Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 07.12.2016, 15:30
Ключевые слова
ССО, О. Метров

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Разведка и контрразведка

Особенности планирования применения Сил специальных операций ВС США (2013)

О. Метров

Планирование применения сил специальных операций (ССО) США осуществляется в соответствии с единым порядком оперативного планирования применения ВС, установленным инструкциями, директивами и наставлениями КНШ. В то же время оно имеет свои особенности, определяемые спецификой выполнения решаемых задач, требующих тщательной организации использования разнородных сил и средств, как правило, в сжатые сроки и сложных условиях.

По взглядам военно-политического руководства (ВПР) США, роль ССО в настоящее время возрастает в связи с появлением нового нетрадиционного противника, представляющего собой иррегулярные силы, которые имеют сетевую организацию. Управление ими осуществляется не на основе принципа единоначалия, присущего регулярным войскам, а исходя из принципа координации. В связи с высокой востребованностью этого компонента ВС США совершенствование процесса планирования применения ССО приобретает еще большую значимость.

Особое внимание уделяется вопросам повышения эффективности совместного применения сил общего назначения и сил специальных операций. Так, председатель КНШ генерал М. Дэмпси в ноябре 2011 года заявил: «Опыт войн в Афганистане и Ираке показал, что кардинальное решение задач в перспективных конфликтах возможно только при тесном взаимодействии сил общего назначения и ССО. Только так можно достичь полной победы».

Особое значение в ходе подготовки вооруженных сил к ведению военных действий в настоящее время придается принципу адаптивного планирования, позволяющему, в частности, разрабатывать оперативные планы, предусматривающие возможность неожиданного развития обстановки, тогда как ранее традиционно подготовка проводилась исходя из ожидаемых сценариев.

 
Планирование специальных операций как составная часть заблаговременного планирования применения группировки войск (сил) США (наставление КНШ ВС США JP 3-05.1 «Действия объединенных оперативных формирований сил специальных операций», 2007)
 
Порядок заблаговременного планирования специальных операций (наставление KHШ JP 3-05.1 «Действия объединенных оперативных формирований сил специальных операций», 2007)
 
Планирование специальных операций как составная часть планирования применения ВС США в угрожаемый период (наставление КНШ JP 3-05.1 «Действия объединенных оперативных формирований сил специальных операций», 2007)

В связи с этим в ВС США разработана и поэтапно внедряется (прежде всего в формированиях ССО) единая система адаптивного планирования (ЕСАП) применения вооруженных сил (Adaptive Planning and Execution System - APEXS), предназначенная для замены действующей объединенной системы оперативного планирования и исполнения (ОСОПИ - Joint Operation Planning and Execution System - JOPES). Новая система обеспечивает значительно более динамичные процессы подготовки, согласования и утверждения различных оперативных планов, принятия решений на боевое применение, издания оперативных директив и контроля их выполнения.

Наиболее важным фактором планирования применения ССО является располагаемое время. Выделяется два вида планирования: заблаговременное (deliberate planning) и в угрожаемый период (crisis action planning). Первое осуществляется при наличии времени в условиях мирного времени с привлечением широкого круга экспертов, второе - в условиях возникновения кризиса, непосредственно затрагивающего интересы страны и предполагающего задействование ВС. При этом время, которым располагают командиры и штабы для планирования, может быть крайне ограничено.

Заблаговременное планирование представляет собой цикличный и непрерывный процесс. Он начинается с постановки задачи и заканчивается утверждением плана операции и других боевых документов. Исходя из указаний командующего объединенным командованием ВС США, в зоне ответственности которого планируется операция, командующий силами специальных операций в этой зоне проводит соответствующее заблаговременное планирование по различным вариантам развития обстановки.

Цель данного процесса - выработка гибкого плана специальной операции, который обеспечил бы выполнение поставленной задачи. При этом обычно учитывается тот факт, что формирования ССО не применяются по шаблонному плану. Ввиду специфики решаемых задач они должны быть готовы к непредвиденным ситуациям в ходе их выполнения. В связи с этим планы специальных операций всегда предусматривают возможность внесения изменений и коррективов.

При заблаговременном планировании разведывательно-диверсионных операций учитывается, что для подготовки к высадке подразделений на удаленные территории может потребоваться несколько дней или даже недель. Особое внимание обращается на то, чтобы оперативные группы, а также подразделения обеспечения располагали полным знанием района проведения специальной операции.

В уставах и наставлениях ВС США отмечается, что личный состав ССО должен знать географическую, политическую, социальную, экономическую и военную обстановку района предстоящих действий, понимать психологию местного населения, иметь необходимый уровень страноведческих знаний и умело их использовать в интересах выполнения поставленных задач. Все это достигается за счет региональной направленности подготовки формирований и интенсивного изучения района предстоящих действий.

Для эффективной реализации такого подхода до конца 2013 году в каждой группе специального назначения сухопутных войск США планируется развернуть еще один батальон (всего их будет 20). Перспективными планами предусматривается проведение переориентации этих формирований с упором на подготовку к действиям в районах, характеризующихся наибольшей активностью террористических, в основном исламских, радикальных организаций. Два батальона будут задействованы в Центральной и Южной Америке, два - в Европе, два - в Центральной Африке, четыре - в Северной Африке и на Ближнем Востоке, четыре - в Иране, Центральной и Южной Азии, три - на территории Китая и три - в Юго-Восточной Азии.

Наиболее эффективного выполнения задач, по мнению американских военных специалистов, можно достигнуть в том случае, если личный состав формирований ССО будет полностью или частично укомплектован военнослужащими, ранее проживавшими в районе предстоящих боевых действий.

Специальные операции по обеспечению внутренней безопасности в стране пребывания, выполняемые по просьбе ее правительства, могут быть сравнительно несложными и поэтому потребуют значительно меньше времени на подготовку и планирование, чем разведывательно-диверсионные. Это относится и к деятельности подразделений ССО в операциях по эвакуации гражданских лиц из страны, не являющейся союзником США. В таком случае процесс планирования не требует переброски формирований ССО в район оперативного предназначения, их подробной разработки, всестороннего обеспечения в ходе проведения операции и организации вывода из этого района.

Планирование действий ССО происходит в рамках общего порядка подготовки объединенных операций ВС США.

В соответствии с наставлением КНШ JP 3-05.1 «Действия объединенных оперативных формирований сил специальных операций» 2007 года при планировании спецопераций должны учитываться следующие основные факторы.

Во-первых, поставленные перед формированиями ССО цели и задачи всегда должны способствовать реализации плана военной кампании на ТВД. Ограниченные ресурсы, силы и средства, а также широкий спектр задач требуют применять подразделения ССО исключительно в операциях, имеющих решающее значение.

Во-вторых, ввиду особой важности большинства задач, выполняемых формированиями ССО, национальное ВПР (президент и министр обороны) может ввести особые политические, правовые, временные и географические и другие ограничения.

В-третьих, необходимо тщательное заблаговременное планирование таких мероприятий, как доставка подразделений ССО в район оперативного предназначения (по морю, суше и воздуху), их всестороннее обеспечение в ходе выполнения задач (оказание огневой поддержки, использование маневра своих войск), вывод подразделения из района оперативного предназначения.

Характеристика цели, сведения о противнике и географические условия района предстоящих действий также являются ключевыми факторами при планировании специальных операций. Например, в Афганистане топографические карты не в полной мере соответствовали местности, а подразделения нередко сталкивались с неточной информацией о местонахождении, численности и вооружении боевиков, что приводило к потерям личного состава.

Процесс планирования применения ССО при заблаговременной подготовке объединенных операций ВС США подразумевает следующий порядок действий. Прежде всего это выбор целей и разработка указаний по применению формирований ССО. Национальное военное руководство готовит директивы, где указываются цели и порядок применения специальных формирований. В соответствии с этими директивами командующий на ТВД разрабатывает применительно к своему театру несколько вариантов оперативных планов, в которых определяются дополнительные цели и уточняются возможные варианты использования ССО. При выборе целей командир тактического формирования ориентируется на указания командующего на ТВД, изложенные в оперативных планах и директивах.

Затем проводится оценка целей. Данный процесс включает в себя оценку возможностей противника, определение его сильных и слабых сторон, разработку рекомендаций командующего ССО командующему на ТВД относительно способов поражения ключевых объектов противника, проведение разведки и доразведки этих объектов.

Подразделения ССО обеспечивают базу данных, необходимую для планирования специальной операции. За районом предполагаемой операции ведется непрерывное наблюдение, при этом постоянно обновляется набор разведданных о целях в интересах окончательной разведки назначенного района, контролируется поступление заявок на информацию для подразделений ССО.

Разведывательные потребности удовлетворяются в соответствии с этапами разведывательного цикла - пока добытая информация обрабатывается, собираются дополнительные сведения, штаб командующего ССО на ТВД планирует и направляет усилия на удовлетворение новых потребностей.

Перед тем как установить перечень объектов и представить его на рассмотрение командующему на ТВД, командующий ССО проводит оценку возможной степени поражения того или иного объекта. После этого он устанавливает в порядке важности перечень целей и представляет его (в рекомендательном порядке) командующего на ТВД.

Данный перечень рассматривается координационной группой по целеуказанию (Joint Targeting Coordination Board), которая в соответствии с целями, определенными командующим, проводит подробный анализ перечня объектов, распределяя их между подразделениями ССО и силами, находящимися в распоряжении командующего на ТВД. В ходе работы группы определяется перечень приоритетных целей, который впоследствии предоставляется на утверждение командующему на театре военных действий.

Получив перечень объектов от командующего, командиры формирований ССО анализируют объекты и для каждого из них назначают офицера по планированию задач (mission planning agent). Эти специалисты. в свою очередь, проводят оценку возможности их выполнения.

Перед тем как установить перечень объектов, командующий на театре совместно с командующими находящимися в его распоряжении формирований оценивает необходимую степень воздействия на объекты. Для получения объективной оценки командующий на ТВД проводит оценку возможностей сил и средств, находящихся в его распоряжении. В ходе оценки степени воздействия на объекты рассматриваются варианты как уничтожения объектов, так и вывода их из строя, в связи с тем что в некоторых случаях в интересах большей скрытности операции, а также экономии сил и средств достаточен будет только вывод объекта из строя.

Штаб командующего ССО на ТВД или координационная группа по целеуказанию определяет объекты, задачи и время и в рекомендательном порядке представляет на рассмотрение командующего силы и средства для выполнения планируемых задач. По его указанию командующий ССО выделяет соответствующие формирования для их выполнения.

Планирование задач возложено непосредственно на командующего ССО на ТВД. Этот процесс требует максимально подробных данных об оперативной обстановке и объектах противника в районе проведения операции. Прежде всего, определяются возможности воздействия подразделений ССО на объекты. Командующий ставит задачу по оценке и в конечном итоге определению реальности воздействия на объект спецформированиями. Офицеры по планированию устанавливают доступность объекта (возможность воздействия на него), соответствие объекта задачам
подразделений, вероятность успеха и риска, связанных с выполнением этих задач. После этого командующему ССО представляется письменный отчет о возможности воздействия подразделений на объект.

Затем офицерам по планированию ставится задача провести оценку возможности выполнения задач. Одновременно с этим подразделениями обеспечения осуществляется предварительная оценка возможности ввода и вывода спецподразделений из района выполнения задач. Разведывательные органы по распоряжению командующего ССО обеспечивают процесс оценок своевременными разведданными.

Результатом этой деятельности является документ «Обобщенные разведданные об объектах противника». В него включаются следующие сведения:
- идентификация и подробное описание цели;
- местонахождение цели (географическая, метеорологическая и гидрографическая информация);
- средства противодействия при угрозе нападения на цель (наземные, морские, включая береговую охрану, воздушные, ПВО);
- демографические и этнические особенности (характеристика населения, язык, диалекты, социальные, религиозные, политические и экономические факторы);
- инфраструктура (аэродромы, железные и автомобильные дороги, водные пути, энергосистемы, средства массовой информации) и другие сведения.

Далее этот документ направляется офицерам по планированию задач, которые разрабатывают замысел операции по уничтожению или выводу из строя намеченных целей (concept of operation), базируясь на оперативно поступающей информации и разведсведениях, содержащихся в документах «Оценка возможности выполнения задач» и «Обобщенные разведданные об объектах противника». Подразделениям обеспечения может быть поставлена задача разработать план по обеспечению проведения специальной операции, который станет составной частью основной документации. После этого «Обобщенные разведданные об объектах противника» передаются командующему ССО на ТВД.

Замысел и исходные данные трансформируются в план операции - руководящий документ при организации и ведении операции. Но любой план - это только исходная, базовая точка. Его цель -создание концептуальной основы предстоящих боевых действий, обеспечивающей достаточно точный прогноз их развития. Формирование данного итогового документа начинается с разработки «Плана специальных операций» (Special Operations Mission Planning Folder), который составляется с учетом документа по планированию задач, оценки возможности выполнения задач/предварительных оценок выполнения задач, обобщенных разведданных об объектах противника, замысла операции, планов обеспечения боевых действий.

Согласно утвержденному командующим ССО на ТВД плану проведения специальной операции, предусмотрена отработка мероприятий в составе штатных подразделений, в ходе которых оценивается также возможность выполнения задач. Кроме того, отрабатываются мероприятия по непосредственной подготовке подразделений ССО к вводу в район проведения спецоперации. К данным мероприятиям относятся следующие:
- заключительное уточнение задач;
- индивидуальная подготовка военнослужащих;
- подготовка вооружения и военной техники;
- отдых формирований после вышеперечисленных мероприятий.

Затем осуществляется корректировка плана операции, а оценка выполнения задач делается командующим на ТВД непосредственно уже после вывода подразделения из района проведения спецоперации.

Итак, в процессе планирования применения ССО при заблаговременной подготовке операций определяются: характер предстоящих задач и условия их выполнения, порядок ввода и вывода формирований ССО из района проведения спецоперации, продолжительность самой операции, численность и структура основных и обеспечивающих подразделений.

Необходимо учитывать и тот факт, что в ходе планирования применения ССО командование должно располагать наиболее полными разведданными о противнике и подробной информацией о районе предстоящих действий.

В случае провала операции командование на ТВД, как правило, не применяет эти подразделения вторично, а цели, не достигнутые ими, решаются другими военными или политическими средствами. Во избежание неудачи командование должно уделять особое внимание детальной отработке предстоящих действий. Как правило, она проводится в составе штатных формирований, укомплектованных применительно к данной конкретной операции, в условиях, максимально приближенных к условиям района предстоящих боевых действий.

По мнению американских военных специалистов, такая подготовка способствует большей адаптации личного состава к быстро меняющейся обстановке, а также принятию нестандартных оперативных решений в ходе операции.

Второй вид планирования (планирование в угрожаемый период) определяет мероприятия по незамедлительному реагированию национального военного руководства/командования на ТВД на развитие ситуации в районе конфликта. Этот вид планирования касается подготовки и непосредственного руководства применением сил специальных операций в реально возникших кризисных условиях.

Данный процесс в отличие от заблаговременного планирования имеет следующие особенности:
- сжатые сроки, выделенные на подготовку операции;
- боевые действия планируются против конкретного реального противника, что обусловливает меньшую степень неопределенности, чем при первом виде, где рассматриваются все же потенциальные противники и делаются определенные предположения и допущения;
- результатом данного процесса являются оперативные директивы, а не плановые документы.

Планирование в угрожаемый период базируется, как правило, на результатах заблаговременного планирования, что обеспечивает возможность принятия обоснованных решений военно-политическим руководством страны в условиях дефицита времени. Определяющими факторами, учитываемыми при планировании специальной операции в угрожаемый период, являются временные ограничения, данные разведки и возможности личного состава формирований ССО.

Этот вид планирования используется при наличии следующих условий:
- объект воздействия требует немедленного реагирования, так как представляет или в ближайшее время будет представлять собой угрозу для американских либо союзных войск, являясь важным мобильным объектом;
- цели, требующие немедленного реагирования, в случае промедления могут потерять свою важность (например, мост, используемый для продвижения или отхода войск противника);
- задача требует выполнения в определенный короткий промежуток времени, так как впоследствии цель может потерять свою оперативную значимость (цель может быть доступна для проведения налета или разведки подразделениями ССО на протяжении длительного периода времени, но оперативной важностью она будет обладать только в определенный промежуток времени).

Таким образом, планирование использования ССО осуществляется в рамках единого порядка оперативного планирования применения войск (сил) США, предусматривающего два его вида: заблаговременное планирование и планирование в угрожаемый период. Первый вид имеет место, как правило, в мирное время и характеризуется большей длительностью, цикличностью, непрерывностью, направленностью применения против потенциального, а не конкретного противника. Второму виду планирования присущи такие черты, как сжатые сроки подготовки документов, наличие реального противника, участие в принятии решений национального военного руководства.

В настоящее время, по мере внедрения адаптивного подхода, наблюдается постепенное сближение этих двух видов планирования - исчезает четкая граница между ними. По американской терминологии, происходит их взаимопроникновение. При этом повышается интенсивность взаимодействия всех участников оперативного планирования, что способствует повышению качества и достоверности информации и достижению единого понимания обстановки. В перспективе алгоритмы двух видов планирования будут сопряжены и интегрированы.

Такой тип планирования получил наименование адаптивного; при нем наибольший акцент будет делаться на четком определении характера цели, сведений о противнике и географических особенностях района ведения боевых действий. Процессу планирования будет присуща значительная гибкость и быстрое реагирование на постоянно меняющуюся ситуацию.

В настоящее время создается только один так называемый базовый план с двумя предполагаемыми разновидностями ведения боевых действий, а в основе адаптивного планирования лежит принцип многоплановости: будет разрабатываться по крайней мере три плана, в каждом из которых предусматривается три разновидности ведения операций.

Если сейчас во главу угла ставится определение степени угрозы и выделение соответствующего количества формирований для ее снижения или полной ликвидации, то в основе адаптивного планирования, представляющего собой замкнутый цикл, будет лежать учет боевых возможностей всех подразделений, которые предполагается задействовать в операции.

В результате проводимой модернизации, как считают американские военные специалисты, будет создана более совершенная модель оперативного планирования, которая обеспечит США и их союзникам успех в будущих операциях.-

Зарубежное военное обозрение №2013 №4 С.18-25
  

Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (09.06.2013) | Автор: О. Метров

Просмотров: 5996 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов