search
menu
person

NEWS AND UDATES


Совершенствование системы комплектования и подготовки военнослужащих сухопутных войск США (2022)

Совершенствование системы комплектования и подготовки военнослужащих сухопутных войск США

Генерал-майор С. Булыгин,
кандидат технических наук;

генерал-майор М. Вильданов,
кандидат военных наук, доцент;

О. Метров

Результаты анализа зарубежных информационных материалов показывают, что юридическую базу функционирования системы комплектования и подготовки военнослужащих ВС США, в том числе и сухопутных войск (СВ), составляют две категории документов: федеральные законы по вооруженным силам, а также наставления КНШ и соответствующие уставы. Документы второй категории в рамках американского законодательства рассматриваются как подзаконные акты.

Основные правовые направления функционирования данной системы определены в 10-м и 22-м томах Свода законов США, "Едином военноюридическом кодексе США" и ряде федеральных законов. К подзаконным актам в данной сфере деятельности относятся инструкции министра обороны, министра армии, соответствующих командующих, а также наставления и уставы СВ. В соответствии с положениями нормативно-правовых документов комплектование сухопутных войск личным составом проводится на добровольной основе по двум принципам: экстерриториальный – для регулярных войск и территориальный – для резервных компонентов.

Подбор и подготовку военнослужащих СВ осуществляет командование учебное и научных исследований, расположенное в Форт-Юстисе (штат Виргиния). На военную службу принимаются граждане Соединенных Штатов обоих полов, годные по состоянию здоровья, физическому и умственному развитию (в СВ – от 17 до 42 лет). Лица в возрасте до 18 лет поступают на военную службу с письменного разрешения родителей или опекунов. При этом к комплектованию сухопутного компонента сил специальных операций (ССО) личным составом предъявляются повышенные требования: возраст – до 36 лет; необходимость пребывания в браке и наличие двоих детей; знание хотя бы одного иностранного языка; восьмилетний опыт службы в силах общего назначения; наличие опыта парашютной подготовки; способность плавать на дистанцию 50 м в полном обмундировании; соответствие здоровья повышенным медицинским показателям; высокая психологическая устойчивость; наличие допуска к работе с секретными документами; отсутствие склонности к употреблению алкоголя и наркотиков.

Зарубежные военные специалисты отмечают несколько социально-демографических факторов, которые отрицательно влияют на формирование сухопутных войск США:
– существенную долю (около трети личного состава) в сухопутных войсках составляют афроамериканцы, азиаты и выходцы из стран Латинской Америки, особенно Карибского бассейна;
– возрастает доля женщин: 16% – в регулярных войсках, 17% – в национальной гвардии и 24% – в резерве;
– отмечается неуклонное снижение личностных характеристик кандидатов на службу, прежде всего в интеллектуальном, морально-психологическом и физическом отношении;
– имеет место значительное ухудшение качественного состава кандидатов, желающих поступить на военную службу, а именно проблемы со здоровьем, наличие судимости, незавершенное среднее образование и другое;
– в СВ и других видах ВС США разрешена военная служба трансгендерам, что негативно сказывается на выполнении личным составом своих должностных и специальных обязанностей в различных условиях обстановки;
– прогнозируется увеличение предельного возраста поступления на военную службу.

В сухопутных войсках определена система, согласно которой отбор кандидатов проводится круглогодично (в четыре этапа) специально подготовленными сержантами первого класса (вербовщиками), приписанными к вербовочным пунктам, развернутым на территории всех штатов, общее число которых составляет около 4 000 единиц.

Сначала доброволец заполняет комплект документов, а вербовщик определяет соответствие кандидата установленным требованиям. Затем кандидат направляется в пункт приема на военную службу для тестирования, сдачи квалификационных экзаменов и прохождения медицинской комиссии. Тестирование включает 200 вопросов по десяти областям знаний. При успешном прохождении испытаний ему предлагается подписать контракт по соответствующей военно-учетной специальности (ВУС) с минимальным сроком прохождения военной службы в течение шести лет.

