Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 08.12.2016, 21:11
Ключевые слова
РЭБ, ЕС-130Н, Е. Круглов, EA-18G, рэп

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Техническое обеспечение

Перспективы развития американских авиационных средств РЭБ и тактика их применения в современных вооружённых конфликтах (2014)

Перспективы развития американских авиационных средств РЭБ и тактика их применения в современных вооружённых конфликтах

Майор Е. Круглов

Стремительные темпы развития средств поражения, а также усложнение применяемых способов радиоэлектронной защиты обуславливает необходимость модернизации существующих и принятия на вооружение новых средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Объекты радиоэлектронного подавления (РЭП) могут быть как сложными системами (комплексы ПВО), так и простыми устройствами (радиоприемники, радиовзрыватели, мобильные телефоны). Необходимость осуществления РЭП сложных систем, как правило, возникает при проведении крупномасштабных военных операций, в то время как задачи по РЭП простых устройств чаще всего решаются в ходе ведения боевых действиях против иррегулярных формирований. Все это обуславливает необходимость наличия средств РЭБ различного назначения. В данной статье будут рассмотрены системы, предназначенные для осуществления РЭП и огневого поражения радиоэлектронных систем противника.

Традиционные способы ведения РЭБ предполагают постановку помех из боевых порядков и зон барражирования. В свою очередь, постановка помех из боевых порядков может осуществляться как в пределах зоны обнаружения радиоэлектронных систем управления войсками и оружием (РЭС УВ и О), так и в пределах зоны поражения ЗРК противника. В то же время зоны барражирования подразделяются на дальние (вне зоны поражения ЗРК противника) и передовые (в непосредственной близости от объектов подавления).

Современные принципы организации РЭБ в ходе проведения крупномасштабных военных операций предполагают не только оснащение системами радиоэлектронной борьбы индивидуальной защиты каждого ЛА, но и наличие специализированных самолетов РЭБ, предназначенных для осуществления групповой защиты, а также специализированных систем РЭБ, размещенных на БЛА.

В период до 2030 года задачи по обеспечению групповой защиты будут возложены на самолеты EA-18G "Гроулер", ЕА-6В "Проулер", а после 2024-го также на разрабатываемый на базе F-35B самолет РЭБ.

Самолет РЭБ EA-18G "Гроулер" предназначен для сопровождения боевых порядков самолетов в зоне обнаружения РЭС УВ и О противника. Данный способ ведения РЭБ предполагает постановку помех из боевых порядков, в пределах зон обнаружения РЭС УВ и О, но за пределами зоны поражения средств ПВО противника.

Комплекс РЭБ самолета EA-18G "Гроулер" включает в себя: подвесные контейнеры станции активных помех (САП) AN/ALQ-99F(V); станции непосредственной радиотехнической разведки (НРТР) AN/ALQ-218(V)2; САП УКВ-радиосвязи AN/ALQ-227(V)1; систему обеспечения электромагнитной совместимости INCANS.

БРЭО самолета EA-18G "Гроулер"

Станция активных помех AN/ALQ-99F(V) предназначена для постановки помех бортовым радиолокационным станциям и управлявшим ракетам противника, а также для обеспечения групповой защиты боевых порядков самолетов от средств ПВО. В состав каждого из трех подвесных контейнеров САП AN/ALQ-99F(V) входят следующие элементы: две антенные системы (передней полусферы - ППС и задней полусферы - ЗПС), два усилителя мощности (ППС и ЗПС), турбогенератор, универсальный задающий генератор UUEU и блок управления. Размеры каждого из подвесных контейнеров 4,7 х 0,7 х 0,5 м. Универсальный задающий генератор UUEU позволяет оборудовать их усилителями мощности различных частотных диапазонов (1/2/3:64 - 500 МГц; 4:500 - 1 000 МГц; 5/i: 1 000 - 2 500 МГц; 7:
2 500 - 4 000 МГц; 8: 4 000 - 7 500 МГц; 9/10: 7 500 - 40 000 МГц) в разных комбинациях. В зависимости от этого масса контейнера колеблется от 460 кг (при установке двух передатчиков диапазона № 4) до 494 кг (при наличии двух передатчиков диапазона № 9/10). Кроме того, для постановки помех используется антенная система РЛС AN/APG-79.

Станция НРТР AN/ALQ-218(V)2 (LR700), разработанная фирмой "Нор-троп-Грумман", является средством информационного обеспечения САП AN/ALQ-99F(V). Она позволяет ставить ответные прицельные по частоте помехи и следящие, применяемые против целей, использующие быструю электронную перестройку несущей частоты.

В ней применяются многоканальные интерферометры с длинной и короткой базой, обеспечивающие круговой обзор в азимутальной плоскости с разрешающей способностью по азимуту 2°. Точность определения дальности составляет 5-10 %

Станция активных помех УКВ-радио-связи AN/ALQ-227(V)1 (RT1919) является приемопередающим устройством, предназначенным для излучения сложного широкополосного помехового сигнала линиям радиосвязи. Обнаружение сигналов радиосвязи осуществляется посредством ненаправленной антенны.

Система обеспечения электромагнитной совместимости INCANS позволяет осуществлять УКВ-радиосвязь во время работы САП AN/ALQ-99F(V), а также значительно повышает качество связи и уровень ситуационной осведомленности экипажа. В состав вооружения EA-18G включены две противорадиолокаци-онные ракеты (ПРР) AGM-88 "Харм". Эта машина должна обеспечить выполнение задач, решаемых самолетами ЕА-6В "Проулер". В настоящее время осуществляется постепенное снятие с вооружения самолетов ЕА-6В по мере поступления новых EA-18G.

В ходе проведения испытаний самолетов РЭБ EA-18G "Гроулер" были выявлены незначительные отклонения от тактико-технических требований, которые будут устранены после доработки программного обеспечения. В июле 2011 года состоялось первое боевое применение данного комплекса в ходе военной операции "Одиссея. Рассвет" в Ливии. Текущими планами предполагается поставить на вооружение 114 машин EA-18G "Гроулер".

Схема боевого применения средств РЭБ в ходе крупномасштабных военных операций (вариант)
Схема боевого применения средств РЭБ для решения задач, возникающих при ведении боевых действий против иррегулярных формирований (вариант)

Самолет РЭБ ЕС-130Н "Компас Колл" (модификации "База 0, 1, 2 и 3") применяется для постановки помех ш дальних зон (находящихся за пределами зоны поражения ЗРК). Изначально эти машины были предназначены для подавления средств радиосвязи противника. В настоящее время предполагается переоборудовать их для решения задач, возникающих в ходе боевых действий против иррегулярных формирований, а также оснастить самолет комплексом подавления УКВ-радиосвязи SPEAR. В связи с тем что самолеты модификации ЕС-130Н наиболее часто использовались при ведении боевых действий в Афганистане и Ираке, возникла необходимость замены кессонов средних частей крыла на всех 14 машинах.

Программой модернизации самолетов ЕС-130Н предусмотрено, что работы по их замене будут завершены к 2018 году. Представители ВВС заявляют, что планируется иметь 15 таких машин, что позволит снизить нагрузку на каждый ЛА, а также увеличит возможности по ведению РЭБ.

До модификации "База 2" будет усовершенствовано восемь из 15 самолетов ЕС-130Н. Модернизация предполагает улучшение тактико-технических характеристик системы за счет включения в ее состав более совершенных передающих устройств. Работы по модернизации первых из восьми самолетов начались в 2011 году, и их планировалось завершить к 2014-му. Руководство ВВС еще изучает варианты конфигурации модификации "База 3", до которой к 2017 году намечается усовершенствовать оставшиеся семь самолетов ЕС-130Н.

Разрабатываемый на базе тактического истребителя F-35B самолет РЭБ предназначен для сопровождения БП в зоне поражения ЗРК противника. Посредством данного самолета и ЕА-18G намечается обеспечить выполнение функций, возлагаемых в настоящее время на ЕА-6В "Проулер". Превышение допустимого уровня затрат на производство самолетов F-35 в 2010 году привело к увеличению сроков их поставок. В связи с этим сроки принятия этих машин на вооружение остаются неопределенными.

Самолет F-35B будет оснащен новой станцией активных помех, разрабатываемой по программе "САП следующего поколения" (NGJ - Next Generation Jammer). Как отмечают зарубежные эксперты, ее создание обеспечит выполнение задач сопровождения боевых порядков в зоне обнаружения РЭС УВ и О. Программа предполагает размещение в подвесных контейнерах передатчиков низкого, среднего и высокого частотных диапазонов.

Специалисты ВМС заявляют, что после 2018 года начнется новый этап развития РЛС и головок самонаведения управляемых ракет (ГСН УР), поэтому САП NGJ планируется заменить контейнерную САП AN/ALQ-99F(V), установленную на EA-18G (после 2022 года - САП НЧ-диапазона, после 2024-го - ВЧ-диапазона). Министерство ВМС планирует подписать контракты на разработку данных систем в 2014 году и на проведение ОКР -в 2015-м.

Ранее были упомянуты способы ведения РЭБ, характерные для крупномасштабных военных операций против потенциальных противников США.

В ходе боевых действий против иррегулярных формирований, которые ведутся, как правило, в городских условиях перед силами и средствами РЭБ встают несколько иные задачи. При этом РЭП осуществляется в пределах частотных диапазонов персональных сотовых средств связи, радиостанций и телевизионной аппаратуры.

Средства РЭБ применяются также в ходе спецопераций по обезвреживанию самодельных взрывных устройств. Для решения этих задач в Ираке и Афганистане в подразделениях морской пехоты применялись опытные образцы станций РЭП "Интрепид Тайгер-2" и CEASAR.

Станция РЭП "Интрепид Тайгер-2" предназначена для постановки помех в ходе БД против иррегулярных формирований. Существует две ее модификации: AN/ALQ-231 - для установки на самолет AV-8B "Харриер", "Вариант 2" - для установки на БЛА.

Испытания модификации "Вариант 1" начались в 2011 году. В перспективе планируется оборудовать этой станцией вертолеты AH-1Z и UH-1Y. Обе модификации находятся в стадии открытия программ производства.

Станция радиоэлектронного подавления CEASAR предназначена для РЭП связных РЭС и самодельных взрывных устройств посредством постановки помех, а также для огневого поражения. Данные станции применяются в интересах командира тактического звена в ходе ведения БД против иррегулярных формирований. Аппаратура располагается в подвесных контейнерах самолетов С-12 и представляет собой адаптированную версию САП радиосвязи AN/ALQ-227, установленную на самолетах EA-18G "Гроулер". Масса станции 62 кг.

Как отмечают зарубежные специалисты, возможно объединение программ "Интрепид Тайгер-2" и CEASAR в целях создания системы РЭП, предназначенной для осуществления официальных закупок с целью постановки на вооружение.

Дальнейшее развитие претерпевают и комплексы РЭБ индивидуальной защиты (ИЗ) самолетов и вертолетов.

Комплекс РЭБ ИЗ истребителей-штурмовиков F/A-18 IDECM (модификации 3 и 4) предназначен для постановки имитирующих помех в ИК- и радиодиапазоне.

Принцип его действия заключается в следующем: сигнал объекта подавления принимается станцией предупреждения об облучении AN/ALR-67(v)3, на его основе в САП AN/ALQ-214(v)4 формируется имитирующий (уводящий) помеховый сигнал, который преобразуется в электронном преобразователе частоты и передается по оптоволоконной линии связи к буксируемой ловушке для последующего усиления и излучения. Предусмотрена возможность автоматического отстрела ложных тепловых целей (ЛТЦ).

Серийное производство комплекса IDECM началось в 2011 году. Модификация предполагает замену буксируемой ловушки ALE-50 на ловушку FOTD (ALE-55), а также обеспечение взаимодействия ее с станциями активных помех AN/ALQ-214(v)4, предупреждения об облучении AN/ALR-67(v)3, а также автоматом отстрела ЛТЦ ALE-47. Данная модификация предполагает значительное изменение элементной базы входящей в ее состав САП AN/ALQ-214, что позволит оборудовать данными комплексами самолеты F/A-l 8С, D, Е и F.

Комплекс РЭБ ИЗ воздушных судов и тяжелых вертолетов AN/AAQ-24 (V)13 LAIRCM предназначен для оптоэлектронного подавления (ОЭП) управляемых ракет с тепловой головкой самонаведения (ТГС). Принцип действия этого средства заключается в следующем: при обнаружении факта пуска ракеты он определяет степень ее угрозы и осуществляет ОЭП. В состав комплекса входят четыре станции: предупреждения об облучении УФ-диапазона, сопровождения УР, ОЭП и управления, а также устройства для обнаружения, сопровождения и постановки помех УР с ИК ГСН. Количество поворотных турелей с оптоэлектронным оборудованием зависит от габаритных размеров и предназначения ЛА.

Предполагается оснастить этими комплексами самолеты командования воздушных перебросок: С-17А, С-130, С-5М, С-40, С-37, C-130J, новые легкий транспортный (LCA) и транспортно-заправочный самолеты, вертолеты морской пехоты CH-53D и Е, СН-46Е (156 машин были оснащены в 2013 году), MV-22 (390 единиц до 2030-го). Комплексом РЭБ LAIRCM уже оборудованы самолеты Е-3 "Авакс".

Моральное устаревание и участившиеся отказы средств РЭБ самолетов F-16 и А-10 обусловливают необходимость создания единого бортового комплекса индивидуальной защиты. Данные системы будут состоять на вооружении до 2024 года. Задачи по преодолению ПВО противника*, решаемые в настоящее время самолетами F-16CM, после 2024 года будут возложены на F-35A "Лайтнинг-2".

В связи с развитием бортовых и наземных РЛС на вооружение ВМС для замены ПРР "Харм" принимается принципиально новая модификация ПРР-AGM-88E AARGM, а также оборудование, необходимое для ее применения. Ракета AARGM имеет новые подсистемы наведения и управления. Ее двигатели и боеголовки идентичны установленным на ПРР "Харм". Противорадиолокационные ракеты для ВВС будут оборудованы приемниками космической радионавигационной системы "Навстар". Их замена будет происходить в рамках модернизации самолетов F-16CM.

Широкое распространение в ходе ведения боевых действий получают такие расходуемые средства РЭБ, как маневрирующие автономные ложные воздушные цели (АЛВЦ).

АЛВЦ MALD применяется для вскрыта" расположения РЛС обнаружения и наведения, входящих в состав систем ПВО, с целью последующего их уничтожения. Масса АЛВЦ 114 кг; по своим габаритам она сопоставима с ракетой AIM-120C. ракетой.

Принцип действия МALD заключается в следующем; самолет, осуществляющий подавление ПВО, отстреливает АЛВЦ, которая входит в зону действия РЛС противника и, имитируя излучение БРЛС, вынуждает их включиться на излучение! После этого "вскрытые" РЛС уничтожаются ПРР AGM-88 "Харм". MALD действует по принципу "выстрелил и забыл". Ложная цель оснащена двигателем TJ-50 с тягой 23 кг.

Максимальная скорость АЛВЦ соответствует числу М = 0,93 на высоте 915 м, при этом дальность действия составит 297 Жм (продолжительность полета 20 мин). Максимальная дальность действия MALD достигается при применении ее на высоте 10 670 м при скорости, соответствующей числу М = 0,75, и составляет 926 км (продолжительность полета 45 мин).

Масса МЛЦ 136 кг, длина 2,9 м, диаметр 0,23 м. В отличие от АЛВЦ I-TALD, находящейся на вооружении ВМС, габаритные размеры MALD позволяют установить ее на тактические истребители F-22A и F-35. Испытания завершились в сентябре 2011 года, а в 2012-м они начали поступать на вооружение.

АЛВЦ MALD-J представляет собой MALD с небольшими изменениями, касающимися установки на нее станции активных помех. Ее серийное производство началось в 2012 году. Данные средства РЭБ предназначены для постановки помех из передовых зон барражирования, то есть в непосредственной близости от средств ПВО противника в пределах зоны гарантированных пусков, на дальности, меньшей, чем минимальная дальность подавления, достигаемая при создании помех из БП. Предполагалось также поступление на вооружение находящихся в стадии разработки модификации MALD-J - "Расширение-2", в которой планировалось улучшить энергетические показатели создаваемых помеховых сигналов по сравнению с MALD-J.

Однако в 2013 году финансирование данной программы не осуществлялось. Совершенствование систем ПВО противника привело к снижению эффективности таких АЛВЦ, как TALD и I-TALD. Новые РЛС способны отстраиваться от них, распознавая их как ложные цели. В настоящее время в ВВС США рассматриваются варианты замены данных АЛВЦ.

Таким образом, поступление на вооружение данных систем позволит достигнуть большей эффективности ведения РЭБ к 2025 году. Как показала практика, состоящие на вооружении системы, предназначенные для ведения боевых действий против потенциальных противников США, не обладают столь же высокой эффективностью при их применении при ведении боевых действий против иррегулярных формирований. С этой целью разрабатываются и поступают на вооружение БЛА РЭП, АЛВЦ, а также станции РЭБ, располагающиеся в подвесных контейнерах. Вместе с тем особое внимание уделяется таким способам ведения РЭБ в ходе традиционных конфликтов, как сопровождение боевых порядков в пределах и за пределами зоны поражения ЗРК. Задачи по реализации таких способов ведения РЭБ будут возложены на поступающие на вооружение самолеты EA-18G, а также на самолеты РЭБ, создаваемые на базе F-3SB (после 2024 года).

* Преодоление ПВО противника предполагает огневое уничтожение средств ПВО путем применения управляемых и неуправляемых ракет, а также воспрепятствование работе РЛС без использования огневого воздействия.

Зарубежное военное обозрение. - 2014. - №2. - С.57-63

Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (10.05.2014) | Автор: Майор Е. Круглов

Просмотров: 5689 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов