, рассматривается американскими военными специалистами как ключевая основа успешных ИРО ВП.

Все вышерассмотренные этапы в обобщенном виде могут быть связаны в триединый интегрированный информационно-разведывательный процесс: анализ, оценка и распространение.

Рассмотренный механизм организации и проведения операций полицией связан еще с тремя элементами общей системы этого элемента вооруженных сил: структурой операций, организационными аспектами и процессом информационного обеспечения.

Структура операций, в соответствии с взглядами американских военных специалистов, включает три определяющих элемента: разведывательное обеспечение поля боя, сбор и оценка полицейской информации и способы (режим) ведения операций.

Разведывательное обеспечение поля боя. Для ВП это означает участие в рамках своих полицейских функций в общем процессе обеспечения разведданными о районе (зоны) боевых действий войсковых формирований, включая решение следующих задач:
- определение оперативно-тактической обстановки на поле боя (его характеристику, включая криминальную);
- непрерывная оценка и анализ военно-полицейской составляющей угрозы и оперативной обстановки в конкретном географическом районе (регионе);
- определение основного способа и направления действий.

Сбор и оценка полицейской информации. Этот процесс рассматривается как метод вскрытия угрозы влияния криминальных событий на тактические сценарии действий войсковых формирований.

Способ ведения ИРО. Американские военные специалисты различают два способа (режима) ведения операций: пассивный и активный.

Пассивный предусматривает ведение ИРО ежедневно в ходе обычной повседневной деятельности ВП во всем спектре военных действий, прежде всего в области добывания необходимой оперативно-боевой информации через привлечение гражданских структур, независимых правительственных организаций, местных гражданских структур и полиции страны пребывания американских войск. Полученная информация направляется в вышестоящие войсковые штабы по линии разведки (S2, G2), а соседние части также уведомляются о потенциальных угрозах, которые могут оказать негативное воздействие на войска.

Активный способ ведения ИРО используется также во всем диапазоне операций, но по указанию вышестоящего командования (штаба). При этом режиме ВП решает такие конкретные задачи, как обеспечение маневренности и мобильности, безопасности района боевых действий, интернирование и перемещение гражданских лиц в целях оперативного сбора информации в поддержку процесса разведывательного обеспечения поля боя или сбора и оценки полицейской информации.

В соответствии с пособием по тактике сухопутных войск АТР 3-39.20 разрабатывается специализированный документ "Разведывательные требования к военной полиции". Он содержит перечень основных источников получения информации, к числу которых относятся следующие:
- патрулирование (оперативно-боевое в целях рекогносцировки и в правоохранительных целях);
- наблюдение и отслеживание (в правоохранительных целях и в интересах боевых действий в тактическом звене);
- уголовные и полицейские расследования, включая опросы и допросы;
- контактирование с местными гражданскими властями, лидерами, в том числе религиозными и племенными вождями;
- привлечение и использование источников по линии заместителей НШ по разведке формирований всех уровней;
- оперативные источники информации (СМИ, общественная информация и др.);
- группы информационного обеспечения боевых действий и по связям с гражданской администрацией;
- все другие воинские части и подразделения, располагающие соответствующими сведениями.

В целом, по оценке американских экспертов, используемые источники информации создают широкую и достаточно глубокую базу для получения необходимых информационно-разведывательных данных, что позволяет полиции проводить соответствующие операции довольно эффективно как в мирное, так и военное время, в том числе в рамках всеобъемлющих, а в перспективе многосферных военных операций.

Вышепредставленный материал позволяет выявить наиболее характерные особенности ИРО ВП, к числу основных из которых относятся следующие:
- ИРО ВП не рассматривается военными специалистами как категория общепринятых разведывательных операций, а связаны прежде всего с набором и обработкой целевой информации с некоторыми элементами разведывательной деятельности, привлечением нужных гражданских лиц для совместной работы и другими факторами. Кроме того, личный состав оперативных элементов полиции координирует и синхронизирует свою деятельность с соответствующими штабными структурами войсковых формирований различных звеньев (НШ, заместители и его помощники по разведке, оперативным вопросам и планированию и др.).

При проведении вышеуказанных операций соответствующие структуры ВП в современных условиях основной акцент в их организации и целевой направленности делают на применение передовых технологий, новых технических средств и процедур для сбора и анализа разведывательных и информационных данных.

Важными характерными чертами ИРО являются их интегрированность и универсальность. Проявляется это прежде всего в том, что, во-первых, операции по предназначению, выполняемым задачам и собственной специфике тесно связаны (интегрированы) с другими функциями ВП и их действиям, например, такими как установление законности и правопорядка, обеспечение безопасности, контртеррористические действия и другие. Во-вторых, такие операции приемлемы и необходимы для всех уровней (звеньев) полиции и войсковых формирований, особенно в современных условиях региональных (локальных) конфликтов и террористических операций.

Для ИРО ВП особенно характерны широта и стабильность связи, взаимодействие и координация с другими структурами, которые могут оказывать помощь и поддержку. Наиболее важными из них являются следующие: заместители НШ по разведке, по оперативным вопросам и планированию, командование уголовных расследований СВ, формирования ССО информационного обеспечения боевых действий, полиция страны пребывания, объединенные, общевойсковые, межвидовые и многонациональные силы и др.

В целом рассмотренные выше особенности проводимых ИРО ВП США отражают их сложный и комплексный характер, достаточные возможности по решению поставленных задач, а также способность соответствующих структур реагировать на изменяющуюся обстановку, например, путем усиления и активизации террористических элементов и криминала.

Как показали исследования специализированных документов ВС США, организация и проведение информационно-разведывательных операций ВП страны характеризуются наличием ряда существенных недостатков. При этом они достаточно тесно связаны с областями (направлениями) текущего и будущего развития ВП в целом, а также с особенностями ее совершенствования как в современных условиях, так и на перспективу.

Пакет недостатков касается главным образом двух аспектов: внутригосударственного (строительство и реформирование ВП, ее качественное состояние) и внешнего (применение ее в рамках ИРО в региональных и локальных конфликтах, а также в кризисных ситуациях меньшего масштаба).

Первый аспект отражает определенное несовершенство системы отбора кадров ВП, обусловленное, в частности, следующим: ведущимися военными действиями в Афганистане; недостатками системы оперативно-боевой подготовки, ее кадрового состава, в том числе в области информационно-разведывательной деятельности; понижением уровня морально-психологического состояния личного состава и другими факторами.

Второй аспект касается некоторого несоответствия принятых положений и требований обеспечения боеспособности и боеготовности военнослужащих этой структуры требованиям и реалиям ведения ИРО за пределами США, особенно с учетом применения ВС в условиях неопределенного будущего.

Кроме того, при участии американских войск в международных миротворческих или контртеррористических операциях личный состав полиции не всегда оказывался способен к эффективному выполнению поставленных задач по причине недостаточной подготовленности, знаний и навыков военно-полицейского обеспечения в специфических условиях ведения боевых действий (бои в городских условиях, при неопределенности действий противника, неоднозначности взаимоотношений с населением и др.). Это связано также с нехваткой технических специалистов прежде всего в высоких технологиях, что снижает эффективность таких приоритетных операций, как информационно-разведывательные.

В перспективе в рамках продолжающегося реформирования ВС США в соответствии с требованиями XXI века американское командование предполагает дальнейшее совершенствование военной полиции, в том числе информационно-разведывательной деятельности, по следующим основным направлениям:
- расширение и углубление задач и функций ВП в рамках ПРО, проводимых в рамках миротворческих боевых и небоевых, а также гуманитарных операций, включая национальные и международные;
- усиление взаимодействия и кооперации с гражданскими правоохранительными органами, правовыми неправительственными и правительственными структурами, в том числе международными, особенно при участии полиции в региональных и локальных конфликтах;
- оснащение личного состава ВП, прежде всего формирований, решающих задачи ИРО, более мобильными и совершенными военно-техническими средствами с акцентом на расширение применения вертолетов, оружия нелетального воздействия, робототехники, БПЛА;
- разработка новых и корректировка используемых федеральных и целевых концептуальных установочных документов по конкретным целевым областям деятельности ВП, особенно в рамках задействования ее формирований в ИРО (к числу таких относятся полевой устав сухопутных войск FM 3-39 "Операции военной полиции США" (апрель 2019-го) и пособие по тактике АТР 3-39.20 (май 2019 года); в дальнейшем предполагается разработать основы задействования ВП в рамках перспективной концепции применения ВС в многосферных операциях;
- сохранение при соответствующей корректировке целевой направленности ее функций и задач проводимых информационно-разведывательных операций;
- усиление общей тенденции военного руководства США к расширению и углублению задействования ВП в рамках ИРО на основе повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов полиции;
- расширение нормативно-правовой базы проводимых операций в увязке с возможными новыми формами и способами ведения боевых действий, особенно при реализации концепции многосферных операций.

Таким образом, рассмотренные основы проведения информационно-разведывательных операций военной полицией США, выявленные их особенности и недостатки, а также основные направления возможного применения этой службы в перспективе носят императивный характер, взаимосвязаны и могут изменяться или корректироваться под воздействием определяющих (влияющих) внутренних и внешних факторов военно-политического, экономического и другого характера. По оценке американского командования, проводимые ВП США ИРО, несмотря на определенные негативные моменты, отвечают американским интересам во всем мире по выполняемым задачам и характеру практической деятельности.

* В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся военной полиции сухопутных войск США.

Зарубежное военное обозрение. - 2020. - №5. - С. 41-49

Смотрите также
Категория: Информационное противоборство | Добавил: pentagonus (11.11.2020) | Автор: Полковник Ю. Мгимов
Просмотров: 4974 | Теги: MP, Military Police, Ю. Мгимов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar