Программа F-35: состояние и перспективы развитияКапитан Д. Параходов Военное и политическое руководство США уделяет значительное внимание реализации программы приобретения тактического истребителя пятого поколения F-35. Об этом свидетельствует включение ее отдельной статьей в перечне приоритетных проектов развития вооружения и военной техники, регулярно контролируемого конгрессом Соединенных Штатов. Последовательное повышение готовности соответствующих частей и подразделений ВВС США к участию в боевых действиях создает предпосылки к завоеванию американцами превосходства в воздухе в случае гипотетического конфликта с Российской Федерацией. В этом контексте необходим объективный анализ состояния и перспектив развития данного авиационного комплекса. Авиационный комплекс F-35 "Лайтнинг-2", разработанный американской фирмой "Локхид-Мартин", находится на вооружении военно-воздушных (ВВС) и военно-морских сил (ВМС) США и имеет три модификации (A, В и С). По заявлению руководства министерства обороны, к концу 2018 года все версии истребителя достигли степени начальной боевой готовности (НБГ, Initial Operational Capability).
В августе 2016-го командованием ВВС было заявлено о начальной боевой готовности F-35A, в частности в 34-й истребительной авиационной эскадрильи (иаэ), авиабаза (АвБ) Хилл (штат Юта). Американские военно-воздушные силы в настоящее время располагают ориентировочно 300 истребителями и планируют увеличить их количество до 1763 единиц к концу 2035 года1. Эксплуатирующие данный самолет авиационные эскадрильи (аэ) располагаются на территории семи авиабаз и одного аэродрома: ВМС США готовятся применять самолеты F-35C (около 50 единиц) и F-35B (около 100) в составе авианосных ударных групп (АУГ) и экспедиционных формирований морской пехоты (МП). По данным компании "Локхид-Мартин", для ВМС планируется приобрести 353 единицы F-35B (только для МП) и 273 F-35C (67 из них для МП). Так, командование морской пехоты в июле 2015 года заявило о достижении начальной оперативной готовности F-35B, а именно 121 аэ МП (VMFA-121, АвБ Юма, штат Аризона). С 2017-го данное формирование дислоцируется на АвБ Ивакуни, Япония). В настоящее время F-35B базируются на территории: Кроме того, подготовка и непосредственное применение палубных самолетов F-35B морской пехоты осуществляется с использованием авианесущих кораблей, таких как авианосец "Честер Нимитц" (CVN-68) и универсальных десантных кораблей (УДК) "Уосп" (LHD-1), "Эссекс" (LHD-2), "Макин-Айленд" (LHD-8), "Америка" (LHA-6), "Триполи" (LHA-7). В свою очередь F-35C получил статус НБГ в декабре 2018 года. Данный образец авиационной техники состоит на вооружении 147-й аэ (АвБ Лемур, штат Калифорния), эксплуатируется на авианосце "Карл Винсон". В настоящее время ВМС располагают ориентировочно 50 самолетами, планируется приобрести всего 273 единицы (67 из них для МП). Эта модификация F-35 сосредоточена на следующих АвБ: Подготовка и непосредственное применение F-35С осуществляются с использованием авианесущих кораблей "Карл Винсон" (CVN-70) и "Авраам Линкольн" (CVN-72). Анализ опыта эксплуатации рассматриваемого авиационного комплекса осуществляется в США на самом высоком уровне, в том числе и в конгрессе. Его бюджетное управление ежегодно с момента начала поставок первых серийных образцов в войска (с 2011 года) дает оценку F-35. В документах отмечается, что средний налет парка этих самолетов до 2020 года увеличивался по мере роста количества истребителей, находящихся в эксплуатации. В 2021-м эти показатели продолжили увеличиваться для F-35C (до 11 тыс. ч) и для F-35B (до 16 тыс. ч), в то время как для F-35A этот показатель стабилизировался на уровне приблизительно 50 тыс. ч в год. Одновременно эксперты конгресса изучают итоги среднего налета (часов) на один самолет в год (ч/г). В 2021 году наибольшая нагрузка пришлась на модификацию С и составила 240 ч/г, на А – около 180 ч/г, на В – около 160 ч/г. Министерство обороны констатирует, что установленные ранее потребные показатели не были достигнуты, так как необходимым считается 250 ч/г для F-35А, 300 ч/г для F-35В и 300 ч/г для F-35С. В целом величины налета и статистика происшествий модификации А (пять аварий, ни одной катастрофы) свидетельствуют о достаточной надежности техники при относительно высокой интенсивности боевой подготовки соответствующих подразделений ВВС США. В то же время модификации С и В находятся на начальной стадии готовности к полноценному боевому применению. По данным исследовательской службы конгресса (ИСК), текущими планами министерства обороны США предусмотрено приобрести в общей сложности 2456 истребителей F-35 всех модификаций. Вместе с тем график закупок для собственно американских нужд ежегодно уточняется. Констатируется общее удорожание всей программы и продление сроков реализации якобы из-за участия иностранных партнеров в финансировании и в связи со сложностью организации и поддержания технологических связей. При этом стоимость покупки одного самолета уменьшается. В частности, компания "Локхид-Мартин" потратила более 10 лет, пытаясь снизить цену F-35A до 80 млн долларов (наравне с истребителем четвертого поколения). В 2019 году эта цель была достигнута благодаря заключению контракта на поставку очередной 13-й партии самолетов, что дало экономическую выгоду в связи с увеличением масштаба производства. Однако стоимость одного самолета, по мнению независимых экспертов, вряд ли упадет ниже 78 млн долларов, несмотря на то что ИСК распространяет информацию о более низкой стоимости производства F-352 (вероятно, под давлением профильного лобби). Оборонным бюджетом США на 2022 финансовый год предусмотрена закупка F-35 на сумму около 9,4 млрд долларов. Это позволило бы профинансировать приобретение 48 F-35A, 17 F-35B и 20 F-35C. При этом на модернизацию и исследования дополнительно предполагалось израсходовать около 2 млрд3. Эксперты исследовательской службы конгресса (на основании уже заключенных контрактов и находящихся на стадии подготовки договоров промышленности с министерством обороны США) считают, что текущее состояние программы производства F-35 в настоящее время не вышло на требуемый уровень. Ежемесячно американскому военному ведомству поставляется в среднем от четырех до шести самолетов и примерно такое же количество иностранным партнерам. Отмечается, что к 2025 году темпы производства могут увеличиться до 14,1 единиц в месяц, а в настоящее время наблюдается его незначительный рост (2020 год – 11,2 самолета в месяц, 2021 год – 13,3). Производственная цепочка F-35 отличается глубокой международной интеграцией. Комплектующие поставляются фирмами "Локхид-Мартин" – носовая часть (производство развернуто в н. п. Форт-Уэрт, штат Техас), "Нортроп-Грумман" – средняя часть (н. п. Палмдейл, Калифорния), а хвостовую часть строит "БАэ системз" (н. п. Солсбери, район Южный Рибл Ланкашир, Великобритания). Двигатель F135 для F-35 производится компанией "Пратт-Уитни" (н. п. Ист-Хартфорд и н. п. Миддлтаун, Коннектикут). Фирма "Роллс-Ройс" изготавливает подъемный двигатель для F-35B (н. п. Индианаполис, Коннектикут). Окончательная сборка для США осуществляется в н. п. Форт-Уэрт (штат Техас). Вместе с тем аналогичные предприятия, завершающие производственную цепочку, размещены в н. п. Камери, провинция Навара, Италия, и н. п. Нагоя, префектура Айти, Япония. В целом более 1 900 компаний в 10 странах мира. Компания "Локхид-Мартин" и министерство обороны США регулярно размещают информационные сообщения об эксплуатации F-35 всех модификаций в вооруженных силах США и их союзников. Представляемые данные носят разнонаправленный характер (описываются учения, участие в боевых действиях и другие) и содержит сведения, начиная с марта 2020 года. Их анализ показывает, что уже к апрелю 2022-го F-35 в ходе учений отрабатывали, кроме традиционных – завоевание превосходства в воздухе, прорыв (подавление) ПВО, поддержка сухопутных войск и ВМС, ряд специфических задач, свидетельствующих о подготовке к действиям против Российской Федерации. К таковым можно отнести: Кроме того, в рамках реализации концепции многосферных операций отработан обмен данными между F-35B, разведывательными космическими аппаратами, наземными пунктами управления и подразделениями американских сухопутных войск (октябрь 2020 года, США). По заявлениям командования, результаты позволяют утверждать, что высокая скорость обмена данными и использование искусственного интеллекта позволили кардинально сократить (с 20 мин до 20 с) время выбора наиболее эффективного средства поражения для атаки противника с момента его обнаружения. Одновременно идет освоение палубной модификации самолета. В августе 2021 года впервые эскадрильи F-35C ВМС США были размещены на борту авианосца "Карл Винсон". Личный состав 147-й эскадрильи истребителей ВМС вошел в состав второго авиационного крыла, направлявшегося с авианосной ударной группой в западную часть Тихого океана для передового развертывания. Приоритетными задачами при этом являлись: совершенствование систем управления воздушной компоненты АУГ; отработка элементов противолодочной и противокорабельной борьбы; подготовка к боевым действиям по завоеванию и удержанию превосходства в воздухе, а также организация ПВО. По итогам похода руководство ВМС заявило, что была реализована "бесшовная интеграция" (обмен данными между авиационными комплексами) F-35C и CMV-22. Кроме того, предоставлена информация об увеличении численности самолетов на борту авианосца с 10 до 14 единиц. При этом прорабатывается вопрос о дальнейшем расширении состава базирующейся на корабле эскадрильи до 20 самолетов. В апреле 2022 года тактические истребители F-35B из состава 3-го авиакрыла морской пехоты и 1-й эскадрильи морских эксплуатационных испытаний и оценок отработали варианты организации полетов с палубы УДК "Триполи". Вместе с тем идет процесс привлечения F-35 к решению боевых задач. С мая 2021 года четыре истребителя 32-го авиационного крыла ВВС Италии осуществляли патрулирование и перехват российских самолетов в воздушном пространстве Прибалтийских государств. Дежурство F-35 на аэродроме в н. п. Эмари (Эстония) осуществлялось в течение восьми месяцев. В мае 2021 года было объявлено об участии британских F-35B (8 единиц) в операциях против ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) на территории Ирака и Сирии в ходе операции "Шейдер". Полетные задания летчиками 617-й эскадрильи королевских ВВС выполнялись с июня того же года с борта авианосца "Куин Элизабет". Перед переходом в Средиземное море корабль принял 10 американских истребителей F-35B из состава 211-й ударной эскадрильи морской пехоты США. В ходе боевого развертывания данная эскадрилья провела первую в своем роде операцию – самолет F-35B, взлетевший с авианосца "Куин Элизабет", приземлился на американский универсальный десантный корабль "Америка" для загрузки боеприпасов, дозаправки и последующего нанесения удара по объектам ИГИЛ. Это мероприятие доказало, по мнению американского командования, совместимость оперативных формирований Великобритании и США. Кроме того, на борту авианосца в специальных контейнерах были размещены четыре тренажера F-35, предоставленные компанией "Локхид-Мартин". Они регулярно использовались британскими и американскими пилотами для отработки тактических приемов в различных условиях обстановки и для подготовки к конкретным боевым вылетам. В дальнейшем в октябре 2021 года F-35А ВВС Норвегии приняли участие в перехвате российских самолетов МиГ‑31, Су-24 и A-50 в Арктической зоне. Подводя промежуточные итоги эксплуатации F-35, руководство ВВС США отметило, что на практике отработан перелет на дальность свыше 7 500 км с авиабазы на Аляске до аэродрома на о. Гуам. Кроме того, в ходе боевого применения F-35А/В в зоне ответственности Объединенного центрального командования ВС США в течение 18 месяцев в регионе действовали 42 самолета. К их обслуживанию и летной эксплуатации привлекалось до 1100 человек, совершено 1319 боевых вылетов, применено 352 единицы ракетно-бомбового вооружения, израсходовано 3774 25-мм боеприпаса. На тот момент F-35 был успешно сопряжен с системой противоракетной обороны "Иджис" (AEGIS), интегрированной с системой боевого управления "Ай-би-си-эс" (IBCS). Эти факты свидетельствуют, по мнению экспертов, о повышении эффективности взаимодействия между разведывательными системами и средствами поражения, размещенными на земле и в воздухе, а также в космосе и на море, что укладывается в рамки концепции МО США будущих совместных многосферных операций. Таким образом, объемы и планы закупок F-35, интенсивность и перечень решаемых в ходе боевой подготовки задач свидетельствуют о том, что руководство ВС США в среднесрочной перспективе будет активно использовать данный авиационный комплекс в качестве основы воздушной компоненты многосферных группировок. При этом подготовка американских подразделений имеет ярко выраженную антироссийскую направленность. 1 Данные в различных американских источниках отличаются ориентировочно на 60–70 единиц, вероятно из-за разных подходов к учету экспериментальных образцов, самолетов первых серий и уже произошедших потерь в авиационных происшествиях. 2 По состоянию на декабрь 2019 года, удельная стоимость программы приобретения F-35 (общая стоимость, деленная на 2 470 самолетов) составляла около 108,1 млн долларов США, а средняя удельная стоимость закупок (общая стоимость, деленная на 2 456 серийных самолетов) равна 83,1 млн долларов США (в долларах США по состоянию на 2012 финансовый год). Однако это отражает стоимость самолета без двигателя, поскольку программа двигателей была выделена в отдельную в 2011-м. По состоянию на декабрь 2019 года, удельная стоимость программы приобретения двигателей F-35 составляла около 22,1 млн долларов, а средняя удельная стоимость закупок – 16,7 млн. 3 В соответствии с законопроектом H.R. 4432, утвержденным в палате представителей. 4 Учения с использованием истребителей F-35 проводятся с 2017 года. Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 2131 | | |
Всего комментариев: 0 | |