Боевые разведывательные машины сухопутных войск США ч2В. Михальцов, О. Засыпкина В первой части* статьи были рассмотрены основные боевые разведывательные машины, состоящие на вооружении разведывательных подразделений боевых бригадных групп (бригад) СВ США. В опубликованном материале освещены средства, созданные на базе известных ББМ серии "Страйкер", "Брэдли", а также перспективы принятия на вооружение машин класса JLTV и M-ATV. Кроме того, было уделено внимание программе СВ США RCV (Robotic Combat Vehicle) по созданию дистанционно управляемых машин различных типов, которые будут состоять на вооружении рот безэкипажных машин. Разведывательные машины и средства мобильности сил специальных операций (ССО) США. На вооружении ССО состоят различные категории как боевых бронированных, так и тактических машин для ведения разведки и боевых действий на линии соприкосновения, а также в тылу противника. Так, в 75-м полку рейнджеров имеется 14 бронетранспортеров M1126 "Страйкер" ICV и одна КШМ M1130, а совместно с подразделениями оперативного отряда специального назначения (СпН) СВ США "Дельта форс" рейнджеры эксплуатируют до 25 бронированных систем наземной мобильности AGMS (Armored Ground Mobility System), разработанных на основе австрийского бронетранспортера "Пандур" (колесная формула 6 х 6), и некоторое количество "Пинцгауэр-718". Особенностями AGMS являются ее авиатранспортабельность и возможность изменения конфигурации оборудования под конкретную задачу силами личного состава подразделений. В качестве транспортера для доставки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в зону боевого применения, перевозки вооружения, боеприпасов, разведывательной аппаратуры и других материальных средств, в ходе подготовки к боевым действиям подразделения специального назначения используют модернизированный тактический автомобиль LMTV M1078 в версии "Вор Пиг" грузоподъемностью 2,5 т. Для обеспечения специальных операций используются защищенные автомобили M-ATV (460 единиц в подразделениях ССО). При необходимости привлекаются другие машины класса MRAP, такие как RG-31 и RG-33, разработанные на основе южноафриканского бронетранспортера "Мамба". Основу парка легких тактических автомобилей ССО составляет наземное транспортное средство GMV-S (модифицированный "Хамви"), которое было доработано для использования в специальных операциях. Существует несколько вариантов машин, адаптированных для различных подразделений специального назначения: GMV-S (части СпН); GMV-R (75-й полк рейнджеров); GMVNs (спецназ ВМС "Морские котики"); GMV-T/GMV-SD/GMV-ST (AFSOC, командование специальных операций ВВС США); GMV-M (командование специальных операций морской пехоты). GMV-S отличается от стандартного "Хамви" открытым кузовом, более мощным двигателем, усиленной подвеской, усиленными и прочными шинами, увеличенным дорожным просветом, наличием лебедки и навигационной системы GPS. Каждая рота "Альфа" в батальоне 75-го полка рейнджеров укомплектована 12 машинами специальных операций "Рэйнджер" SOV, на базе "Лэнд Ровер Дефендер" 110-й серии. Рота состоит из четырех взводов, разделенных на секции, а в них имеются по две указанные выше машины, а также два мотоцикла "Кавасаки" KLR 250. "Рэйнджер" SOV оснащен пулеметами M2 калибра 12,7 мм (на турели сверху) и М240 калибра 7,62 мм (перед передним пассажирским сидением), а также вариантом автомобиля, оснащенного 40-мм гранатометом MK-19 и пулеметом М240. Минометные подразделения 75-го полка используют модификацию MORTSOV для буксировки минометов калибра 120 мм и 30 мин к ним, а медицинские подразделения эксплуатируют вариант MEDSOV (по две на батальон) с вместимостью до шести носилок с ранеными. Для транспортирования по воздуху тяжелыми вертолетами CH-47 и MH-47 (до двух одновременно, в зависимости от полезной нагрузки) разработано мобильное транспортное средство M1288 GMV. Его особенностью является модульная конструкция – базовый автомобиль, адаптируемый для конкретных задач с использованием различных комплектов вооружения и оборудования. В воздушно-десантных подразделениях используется разработанный на его основе M1297 A-GMV 1.1. В ходе боевых действий в Афганистане с 2013 года подразделения ССО применяли машины из семейства легких тактических транспортных средств MRZR и "Кавасаки Тирекс-750", разработанные в рамках программы LTATV (Light Tactical All-Terrain Vehicle). MRZR состоят также на вооружении 82-й воздушно-десантной дивизии. Машина может изготавливаться в двух- и четырехместных вариантах с установкой различного оборудования. В 2020 году в интересах командования ССО начаты закупки усовершенствованных сверхлегких тактических транспортных средств семейства "Поларис" MRZR "Альфа". Сообщается о существовании модификации с дистанционным управлением. В СВ США используются также нестандартные тактические транспортные средства (обозначаются в войсках как NSTV или NSCV), которые представляют собой специально закупаемые машины коммерческого производства (колесная формула 4 x 4). Как правило, это автомобили товарного ряда "Тойота" (модели Hilux, Tacoma, Land Cruiser), а также "Лэнд Ровер" и "Форд". На этих автомобилях проводятся работы по частичному бронированию, монтированию установок для крепления оружия (поворотные турели), размещению разведывательного оборудования. Кроме того, модернизируются и укрепляются подвески, улучшается световое оборудование, поставляются средства связи и другое. Вместе с тем, большая разнотипность парка данных машин, жесткие условия эксплуатации вызывают серьезные трудности в обеспечении частых ремонтов запасными частями и определяют невысокий срок службы данной техники. В подразделениях ССО активно используются также мотоциклы "Кавасаки" KLR250-D8, M1030 и KLX110, "Кристини" AW, "Сузуки" DS80, а также квадроциклы разных моделей. Например, в подразделениях специальных операций с 2009 года активно эксплуатируются квадроциклы "Поларис" серии MV700. Всего МО США израсходовало около 1 млн долларов на их приобретение. Командование сил специальных операций в настоящее время реализует следующие программы создания разведывательных машин. В рамках выполнения программ JAGMS (Joint Armored Ground Mobility System) командование СВ в июне 2022 года выдало корпорации "Дженерал дайнэмикс лэнд системз" (подразделение "Штейр в Австрии") контракт стоимостью 55,85 млн долларов на поставку в подразделения ССО колесных бронетранспортеров AGMS (Armored Ground Mobility System) "Пандур" EVO следующего поколения. Эти машины должны прийти на замену устаревшим "Пандур-1". Новое средство должно обеспечивать защиту, аналогичную современным бронированным защищенным машинам серии MRAP, но при этом могла бы поместиться для переброски в район боевого предназначения в транспортный самолет C-130В. По сообщениям интернет-ресурса "Лайфжурнал.ком", всесторонние испытания "Пандур" EVO намечено провести в США в 2023–2024 годах, а после этого уже осуществить поставку законтрактованной партии в войска (03.08.2022). В связи с поступлением на вооружение конвертопланов V-22 "Оспрей" возникла необходимость разработки тактического автомобиля, способного транспортироваться в грузовой кабине данного летательного аппарата. Проводятся соответствующие НИОКР по разработке машины для замены средства M1288 GMV 1.1, которые по габаритным характеристикам не соответствуют этому требованию. Опыт эксплуатации доработанных коммерческих автомобилей (NSCV) в интересах ССО показал, что при выборе типа коммерческого автомобиля необходимо учитывать условия места проведения спецопераций, например, внедорожники "Тойота" чаще встречаются в Африке или в странах Ближнего Востока и реже встречаются в Европе. Помимо этого, выявлена проблема совместимости запасных частей, так, внедорожники серии "Лэнд Крузер" 2010 и 2016 годов выпуска не имеют общих деталей, что усложняет эксплуатацию парка в целом.
Данные обстоятельства делают автомобили со значительной стоимостью, учитывая необходимые доработки, практически одноразовыми (на одну операцию). Для решения этих проблем реализуется программа PB-NSCV (Purpose Built-Non Standard Commercial Vehicle), в ходе которой будет разработана модульная платформа с 10–15-летним циклом жизни, на которой появится возможность менять внешние элементы кузова, позволяющие получить при необходимости внедорожник, похожий, например, на "Форд Рэйнджер". Это значительно упростит текущее техническое обслуживание и позволит проводить интенсивный капитальный ремонт, а также сократит логистическую цепочку по поставкам запасных частей. Планируется обеспечить определенный уровень модульности в конструкции, чтобы подразделения могли сами определять необходимые функции, и по мере необходимости обновлять специализированное оборудование, не прибегая к замене всего парка машин. Командование специальных сил США с 2022 года начало закупки управляемых ракетных систем "Спайк" NLOS повышенной дальности (более 32 км) на шасси уже известных тактических машин JLTV. В рамках десятилетнего перспективного плана строительства "Форс Дизайн-2030" морской пехоты США проводятся масштабные мероприятия по совершенствованию оргштатной структуры боевых подразделений и переоснащению их новыми ВВТ. Планируется расформировать все бронетанковые части, батальоны военной полиции и роты мостоукладчиков. Будет сокращено количество батальонов морской пехоты, батарей ствольной артиллерии, рот десантных машин-амфибий. Сокращение затронет авиационные эскадрильи конвертопланов V-22, ударных и тяжелых транспортных вертолетов. Количество истребителей в эскадрильях "Локхид-Мартин" F-35B и F-35C может уменьшится с 16 до 10 самолетов. Сокращения коснутся также штабных и обеспечивающих подразделений. В соответствии с положениями указанной выше программы к 2030 году будет сокращено около 7% общей численности этого рода сил. Но вместе с тем, удвоится количество эскадрилий БПЛА. Ударные беспилотные системы планируется использовать на земле и в воздухе. Доля ракетных комплексов большой дальности увеличится в 3 раза. Кроме того, планируется оснащение артиллерийских подразделений противокорабельными ракетами. Для реализации этих целей разработан безэкипажный ударный автомобиль ROGUE "Файер" с противокорабельными ракетами наземного базирования "Нэйвал Страйк", размещенными на шасси тактического автомобиля JLTV. Осуществляется также программа OPF-M, в ее рамках разрабатывается пусковая установка MCL (Multi-Canister Launcher) для барражирующих боеприпасов "Лойтеринг Страйк Мунишн", которые представляют собой усовершенствованное израильское изделие "Хироу-120". В дальнейшем предусматривается переоснащение подразделений МП новыми бронетранспортерами-амфибиями ACV с колесной формулой 8 х 8 (закупки проводятся с 2018 года), предназначенным и для замены устаревших и выработавших свой ресурс гусеничных десантных машин AAV-7 (на вооружении с 1972 года). С 2022 года компания "БАэ системз" разрабатывает вариант ACV C4/UAS, который предназначен для разведки, наблюдения за окружающей обстановкой, сбора и обработки информации, а также для обнаружения новых целей с помощью беспилотных летательных аппаратов, входящих в комплект машины. Парк боевых машин LAV-25 будет заменен на боевые разведывательные машины с колесной формулой 6 х 6, разрабатываемые по программе "Эдвансд Реконассенс Викл" (передовая разведывательная машина). В конкурсе участвуют компании "Текстрон системз" и "Дженерал дайнэмикс". Завершить сравнительные испытания прототипов планируется в 2023 году. В состав вооружения машины предполагается включить барражирующие боеприпасы LSM. В разведывательных подразделениях и батальонах специальных операций применяют ударные автомобили типов GMV-M (семейство "Хамви"), IFAV (изготовлен на базе коммерческого "Мерседес Бенц Вольф" 290GDT, а также легкую ударную машину "Гроулер" M1161 (максимальная боевая масса 3,8 т, полезная нагрузка 2 т) и другие. Американское командование придает оснащению разведывательных подразделений современными ВВСТ приоритетное значение и вкладывает огромные средства в их разработку и закупку. Например, руководитель программы семейства машин для специальных операций, сообщал, что бюджетный запрос президента еще в 2020 финансовом году предусматривал более чем пятикратное увеличение финансирования исследований, разработок, испытаний и оценки тактических машин различного назначения, в том числе БРМ. Легкие танки и боевые колесные машины с тяжелым вооружением в армии США предназначаются прежде всего для усиления огневых возможностей пехотных (мотопехотных) подразделений. Наземные БРМ, находящиеся на вооружении в сухопутных войсках США, не обладают возможностью самостоятельного преодоления водных преград, что несколько компенсируется наличием большого количества транспортных вертолетов в составе дивизий. Армия США планирует создать парк безэкипажных разведывательных машин, который должен в значительной степени заменить существующие экипажные машины. В планах командований сил специальных операций СВ и морской пехоты прослеживается тенденция по созданию тактических разведывательноударных комплексов в целях сокращения временного интервала от момента обнаружения цели до ее поражения. Таким образом, сухопутные войска США стремятся создать парк безэкипажных разведывательных машин, который должен в значительной степени заменить существующие экипажные машины. В подразделениях морской пехоты планируется развитие разведывательных автомобилей в направлениях расширенных возможностей ведения разведки, широкого использования беспилотных систем и высокоточных средств поражения большой дальности. Парк наземных БРМ вооруженных сил США отличается многообразием, поэтому руководство СВ планомерно реализует программы по их разработке и закупке на различных шасси. * Начало см.: Зарубежное военное обозрение. – 2023. – № 2. – С. 51–54. Смотрите также | |||||||
| |||||||
Просмотров: 1013 | | |
Всего комментариев: 0 | |