Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 08.12.2016, 10:56
Ключевые слова
В. Нейвинский, Авиация ВМС, P-8A, Посейдон

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Вооружение

Перспективный многоцелевой самолет Р-8А "Посейдон" базовой патрульной авиации ВВС США ч2 (2007)

Перспективный многоцелевой самолет Р-8А "Посейдон" базовой патрульной авиации ВВС США

Полковник В. Нейвинский

В первой части статьи* была приведена история создания нового самолета для базовой патрульной авиации (БПА) ВМС США, изложена позиция командования ВМС в вопросах разработки многоцелевого морского авиационного комплекса следующего поколения, описаны основные ТТХ будущей машины, состав вооружения и бортового оборудования, показаны первые проектные изыскания компании-разработчика.

Разработка военной версии Боинг 737 также не совсем новое направление работы компании: на вооружение ВВС, а затем и ВМС США принят военно-транспортный самолет С-40А, а для Австралии и Турции разработан авиационный комплекс системы AWACS Боинг 737 «Уэджтейл» (Wedgetail). В каждом случае в базовую модель вносились значительные конструктивные изменения, и при установке БРЭО использовались новейшие технологии. От проекта «Уэджтейл» Р-8А унаследовал системы электроснабжения и дозаправки топливом в воздухе, а также приемники ИК-излучения DIRCM (Direc-table Infra-Red Countermeasure) бортового комплекса обороны.

Силовая установка включает два турбовентиляторных двигателя CFM56-7B27A тягой около 12 250 кг (межремонтный ресурс 25 ООО ч). Благодаря системе дозаправки топливом в воздухе продолжительность полета может достигать 20 ч. Радиус действия составляет 2 220 км, а время подготовки к повторному вылету -4 ч. Также необходимо отметить, что на крейсерских скоростях и при выполнении высотных полетов удельный расход топлива у более современных двухконтурных двигателей меньше по сравнению с турбовинтовыми двигателями самолета Р-3. На малых же высотах расход топлива сопоставим (около 2000 кг/ч).

Самолет имеет преимущество перед Р-3 по скорости (приблизительно на 160 км/ч) и по потолку - 12 500 м против 9 700 м, а также в разгонных характеристиках. Для соблюдения условия заказчика с целью снижения общего расхода топлива в сравнении с Р-3 в среднем на 20 проц., разработчики предусмотрели установку вертикальных законцовок крыла, которые способствуют экономии горючего (до 1 500 кг) при наборе высоты 12 300 м. Несмотря на то что новый самолет будет иметь большие массу и размеры по сравнению с «Орионом», специалисты компании заявляют, что расходы на его эксплуатацию будут ниже, поскольку в настоящее время уже имеется инфраструктура для обслуживания парка машин Боинг 737.

Высокие скоростные характеристики позволят выполнить быструю передислокацию и сократить общее время выполнения задания. По расчетам, за один день Р-8 будет способен выполнить перелет с территории США на АвБ Сигонелла (Италия, о. Сицилия) и приступить к решению поставленных задач, в то время как для Р-3 требуется не менее двух дней.

Одним из главных элементов любого самолета является комплекс БРЭО. Работы ведутся одновременно по нескольким направлениям: бортовая цифровая вычислительная машина, пилотажно- и прицельно-навигационные комплексы, многофункциональная бортовая РЛС, разведывательное, диагностическое и кабинное оборудование, система индивидуальной защиты самолета. Ключевую роль играет мультиплексная шина MIL STD 1760, оебспечивающая применение различных вариантов подвески вооружения.

Ранее были разработаны комплексы БРЭО для экспериментального самолета Р-7, а также тактической командной системы (TCS - Tactical Command System), которой оборудована новая модификация базового патрульного самолета «Нимрод» Мк 4. Особенностью Р-8Аявляется то, что в разрабатываемом для него БРЭО реализуется концепция открытой архитектуры, в основу которой положен принцип оснащения самолета новыми системами и оборудованием по мере их разработки. Это относится и к БЦВМ, базирующейся на коммерческих процессорах, а основное программное обеспечение написано на языках программирования Java и «С++».

Для оперативной группы (ОГ) предусматривается установка пяти многофункциональных рабочих станций системы выполнения задач (с возможностью установки шестой), на которых будут работать два оператора оценки тактической обстановки и три оператора систем поиска. Для снижения информационной нагрузки на ОГ в качестве основного режима работы комплекса выбран автоматический. В этом режиме бортовая аппаратура будет производить анализ общей тактической обстановки и предлагать экипажу оптимальный вариант действий и несколько альтернативных.

Кабину экипажа планируется оснастить пятью многофункциональными цифровыми дисплеями размером 20х20 см2 и дополнительным индикатором тактической обстановки, расположенным над ручками управления двигателями. Кроме того, рабочие места летчиков оборудованы индикаторами на лобовом стекле (ИЛС).

Комплекс БРЭО включает систему автоматического управления полетом фирмы «Смите аэроспейс», предназначенную для оказания помощи экипажу в пилотировании, особенно во время ответственных этапов полета. Этой же компанией разработана система управления отсеком вооружения.

Многофункциональная PJIC AN/APS-137 (производитель - компания «Рейтеон») предназначена для обнаружения как надводных, так и наземных целей. В частности, для распознавания и классификации малоразмерных быстродвижущихся целей типа «катер» в непосредственной близости от береговой черты предназначен режим инверсного синтезирования (ISAR -Inverse Synthetic Aperture Radar, разрешение составляет 0,6-1,0 м). В этом режиме с помощью системы автоматического обнаружения и распознавания перископа (ARPDD - Automatic Radar Periscope Detection and Discrimination) станция сможет отслеживать до 3 ООО малоразмерных надводных объектов и достоверно определять координаты перископов ГШ даже при непродолжительном наблюдении. В зарубежных СМИ подчеркивается, что начиная с 2009 года руководство ВМС США намерено оснастить системой ARPDD 25 самолетов БПА.

РЛС позволяет выполнять идентификацию цели с точным определением ее координат для ввода их в систему наведения оружия с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR и контролем его применения.

Максимальная дальность действия станции 450 км.

Сильными сторонами являются: возможность вести морскую разведку с большой высоты, одновременное сопровождение множественных целей, высокая устойчивость к подавлению и противодействие ложным целям, программное управление, совместимость с системами управления ракет «Гарпун», «Томахок» и рядом других, а также прямое взаимодействие с системой управления оружием. Стоимость одного комплекта составляет 1,75-2,3 млн долларов.

На базе этой РЛС разработан модернизированный вариант станции - AN/APS-137D (V)5, отвечающий требованиям объединенной технической архитектуры. Фирма «Рейтеон» отвечает также за поставку навигационного оборудования, системы опознавания «свой - чужой» и средств спутниковой связи.

На убираемую турель будет установлена оптоэлектронная/ИК-система «Найт Хантер-2» американской компании «Нортроп-Грумман», разработанная на базе оп-тоэлектронной системы тактического истребителя F-3 5 «Лайтнинг-2» и подвесного прицельно-навигационного оборудования «Лайтенинг» французского тактического истребителя «Рафаль». Крепление системы производится с применением технологии высокоточного карданного подвеса. Считается, что сочетание высокой степени стабилизации и применение 280-мм диафрагмы обеспечит высокие разрешение и способность определения параметров цели на больших удалениях.

Несмотря на то что главной задачей самолета Р-8А не является ведение радиоэлектронной разведки, тем не менее планируется установить оборудование, разработанное на базе комплекса LR-100.

БЦВМ намечается оснастить усовершенствованной версией процессора обработки гидроакустических сигналов, разработанного для самолета «Нимрод» MRA. Мк 4.

Для обнаружения подводных лодок, построенных с применением антимагнитных сплавов, конструкторы планируют установить цифровой магнитометр AN/ASQ-508 производства канадской компании CAE. Его характеристики по сравнению с используемым на Р-3 на порядок лучше, поскольку уровень собственного магнитного поля Р-8 А гораздо ниже. Кроме того, самолет предполагается оснастить комплексом газоанализирующей аппаратуры.

Бортовой комплекс обороны - продукт компании «Нортроп-Грумман». Его основу составляют чувствительные элементы ИК-диапазона DIRCM, специально разработанные противорадиолокационные ловушки, а также буксируемые ложные цели компании «Рейтеон». Комплекс РЭБ создан подразделением «Литтон эдвенст систем» (Litton Advanced System).

Принцип его действия основан на методе интерферометрии длинной базы, обеспечивающем высокую точность определения направления излучения.

По взглядам национального координационного управления США, любой современный авиационный комплекс должен быть оснащен всем необходимым набором средств связи. Комплекс радиосвязного оборудования самолета Р-8А включает новую объединенную тактическую систему радиосвязи JTRS, совмещенную с многофункциональной системой связи и распределения данных ОВС НАТО MIDS (Multifunctional Information Distri-bution System) с использованием линий передачи данных Link 11, Link 16 и перспективной Link 22.

На самолете намечается установить систему информационной службы на ТВ Д (в районе боевых действий) с задействованием по-мехозащищенных каналов КРНС NAVSTAR.

Канадской компанией EMS Technologies разработано приемопередающее устройство для высокоскоростной обработки данных HSD-400, ретранслируемых через спутники связи «Ин-марсат». Оно способно обеспечить скорость обмена данными 1 Мбит/с, двустороннюю видео-и аудиосвязь между самолетом и глобальной сетью распределения данных Пентагона.

Для обеспечения работы бортового оборудования Р-8 оснащен более мощной (по сравнению с прототипом) системой жизнеобеспечения и кондиционирования, получающей электропитание от модифицированной вспомогательной силовой установки и бортовых генераторов с увеличенной номинальной мощностью 180 кВА (на гражданской версии 90 кВА). Возможно, запас мощности бортовой энергосистемы будет использован для обеспечения работы еще проектируемого оборудования, которое должно быть размещено в передней части фюзеляжа.

В хвостовой части фюзеляжа будет размещаться внутренний отсек вооружения с шестью узлами подвески противокорабельных ракет или противолодочных торпед Мк 46, Мк 50 и Мк 54. На четыре подкрыльевые точки (до 1 360 кг каждая) предусмотрена подвеска УР SLAM-ER класса «воздух - земля». Два подфюзеляжных пилона рассчитаны на подвеску управляемой авиационной бомбы JDAM и авиационных управляемых кассет JSOW.

В состав системы вооружения войдут также мины, УР AIM-9X «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух», аппаратура управления средствами поражения и, возможно, УР JASSM класса «воздух - земля».

В настоящее время, как полагают американские специалисты, необходимо проводить НИОКР с целью увеличения дальности применения мин и торпед путем оснащения их крылом и аппаратурой управления. Например, компания «Боинг» в рамках концепции высотного противолодочного оружия HAAWC провела исследования по изучению возможности оснащения крылом торпеды Мк 54. Вместо пуска торпеды в непосредственной близости от цели с высот менее 1000 м в перспективе Р-8А сможет применять HAAWC с высоты 10 000 м. Боеприпас выполнит планирование до рубежа применения торпеды и осуществит ее сброс на малой высоте с парашютом по обычной схеме. Другая компания - «Аргон ST» совместно с фирмой «Локхид-Мартин» разрабатывает модуль крыла для мины Мк 65 «Квик Страйк».

Самолет сможет брать на борт до 120 гидроакустических буев (ГАБ) всех типов, состоящих на вооружении ВМС США (для сравнения, Р-3 - только 84), включая последние разработки, основанные на использовании многоразовых взрывных источников звука. С помощью пневматической системы ГАБ будут сбрасываться в ручном или автоматическом режиме с трех перезаряжаемых в полете станций подвески револьверного типа емкостью по 10 буев. Таким образом, в распоряжении экипажа будут готовые к немедленному применению 30 ГАБ различного типа. Для повышения точности определения параметров движения ГШ предполагается установить на самолете приемники КРНС NAVSTAR. Максимальная общая масса полезной нагрузки составит 5 675 кг.

Из-за возросших аэродинамических нагрузок на планер, связанных с размещением вооружения и дополнительных технологических люков для установки антенн и датчиков, конструкция прототипа должна быть усилена, но разработчики не считают это серьезной проблемой.

Комплексное использование систем поиска и вооружения в различных комбинациях предполагает большую гибкость в решении различных тактических задач - от поиска и уничтожения ПЛ до обеспечения действий подводных лодок против надводных кораблей и нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, находящимся на большом удалении. Кроме того, этот комплекс может использоваться в качестве ретранслятора и воздушного командного пункта, в том числе для управления БЛА.

По оценкам западных экспертов, предназначенный для решения такого широкого круга задач, представитель нового поколения самолетов БПА - Р-8А вполне заслуживает названия «многоцелевой» и, в связи с этим, потребуется пересмотр тактики ведения противолодочных действий ВМС США.

Оценка перспектив поставки самолета «Посейдон» в ВС других стран. Рынок сбыта этой машины (стоимость одной составляет около 133 млн долларов) относительно ограничен не только ввиду небольшого количества стран, потенциально заинтересованных в ее приобретении, но также и из-за немногочисленных на сегодняшний день парков БПА и, кроме того, межвидовой конкуренции в национальных вооруженных силах за свою часть военного бюджета. Однако руководство компании «Боинг» не сомневается в размещении достаточного количества заказов в тех странах, где существует необходимость замены самолетов Р-3 «Орион», а также «Атлантик». В этом заинтересовано и руководство ВМС США, которое как в эксплуатационном, так и финансовом плане понимает преимущества принятия на вооружение Р-8А некоторыми странами НАТО.

При развертывании работ над этим проектом командование ВМС США пригласило несколько потенциальных партнеров присоединиться к программе на этапе SDD. Заказчик и руководство концерна «Боинг», учитывая уроки, полученные в ходе реализации программы JSF, предлагают схему с различным уровнем долевого участия, производственной и технической ответственности.

В плане оперативного применения комплексов БПА командованию ВМС США выгодно создание инфраструктуры, необходимой для базирования и обеспечения действий однотипных самолетов на территории союзников. Это имеет очень важное значение для проведения совместных международных операций.

Руководство компании-разработчика также заинтересовано в международной кооперации, потому что в таком случае оно получает 100-процентный доступ на национальные рынки, не испытывая необходимости вступать в длительную и дорогостоящую конкуренцию, что способствует получению более высоких объемов производства.

В зарубежных СМИ отмечается, что, возможно, появятся заказчики, ранее не присоединившиеся к проекту на этапе SDD. Для них самолет ММА будет поставляться напрямую в рамках федеральной программы США «Торговля продукцией военного назначения с зарубежными странами» или на чисто коммерческой основе, и поэтому позиционирование нового комплекса на уровне мировых стандартов является важным маркетинговым инструментом.

Руководству концерна «Боинг» и министерству ВМС необходимо будет получить от государственного департамента США разрешение на передачу технологий главным партнерам. Для структурирования сотрудничества представители разработчика уже провели исследование возможностей авиационной промышленности потенциальных партнеров. С Италией, например, в 2004 году было подписано соглашение о взаимодействии, положения которого были уточнены в 2005-м.

В 2006 году предложение принять участие в программе создания перспективного самолета БПА было сделано Индии. Для Дели это означает возможность уверенного доступа к перспективным разработкам в области морской авиации с использованием высоких технологий. Стороны могут заключить контракт в 2007 году. Поэтому, чем раньше заинтересованные страны примут решение о присоединении к проекту, тем значительнее будет их техническое влияние на проект и шире участие в производстве вследствие получения более выгодных пакетов заказов. Командование ВМС Индии пригласило специалистов компании «Боинг» провести испытания нового самолета на территории страны. Вариант для индийских военно-морских сил получит обозначение P-8I. Этими машинами можно будет заменить восемь-десять самолетов БПА Ту-142.

По прогнозам западных специалистов, из-за продолжающегося во всех странах мира старения парка самолетов базовой патрульной авиации этот многоцелевой морской авиационный комплекс будет состоять на вооружении по крайней мере в течение нескольких десятилетий.

* Окончание. Начало см.: Зарубежное военное обозрение.-2007. -№ 6. - С. 47-51.

Зарубежное военное обозрение. 2007, №7, С.38-42

Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (13.09.2011) | Автор: Полковник В. Нейвинский

Просмотров: 854 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов