search
menu
person

NEWS AND UDATES


Основы нормативно-правового статуса ветеранов ВС США (2017)

Основы нормативно-правового статуса ветеранов ВС США

Полковник Ю. Мгимов

Американское руководство уделяет серьезное внимание повышению роли и значимости национальных ВС в жизни общества, популяризирует службу в них. В частности, важное место занимает вопрос формирования и практической реализации положений комплекса документов, определяющий правовой статус ветеранов вооруженных сил США.

Согласно официальной американской статистике, по состоянию на 2016 год численность этого контингента составила около 22 млн человек, из которых на долю ветеранов - участников военных конфликтов (от Второй мировой войны до военных конфликтов XXI века) приходилось свыше 16 млн, а не имеющих боевого опыта - более 5 млн.

В соответствии со Сводом законов к числу ветеранов вооруженных сил относятся американские граждане, прослужившие в ВС не менее 180 дней и уволенные по не зависящим от них обстоятельствам. При этом для военнослужащих, уволенных по инвалидности, минимальные сроки службы в армии не устанавливаются. Следует также отметить, что все ветераны - участники боевых действий, независимо от продолжительности или степени участия в таковых, относятся к единой категории - "ветеран войны".

Эмблема департамента но делам ветеранов США

Статус ветерана чрезвычайно многосторонен ввиду деления личного состава по категориям (рядовой и сержантский состав, военнослужащие резервных компонентов и др.), принадлежности к национальным меньшинствам. Выделяются также категории ветеранов-женщин и бывших военнопленных.

Законодательная основа статуса всех категорий ветеранов ВС формируется из двух составляющих: документально-юридической базы и комплекса конкретных общегражданских и служебных прав, льгот и привилегий.

Законодательной базой, определяющей статус ветеранов ВС, являются конституция страны, Свод законов США, Свод федеральных нормативных актов и подзаконные акты.

В конституции США правовой статус ветеранов отражен достаточно поверхностно. Американские специалисты-правоведы отмечают, что углубленная конкретизация прав в тексте основного закона могла бы быть воспринята как исчерпывающий (окончательный) перечень прав и свобод, что привело бы к снижению правовой и практической ценности, в конечном итоге к невозможности применения тех из них, которые в него не вошли. Вместе с тем, как свидетельствует текст конституции США, она разрабатывалась и утверждалась для того, чтобы "установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы для всех граждан США и их потомков".

Свод законов США представляет собой кодекс норм права, утвержденных конгрессом. В связи с этим в рамках рассматриваемого правового статуса ветеранов ВС США особый интерес представляют тома 10 и 38.

Т. 10 "Вооруженные силы" отражает основные подходы к определению статуса будущего ветерана в связи с его увольнением из ВС и предоставлением пенсионного обеспечения. В рамках данного подхода проводится ряд следующих практических мероприятий:
- определение причины увольнения из ВС (по состоянию здоровья, по достижении предельного возраста пребывания на действительной военной службе и др.);
- расчет размера пенсионных выплат;
- определение и выплата пособий и пенсий членам семей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга;
- организация деятельности пенсионного фонда для военнослужащих МО.

Т. 38 "Льготы ветеранам" регламентирует льготы и привилегии бывшим военнослужащим. Структурно он состоит из шести глав, в которых рассматриваются: общие положения; льготы общего характера; основные направления деятельности в области реализации льгот ветеранов; вопросы административно-правового обеспечения; содержание деятельности учреждений и ведомств по делам ветеранов; виды собственности и вложения в учреждения по делам ветеранов.

Необходимо отметить, что нормы, входящие в систему законодательных (федеральных) актов по делам ветеранов ВС, имеют приоритетное общегосударственное значение и являются, как правило, исходными. Они устанавливают общие начала правового регулирования, его главные определения, регламентируют отношения по делам ветеранов ВС, не обращаясь к каким-либо иным правилам.

Свод федеральных нормативных актов представляет собой свод законов исполнительно-распорядительных органов власти, издаваемых в соответствии с законом "Об административной процедуре публикации нормативно-правовых актов", определяющим виды таких актов и порядок их публикации федеральными органами.

Вопросы социально-правового статуса бывших военнослужащих отражены в разделах 32 и 38 вышеуказанного документа.

Раздел 32 "Национальная оборона" является продолжением основ законодательства по ветеранам ВС США: часть 1 "Министерство обороны", раздел "Военнослужащие и гражданские служащие", подраздел Б содержит исполнительно-распорядительные акты, посвященные вопросам защиты интересов семей бывших военнослужащих (глава 48), удержания из пенсий на выплаты бывшим супругам и детям (63), участия ветеранов ВС США в мобилизационном развертывании (64) и др. Следует отметить, что аналогичные вопросы рассматриваются и в части касающейся исполнительно-распорядительной деятельности министерств видов ВС.

Раздел 38 "Пенсии, выплаты, пособия и льготы ветеранам" посвящен более узким и конкретным вопросам социально-правового обеспечения бывших военнослужащих, реализации и защиты их прав. В частности, в нем регламентируются следующие вопросы: выплата пособий по инвалидности и безработице; включение в программу профессиональной реабилитации; оказание помощи в получении образования и трудоустройстве; оказание психотерапевтической поддержки ветеранам войн; льготные условия предоставления медицинского обслуживания, ссуд на строительство, похоронных услуг и др.

Подзаконные акты, регламентирующие нормативно-правовой статус ветеранов ВС США, включают директивы, инструкции министерства обороны, видов ВС, уставы и наставления (в том числе наставления КНШ). Как отмечается в ряде информационных военных источников, в целом нормативно-правовой статус ветеранов ВС рассматривается в более чем 50 документах всех видов ВС, затрагивающих следующие вопросы: пенсионное обеспечение, аттестация и увольнение личного состава, программа обеспечения членов их семей, порядок нахождения личного состава резерва в отставке, работа с семьями бывших военнослужащих, льготы военнослужащим в отставке и др.

Из вышеизложенного следует, что для ВС США характерно стремление подвести документально-юридическое обоснование для всех ключевых аспектов жизнедеятельности ветеранов ВС, формируя тем самым нормативно-правовой статус данной категории граждан.

Следующей главной составляющей основ нормативно-правового статуса ветеранов ВС США является объемный комплекс общегражданских и служебных прав, льгот и привилегий.

Общегражданские права включают право на материальное обеспечение, труд (трудоустройство), охрану здоровья, образование, жилищное обустройство, равные возможности, участие в митингах и демонстрациях, свободу слова и печати.

Право на материальное обеспечение реализуется прежде всего в виде пенсии по выслуге лет и в определенном воинском звании (должности), в случае нетрудоспособности (полной или частичной), а также потери кормильца. Осуществление этого права гарантируется системой социального обеспечения бывших военнослужащих, выплатой пенсий за счет государства и др.

Право на пенсионное обеспечение после увольнения из ВС предоставляется военнослужащим, прослужившим в регулярных войсках или резервных компонентах не менее 20 лет (для офицеров - не менее 10 лет на офицерских должностях). Максимальная общая выслуга для начисления пенсии составляет 30 лет. Это право распространяется и на военнослужащих, уволенных с военной службы по инвалидности, которая привела к потере трудоспособности не менее чем на 30%

Если инвалидность явилась следствием или приобретена в процессе выполнения служебных обязанностей, пенсия назначается вне зависимости от сроков службы. Во всех остальных случаях для ее получения необходимо иметь выслугу минимум восемь лет.

В рамках рассматриваемого права следует учитывать ряд ограничений. Размеры пенсии во всех случаях не могут превышать 75% месячного содержания военнослужащего. Лица, воспользовавшиеся этим правом на получение пенсии по линии министерства по делам ветеранов, лишаются права на пенсионное обеспечение за счет МО. В соответствии с нормами закона P.L. 98-105 бывшие военнослужащие, состоящие на государственном пенсионном обеспечении, не могут получать пенсию при поступлении на службу в какие-либо учреждения, организации, частные компании иностранных государств без разрешения госдепартамента или соответствующего министерства вида ВС.

В случае потери кормильца в лице военнослужащего запаса (в отставке) ограниченное право пользования его пенсией распространяется на находящихся на его иждивении членов семьи. Кроме того, в отличие от гражданских лиц для отставных военных ограничения на заработную плату отсутствуют: пенсия и зарплата сохраняются полностью.

Для бывших военнослужащих разработана многоаспектная программа по оказанию помощи, рассчитанная прежде всего на ветеранов из числа рядового и сержантского состава, младших офицеров, военнослужащих-инвалидов и членов их семей. Она включает в себя пособия по безработице, семейные пособия, помощь пожилым, престарелым и др.
Обеспечение права на труд (трудоустройство) возложено на министерства обороны, труда и по делам ветеранов. В рамках соответствующих программ ветеранам ВС оказывается содействие в вопросах предпринимательства и малого бизнеса, предоставляется приоритетное право при найме на работу в гражданском секторе экономики и др.

Согласно американскому законодательству ("О приоритетном праве ветеранов" от 1944 года, "О помощи ветеранам в вопросах образования и трудоустройства" от 1976 года и "О реформе гражданской службы" от 1978 года) правом приоритета среди ветеранов пользуются следующие категории военнослужащих:
- ветераны-инвалиды с потерей трудоспособности 30% и более, наступившей в ходе прохождения действительной военной службы;
- лица, обладающие соответствующими профессиональными навыками;
- участники военной кампании или экспедиции;
- награжденные медалью "Пурпурное сердце".

Вместе с тем имеют место ограничения и рекомендации при найме на работу. Так, в соответствии с законом P.L. 95-521 "По проблеме этики в государственных структурах" с 1979 года командному составу ВС США запрещается в течение двух лет использовать свое служебное положение (если Он пребывал на этой должности не менее года) при переходе в гражданский сектор экономики. Этим же актом запрещается участие офицеров в деятельности фирм, затрагивающих интересы федерального правительства.

Право на охрану здоровья. Всем ветеранам предоставляется право на льготное медицинское обслуживание. При этом уровень прав, льгот и гарантий определяется степенью социальной защищенности бывшего военнослужащего. Ветераны, понесшие потерю или какой-либо ущерб здоровью, находящиеся на нижнем уровне социального обеспечения (годовой доход менее 18,8 тыс. долларов для холостяков и менее 22,6 тыс. для состоящих в браке), имеют приоритет по сравнению с другими категориями бывших военнослужащих, имеющих больший размер годового дохода.

К числу категорий ветеранов, на которых распространяется право льготного пользования медицинскими услугами (включая госпитали), относятся:
- инвалиды, потерявшие трудоспособность в результате или при исполнении служебных обязанностей;
- ветераны, рассматриваемые в качестве кандидатов на получение пенсии по инвалидности;
- бывшие военнопленные и ветераны, подвергшиеся воздействию диоксина, гербицидов или дефолиантов в период войны во Вьетнаме, а также радиоактивного излучения при проведении ядерных испытаний или в период оккупации японских городов Хиросима и Нагасаки, участники боевых действий и др.

Право на пользование военно-медицинскими и соответствующими гражданскими учреждениями распространяется и на членов семей ветеранов (данное право сохраняется за членами семей военнослужащих и в случае смерти ветерана). При этом все категории бывших военнослужащих и члены их семей несут персональную ответственность за соблюдение законности и правильности использования права на медицинское обслуживание и выплату, при необходимости, соответствующих средств по медицинской страховке.

Право на образование обеспечивается оказанием помощи в получении или продолжении образования ветеранам и членам их семей. Она осуществляется в виде денежных пособий для обучения в высших специальных учебных заведениях. Размеры выплат зависят от статуса военнослужащего и числа иждивенцев. Действие этого права охватывает период в десять лет со дня завершения службы в ВС.

Выплаты пособия женам и детям в возрасте 18-26 лет для получения образования положены в случае смерти ветерана, полной потери им трудоспособности, связанной с использованием служебных обязанностей. Рассматриваемое право распространяется также на членов семей военнослужащих, бывших в плену, пропавших без вести или интернированных государством на более чем 90 сут в период исполнения ими служебных обязанностей. Оно действует в течение десяти лет с даты его предоставления.

Жилищное обустройство офицерского и рядового состава, принимавшего участие в войнах и вооруженных конфликтах, осуществляется в период прохождения военной службы. Для тех ветеранов, которым не удалось в полной мере реализовать полученное право в период службы в ВС, это возможно сделать через ссуды на строительство или ремонт домов, а также поручительство на их выдачу.

Данное право распространяется на ветеранов, обладающих правом на получение льгот, жен военнослужащих, официально числящихся в категории пропавших без вести или находящихся в плену не менее 90 сут, а также вдов (вдовцов) погибших или умерших в период действительной военной службы военнослужащих либо в результате полученной в это время ими инвалидности.

Ветеранам-инвалидам может быть построено бесплатно специально оборудованное жилое помещение стоимостью до 38 тыс. долларов.

Право на равные возможности ветеранов закреплено в XIV и XV поправках к конституции, законами "О гражданских правах" 1964 года, "Об избирательных правах" 1965-го и "О равных возможностях в области занятости" 1972-го. Они гарантируют реализацию социально-правового статуса ветерана вне зависимости от расовой принадлежности, вероисповедания и пола.

Ветераны имеют право свободного участия в различных массовых мероприятиях (митингах, шествиях и демонстрациях). Вместе с тем бывшим военнослужащим запрещается участие в митингах и демонстрациях организаций, движений, групп и т. п., на деятельность которых наложен запрет генеральным прокурором США.

Свобода слова и печати. Бывшим военнослужащим предоставлена возможность заниматься литературной и публицистической деятельностью при условии, что они не будут нарушать требования, направленные на сохранение сведений, составляющих государственную тайну.

Служебные права. За ветеранами ВС США сохраняется часть служебных прав действующих военнослужащих, а именно: ношение военной формы одежды, а также наград и воинских знаков отличия, использование воинского звания, пользование социально-бытовыми объектами военных городков (баз), захоронение с соответствующими воинскими почестями.

Ветераны имеют право на ношение военной формы одежды в соответствии с их статусом офицера, уорент-офицера, рядового и сержантского состава ВС США. Наиболее распространенным является использование военной формы одежды при проведении разного рода общественных мероприятий и церемоний: военные балы, встречи или деятельность в рамках различных видовых, ветеранских, патриотических, военизированных ассоциаций и обществ, военные и патриотические парады и шествия, бракосочетания, похороны и др.

Военнослужащий запаса (в отставке) может использовать в повседневной жизни свое воинское звание, которое свидетельствует о его социально-правовом статусе. Ему разрешено также использовать свое звание в рамках коммерческой или иной деятельности, если она не будет наносить ущерб и дискредитировать виды вооруженных сил и министерство обороны в целом.

В определенных правовых документах Пентагона подчеркивается, что ветераны не могут использовать свое воинское звание в публичных выступлениях за пределами страны без специального разрешения соответствующего командования.

Согласно праву пользования социально-бытовыми объектами военных городков (баз) бывшие военнослужащие могут обращаться в учреждения в рамках следующих служб: улучшения морального климата, социально-бытовых условий, организации отдыха и развлечений, военных священников, военно-юридической (ограничено), военной торговли и др.

Захоронению на национальных кладбищах подлежат умершие или погибшие ветераны, их вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак, несовершеннолетние дети и не вступившие в брак взрослые дети. Места захоронения перечисленных категорий лиц оборудуются надгробными плитами и мемориальными досками за счет государства. При этом совершается ритуал, предусмотренный порядком погребения на национальных кладбищах и в соответствии с установленными воинскими почестями ветеранам ВС. Оплата ритуала производится государством.

Наряду с вышерассмотренными главными составляющими нормативно-правового статуса ветеранов ВС США в их число входят также два важных элемента: наличие определенных обязанностей и защита прав бывших военнослужащих.

К числу обязанностей ветеранов относятся следующие:
- Уволенные из рядов ВС могут быть опять призваны в рамках утвержденных планов мобразвертывания в зависимости от вида мобилизации (выборочной, частичной, полной и всеобщей). По расчетным данным ряда американских военных специалистов, общая численность ветеранов ВС США на 2016 год позволяет сформировать дополнительно мобилизационный контингент численностью 3-6 млн человек.
- Соблюдение морально-этических норм в соответствии с "Кодексом поведения военнослужащих ВС США".
- Запрет в течение двух лет представлять чьи-либо интересы по вопросам, которые были в их компетенции.
- Необходимость соблюдения требований секретности в отношении имеющейся или имевшейся в их распоряжении информации.

В случае нарушения данных требований ветераны несут соответствующие наказания, вплоть до лишения их права на пенсионное обеспечение.

В рамках защиты своих прав бывшие военнослужащие имеют право на квалифицированную юридическую помощь. В связи с этим они могут по своему усмотрению и при наличии возможностей обращаться к представителям военно-юридической службы за консультацией. В частности, при нарушении прав, льгот и привилегий, как своих, так и членов их семей, эти лица имеют право обращаться с исками (апелляциями) в местные органы по делам ветеранов (отделы по апелляциям). При необходимости изменения статуса ветерана ВС США следует обращаться в соответствующие органы министерства обороны.

Контроль над разрешением исковых заявлений находится в ведении апелляционного совета по делам ветеранов. Его решения рассматриваются и утверждаются в течение 120 сут высшим апелляционным судом страны.

Таким образам, содержание нормативных правовых актов в части касающейся ветеранов ВС США свидетельствует о том, что в стране сформирована постоянно совершенствуемая, обновляемая и достаточно развитая правовая база. Законодательно закреплены права, льготы и привилегии военнослужащих-ветеранов, проходивших службу в регулярных войсках, национальной гвардии и резерве с учетам ряда особенностей и принадлежности к определенной категории. Рассмотренные основы нормативно-правового статуса ветеранов ВС США охватывают практически все стороны их жизнеобеспечения и гарантируют защищенность этих лиц в экономическом, социальном и правовом отношении.

Зарубежное военное обозрение. 2017, №3 С.33-38

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (13.04.2017) | Автор: Полковник Ю. Мгимов
Просмотров: 9371 | Теги: Ю. Мгимов, Ветераны | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar