Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 27.02.2020, 08:31
Ключевые слова
Китай, Тибет, ЦРУ

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [83]
Общевойсковые вопросы [466]
Разведка и контрразведка [87]
ВПК [73]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Готовы ли ВС США к новой войне?
Всего ответов: 35
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Пламя, которое мелькало и погасло
HTML clipboard

Пламя, которое мелькало и погасло

Майкл Е. Хаас

Город Ледвиль, штат Колорадо, пребывал в дремотном состоянии со времен войны, которая должна была сделать этот мир безопасным для демократии. Но теперь группы тайно вывезенных из Гималаев в Скалистые горы под самым носом наступавшей Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и переброшенных в Америку по воздуху стойких азиатских борцов за свободу проходили здесь военное обучение, готовясь защищать свое маленькое королевство. Какой причудливый поворот истории перенес этих повстанцев из далеких гор Азии в не менее удаленные горы Северной Америки?

После непродолжительного "медового месяца", последовавшего за разгромом нацистской Германии и империалистической Японии, начался новый этап соперничества между Востоком и Западом, характеризовавшийся нескончаемыми маленькими грязными войнами, которые велись преимущественно руками ставленников великих держав. Запад таким способом стремился сдержать коммунистическую экспансию, по возможности не попадая на первые полосы газет, тогда как коммунисты вели "освободительные войны" ради расширения своего влияния в мире.

Если война в Корее и принесла миру что-то хорошее, так это, пожалуй, то, что, потеряв в совокупности 2,5 млн солдат из состава группировок вооруженных сил коммунистического блока и западных союзников, антагонисты "холодной войны" в последующем отказались от подобных крупномасштабных вооруженных столкновений до того момента, когда в следующем десятилетии Соединенные Штаты Америки почти в одиночку вступили на скользкий путь вторжения во Вьетнам.

После Кореи, по взаимному, пусть и невысказанному, согласию, противоборство между Востоком и Западом приняло форму более осмотрительной, но столь же ужасающей по своей беспощадности "борьбы в тени", которая стала характерной особенностью эры "холодной войны". Войны, которые великие державы вели руками своих союзников, представляли собой непрекращающиеся серии ложных выпадов с целью отыскания уязвимых мест противника. Коммунисты неустанно пытались проверить, какие из государств, возможно, уже созрели для революционного захвата власти изнутри. А Запад не жалел ресурсов для маленьких стран, которые можно было надеяться спасти для демократии или, по меньшей мере, сохранить в качестве недемократических, но антикоммунистических союзников.

Для того чтобы вести эти тайные войны, как американское, так и советское руководство обратились, главным образом, к своим разведывательным службам в поисках кадров специалистов и бойцов, которые могли бы действовать активно и эффективно, но тайно и при этом сохранять для своего государства возможность "правдоподобного отрицания" своей причастности к их деятельности.

В рамках новых задач ЦРУ США и КГБ СССР создали многочисленные полувоенные формирования, которые в случае нужды могли рассчитывать на получение существенных подкреплений от поддерживающих военных организаций: в США — сил специальных операций, в СССР — войск специального назначения (СПЕЦНАЗ).

В Америке задачи транспортного обеспечения тайных операций разведывательных служб нередко возлагались на ВВС, которые выделяли силы и средства, например, для секретных операций ЦРУ по оказанию помощи антикоммунистическим повстанцам и борцам сопротивления в ряде стран. В числе таких операций была поддержка одной из самых удаленных и малоизвестных "войн в тени", которая вовлекла в свою орбиту огромное пространство от Центральной Азии до южной части Тихого океана и американского штата Колорадо.

Королевство Тибет, расположенное на бесплодной и промерзшей горной территории юго-западной окраины коммунистического Китая, по любым меркам считается удаленным от остального мира. Один путешественник XIX века сделал в дневнике такую запись: "Тибет — самая страшная пустыня в мире". Невероятно, но в этой бесплодной, пустынной местности жили люди. Это были гордые племена хамда и амдо, суровые и закаленные люди с давнишней традицией воинов. Поначалу она сослужила им хорошую службу, когда в 1950 году незваные коммунистические гости с долин поднялись в горы, чтобы "освободить" их.

Надежда и помощь издалека

В тот год председатель Китайской Народной Республики (КНР) Мао приказал своей армии начать поход на Тибет. Части НОАК вошли туда через труднодоступный район Чамбо, пустынную родину этих исключительно свободолюбивых племен. Верховный духовный лидер Тибета далай-лама, соблюдая буддистские традиции, ответил на китайское нашествие пассивным неповиновением. Так же поступили и населявшие пустыню племена — поначалу. Но не прошло и нескольких лет, как гнет китайской оккупации спровоцировал хамда и амдо на восстание. Китайская пропагандистская машина немедленно окрестила этих людей "бандитами", тем самым обеспечив восстанию племен широкую известность.

К большому неудовольствию Китая, эти племена восстали с такой яростью, что к 1957 году вошедшая в Тибет группировка НОАК, имевшая ранее значительное превосходство по численности, оказалась вынужденной сражаться против 80-тысячной конной армии повстанцев, которая, казалось, сошла прямо со страниц киплинговской поэмы "Редьярд". Однако китайцам казалось, что у них в руках по-прежнему оставалась козырная карта в этой кровавой игре. Суровые географические условия Тибета почти исключали какую бы то ни было поддержку повстанцев со стороны Запада. Поэтому их разгром казался вопросом времени.

Выполняя принятое администрацией Эйзенхауэра в 1957 году решение об оказании помощи тибетскому движению сопротивления, ЦРУ, как представлялось, предстояло решить практически нерешанемую задачу. Правительство Индии, опасаясь вызвать гнев своего великого северного соседа, не собиралось разрешать Соединенным Штатам Америки использовать свою территорию как базу антикоммунистических повстанцев. Скрытная доставка помощи воздушным путем на большую дальность казалась единственно возможной альтернативой, но требования к авиационной технике и мастерству летного состава превышали все, что имелось в распоряжении принадлежавших ЦРУ авиакомпаний. Где взять необходимые авиационные средства?

Последняя из групп воздушного снабжения и связи регулярных ВВС США (в 50-х годах такие группы входили в состав сил специальных операций ВВС) была расформирована за год до этого. На острове Окинава, Япония, базировалась одна из всего двух по-прежнему выделявшихся для поддержки специальных операций военно-транспортных авиационных эскадрилий ВВС США, на вооружении которой состояли средние самолеты. Однако они не обладали требуемыми летными и летно-техническими характеристиками. Базировавшиеся на континентальной части США самолеты сил специальных операций Национальной гвардии ВВС также не были пригодны для планировавшейся операции в Тибете.

Обладающих необходимым опытом летчиков удалось найти в самом американском разведывательном сообществе в лице отборной группы молодых, но видавших виды офицеров ВВС, откомандированных для службы в разведке. Несколько таких "сданных напрокат" летчиков служили во 2-м отряде 1045-й группы наблюдения, оценки и подготовки на Окинаве. Большинство в этой малочисленной группе не имело опыта участия в операциях партизанской войны, но командир подразделения уже завоевал репутацию непревзойденного мастера партизанских операций во время войны в Корее.

Боевой опыт майора "Хейни" Адерхольта, полученный им при выполнении специальных заданий в корейской кампании, оказался особенно полезным для летчиков, собранных на Окинаве. Адерхольт к тому времени уже командовал смешанным авиационным отрядом ЦРУ/ВВС, а вскоре ему предстояло стать одним из самых влиятельных (и неоднозначно оцениваемых) авиационных командиров в Юго-Восточной Азии. Но это все случится позже. А на тот момент рискованные полеты на большой высоте в Тибет требовали максимального умения и опыта, которые майор приобрел за годы службы в черном мире разведывательных операций.

Война на большой дальности

Как вскоре выяснилось, реальные условия обеспечения тайных операций в Тибете поставили планировавших полеты офицеров в исключительно трудное положение. Тибет не без оснований нередко называют "крышей мира". В этой стране низины располагаются на высотах порядка 14000 футов (4267 м). Поэтому прежде всего требовалось найти самолет с достаточными характеристиками дальности полета и полезной нагрузки, который мог летать в таких экстремальных условиях.

До 1959 года во 2-м отряде самым тяжелым был четырехмоторный транспортный самолет С-118, который частенько "сдавали напрокат" действовавшей по всей Азии авиакомпании "Сивил Эйр Трэнспорт", собственности ЦРУ США. В начале "холодной войны" у этой авиакомпании действительно было много работы в Азии. По словам командовавшего в то время силами специальных операций ВВС США бригадного генерала Эдварда Лэнсдейла, к 1959 году авиакомпания CAT выполнила более 200 полетов над материковым Китаем и Тибетом.
Для полетов в Тибет на максимальную дальность самолет С-118 загружался на Окинаве оружием стран коммунистического блока и предметами снабжения, которые уже были подготовлены к выброске с парашютом над опорными пунктами повстанцев в юго-восточных районах страны. Самолет обычно взлетал с Окинавы, делал промежуточную посадку на авиабазе ВВС США Кларк, Филиппины, где дозаправлялся и брал на борт специалистов по дальней связи, а затем пролетал над Индокитаем и садился на заброшенном английском аэродроме в Восточном Пакистане (сегодня Бангладеш). Там экипаж ВВС менялся на экипаж авиакомпании CAT (в 1959 году эта авиакомпания была переименована в "Эйр Америка"), который пилотировал самолет на последнем отрезке маршрута: на север (в Тибет) и обратно.

К 1958 году тибетское движение сопротивления значительно разрослось, обгоняя возможности оказания повстанцам помощи с воздуха, которыми располагал 2-й отряд со своим единственным самолетом С-118. Что было еще хуже, недостаточная мощность двигателей самолета С-118 в условиях полета на максимальной высоте над Тибетом вынуждала сокращать полезную нагрузку до неудовлетворительных 9000 фунтов (4,082 т). И даже в этом случае при выходе из строя хотя бы одного из двигателей над Тибетом острые пики горных вершин делали потерю самолета и его американского экипажа практически неизбежной. Вместе с самолетом рухнули бы и надежды Соединенных Штатов Америки сохранить политически необходимую возможность "правдоподобного отрицания" своей причастности к поддержке тибетских повстанцев.

К началу 1959 года непригодность С-118 стала настолько очевидной, что поиск замены ему был признан задачей первостепенной важности. Выбор пал на новый самолет С-130 "Геркулес", только начавший сходить с конвейера фирмы "Локхид". Этот самолет с четырьмя мощными турбовинтовыми двигателями и максимальной дальностью полета с полезной нагрузкой 20000 фунтов (9,071 т) более 5000 морских миль (9260 км) С-130 был (и, по утверждению некоторых, остается) самым лучшим дальним тактическим транспортным самолетом в мире. Если потянуть за нужные ниточки, можно было заполучить требуемое количество С-130. Эти машины пользовались большим спросом во всех соединениях военно-транспортного авиационного командования ВВС США, но единственно доступными в зоне Тихого океана были С-130, приписанные к базировавшейся в Японии 315-й авиационной дивизии ВТАК.

Для того чтобы без лишней огласки получить в свое распоряжение эти самолеты для полетов в Тибет, ЦРУ подало заявку в Управление специальных операций аппарата министра обороны США, в обязанности которого входило обеспечение военными транспортными средствами американского разведывательного сообщества. Подчеркивая важность операции в Тибете, представители разведки вскоре получили от ВВС США то, что им требовалось. По мере того, как темпы операции ускорялись, росли также нагрузки летчиков 2-го отряда, а также их репутация.

Нужны союзники с аэродромами

От использования старого аэродрома в Восточном Пакистане с его короткой взлетно-посадочной полосой отказались в пользу гораздо более удобной авиабазы Такли королевских ВВС Таиланда, расположенной на севере страны. Под контролем людей из подразделения Адерхольта С-130 начали выполнять полеты в Такли, где производились их "стерилизация" (удаление опознавательных знаков государственной принадлежности) и замена военных экипажей на экипажи авиакомпании "Эйр Америка", которые и летели затем к конечной точке маршрута в Тибете. Поначалу один, а позднее до трех самолетов обычно ежемесячно прилетали в Такли перед началом "окна полнолуния", которое имело огромное значение для успеха операции.

Военные экипажи, перегонявшие С-130 в Такли, немедленно возвращались на базу другим самолетом. В Такли оставался персонал 2-го отряда, ЦРУ и авиакомпании "Эйр Америка", а также прошедшие подготовку тибетские повстанцы, которые ожидали выброски с парашютом обратно в Тибет. Со временем уверенность в своих силах, здравый смысл и богатое воображение летчиков 2-го отряда позволили им преодолевать любые преграды и обеспечивать невидимую для остального мира, но весьма ценную помощь тибетским повстанцам с воздуха. За все время кампании 2-й отряд не потерял ни одного самолета и ни одного экипажа. Но это не значит, что происшествий не было вообще.

"Стерилизованные" самолеты перед обратной передачей военным экипажам вновь тайно "американизировались" в одном из ангаров авиабазы Такли. Однажды случилось так, что опаздывавший военный экипаж был вынужден взлетать вскоре после того, как на фюзеляж самолета были наклеены американские опознавательные знаки. Когда С-130 разбегался по полосе, остававшиеся на авиабазе офицеры 2-го отряда с ужасом увидели, как в условиях крайне высокой влажности местного климата наклейки со звездно-полосатым флагом сначала поползли назад вдоль борта, а когда самолет оторвался от земли, и вовсе отвалились от фюзеляжа.

Для снижения вероятности обнаружения в полете китайцами американские экипажи, взлетая с аэродрома на севере Таиланда, сначала брали курс на северо-запад и летели над гористой местностью, которая была неточно нанесена на их полетные карты и лишена надежных наземных ориентиров, поэтому приходилось полагаться лишь на умение штурманов прокладывать курс, ориентируясь по звездам.

Чтобы еще больше обезопасить себя на случай возможного появления китайских истребителей-перехватчиков, экипажи выполняли все полеты только в темное время суток, в периоды "окон полнолуния", которое позволяло хоть как-то ориентироваться, сверяясь с темной местностью под крылом самолета. Дополнительные ограничения накладывали погодные условия: полеты были возможны только в сухой сезон, но никак не в сезон муссонных ливней.

Из Тибета в Ледвиль, штат Колорадо

Хотя ночь и удаленность района полетов способствовали уклонению от обнаружения, вполне очевидно, что эти же факторы усложняли экипажам задачу отыскания самых удобных и безопасных маршрутов. Один из офицеров 2-го отряда, отвечавший за планирование полетов, вспоминает, как однажды, склеивая листы полетной карты, он обнаружил, что участки одной и той же реки не стыкуются на несколько миль.

Работавшие по контракту с ЦРУ летные экипажи за выполнение этих крайне рискованных заданий получали на удивление маленькое вознаграждение: по 350 долл. США — за обычный полет и по 500 долл. — за полет в особо сложных условиях.

В типовом случае за один самолето-вылет в район цели доставлялись несколько подготовленных к сбрасыванию на парашютах поддонов с укупорками оружия и предметов снабжения, а также небольшая группа тибетцев, получивших парашютную подготовку на Филиппинах. Чтобы представить себе степень трудности этих полетных заданий, необходимо иметь в виду, что иногда длина маршрута превышала максимальную дальность полета самолета С-130. Если переменчивые ветры или отказ техники вынуждали летчиков отклоняться от разработанного маршрута, тогда, согласно секретным дипломатическим договоренностям, им было разрешено использовать прежний аэродром в Восточном Пакистане.

Не всегда экипажи 2-го отряда летали только над южными районами Азии. Еще в 1957 году транспортные самолеты ВВС США начали возить тибетских повстанцев из Восточного Пакистана в специальный военный лагерь ЦРУ США на острове Сайпан в Марианском архипелаге, находившийся под юрисдикцией Соединенных Штатов Америки.

Во избежание расшифровки этого секретного объекта заявки в органы контроля воздушного движения подавались под видом обычных полетов на отработку навигационных задач над водной поверхностью, а самолет перед заходом на посадку снижался до высоты ниже нижней границы радиолокационного поля. При взлете с острова он также сначала шел на предельно малой высоте и поднимался до уровня радиолокационного слежения только на приличном расстоянии от острова. В лагере на Сайпане тибетцев обучали чтению карты и работе на радиостанции, они получали также парашютную подготовку перед заброской обратно в Тибет.

К 1959 году 2-й отряд начал доставлять тщательно проверенных необученных тибетских повстанцев на аэродром Петерсен, штат Колорадо, США, расположенный примерно в 70 милях (113 км) южнее города Денвер. Он служил перевалочным пунктом для тибетцев, которых немедленно доставляли автобусами дальше, в глубь Скалистых гор, в армейский учебный центр времен второй мировой войны Кэмп-Хейл, находившийся рядом с шахтерским поселком Ледвиль. Там тибетцы проходили интенсивную военную подготовку, в том числе изучали оружие, подрывное дело, радиосвязь и тактику партизанских действий.

Учебный центр горно-стрелковых частей располагался на высоте более 10000 футов (3048 м) над уровнем моря и, как надеялись американские инструкторы, максимально соответствовал условиям "дома" горцев. Во время полевых занятий в районе Кэмп-Хейла тибетцы изумили своих инструкторов физической выносливостью, быстротой передвижения на самой труднодоступной местности и... своей пылкой любовью к выданному им американцами оружию. По оценке одного источника, в 1959 — 1962 годах через Кэмп-Хейл было пропущено 170 курсантов.

По окончании боевой подготовки тибетцев незамедлительно отправляли обратно в Азию и сбрасывали с парашютом с "небесных лодок", как окрестили тибетские повстанцы самолеты С-130, где-нибудь на высокогорном плато Тибета.

Когда духовный лидер Тибета далай-лама в марте 1959 года, наконец, решился бежать из своей страны, подготовленные в штате Колорадо тибетские бойцы сыграли ключевую роль в успешном осуществлении его побега. Но даже при их помощи далай-ламе буквально чудом удалось вырваться.

Побег далай-ламы

Узнав о том, что далай-лама пытается бежать, один высокопоставленный китайский генерал в оккупированном Тибете приказал своей 50-тысячной армии перекрыть все высокогорные перевалы, чтобы помешать ему уйти в Индию. Но отлично знающие местность партизаны племени хамда провели группу беглецов через замерзший перевал Че, лежащий на высоте 17000 футов (5182 м), избегая встреч с китайскими патрулями и подготавливая на маршруте укрытые от наблюдения площадки для приема сбрасываемых с парашютом предметов снабжения, имевших очень важное значение для благополучного прибытия далай-ламы в Индию.

К началу 1960 года антикоммунистическое повстанческое движение Тибета набрало силу, достигнув целого ряда тактических успехов. Но китайская армия отреагировала на это применением еще более безжалостных методов контрпартизанской войны. Сообщалось, что НОАК использовала женщин и детей, единственных остававшихся к тому времени в деревнях жителей, как живой щит перед наступавшими на партизанские опорные пункты и удерживаемые повстанцами монастыри китайскими солдатами. Перед лицом подобной тактики и подавляющего превосходства НОАК в живой силе и вооружении восстание неизбежно стало затухать.

Еще один удар по повстанцам был нанесен в 1960 году, когда китайцы перебросили в западный район Китая целую авиационную дивизию, чтобы помешать осуществлению летчиками 2-го отряда важных для повстанцев ночных операций по сбросу с парашютом предметов снабжения. В то же время возросшее дипломатическое давление со стороны Индии и Бирмы еще более ограничило выбор маршрутов полета в Тибет, сделав их выполнение практически невозможным.

Инцидент с пилотом американского самолета-разведчика U-2 Гэри Пауэрсом, который был сбит над советской территорией позднее в том же году, и последовавшее за этим решение администрации Эйзенхауэра запретить все полеты над территорией коммунистических стран в конечном итоге вынудили ВВС США прекратить специальные операции по снабжению с воздуха тибетских повстанцев.

В последующие несколько лет сопротивление тибетцев периодически усиливалось. Одной из самых больших иронии эры "холодной войны" было то, что какое-то время американскую поддержку заменяли проводимые русскими операции по сбросу с парашютом предметов снабжения повстанцам племен хамда и амдо, что явилось следствием китайско-советской ссоры, омрачившей отношения между этими странами на долгие годы. Поскольку огромное численное превосходство китайской армии и годы борьбы неизбежно сказались на лишенном поддержки тибетском движении сопротивления, фокус постепенно переместился от партизанских операций в горах Тибета к нынешним усилиям находящихся в изгнании тибетских лидеров добиться рассмотрения вопроса о независимости своей страны в Организации Объединенных Наций и принятия соответствующего решения.

Как ни считай, Тибет далеко от любого другого места на земном шаре и расположен значительно выше. Труднодоступная местность удерживает на расстоянии даже ближайших соседей тибетцев. Проблемы с вывозом и возвращением тибетских повстанцев перед и после военной подготовки плюс регулярные полеты на выброску с парашютом предметов снабжения для повстанцев сделали эту многолетнюю операцию по оказанию помощи с воздуха настоящим испытанием для личного состава и техники ВВС США. Невероятно, но факт: ни один самолет не был потерян над Тибетом, несмотря на экстремальные условия погоды и местности и огромные расстояния

Солдат удачи №2 1997 С.13-17

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (04.09.2009) | Автор: Майкл Е. Хаас

Просмотров: 2181 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2020

Рейтинг Военных Ресурсов