Перспективы развития американо-китайских отношений(по оценкам специалистов США) Полковник В. Жуков По мнению ряда американских политологов и экспертов, с момента окончания "холодной войны" и устранения советской военной угрозы "китайский вопрос" постепенно становится едва ли не главным фактором, определяющим геополитический курс США. Начиная с 1990-х годов прошлого века Вашингтон по причинам экономического, военно-стратегического, демографического, идеологического и иного характера вынужден самым серьезным образом продумывать свою политику в отношении КНР. В последнее время американские исследовательские структуры активизировали работу в этом направлении. Ими подготовлен целый ряд фундаментальных документов, в которых даются прогнозы относительно того, каким образом могут развиваться отношения между двумя странами в будущем. В этом плане заслуживают особого внимания разработки, выполненные национальным советом по разведывательной информации США, комиссией конгресса по обзору американо-китайских отношений и корпорацией РЭНД. Общим в этих работах является то, что Китай рассматривается в качестве главного препятствия для сохранения Вашингтоном лидирующих позиций на международной арене. В своих прогнозах американские эксперты исходят из того, что Китай представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся мировых держав (ежегодный прирост валового национального продукта (ВНП) составляет более 9 %). При сохранении нынешних темпов роста он к середине текущего века способен по основным экономическим показателям составить серьезную конкуренцию Соединенным Штатам. Актуальность данной проблемы для Вашингтона с каждым годом возрастает. По расчетам американских специалистов, в конце следующего десятилетия по уровню ВНП КНР превзойдет крупнейшие западноевропейские государства, продолжится активное наращивание Пекином государственных валютных резервов (на начало 2005 года - свыше 600 млрд долларов США). По объему военных расходов Китай займет второе после Соединенных Штатов место в мире и к 2020 году войдет в число передовых военных держав. Не достигнув уровня, позволяющего бросить прямой военный вызов США, Китай, тем не менее, по мнению американских политологов, будет в состоянии "заставить Вашингтон заплатить высокую цену за любые военные акции, ущемляющие его интересы". Главный для американцев вопрос состоит в том, будет ли КНР к тому времени полностью интегрирована в сложившуюся систему международных отношений. Иными словами, смирится ли она с ролью США как единственной мировой супердержавы или будет стремиться занять подобающее, с точки зрения китайского руководства, место на региональном и международном уровне и пытаться с позиций равного потеснить Соединенные Штаты. Большинство американских экспертов сходятся во мнении, что второй вариант является вполне реальным. Решение "китайской проблемы", кроме всего прочего, осложнено для администрации Белого дома двойственностью сложившейся ситуации. С одной стороны, Китай постепенно превращается в серьезного конкурента, а с другой - является в настоящее время важнейшим торговым партнером США. Объем товарооборота между двумя странами в 2003 году достиг 180 млрд долларов и продолжает динамично расти. Проанализировав ситуацию, американские ученые и политологи пришли к выводу о том, что в создавшейся ситуации ни политика конфронтации и сдерживания, ни политика развития тесного сотрудничества в чистом виде к Китаю неприменимы. Для реализации первой уже упущено время, а вторая способна лишь ускорить развитие этой страны, но не в состоянии гарантированно предотвратить появление у китайского руководства гегемонистских устремлений. Оптимальным ими признается третий, комбинированный вариант выстраивания отношений с Пекином (он получил название congagement, от слов containment и engagement), предполагающий развитие двустороннего взаимодействия и в то же время сдерживание возможных враждебных действий со стороны Китая. По сути, речь идет о хорошо известной политике "кнута и пряника" с той лишь разницей, что прямое силовое давление и угрозы уступают место попыткам поставить Пекин в такие геополитические, экономические и военные рамки, которые обеспечили бы развитие ситуации по избранному США сценарию. Главная цель политики "взаимодействия и сдерживания" состоит в том, чтобы наиболее полно воспользоваться преимуществами торгово-экономического сотрудничества с Китаем (в частности, за счет эксплуатации его главного "природного ресурса" - рабочей силы) и при этом исключить появление в будущем прямой угрозы Вашингтону со стороны Пекина. Практические рекомендации и предложения правительству по выстраиванию отношений с китайским руководством, высказываемые американскими политиками, экономистами и военными, призваны обеспечить решение ряда конкретных задач. Основная из них состоит в том, чтобы добиться замедления темпов экономического развития КНР, лишив ее важного преимущества в соперничестве с США. При этом специалисты рекомендуют правительству использовать неконфронтационные методы и воздерживаться от прямолинейных действий, которые могли бы быть истолкованы китайской стороной как враждебные. В связи с этим в первую очередь рекомендуется принять меры к тому, чтобы убедить Пекин привести курс китайской национальной валюты в соответствие с ее реальной стоимостью по отношению к доллару США. Это, как полагают, будет способствовать уменьшению значительного дисбаланса в двусторонней торговле, дефицит которой в 2004 году превысил 150 млрд долларов. В целях создания препятствий китайскому бизнесу американские эксперты рекомендуют расширить практику применения санкций против фирм КНР, которые причастны к нарушениям международных режимов нераспространения. Предлагается стимулировать частичную переориентацию американских инвесторов на другие страны с дешевым рынком рабочей силы, в том числе в Западном полушарии. Правительству рекомендуют добиваться смягчения политики китайского руководства в сфере назначения импортных квот, тарифов и других ограничений на ввозимую продукцию. Чтобы ослабить заинтересованность различных стран в развитии отношений с Китаем, предлагается шире использовать практику заключения с ними соглашений о свободной торговле и предоставления соответствующих преференций в этой области. Американские экономисты советуют администрации затруднить реализацию политики Пекина в сфере импорта энергоресурсов, основанной на контроле за разработкой источников углеводородного топлива (главным образом в тех странах, куда ограничен доступ западных корпораций), и вынудить его действовать в рамках правил реализуемой Белым домом политики управления ценообразованием и наполнением глобального рынка энергоносителей. Путем инвестиционного и научно-технического содействия со стороны Соединенных Штатов предлагается ориентировать Китай на развитие более затратных угольной (на основе чистых технологий) и атомной отраслей электроэнергетики страны. Для США это означало бы создание новых рабочих мест и повышение прибыли американских производителей электроэнергетического оборудования, а главное - способствовало бы снижению конкуренции со стороны КНР на нефтяном рынке. Считается также, что решение таких проблем, как защита прав интеллектуальной собственности, повышение уровня жизни китайских граждан, помимо прочего, будет способствовать удорожанию деятельности, связанной с ведением бизнеса, и уменьшению прибыли китайских предприятий. Другая, не менее значимая проблема заключается в том, чтобы закрепить превосходство США над Китаем в области науки и технологии. Помимо чисто экономического этот вопрос имеет для США и важное военное значение, поскольку внедрение новых технологий повышает качественные показатели оборонной мощи КНР. Проблема усугубляется тем, что, согласно оценкам американских аналитиков, благодаря прорывам в ряде важнейших направлений технологического развития (информационные и нанотехнологии, а также в области создания новых материалов) Китай может занять ведущие позиции в мире, обойдя не только страны Западной Европы и Японию, но по ряду направлений и Соединенные Штаты. Американские аналитики рекомендуют администрации выработать комплексный подход к проблеме противодействия попыткам со стороны КНР бросить вызов американскому научно-техническому сообществу. Они даже предлагают включить эти вопросы как составной элемент в стратегию национальной безопасности США. Одновременно в качестве неотложных мер в этом плане американским властям рекомендуется ужесточить контроль за деятельностью в Соединенных Штатах китайской разведки, специализирующейся в промышленном шпионаже. В контексте решения задачи военного сдерживания Пекина американские специалисты ориентируют Вашингтон на поддержание качественного превосходства национальных вооруженных сил, обеспечение доступа к объектам военной инфраструктуры соседних с Китаем государств, а также на создание в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) силами союзников системы противовесов растущей военной мощи Китая. Это в конечном счете, как полагают, должно убедить Пекин отказаться от претензий на военное лидерство в АТР. В рамках такой политики признается целесообразным препятствовать любым шагам, прямо или косвенно способствующим укреплению военной мощи КНР. В особенности это относится к приобретению или разработке Китаем таких вооружений, которые создали бы для США дополнительные трудности в организации адекватного сдерживания. Специалисты рекомендуют Вашингтону усилить давление на своих союзников (включая Израиль) с целью воспрещения доступа Китая к передовым западным военным технологиям. Предметом особого внимания должны стать технологии, применяемые при создании наиболее опасных систем вооружения, таких как МБР и крылатые ракеты, авиационная техника, современные УР классов "воздух-воздух" и "земля-воздух", противокосмические системы и т. д. Американские военные специалисты считают необходимым организовать между США и Китаем предметный диалог на высоком уровне по вопросам стратегической стабильности с обсуждением долгосрочных направлений национального военного строительства. Это, по их мнению, позволило бы Вашингтону повысить осведомленность о намерениях Пекина, смягчить китайскую ответную реакцию на развертывание американской системы ПРО и не допустить нового витка гонки вооружений, связанного с разработкой оборонительных и наступательных систем. Рекомендуя развивать программы военного обмена между вооруженными силами США и КНР, представители Пентагона рассчитывают на получение дополнительных возможностей по сбору информации о намерениях китайского военно-политического руководства, направлениях военного строительства, состоянии и оснащенности ВС, характере боевой подготовки, а также на формирование у официального Пекина убеждения в бесперспективности военного противостояния Соединенным Штатам. Важная роль в военном сдерживании Китая отводится обеспечению гарантированного доступа вооруженных сил США к объектам инфраструктуры в обширном регионе, примыкающем к территории КНР. Помимо задействования военных баз в Японии и Республике Корея (РК) правительству Соединенных Штатов рекомендуется добиваться возможности использовать в интересах Пентагона аэродромы, морские порты, полигоны и т. д. в странах Юго-Восточной, Южной и Центральной Азии (Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Вьетнам, Индия, Пакистан, центрально-азиатские республики бывшего СССР). При этом считается, что в долгосрочной перспективе доступ ВС США к военным базам в РК и Японии должен быть обеспечен вне зависимости от состояния отношений между КНДР и РК. В интересах решения задачи военного сдерживания предлагается следующее: повысить защиту передовых группировок ВС США и вооруженных сил стран-союзниц в АТР за счет развертывания системы ПРО на ТВД, разработки новых подходов к ведению военных операций в регионе, предусматривающих, в частности, значительное сокращение группировок войск, находящихся в зоне возможного поражения; ориентироваться на широкое применение систем вооружения дальнего радиуса действия (в среднесрочной перспективе - бомбардировочной авиации, баллистических и крылатых ракет, в долгосрочной - систем космического базирования); использовать более диверсифицированную систему передового базирования американской боевой авиации в АТР Одновременно считается целесообразным выявить наиболее вероятные асимметричные возможности Китая и принять меры по их нейтрализации, включая повышение уровня защиты американских космических систем связи, разведки, наблюдения и определения местоположения, а также информационных систем. Аналитики американского разведывательного сообщества пришли к выводу о том, что США, несмотря на свою экономическую и военную мощь, не в состоянии самостоятельно обеспечить сдерживание Китая. Вследствие этого Белый дом обращает серьезное внимание не только на использование имеющихся в его распоряжении политических, экономических и военных инструментов, но и на объединение для решения данной задачи усилий других стран. С этой целью администрации рекомендуется способствовать поддержанию баланса сил в регионе, при котором растущему военному потенциалу Китая была бы противопоставлена совокупная оборонная мощь дружественных США государств. Специалисты считают, что отношения Соединенных Штатов с Японией и Республикой Корея должны развиваться таким образом, чтобы стимулировать расширение самостоятельности этих стран в обеспечении собственной безопасности и повышение их ответственности за поддержание стабильности в регионе. Целесообразным считается содействовать укреплению военно-политического сотрудничества членов АСЕАН, продвигать в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества инициативы, демонстрирующие твердую приверженность США обеспечению нужд АТР в сфере экономики и безопасности. Предпринимаемые меры, по мнению американских аналитиков, должны продемонстрировать Китаю высокую затратность и рискованность попыток добиться гегемонии в регионе. Считается целесообразным продолжать добиваться открытости со стороны Пекина в вопросах, касающихся его отношений с Россией, планов и политики Шанхайской организации сотрудничества в обмен на информирование Китая о состоянии союзнических отношений США со странами АТР. Полезным, с точки зрения американских политиков, является привлечение Пекина к совместному решению таких острых вопросов, как "северокорейская ядерная проблема", предотвращение распространения оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом. В Вашингтоне полагают, что участие Китая в обеспечении безопасности в АТР ограничит его возможности по осуществлению силовых акций в регионе, и прежде всего в отношении Тайваня. Рекомендации представителей американского разведсообщества применительно к решению тайваньской проблемы в конечном счете сводятся к тому, чтобы максимально затянуть решение вопроса об определении окончательного статуса Тайваня. Тем самым предполагается лишить Китай возможности в значительной степени нарастить за счет воссоединения свой экономический (на одну треть), технологический и военный потенциалы. При этом считается необходимым дать ясно понять Пекину, что его вероятная военная акция против Тайваня сопряжена с риском возникновения конфликта между КНР и США, хотя Вашингтон не имеет оборонного союза с Тайбэем и не связан обязательствами применения американских ВС для защиты острова. В любом случае враждебная акция Пекина против Тайваня может стать, по оценке американских специалистов, причиной разрыва политических, дипломатических и экономических отношений между двумя странами, а возможно, и привести к международной изоляции Пекина. Эксперты советуют американской администрации убедить тайваньское руководство в том, что США не поддержат односторонние шаги, направленные на провозглашение независимости, что может стать причиной конфликта, и не окажут в таком случае должной помощи. При этом одновременно рекомендуется продолжать оказывать Тайваню военную помощь в объемах, достаточных для самостоятельного обеспечения безопасности острова, а также поддерживать с ним неофициальные, но широкие и предметные контакты. Американские аналитики считают также необходимым осуществление "демократизации" китайского общества. Эта тема, скорее всего, станет предметом специальных исследований, проводимых по заказу американской администрации. Суть задачи сводится к тому, чтобы определить оптимальные и реально применимые средства, позволяющие обеспечить эволюцию идеологических взглядов китайского руководства в направлении признания основных ценностей западной демократии. В общем плане, как считают западные специалисты, вопросы соблюдения прав человека в Китае должны тесно увязываться с проблемами развития экономического сотрудничества и достижения взаимопонимания с США в сфере безопасности. В этом отношении администрации Соединенных Штатов рекомендуется добиваться в первую очередь совершенствования гражданского и уголовного законодательства КНР, обеспечения свободного доступа китайцев к различной информации, в том числе через Интернет. В целом, судя по особому вниманию к "китайскому вопросу" американских политиков, экономистов и военных, Соединенные Штаты вынуждены уже сейчас думать о корректировке своего внешнеполитического курса, исходя из реальной перспективы формирования в обозримом будущем многополярного мира, в котором Китай наряду с США и объединенной Европой будет являться одним из влиятельных международных центров силы. То, в какой степени официальный Вашингтон намерен воспользоваться рекомендациями американских специалистов по КНР для противодействия этому процессу, покажет время. Смотрите также | ||
| ||
Просмотров: 2800 | | |
Всего комментариев: 0 | |