Планы по оснащению ВВС США новыми самолётамиКапитан А. Муров Министерство ВВС США реализует научно-исследовательские программы и проводит опытно-конструкторские работы с целью модернизации состоящих на вооружении и создания новых летательных аппаратов для поддержания боевых возможностей данного вида войск на современном уровне. Наиболее масштабные программы создания и модернизации выполняются в отношении самолетов стратегической бомбардировочной авиации, тактических истребителей и транспортно-заправочных машин. Применительно к стратегическим бомбардировщикам (СБ) основной целью работ является создание перспективного СБ В-21 "Рейдер", наращивание возможностей состоящих на вооружении В-52Н, В-1В и В-2А, высокие боевые качества которых были продемонстрированы в военных действиях в Ираке, Югославии и Афганистане. В связи с этим в рамках программы LRS-B (Long Range Strike Bomber) американцы осуществляют разработку нового самолета В-21 "Рейдер", которым в 2030-2040 годах предполагается дополнить парк имеющихся СБ. Общая стоимость программы приобретения с учетом поставки в войска 80-100 машин может составить около 50 млрд долларов. Это позволит не только поддержать на требуемом уровне боевые возможности стратегической бомбардировочной авиации по мере планового вывода из эксплуатации самолетов В-52Н и В-1 В, но и обеспечить их существенное повышение. Для обеспечения низкой радиолокационной, инфракрасной и акустической заметности новая машина будет выполнена по аэродинамической схеме "летающее крыло". В соответствии с предварительными требованиями радиус действия должен быть не менее 4 000 км, а масса боевой нагрузки, размещаемая во внутрифюзеляжных отсеках, - 15-18 т. В состав силовой установки войдут два турбореактивных двухконтурных двигателя (ТРДД), разрабатываемых на основе ТРДД F135 фирмы "Пратт-Уитни", которые обеспечат СБ возможность осуществлять полет на высокой дозвуковой скорости. На качественно новом уровне предусматривается организовать информационное взаимодействие с другими пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами, а также с наземными командными пунктами. Исходя из опыта применения стратегической бомбардировочной авиации в современных конфликтах большое внимание будет уделено обеспечению многофункциональности самолета, прежде всего значительному расширению его возможностей по авиационной поддержке наземных войск. В соответствии с проектом финансирования на 2017 год американское военное ведомство планирует к 2021-му увеличить расходы на НИОКР по программе LRS-B до 3 млрд долларов. Программа создания многоцелевого тактического истребителя пятого поколения F-35 "Лайтнинг-2" (разработчик - фирма "Локхид-Мартин" при участии ведущих британских и итальянских авиастроительных корпораций) вышла на этап полномасштабного серийного производства и поставок заказчикам. Данный самолет имеет три модификации: F-35A - для ВВС, F-35B - короткого/вертикального взлета и посадки для морской пехоты и F-35C - палубный для авиации ВМС. Несмотря на то, что машина декларируется как летательный аппарат нового поколения, она не в полной мере соответствует предъявляемым к такой технике критериям. В частности, ее силовая установка не позволяет выполнять полет со сверхзвуковой скоростью на бесфорсажных режимах работы, а также не предусмотрены мероприятия по повышению маневренности. Следует отметить, что Пентагон вынужденно пошел на подобное снижение требований к летным характеристикам самолета в целях уменьшения его программной стоимости, которая в соответствии с исходными планами (2001) не должна была превышать 81 млн долларов. Высокий боевой потенциал новых машин предполагается обеспечить благодаря интеграции бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), основу которого составляют радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой и прицельно-навигационная оптоэлектронная система со сферическим обзором. При этом доля задач пилотирования и боевого применения истребителя, решаемых в автоматическом режиме, должна составить до 70-75% С этой целью планируется начать разработку очередной версии программного обеспечения (ПО). В ней будут реализованы более точные алгоритмы диагностики и прогнозирования технического состояния различных компонентов бортовых систем самолета (включая силовую установку), учтены перспективные возможности комплексов связи и передачи данных. Применяемое истребителем вооружение сможет быть дополнено широким спектром управляемого авиационного оружия американской, европейской и израильской разработки, в том числе ракетами класса "воздух - земля" большой дальности типа AGM-158 JASSM, "Сторм Шэдоу" и JSM. Финансирование указанных работ, рассчитанных на шесть лет оценочной стоимостью 3 млрд долларов, предполагается осуществлять в рамках текущей программы создания истребителя, а не как отдельно открываемый проект модернизации. Это позволит избежать предусмотренных американской процедурой дополнительных согласований и утверждения. Всего для ВС стран-партнеров планируется произвести 3 170 машин трех модификаций. При этом изготовление отдельных компонентов самолетов развернуто в Австралии, Великобритании, Нидерландах и ряде других государств. Кроме того, в Италии и Японии созданы линии по сборке и заводским испытаниям истребителей F-35A. Министерство обороны США уделяет также большое внимание повышению стратегической мобильности национальных вооруженных сил и сокращению времени перебросок крупных войсковых и авиационных формирований в любой район земного шара. С этой целью реализуется программа создания стратегического транспортно-заправочного самолета (ТЗС) КС-Х для частичной замены существующего парка КС-135 "Стратотанкер" (около 400 единиц), в рамках которой на базе лайнера Боинг 767 создан новый ТЗС КС-46А "Пегас" (разработчики - фирмы "Боинг" и "Нортроп-Грумман"). В соответствии с контрактом на сумму около 4,9 млрд долларов фирма "Боинг" до конца 2017 года должна разработать, испытать и поставить в ВВС США 18 (четыре опытных и 14 серийных) самолетов нового типа. В целях ограничения стоимости разработки контрактом предусматривается следующая схема разделения долей финансирования программы: расходы до 4,4 млрд долларов покрываются министерством обороны США (при фактических затратах менее этой цифры 40% сэкономленных средств получал бы разработчик); дополнительные суммы в размере до 0,5 млрд оплачиваются заказчиком и разработчиком в соотношении 60:40, а в случае преодоления порога в 4,9 млрд долларов - полностью за счет средств фирмы "Боинг". Вместе с тем работы выполняются с некоторым отставанием от графика. Это, в частности, вызвано проблемами при изготовлении и доводке опытных экземпляров аппаратуры дозаправки в воздухе (головной разработчик - фирма "Кобхэм"), В дальнейшем наиболее высокие технологические риски военные эксперты связывают с завершением разработки программного обеспечения основных бортовых систем самолета и его корректировкой по результатам летно-конструкторских и войсковых испытаний. Всего в соответствии с планами Пентагона до 2027 года на вооружение американских военно-воздушных сил будет поставлено 179 самолетов типа КС-46 "Пегас" на общую сумму около 51 млрд. долларов с темпом производства до 15 единиц в год. Эти цифры могут быть скорректированы в сторону увеличения по результатам проводимых американскими специалистами программ KC-Y и KC-Z, в рамках которых исследуются различные варианты замены после 2020 года оставшихся транспортно-заправочных самолетов КС-135 (оценочно около 200 единиц) и КС-10 "Экстендер". В целом успешная реализация запланированных работ позволит повысить эффективность применения авиации стратегического и тактического звена ВВС как при проведении самостоятельных операций, так и в ходе обеспечения действий вооруженных сил США и их союзников при одновременном снижении финансовых затрат на поддержание летной годности парка устаревших летательных аппаратов. Смотрите также | ||
| ||
Просмотров: 2814 | | |
Всего комментариев: 0 | |