Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 06.12.2016, 21:00
Ключевые слова
fm, JP, устав, В. Сатаров, Л. Бойков

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Основы оперативного искусства вооружённых сил США (2014)

Основы оперативного искусства вооружённых сил США

Генерал-майор запаса Л. Бойков,
доктор военных наук, профессор;
полковник В. Сатаров,
кандидат военных наук, доцент

Американские военные специалисты уделяют серьезное внимание развитию военной теории. На основе изучения и обобщения опыта военных конфликтов и тенденций развития средств вооруженной борьбы ими усиленно разрабатываются и совершенствуются способы подготовки и ведения операций. При этом основы оперативного искусства ВС США за последние десятилетия значительно изменились, что нашло отражение в уставных и концептуальных документах.

В вооруженных силах Соединенных Штатов термин "оперативное искусство" до середины 80-х годов XX века не употреблялся - сохранялось деление военной теории на стратегию и тактику. Вместе с тем за океаном тщательно изучался боевой опыт, полученный в ходе мировых войн прежде всего вооруженными силами Германии и Советского Союза. Знаменитые операции советских войск (под Москвой, Сталинградская, Орловско-Курская, Белорусская, Берлинская и другие) хорошо укладывались в глубоко разработанное советской военной наукой понятие оперативного искусства -составной части военного искусства. В связи с этим в послевоенных программах американских военных учебных заведений стало использоваться понятие оперативного уровня военных действий (operational level of war), занимающего промежуточное положение между стратегическим и тактическим, а в дальнейшем это понятие и сам термин "оперативное искусство" (operational art) получили официальный статус.

Впервые элементы оперативного искусства появились в официальных документах ВС США с изданием в 1982 году новой редакции полевого устава сухопутных войск FM 100-5 "Основы ведения операций (боевых действий)"1, в котором были определены три уровня военных (боевых) действий - тактический, оперативный и стратегический. Было заявлено, что на оперативном уровне осуществляется применение сил и средств для достижения стратегических целей на театре военных действий с использованием теории операций крупных группировок войск (сил)2. В этом документе была выдвинута концепция "воздушно-наземной операции (сражения)" (AirLand Battle), учитывающая пространственную трехмерность боевых действий. Отмечалось, что ее реализация должна осуществляться на оперативном уровне и предусматривать соответствующее построение войск и организацию тылового обеспечения, боевого управления, а также глубокое огневое и ядерное поражение противника, ведение специальных и психологических операций.
В очередной редакции устава FM 100-5, изданного в 1986 году, появился термин "оперативное искусство". Он трактовался как применение войск (сил) для достижения стратегических целей на театре войны (военных действий) посредством разработки, организации и ведения кампаний и операций3.

В уставе FM 100-5, изданном в мае 1993 года, это определение было уточнено. В нем указывалось: "Оперативное искусство представляет собой умелое применение войск (сил) для достижения стратегических и (или) оперативных целей на театре войны (военных действий) посредством разработки, организации и ведения кампаний, операций и сражений. Оперативное искусство реализует стратегию путем разработки операций, объединяющих сражения и бои тактического уровня, для достижения оперативных результатов"4. Отмечалось, что оперативное искусство не является прерогативой какого-либо определенного звена управления. Оно заключается в правильном определении места, времени и целей ведения боевых действий главными силами, исходя из которых будет осуществляться их развертывание, приниматься решение о вступлении в сражение или уклонении от него, уточняться последовательность ведения боевых действий и операций для выполнения поставленных задач.

С изданием в сентябре 1993 года наставления комитета начальников штабов (КНШ) вооруженных сил США JP 3-0 "Основы ведения межвидовых операций (боевых действий)"5 понятия "оперативный уровень" и "оперативное искусство" окончательно закрепились в уставных документах американских ВС в том виде, в каком они были сформулированы ранее в уставах сухопутных войск.

В документах ВС США и всех их видов стали рассматриваться три уровня военных действий - стратегический, оперативный и тактический - в соответствии со значимостью решаемых в них задач и достигаемых целей. Отмечалось, что разделение на уровни весьма условное, а границы между ними размыты. При этом военные действия оперативного уровня организуются на основе оперативного искусства, являющегося связующим звеном между стратегическими задачами и тактическими действиями войск (сил).

Реализация оперативного искусства была возложена на командующих и штабы объединений - оперативно-стратегических (объединенные командования (ОК) и подчиненные им командования ВС США) и оперативно-тактических (командования видов ВС в составе ОК и объединенные оперативные формирования).

По мнению американских военных специалистов, знание оперативного искусства предполагает широту взглядов, способность предвидеть развитие обстановки и обеспечивать эффективное взаимодействие между видами вооруженных сил и союзниками в войне. Оно, как правило, требует от военачальника знания ответов на следующие вопросы:
- какие условия должны быть обеспечены для достижения стратегических целей;
- действия, необходимые для создания таких условий;
- какие силы и средства должны быть использованы в этих действиях;
- каковы ожидаемые потери и риски для возможных вариантов действий. Оперативное искусство предполагает распределение усилий компонентов группировки войск (сил) по времени, месту и целям. Для этого вырабатываются основополагающие требования и правила, обеспечивающие согласованность действий воздушных, наземных, морских и космических сил. Оно дает более конкретные, чем стратегия, ориентиры для планирования кампаний и крупных операций, а также помогает эффективно использовать ресурсы и достигать оперативных и стратегических целей. Благодаря этому, по взглядам американских военных специалистов, ведение войны не превращается в разрозненные действия тактических формирований.

В конце XX века американские военные специалисты признали, что в связи с интенсивным прогрессом информационных технологий (ИТ) и разработкой высокоточного оружия начался новый этап современной революции в военном деле. В этот период наиболее значимым результатом исследований американских специалистов в области военной теории, важное место в которой заняло оперативное искусство, стали концептуальные документы "Единая перспектива-2010"6 и "Единая перспектива-2020"7, утвержденные председателем КНШ соответственно в мае 1996-го и июне 2000 года.

В этих концепциях большое внимание уделялось обеспечению межвидовой согласованности действий в военных операциях и указывалось, что внедрение в военное дело новых информационных технологий и других технических достижений должно оказать решающее влияние на изменение боевых возможностей ВС США и характер ведения ими вооруженной борьбы. При этом традиционные понятия маневра, удара, тылового обеспечения (ТО) и защиты на основе информационного превосходства (information superiority) и модернизации ВВТ должны трансформироваться в господствующий маневр, высокоточное сражение (бой), целенаправленное ТО и всеобъемлющую защиту соответственно. Каждое из этих новых понятий раскрывалось в определенной оперативной концепции, совместная реализация которых, по взглядам американских специалистов, позволит обеспечить ВС США "всеохватывающее превосходство" (full spectrum dominance) - превосходство над противником в военных действиях любого масштаба и характера.

Оперативная концепция "господствующего маневра" (dominant maneuver) предполагала способность к полномасштабному согласованному применению максимально рассредоточенных группировок разнородных сил, включающих наземные, морские, воздушные и космические компоненты, которые активно используют возможности по информационному обеспечению и переброскам для решения поставленных задач. Сочетание высокой скорости перемещения войск с такими же темпами ведения боевых действий позволяли задействовать силы и средства на решающих направлениях, что способствовало снижению боевого потенциала противника и вынуждало его действовать с невыгодных позиций.

Реализация оперативной концепции "высокоточного сражения (боя)" (precision engagement) предполагала формирование комплекса сил и средств, использование которых позволит определять местоположение объектов, целей, быстро принимать решение на их поражение, наносить высокоточные удары, оценивать степень ущерба и при необходимости уничтожать их. Основой достижения успеха должно стать создание разведывательно-информационных систем с использованием новых информационных технологий и АСУ войсками и оружием, позволяющих значительно сократить цикл управления.

Суть оперативной концепции "всеобъемлющей защиты" (full-dimensional protection) сводилась к контролю боевого пространства на основе информационного превосходства и созданию эшелонированной защиты своих войск при развертывании, выполнении маневра и в бою с целью обеспечения полной свободы их действий.

Оперативная концепция "целенаправленного тылового обеспечения" (focused logistics) заключалась в способности обеспечивать воинские формирования и личный состав всем необходимым в нужное время и в нужном месте во всех видах операций. Реализация целенаправленного ТО, как и других оперативных концепций, содержавшихся в документах серии "Единая перспектива", предусматривала обеспечение превосходства в информационном обеспечении.

Разработка концепций применения вооруженных сил и их внедрение необходимы для развития американского военного искусства и военного дела в целом. Они создают единую базу для выработки видами ВС собственных концепций, уставных документов и планов строительства.

В 1999-2011 годах организация разработки концепций применения вооруженных сил, их экспериментальной оценки и внедрения являлась одной из основных задач существовавшего в этот период ОК единых сил ВС США8 (United States Joint Forces Command). В соответствии с изданными в апреле 2003 года министром обороны "Указаниями по планированию реформирования вооруженных сил США"9 этому командованию было предписано сформировать и впоследствии поддерживать систему концептуальных документов, определяющих взгляды командования американских ВС на ведение вооруженной борьбы в военных конфликтах будущего и требования к дальнейшему росту их боевых возможностей.

Созданная ОК ядерных сил система концептуальных документов включает основополагающую концепцию применения ВС США (Capsone Concept of Joint Operations) - издавалась в 2003, 2005, 2009 и 2012 годах, а также разработанные в ее развитие концепции, которые подразделяются на три группы.

К первой группе относятся концепции ведения военных действий (Joint Operating Concepts) -документы, где рассматривается содержание вооруженной борьбы в ходе военных действий определенного характера - крупномасштабных боевых операциях, иррегулярных военных действиях, операциях по стабилизации обстановки, операциях сдерживания.

Вторая группа включает объединенные функциональные концепции применения войск (сил) (Joint Functional Concepts) - документы, где представлены определенные области деятельности вооруженных сил - боевое применение, боевое управление, комплексное организационно-техническое обеспечение взаимодействия, обеспечение ситуационной осведомленности, целенаправленное ТО, защита войск, боевая подготовка.

Третья группа - объединенные интегрирующие концепции применения войск (сил) (Joint Integrating Concepts), которые разрабатываются на основе концепций ведения объединенных военных действий и объединенных функциональных концепций. К числу интегрирующих относятся концепции "глобального удара", "ведения боевых действий в едином информационном пространстве", "борьбы с оружием массового поражения", "интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны", "морского базирования", "ведения боевых действий в населенных пунктах" и другие.

Взаимосвязь стратегии и оперативного искусства но взглядам военных специалистов США (наставление КНШ JP 3-0 "Основы ведения межвидовых операций (боевых действий"), 2011)

Концептуальные документы серии "Единая перспектива" после 2000 года не издавались, а в выпущенной в 2004-м председателем КНШ "Национальной военной стратегии США"10 было указано, что она помимо прочего раскрывает взгляды американского командования на вопросы, ранее рассматривавшиеся в этих концептуальных документах.

В частности, в пятом разделе, озаглавленном "Единая перспектива боевых действий будущего", было заявлено, что ВС США должны иметь всеохватывающее превосходство, то есть быть способными контролировать любую ситуацию и разгромить любого противника. Для этого считалось необходимым развивать систему концептуальных документов, созданную ОК единых сил, и реализовывать их положения на практике.

В "Национальной военной стратегии" отмечалась также возможность более быстрого достижения целей войны, операции, сражения, боя посредством повышения уровня взаимодействия всех видов вооруженных сил, родов войск и служб. Для этого, по мнению американского военного руководства, при применении ВС США необходимо в обязательном порядке соблюдать следующие принципы:
- полная интеграция (то есть сосредоточение усилий на достижении единой цели);
- экспедиционность - способность к быстрому развертыванию и эффективному применению в любом регионе мира;
- сетецентричность - взаимосвязанность и синхронность действий;
- децентрализованность - способность низших эшелонов самостоятельно вести боевые действия на основе единого замысла операции;
- адаптивность - способность быстро реагировать на внезапно изменяющуюся обстановку с использованием соответствующих возможностей;
- превосходство в принятии решений - способность на основе более точной и полной информации принимать правильные решения и осуществлять
их быстрее, чем противник может реагировать;
- высокая поражающая мощь - способность наносить ущерб противнику в любых условиях обстановки.

На основе проведенных исследований и обобщения опыта, накопленного командирами и штабами в военных конфликтах XXI века, термин "оперативное искусство" в национальных вооруженных силах получил новую трактовку. В наставлении комитета КНШ JP 3-0 "Основы ведения межвидовых операций (боевых действий)", изданном в 2006 году11 и в последующих уставных документах американских вооруженных сил это понятие стало рассматриваться как "творческий подход, подкрепленный навыками, знаниями, опытом, способностями и самостоятельностью в суждениях, используемый командирами и офицерами штабов при разработке стратегий, кампаний и операций и обеспечивающий построение войск и их применение в соответствии с тесно увязанными целями военных действий, способами и средствами их достижения"12.

В уставных документах, определяющих основы подготовки и ведения операций вооруженных сил США, подчеркивается тесная взаимосвязь и взаимопроникновение оперативного искусства и стратегии. Большое значение придается обеспечению межвидовой и межведомственной согласованности действий.

В соответствии с наставлением КНШ JP 5-0 "Планирование межвидовых операций (боевых действий)"13 реализация оперативного искусства при подготовке и ведении военных действий включает следующие этапы:
- оценка обстановки на основе таких качеств командующих (командиров) и офицеров штабов, как опыт, интеллект, способности, интуиция, знания, самостоятельность в суждениях;
- определение целей операции (боевых действий), возможных способов и средств их достижения, а также оценка факторов риска при различных вариантах действий войск;
- прогноз развития обстановки для определения замысла операции (боевых действий).

Разработка замысла операции (боевых действий) рассматривается американскими специалистами как необходимая часть оперативного искусства, реализуемая органами военного управления при подготовке и ведении военных действий. В соответствии с действующими уставными документами ВС США разработка замысла должна включать ряд положений, определяющих:

Реализация оперативного искусства при подготовке и ведении военных действий (наставление КНШ JP 5-0 "Планирование межвидовых операций (боевых действий)", 2011)
- условия, при которых военные (боевые) действия должны быть прекращены, и пути сохранения достигнутых результатов;
- обстановку, которая должна сложиться к завершению операции, и ее цели;
- ожидаемые результаты (военных, политических, экономических и других последствий) боевых действий (effects);
- центры оперативной устойчивости (centers of gravity) - объекты, функционирование которых служит основой боеспособности как своих войск так и противника;
- объекты воздействия, имеющие решающее значение (decisive points), на которых должны быть сосредоточены главные усилия войск (сил, средств) для достижения поставленных целей операции;
- операционные направления и основные направления;
- соотношение прямых и непрямых действий (direct and indirect approach) в отношении центров оперативной устойчивости (непрямые действия предполагают вывод из строя центров оперативной устойчивости противника, воздействуя на связанные с ним объекты и избегая столкновения с основными его силами);
- ожидаемое изменение обстановки - прогнозирование ее развития;
- масштаб боевых действий;
- переломный момент операции (culmination);
- построение войск;
- ущерб, который должен быть нанесен войскам противника, заключающийся в их уничтожении и снижении боевых возможностей.

Степень проработки замысла операции по составляющим зависит от обстановки. При планировании крупномасштабных боевых операций должны подробно определяться все вышеуказанные составляющие, а при планировании операций по оказанию гуманитарной помощи иностранным государством некоторые из них, например "объекты воздействия, имеющие решающее значение", могут не рассматриваться.

Оперативный фон, использовавшийся на КШУ сухопутных войск "Юнифайд квест-2007"

Дальнейшее развитие в XXI веке получило оперативное искусство видов ВС США. В частности, в сухопутных войсках активно разрабатывалась концепция "всеобъемлющих боевых действий", которая предусматривает одновременное ведение боевых действий трех видов - наступательных, оборонительных и по стабилизации обстановки как на ТВД в целом, так и в каждом районе, населенном пункте, где будут использоваться сухопутные войска.

Важным этапом в ходе разработки этой концепции стали командно-штабные учения "Юнифайд квест-2007", на основе которых был издан отчет, содержащий анализ их проведения и предложения по развитию оперативного искусства СВ США14.
Данная концепция была определена в качестве основы применения сухопутных войск США в изданном в феврале 2008 году полевом уставе FM 3-0 "Основы ведения операций (боевых действий)"15. В нем отмечалось, что необходимость использования комплексного подхода к ведению всех видов боевых действий (наступательных, оборонительных и по стабилизации обстановки) диктуется сложными условиями современной и будущей обстановки. Реализация этой концепции требует синхронизации усилий, захвата и удержания инициативы, а также развития превосходства для достижения наилучшего результата. Масштабы, формы и способы применения сил и средств сухопутных войск в конкретной обстановке определяет командование, исходя из ее особенностей и замысла операции (боевых действий).

Развитие способов применения СВ США должно было продолжиться в направлении согласованного ведения боевых действий в не соприкасающихся, находящихся на большом удалении друг от друга районах.

Особое внимание уделялось развитию таких принципов применения сухопутных войск, как модульный подход при создании группировок, соответствие сил и средств решаемым задачам, централизация планирования боевых действий и децентрализация исполнения.

Комплексный подход к ведению всех видов боевых действий планировалось реализовать на основе обеспечения командиров точными данными об обстановке и широкого применения для решения поставленных задач высокоточного оружия и оружия нелетального действия.

В целом для реализации концепции "всеобъемлющих боевых действий", по взглядам командования СВ США, необходимы:
- четкий замысел, в котором определены цели каждого вида боевых действий;
- гибкая система управления;
- полная ситуационная осведомленность (знание обстановки);
- регулярное проведение сборов и анализ разведданных;
- возможность обеспечения оперативной маскировки;
- гибкая организационная структура формирований, которую можно быстро изменить в интересах выполнения поставленных задач;
- способность быстро реагировать на изменения обстановки;
- гибкая система всестороннего обеспечения;
- возможность согласованного применения разнородных сил и средств видов ВС США.

Новым этапом развития оперативного искусства СВ США стало появление концепции "согласованных наземных боевых действий" (unified land operations), которая была выдвинута в руководстве сухопутных войск США ADP 3-0 "Основы ведения согласованных наземных боевых действий"16, изданном в 2011 году на смену полевому уставу FM 3-0.

В руководстве ADP 3-0 сохранена преемственность по отношению к предшествующим документам, определявшим ключевые принципы применения сухопутных войск. Его положения базируются на идеях, составляющих основу прежних концепций применения сухопутных войск ("воздушно-наземная операция (сражение)" и "всеобъемлющие боевые действия"), к которым добавляется новая - достижение полной согласованности действий сухопутных войск с действиями партнеров из других видов вооруженных сил, ведомств и государств.

Центральная идея, проводимая в руководстве сухопутных войск ADP 3-0, состоит в том, что формирования сухопутных войск США должны вести всесторонне подготовленные и согласованные наземные операции (боевые действия), захватывая, удерживая и развивая инициативу для достижения и сохранения превосходства над противником, что позволит создать условия для разрешения военного конфликта на выгодных Соединенным Штатам условиях.

Требование обеспечения высокого уровня межвидовой, межведомственной и межгосударственной согласованности действий при ведении наземных операций дополняется следующими основными принципами применения сухопутных войск: гибкость, интеграция (согласованность с действиями партнеров), эффективность поражения, адаптивность (учет обстановки), глубина и слаженность. Эти принципы, по взглядам командования СВ, должны реализовываться с учетом сложившихся в американских ВС основ оперативного искусства, обеспечивающих связь между стратегическими целями и тактическими действиями.

Таким образом, военно-политическое руководство США, продолжая курс на достижение подавляющего превосходства над любым противником, готовит свои вооруженные силы к ведению военных действий любого масштаба и характера. При этом развитие военного и оперативного искусства в ВС осуществляется непрерывно с учетом того боевого опыта, который получают войска в ходе практически постоянного их применения в последние десятилетия.

1 FM 100-5. Operations, 1982.

2 FM 100-5. Operations, 1982. - P. 2-3 : The operational level of war uses available military resources to attain strategic goals within a theater of war. Most simply, it is the theory of larger unit operations.

3 FM 100-5. Operations, 1986. - Р. 10: Operational art is the employment of military forces to attain strategic goals in a theater through the design, organization and conduct of campaigns and major operations.

4 FM 100-5. Operations, 1993. - P. 6-2: Operational art is the skillful employment of military forces to attain strategic and/or operational objectives within a theater through the design, organization, integration, and conduct of theater strategies, campaigns, major operations, and battles. Operational art translates theater strategy and design into operational design which links and integrates the tactical battles and engagements that, when fought and won, achieve the strategic aim. Tactical battles and engagements are fought and won to achieve operational results.

5 JP 3-0. Doctrine for Joint Operations, 1993.

6 Joint Vision 2010.

7 Joint Vision 2020.

8 В настоящее время эта задача возложена на объединенный штаб КНШ.

9 Transformation Planning Guidance, 2003.

10 The National Military Strategy of the United States of America, 2004.

11 JP 3-0, Joint Operations, 2006.

12 JP 1-02, Department of Defense Dictionary of Military and Associated Terms, 8 November 2010 (As Amended Through 15 January 2014): operational art - the cognitive approach by commanders and staffs - supported by their skill, knowledge, experience, creativity, and judgment - to develop strategies, campaigns, and operations to organize and employ military forces by integrating ends, ways, and means.

13 JP 5-0, Joint Operation Planning, 2011.

14 RADOC Pamphlet 525-5-300, The United States Army Full Spectrum Operations: Unified Quest 2007,22 April 2008.

15 FM 3-0, Operations, 2008.

16 Army Doctrine Publication (ADP) 3-0, Unified Land Operations, 2011.

 Зарубежное военное обозрение. 2014, №7, С. 3-12

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (04.10.2014) | Автор: Генерал-майор запаса Л. Бойков

Просмотров: 3888 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов