Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 12.12.2019, 05:42
Ключевые слова
В. Ильин, F-15

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [141]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [91]
НИОКР [205]
Вооружение [220]
Техническое обеспечение [197]
Стратегия и тактика [128]
Форма, знаки различия, награды [7]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Журналы на Pentagonus.ru я скачиваю через
Всего ответов: 67
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Вооружение

Первенец в четвёртом поколении
HTML clipboard

Первенец в четвёртом поколении

В. Ильин

Самолет Макдоянелл-Дуглас F-15 «Eagl» «Игл», безусловно, занимает достойное место в одном ряду с наиболее известными и «долговечными» американскими истребителями, такими как Норт Америкэн Р-51 «Мустанг», Норт Америкэн F-86 «Сейбр», Макдоннелл-Дуглас F-4 «Фантом» 2. А было все так.

Американцы столкнулись в конце 1950-х годов с трудностями в области финансирования своих военных программ. Стоимость их чрезмерно возросла, и начали усиленно искать пути сокращения роста оборонного бюджета. Одним из таких направлений явилась унификация вооружения. При поддержке министра обороны США Р. Макнамары развернулись работы по созданию «единого» боевого самолета Дженерал Дайнэмикс К-111, предназначенного для использования в ВВС и ВМС в качестве истребителя, бомбардировщика, штурмовика, разведчика, то есть самолета «на все случаи жизни». Однако в результате появилась тяжелая машина, неспособная из-за чрезмерной взлетной массы использоваться на авианосцах и уступающая в воздушном бою другим, более легким и маневренным американским и зарубежным истребителям. Так вместо универсального боевого самолета появилась машина F-111, способная эффективно выполнять лишь задачи бомбардировщика.

Неудача с F-111, моральное старение «Фантома» и успехи советских истребителей заставили ВВС США ускорить работы по созданию самолетов завоевания господства в воздухе нового поколения, способных успешно бороться как с МиГ-21, так и с МиГ-23 и МиГ-25.

Работы проводились в США с начала 1960-х годов. Их осуществлял майор ВВС Д. Боуд в сотрудничестве с математиком Т. Кристи, обеспечившим компьютерное моделирование. В марте 1966 г. ВВС США выдали фирмам Боинг, Локхид и Норт Америкэн контракты общей суммой 815 млн. долларов на проведение работ по формированию облика усовершенствованного истребителя, получившего обозначение FX. Одновременно исследования осуществлялись самими военными. Согласно предварительным требованиям, новый самолет должен был обладать малой длиной разбега (взлетная дистанция — 450— 600 м) и скоростью, соответствующей М = 3. Как и F-4, а также F-111, для FX планировалось два двигателя. Однако экипаж предполагалось уменьшить до одного человека.

Безусловно, на облик FX значительное влияние оказал МиГ-21, рассматривавшийся как один из основных противников.

Как и МиГ-21, FX предполагалось оптимизировать для решения задач воздушного боя. Способности же наносить удары по наземным целям уделялось второстепенное внимание. Высказывалась мысль, что самолет завоевания превосходства в воздухе должен иметь упрощенное вооружение и оборудование: пушки, ракеты с тепловыми головками самонаведения, оптический прицел и простой радиодальномер, что и соответствовало оснащению МиГ-21 Ф. Однако в ходе дальнейших проработок все же было решено сохранить на борту РЛС и ракеты средней дальности с полуактивной радиолокационной системой наведения, обеспечивающие самолету возможность всепогодного применения.

Довольно скоро стало ясно, что создать высокоманевренный самолет, превосходящий по скорости МиГ-25, в рамках ограничений по массе конструкции и стоимости, просто невозможно. Тогда было решено сосредоточить основные усилия на достижении маневренности — решающего фактора в ближнем воздушном бою. Такое «снижение планки» вызвало очередную волну критики в Конгрессе: законодатели обеспокоились отставанием от «Фоксбэта» (обозначение в ВВС США для МиГ-25). Однако военные разъяснили, что FX должен использоваться преимущественно на малых и средних высотах, где будет достигнуто искомое превосходство.

В мае 1968 г. министерство обороны запросило у фирм Дженерал Электрик, Аллисон и Пратт-Уитни предложения по двигателю для нового самолета. В условиях было оговорено, что этот двигатель должен быть двухконтурным, иметь форсажную камеру и развивать максимальную тягу порядка 11 300 кгс. В его конструкции предполагалось применить технические усовершенствования, достигнутые в ходе разработки двигателя для стратегического бомбардировщика AMSA (В-1А). В августе того же года фирмам Дженерал Электрик и Пратт-Уитни были выданы контракты на разработку двигателей на конкурсной основе. Сроки установили достаточно жесткие. Двигатели предполагалось создать за 18 месяцев. Отношение максимальной тяги к весу ТРДДФ должно было составить 8, что значительно превышало параметры ранее созданных двигателей для истребителей.

В 1969 г. самолет FX был переименован в F-15. В том же году фирмам Макдоннелл-Дуглас, Норт Америкэн и отделению Рипаблик фирмы Фэрчайлд-Хиллер выдали контракты на подготовку предложений по проекту истребителя. Согласно уточненным требованиям, F-15 должен был иметь взлетную массу 19 т (при выборе конфигурации с неподвижным крылом) и 20,2 т (при крыле с изменяемой стреловидностью), максимальное число М = 2,5 (у земли М = 1,2), радиус действия в конфи-гурации истребителя завоевания господства в воздухе 480 км, в конфигурации перехватчика — 230 км (очевидно, имелся в виду рубеж перехвата на сверхзвуковой скорости — М=2,3), перегоночную дальность — 4800 км.

Как видим, для того чтобы превзойти своего основного соперника, МиГ-21, по основным тактико-техническим характеристикам, американцам потребовалось создать почти втрое более тяжелый самолет.

Проекты самолета F-15, предложенные различными фирмами, существенно отличались друг от друга. Так, например, фирма Норт Америкэн, создавшая ранее наиболее удачные американские истребители завоевания превосходства в воздухе Р-51 «Мустанг» и F-86 «Сейбр», а также сверхзвуковые истребители-бомбардировщики F-100 «Супер Сейбр» и опытный F-107, использовала в своем проекте новую концепцию интегрального крыла, плавно сопрягаемого с фюзеляжем. Форма крыла в плане характеризовалась кривизной по передней кромке со скруглением концевых частей и наплывами в корневой части (крыло близкой формы было использовано на самолете Т-10, созданном в ОКБ П. С. Сухого в 1977 г.). Двигатели с подфюзеляжными воздухозаборниками, подобными воздухозаборникам бомбардировщиков ХВ-70 «Валькирия», предполагалось разместить под центральной частью самолета.

Фирма Фэрчайлд-Хиллер выбрала стреловидную форму крыла и разместила двигатели в крыльевых гондолах.

Макдоннелл-Дуглас, имевшая опыт разработки основного истребителя ВВС США 1960-х годов F-4 «Фантом» 2, первоначально исследовала концепцию самолета с крылом изменяемой геометрии, позже была выбрана конфигурация с неподвижным крылом, обеспечивающая снижение массы. Внешне машина этой фирмы напоминала МиГ-25.

Выбор был сделан в пользу машины фирмы Макдоннелл-Дуглас, с которой в декабре 1969 г. подписан контракт на создание самолета F-15. В 1970 г. для него определили двигатель Пратт-Уитни F100.

26 июня 1972 г. новый самолет торжественно выкатили из ворот сборочного цеха завода фирмы Макдоннелл-Дуглас в Сент-Луисе. В июле F-15, не совершивший еще ни одного полета, был расстыкован и в разобранном виде перевезен на борту большегрузного военно-транспортного самолета Локхид С-5А «Гэллакси» на авиабазу Эдварде в пустынном районе Калифорнии. Там 27 июля 1972 г. летчик-испытатель Ирвинг Барроуз впервые поднял «Игл» («Орел»), такое имя получил истребитель, в воздух.

Поставки первых серийных самолетов F-15A (одноместный истребитель) и F-15B (двухместный учебно-боевой самолет) начались в 1974 г. К 1979 г. было выпущено 365 F-15A и 59 F-15B. 23 F-15A и 2 F-15B были поставлены Израилю, еще 187 самолетов под обозначением F-15J и F-15DJ выпущены в Японии по американской лицензии (часть машин собрана японцами из американских деталей, а часть — построена самостоятельно).

F-15 несколько опередил появление аналогичных машин в других странах. Так, советский истребитель четвертого поколения МиГ-31 совершил первый полет в 1975 г. (на три года позже F-15), а его серийный выпуск начат в 1979 г. (через пять лет после начала производства американской машины). Еще позже созданы МиГ-29, Су-27 и «Мираж» 2000.

Это вовсе не значит, что «Игл» стал полноправным хозяином неба, не имеющим противников. Модернизированные МиГ-23, например, при использовании соответствующей тактики, могли с ним бороться. Однако появление- «Орла» существенно повысило боевой потенциал американских ВВС, сразу отодвинув на второй план казавшиеся до недавнего времени современными истребители МиГ-21 бис, МиГ-23М, «Мираж» F1 и IA-37 «Вигген».

F-15, созданный под руководством Д. Граффа (общее управление программой), Б. Литтла (организация летных испытаний) и Д. Малверна (аэродинамика), выполнен по нормальной схеме с высоко-расположенным стреловидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, цельноповоротным дифференциально отклоняемым стабилизатором и двумя двигателями Пратт-Уитни F100-PW-100. Крыло с удлинением 3 и конической круткой оптимизировано для обеспечения высокой маневренности на околозвуковой скорости. Механизация состоит из простых закрылков (в отличие от других истребителей четвертого поколения на F-15 предкрылки отсутствуют). Применены отклоняемые боковые многоскачковые регулируемые воздухозаборники с внешним сжатием. Система управления - гидромеханическая с двухканальной электродистанционной системой повышения устойчивости.

Самолет оснащен РЛС Хьюз AN/APG-63 (максимальная дальность обнаружения целей в верхней полусфере — 130 км, углы сканирования ±60" по азимуту и ±10° по углу места, способна обнаруживать и сопровождать низколетящие цели), инерциальной навигационной системой Литтон AN/ASN-109, индикатором на лобовом стекле, терминалом радионавигационной системы Такан. Вооружение состоит из шестиствольной пушки М61А-1 «Вулкан» (20 мм, 960 патронов, скорострельность 6000 выстр./мин), четырех УР AIM-9 «Сайдуиндер» с ИК системой самонаведения и 4 УР AIM-7 «Спэрроу» с радиолокационным полуактивным наведением (во многих справочниках указывается возможность использования на самолете бомбового вооружения, однако в качестве ударного самолета истребители F-15A и F-15C не применяются).

Внешне F-15 производит впечатление довольно грубо сделанной машины и, по признанию самих американцев, уступает в этом отношении изящному F-16 и советскому Су-27. Впрочем, недостаточная тщательность отделки поверхности планера не мешает F-15 быть самым скоростным в ВВС США истребителем (по максимальной скорости он уступает лишь советским МиГ-25 и МиГ-31).

Основным отличием F-15A от истребителей третьего поколения стала высокая тяговооруженность (нормальная взлетная — 1,13 (по этому показателю F-15A до сегодняшнего дня уступает лишь Су-27), боевая — 1,41, здесь F-15A и до настоящего времени нет равных), а также малая удельная нагрузка на крыло (333 кг/м2, для сравнения — у F-4E «Фантом» 2 — 383 кг/м2), что делало его самым маневренным сверхзвуковым истребителем середины 1970-х годов. В сочетании со скоростью, соответствующей М = 2,5, и мощной РЛС это придавало F-15A уникальные боевые возможности, позволяя первым обнаруживать фронтовые истребители противника, применять по ним оружие средней дальности на дистанции, превышающей визуальную видимость, смело вступать в ближний бой. Обладая превосходством в маневренности и длительности ведения боя (благодаря большому запасу топлива во внутренних топливных баках), уверенно поражать цели пушками и ракетами «Сайдуиндер».

Однако F-15A не был лишен недостатков. По оценкам ряда авиационных специалистов, самолет получился слишком сложным для решения своей боевой задачи в условиях фронта, когда нужно бороться не только с противником в воздухе, но и преодолевать плотный огонь войсковых средств ПВО. Кроме того, летные испытания на боевых режимах на малой высоте вначале были отложены, а потом и вовсе «забыты». Вряд ли F-15 может вести маневренный бой на малых высотах при высоких скоростных напорах из-за слабости конструкции отклоняемых воздухозаборников.

Все это, а также потребность в увеличении емкости внутренних топливных баков привело к созданию в 1979 г. самолетов F-15C (одноместный истребитель) и F-15D (двухместный учебно-боевой). Новые модификации «Игла» имели дополнительные внутренние крыльевые топливные баки (общая масса топлива возросла на 907 кг), а также возможность установки конформных топливных баков «Фэст Пэк». Баки этого типа отличаются от ПТБ традиционной конструкции тем, что плавно повторяют обводы обшивки самолета, в минимальной степени изменяя его аэродинамику. Были проведены работы по усилению конструкции, в результате чего масса планера возросла на 363 кг. В 1979 г. начался серийный выпуск новых модификаций, завершившийся в 1989 г. (построено 409 F-15С и 61 F-15D). Истребители этого типа поставлены также в Саудовскую Аравию ( 55 F-15C и 17 F-15D) и в Израиль (26 F-15C/D).

F-15 использовались в качестве экспериментальных машин для отработки различных аэродинамических усовершенствований оборудования, вооружения и двигателей.

   

Продолжение следует*

Крылья Родины №1 1992 С.20-24

* к сожалению я не располагаю данным номером.

Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (31.10.2009) | Автор: В. Ильин

Просмотров: 2469 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2019

Рейтинг Военных Ресурсов