После принятия воинской присяги устанавливается срок пребывания в батальоне приема новобранцев (до семи дней) с проведением дополнительных медицинских исследований. Затем выдается комплект военной одежды и медицинские средства индивидуальной защиты. Заключительный этап, который является образовательным, состоит из двух фаз: первая – проводится начальная военная подготовка (НВП) и подготовка по ВУС; вторая – тактическая подготовка и отработка слаженности действий в составе подразделения.

Организация обучения всех категорий военнослужащих СВ возлагается на командование учебное и научных исследований. В его состав входят командование набора добровольцев и командование вневойсковой подготовки, а также три центра (НВП, родов войск и интеграции возможностей СВ), которые имеют в подчинении восемь учебных центров: подготовки по вопросам децентрализованного управления, применения механизированных войск, артиллерии, армейской авиации, боевых действий в киберпространстве, военной разведки, обеспечения механизированных войск и подразделений снабжения.

Эти центры включают около 40 учебных школ, которые организовывают подготовку военнослужащих по различным ВУС. Кроме того, функционируют институт подготовки военных специалистов и училище главных сержантов, подчиненные непосредственно командующему СВ. НВП рядового состава включает пять ступеней и проводится в четырех учебных центрах. Совершенствование тактических и технических знаний включает четыре курса и завершается обучением в училище главных сержантов.

В целях повышения уровня профессиональной подготовки военнослужащим предоставлены значительные возможности для совершенствования своих знаний и навыков в системе школ в период прохождения службы. Как правило, занятия проходят в свободное от службы время.

Наличие современной материально-технической базы, созданной с использованием цифровых технологий, позволяет получать образование в местах постоянного базирования как в очной, так и заочной форме.

С рядовым и сержантским составом резерва первой очереди организовано 48 четырехчасовых учебных занятий в год и лагерные сборы продолжительностью от 14 дней до одного месяца. С резервистами, которые не входят в состав подразделений, проводится подготовка в объеме 12, 24, 36 и 48 занятий в год в зависимости от уровня базовой подготовки и предназначения по ВУС.

Основными учебными заведениями сухопутного компонента ССО являются центр и школа специальных способов ведения войны им. Дж. Ф. Кеннеди (Форт-Брагг, штат Северная Каролина).

Отмечается, что вся система подготовки военнослужащих ССО выведена из подчинения центральных органов СВ и находится в сфере ответственности помощника министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности. В центре готовят специалистов по шести ВУС: вооружение, связь, инженер-сапер, медик-инструктор, специалист по психологическим операциям и связям с гражданской администрацией. В нем обучаются до 1,5 тыс. курсантов из США и других стран, а также функционирует более 100 различных курсов. Занятия организованы 6 раз в неделю по 16 часов в день. Программа обучения курсантов спланирована на 2 года и завершается проведением специальных учений.

Особое место в системе образования занимает университет ССО (АвБ Мак-Дилл, штат Флорида). Его руководитель подчинен непосредственно командующему объединенного командования (ОК) ССО. Профильные учебные кафедры имеются в университете национальной обороны, колледжах видов ВС, а филиалы – в штабах подразделений ССО. Слушателями университета являются представители офицерского и сержантского состава ВС США и других государств, а также гражданские лица.

Структура университета включает следующие факультеты: стратегии, оперативного искусства, тактики, методики проведения учебного процесса, подготовки младшего командного состава (академия сержантов), специализации, подготовки военных священников. Особое внимание при этом уделяется вопросам планирования, подготовки и проведения специальных операций в зоне ответственности объединенного центрального командования и ОК в Индо-Тихоокеанской зоне. По окончании обучения в этом учебном заведении выпускники получают сертификаты: военнослужащих ССО; офицеров штаба ОК ССО; специалистов по иррегулярным боевым действиям.

Подготовка личного состава 75-го пехотного полка "рейнджер" организована в пехотной школе в Форт-Беннинг (штат Джорджия). Основное внимание уделяется изучению теоретических вопросов и практическим занятиям в различных климатических условиях в горной, пустынной, лесистой и болотистой местностях.

Комплектование офицерским составом осуществляется из трех источников: военной академии (училище) Вест-Пойнт; кандидатских офицерских школ и курсов вневойсковой подготовки офицеров резерва.

Вест-Пойнт – это высшее федеральное образовательное учреждение СВ, в которое принимаются в основном дети семей кадровых военнослужащих. Обязательным при приеме является наличие рекомендации от высших должностных лиц (президент, вице-президент, члены конгресса, высшие офицеры министерства обороны и армии). Основные требования к поступающим – это политическая благонадежность; ограничения по возрасту (не моложе 17 и не старше 22 лет); отсутствие на иждивении детей; соответствие повышенным медицинским и психическим требованиям.

К особой категории кандидатов для поступления относятся дети погибших военнослужащих, награжденных медалью Почета, а также дети военных и гражданских лиц, находящихся в плену или пропавших без вести. Отбор кандидатов начинается за год до начала обучения с заполнения электронной анкеты и получения рекомендаций. Перед поступлением желательно окончить девятимесячный курс подготовительной школы, которая расположена на территории академии.

После всесторонней проверки анкетных данных и при наличии рекомендаций абитуриенты сдают вступительные экзамены по общеобразовательным дисциплинам, по результатам которых происходит зачисление. Ежегодно в академию поступает более 1 000 человек, при этом 14–17% из них отчисляются в процессе обучения. Учебный курс (47 месяцев) разбит на восемь семестров. Академическая программа включает 30 базовых и 10 специальных курсов по 17 учебным дисциплинам, на которых изучают основы военного управления, информационных технологий, политологии, иностранного языка и других дисциплин.

Военная подготовка направлена на приобретение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для исполнения должности командира взвода. Отмечается, что в академии не предусмотрено специальное обучение личного состава для конкретного рода войск. Курсанты в зависимости от рейтинга получают военно-учетную специальность и после выпуска до назначения на должность направляются в школы родов войск на курсы специализации продолжительностью от четырех до восьми недель. Кроме того, в период обучения предусматривается стажировка в войсках и участие в учениях.

По окончании академии выпускникам вручается сертификат о среднем военном и высшем общем образовании с присвоением первичного офицерского звания "второй лейтенант".

Офицерские кандидатские школы комплектуются за счет ворэнт-офицеров, сержантов и рядовых, которые изъявляют желание стать офицерами.

Они должны соответствовать следующим требованиям: возраст – не старше 29 лет; обязательное наличие среднего образования; соответствие физическим стандартам AR 600-9; наличие рекомендации с места службы. Обучение организовано в школах родов войск и служб, в которых будущие офицеры приобретают командные навыки в процессе стажировки на должностях командира отделения или помощника командира взвода. По окончании учебы им присваивается звание "второй лейтенант резерва", а успешно сдавшим экзамен – "второй лейтенант" с последующим направлением в войска.

Курсы вневойсковой подготовки офицеров резерва созданы при 700 колледжах и университетах, а также при средних школах. Их выпускники составляют более 70% офицерского корпуса в звании "второй лейтенант". В процессе службы для офицеров планируется переподготовка и повышение квалификации.

Младший командный состав направляется на курсы повышения квалификации в школы СВ или других видов ВС на основе взаимного обмена.

Следующая ступень – командно-штабной колледж. Для получения высшего командного образования офицерам со сроком службы свыше 15 лет необходимо пройти курс обучения в этом армейском учебном заведении. Оно было создано для подготовки командного состава для звена "соединение и объединение СВ – объединенное командование", а также офицеров для службы в центральном аппарате.

Обучение офицеров высшего командного звена всех видов ВС организовано в университете национальной обороны (Форт-Мак-Нэйр, г. Вашингтон).

Офицерский корпус резерва СВ доукомплектовывается в основном за счет выпускников курсов вневойсковой подготовки резервистов, офицерских кандидатских школ, добровольцев, уволенных с военной службы кадровых военных, имеющих соответствующую подготовку.

Необходимо отметить, что добровольный способ комплектования с использованием территориального и экстерриториального принципа отбора кандидатов действует в СВ уже несколько десятков лет. Вместе с тем американские военные специалисты пришли к выводу, что интенсивность задействования военнослужащих (особенно ССО) находится на предельно высоком уровне и это отрицательно сказывается на их психологической устойчивости.

В связи с уменьшением количества новобранцев с высоким уровнем умственного развития в ВС США сохраняется определенное количество сторонников обязательного призыва на военную службу. Однако в ближайшей и среднесрочной перспективе действующая система комплектования не претерпит существенных изменений.

Сама система прохождения военной службы построена таким образом, что материальные выплаты и карьерный рост постоянно стимулируются в целях недопущения незапланированного сокращения численности военнослужащих.

Основным материальным фактором является денежное содержание, которое определяется воинским званием и выслугой лет. Оно складывается из основного оклада, различных надбавок, премий и других выплат. Они зависят от условий службы, достигнутых на ней результатов, семейного положения и других факторов, а также служат стимулом к продлению очередного контракта. Ежегодно размеры денежного содержания корректируются в зависимости от роста заработной платы в частном секторе и уровня инфляции. При этом, как правило, рост денежного довольствия военнослужащих превышает рост зарплаты в частном секторе.

Моральное стимулирование реализуется через систему поощрений и взысканий и систему аттестования военнослужащих.

Поощрения в ВС США как отдельных военнослужащих, так и целых подразделений предназначены для мотивации военнослужащих к выполнению воинского долга путем выражения официального признания их личной доблести, высоких достижений по службе, мастерства и профессионализма при выполнении поставленных задач, а также в случае проявления героизма, не связанного с боевыми действиями. В этих целях используются награды, знаки отличия, значки, нашивки, похвальные грамоты. Важным способом побуждения военнослужащих к добросовестному выполнению своих служебных обязанностей, соблюдению порядка и правил, поддержанию воинской дисциплины являются дисциплинарные взыскания.

Система аттестования военнослужащих – один из важнейших элементов одновременно морального и материального стимулирования военной службы, так как ее результаты являются определяющим фактором при продвижении по карьерной лестнице и повышении квалификации, что в итоге отражается на материальном вознаграждении. При этом отношение военнослужащего к своим обязанностям в значительной мере сказывается на причине его последующего увольнения с действительной военной службы и соответственно на размере пенсии и получении различных льгот.

Система оценки профессиональных качеств офицерского состава строится на единых принципах для всех видов ВС и подразумевает проведение аттестаций трех видов: промежуточная, аттестация-оценка и аттестация-рекомендация к выдвижению на вышестоящую должность.

Промежуточная аттестация офицеров, имеющих воинское звание "капитан" и ниже, проводится с периодичностью один раз в полгода, но она может проводиться и чаще, если аттестуемый офицер сам этого захочет или его непосредственный начальник сочтет это полезным. Она включает оценку таких качеств офицера, как знание функциональных обязанностей, отношение к их исполнению, организаторские способности, умение принимать самостоятельные решения, коммуникабельность.

Такая аттестация проводится в несколько этапов в форме индивидуальных собеседований непосредственного начальника с военнослужащим, по результатам которых дается реальная оценка деловым качествам подчиненного. На первом этапе начальник доводит до подчиненного предъявляемые к нему требования. Второй этап проводится в середине цикла, с тем чтобы своевременно обратить внимание аттестуемого на имеющиеся недостатки.

По завершении работы непосредственный начальник заполняет бланк и доводит содержимое до оцениваемого офицера. Бланк аттестации не подшивается в личное дело офицера, и на практике никто, кроме самого аттестуемого, не знает о выводах руководителя.

Аттестация-оценка проводится ежегодно со всеми категориями военнослужащих. При ее проведении составляется отчет об исполнении каждым офицером своих служебных обязанностей, он содержит также описание задач, решаемых частью (подразделением), где проходит службу аттестуемый, характера его обязанностей, а также характеристику качеств офицера, мешающих или способствующих выполнению этих обязанностей. Данный документ подшивается в личное дело офицера, и на его основе делаются выводы о квалификации офицера и целесообразности выдвижения его на вышестоящую должность.

Отчет об исполнении военнослужащим своих служебных обязанностей составляет его непосредственный начальник с привлечением вышестоящих офицеров – так называемых старших рецензентов.

Аттестация-рекомендация к выдвижению на вышестоящую должность содержит краткое описание задач части (подразделения), в которой служит офицер, функций самого аттестуемого, описание перспектив его служебного роста, а также рекомендации, которые должны быть сформулированы по определенному образцу по одному из трех вариантов.

Следует отметить, что военнослужащие, дважды получившие отрицательную аттестацию, подлежат увольнению из вооруженных сил.

Для поддержания необходимого уровня боеготовности войск, по мнению военных специалистов по подбору персонала ВС США, систему обучения и подготовки военных кадров следует подвергнуть анализу и последующей существенной корректировке. Особенно это касается офицерского состава для службы в органах управления объединенных и функциональных командований, объединенных оперативных соединений и в объединенном штабе КНШ.

В перспективе особое внимание планируется уделить внедрению дистанционных форм обучения и созданию мобильных групп подготовки. В рамках реализации требований доктринальных документов США с принятием новых концепций применения вооруженных сил, касающихся ведения гибридных войн и многосферных боевых действий и операций, с учетом опыта военных конфликтов предусматривается открытие учебных курсов по освоению новых форм и способов ведения боевых действий с опорой на информационно-коммуникационное пространство, для достижения превосходства над противником во всех сферах вооруженной борьбы.

В рамках подготовки личного состава ССО планируется дальнейшее увеличение количества выпускаемых военнослужащих. В перспективе предусматривается совершенствование и уточнение учебных программ, внедрение новых методических подходов, связанных прежде всего с достижением синергетического эффекта и созданием "окон возможностей" в многосферных операциях, а также в связи с формированием новой структурной единицы – универсальных отрядов ССО, что было заявлено в концепции 2020 года.

Предполагается увеличение количества филиалов университета ССО в других странах, что позволит военнослужащим совершенствовать свои знания в мобильных группах обучения. Будет продолжена интеграция университета в сферу гражданского образования.

Дальнейшее развитие получит и интернет-портал в сети министерства обороны, который обеспечит слушателей дополнительной информацией по соответствующим учебным дисциплинам. Более жесткие требования к профессиональной подготовке будут предъявляться кандидатам, курсантам, слушателям, а также преподавателям, что связано с изменением характера военных конфликтов, поэтому отмечается дефицит уникальных высококвалифицированных специалистов. В связи с этим планируется реформирование университета ССО в учебное командование ССО.

В целом, по взглядам американских военных аналитиков, перспективная система подготовки всех категорий военнослужащих должна представлять собой единую структуру, объединяющую общеобразовательное и военное направления, доступные для всего личного состава вооруженных сил – от новобранцев до высших офицеров.

Зарубежное военное обозрение. - 2022. - №10. - С. 40-47

Смотрите также
Категория: Армия | Добавил: pentagonus (19.10.2022) | Автор: Генерал-майор С. Булыгин
Просмотров: 231 | Теги: М. Вильданов, С. Булыгин, О. Метров, комплектование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar