search
menu
person

NEWS AND UDATES


Обзор доктрины космических войск США «Космическая мощь» (2021)

Обзор доктрины космических войск США «Космическая мощь»

Подполковник М. Алтуфьев,
майор С. Якухно

Современная международная обстановка определяется соперничеством ведущих мировых держав. Космос при этом является одновременно сферой и средством проецирования национальной мощи, экономического процветания и укрепления авторитета на международной арене. В результате космическое пространство стало областью противостояния в первую очередь Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики.

В этих условиях администрация Д. Трампа (2017–2021) посчитала необходимым последовательно наращивать американское военное присутствие в космосе, сосредоточив управление всеми силами и средствами в одном органе. В связи с этим, указом президента США от 20 декабря 2019 года было принято решение о создании нового вида вооруженных сил – космических войск (КВ). В интересах определения принципов американской военной деятельности в безвоздушном пространстве, формирования подходов к строительству КВ и их развитию в Пентагоне была разработана и в июне 2020-го опубликована «Космическая стратегия министерства обороны»1.

Доктрина космических войск США «Космическая мощь»

Доктрина космических войск США «Космическая мощь»

Одновременно с ней был представлен первый видовой концептуальный документ, утвержденный начальником штаба КВ генералом Дж. Рэймондом, – доктрина «Космическая мощь». В ней раскрыты взгляды командования на сущность КВ, сформулированы их цели, задачи, возможности и особенности. В частности, под космическими войсками понимается вид вооруженных сил, решающий задачи защиты национальных интересов в космосе, в том числе путем применения в нем военной силы и отвечающий за обеспечение свободы действий Соединенных Штатов и их союзников в безвоздушном пространстве, повышение эффективности применения американских ВС в целом и группировок войск (сил) на передовых ТВД в частности, а также предоставление военно-политическому руководству возможности применять ресурс космических сил и средств в качестве инструмента национальной мощи.

Достижение данных целей обеспечивается проведением следующих мероприятий:
– создание условий для безопасного использования космоса;
– поддержание нового вида ВС в высокой степени боеготовности;
– целенаправленное планирование и проведение космических операций;
– осуществление непрерывного мониторинга космической обстановки;
– вывод необходимых средств в космос и доставка их на Землю;
– организация непрерывного функционирования орбитальных систем;
– оперативное и бесперебойное доведение информации до потребителей.

Качество и своевременность их выполнения определяются квалификацией кадров КВ в следующих ключевых дисциплинах: космические операции, разведка, РЭБ, планирование и боевое управление, транспортное и материально-техническое обеспечение (МТО), научно-прикладная инженерия и закупки, действия в киберпространстве.

В интересах практической реализации и обеспечения тесного взаимодействия с другими компонентами вооруженных сил положения доктрины приведены в соответствие с единым понятийным аппаратом Пентагона. Вместе с тем, рассматривая космический потенциал в качестве самостоятельного компонента военной мощи, документ вводит новую терминологию и подходы, предоставляет министерству обороны, межведомственным партнерам и союзникам возможность рассмотреть независимую теорию «космической мощи».

Структурно доктрина состоит из пяти глав. В первой дается определение космической среды, описываются основные атрибуты и особенности орбитального полета, проводится разграничение терминов «спутник» и «космический аппарат», «орбита» и «орбитальный полет». В частности, спутниками называют небольшие объекты естественного происхождения, тогда как крупные объекты, имеющие мощное гравитационное поле, – небесными телами. Термин космический аппарат2 (КА) применяется к объекту, который был спроектирован с возможностью управления им и преднамеренного использования для выполнения различных задач во время движения в космическом пространстве.

Под орбитой3 понимается любой путь в космосе, по которому движется объект под воздействием гравитационных полей, в то время как орбитальный полет4 представляет собой процесс движения с целенаправленным манипулированием измененными под воздействием гравитационных полей (силы тяжести) траекториями для вывода объекта за пределы атмосферы Земли и перемещения в космическом пространстве. Кроме того, к орбитальным полетам относится движение по суборбитальным (по направлению к космосу, но с преднамеренным повторным входом в атмосферу до завершения полного оборота вокруг Земли) и геоцентрическим (с выходом в космос для совершения одного или более витков вокруг Земли) траекториям, а также по траектории «покидания» (преодоление силы притяжения Земли и выход с геоцентрической орбиты в направлении гравитационного поля другого небесного тела).

Для успешных орбитальных полетов и решения задач в данной среде все космические системы разделяются на три взаимосвязанных сегмента: космический, наземный и сетевой. Космический сегмент включает КА на орбите за пределами атмосферы Земли. В зависимости от назначения они могут быть дистанционно управляемыми, пилотируемыми или автономными.

Наземный сегмент объединяет все развернутые на земной поверхности технические средства, необходимые для обеспечения функционирования или эксплуатации космических аппаратов. К их числу относятся пункты управления (командные центры), антенные системы, станции слежения и измерительные пункты, стартовые площадки, пусковые платформы (установки) и абонентские станции.

Сетевой сегмент состоит из всех линий (каналов) связи, соединяющих наземный и космический компоненты системы. Восходящие линии связи обеспечивают передачу данных на КА, нисходящие – с космического аппарата. Межспутниковые каналы связи предназначены для ретрансляции данных от одного КА к другому.

Во второй главе раскрывается понятие «космической мощи государства», как возможностей всех космических сил и средств, задействуемых в интересах обеспечения национальной безопасности и создания условий для процветания страны. Такая формулировка предполагает, что космос является инструментом совокупности дипломатического, информационного, военного и экономического воздействия США. В частности, по оценке разработчиков документа, освоение космоса расширяет спектр дипломатических возможностей страны посредством повышения престижа государства и создает предпосылки для развития международного сотрудничества. Достигнутые Соединенными Штатами успехи в развитии средств космической связи и разведки позволяют обеспечить информационное превосходство, необходимое для применения других инструментов национальной мощи, в том числе в интересах сдерживания противника.

Вместе с тем в доктрине подчеркивается, что сложности, связанные с осуществлением доступа в безвоздушное пространство, делают непрактичным его раздельное использование, а это предполагает совместное освоение космоса гражданскими, коммерческими, государственными структурами, органами министерства обороны и разведывательного сообщества, которые взаимно усиливают друг друга. Например, военный компонент позволяет государству защищать источники экономической мощи в околоземной среде, а развитие коммерческих технологий и задействование их в интересах Пентагона, в свою очередь, повышает эффективность военных операций в космическом пространстве.

В третьей главе вводится понятие «космическая мощь вооруженных сил», которая рассматривается в качестве отдельного, самостоятельного компонента военной мощи, раскрываются ее значимость, роль и место в войнах и вооруженных конфликтах.

Согласно документу существуют две фундаментальные стратегии успешного использования военной силы как политического инструмента. Первая предусматривает нанесение ущерба военному потенциалу противника для создания условий, при которых он не способен сопротивляться. Она предполагает не полное уничтожение вооруженных сил противостоящей стороны, а лишение возможности оказывать сопротивление.

Вторая стратегия направлена на убеждение оппонента в том, что требуемая корректировка его политики повлечет меньше негативных последствий, чем продолжение сопротивления. В этой связи безвоздушное пространство как среда, не имеющая государственных границ, играет одну из ключевых ролей, позволяя войскам максимально скрытно осуществлять воздействие как в космосе, так и в других средах на больших расстояниях и на значительном удалении от континентальной части США. Способность Соединенных Штатов к таким действиям является мощным механизмом сдерживания, поскольку осведомленность потенциального противника о глобальных оперативных возможностях американских вооруженных сил влияет на его поведение и процессы принятия решений.

Таким образом, космическая мощь вооруженных сил обеспечивает выполнение двух ключевых задач – применение военной силы и сдерживание противников, предоставляя военному и политическому руководству (ВПР) возможность принимать решения в соответствии со складывающейся обстановкой. При этом под термином «сдерживание» понимается комплекс мероприятий, направленный на предупреждение действий противника путем создания реальной угрозы принятия неприемлемых для него контрмер и/или убеждения его в том, что в результате он может понести ущерб, который будет несравнимо выше потенциальной выгоды.

Космическая мощь ВС определяет способность решать стратегические и военные задачи посредством контроля и использования космического пространства. КВ практически реализуют космическую мощь, создавая условия для глобального контроля вооруженными силами складывающейся обстановки. Обеспечение безопасности, сдерживание и применение военной силы – отличительные черты боевых формирований ВС, в том числе и космических войск. По замыслу Пентагона, они должны отвечать за безопасность операционной среды, сдерживать агрессию и применять летальные и нелетальные средства в космосе и из космоса.

В четвертой главе описываются возможности КВ, порядок подготовки и проведения космических операций в интересах достижения следующих трех главных целей:
– обеспечение свободы действий Соединенных Штатов и их союзников в космосе;
– повышение эффективности применения американских вооруженных сил;
– предоставление ВПР возможности задействовать космические силы и средства в качестве инструмента национальной мощи.

В связи с этим на космические войска возложено решение следующих ключевых задач:
– обеспечение безопасности в космическом пространстве, предполагающее создание условий для надежного использования данной среды гражданскими и коммерческими структурами, разведывательным сообществом и американскими партнерами;
– планирование и проведение космических операций, предусматривающих ведение оборонительных, наступательных и разведывательных действий в целях поддержания необходимого уровня свободы использования космического пространства и воспрещения аналогичной деятельности противника;
– транспортное и МТО деятельности в космосе, заключающееся в выводе необходимых средств в космическое пространство и их возвращении на Землю, а также включающее собственно все виды обеспечения космических войск и функционирования космических систем;
– доведение информации до потребителей, предусматривающее своевременный сбор и надежную передачу данных в ходе ведения любых видов военных действий для поддержки принятия решений на тактическом, оперативном и стратегическом уровне;
– контроль обстановки в космосе, позволяющий эффективно выявлять и определять любые факторы, связанные с космическим пространством, которые могут оказать воздействие на характер и ход проведения космических операций и тем самым повлиять на безопасность, обороноспособность и состояние экономики США.

В отличие от первых четырех глав, обосновывающих значимость и описывающих возможности космических войск, в пятой главе внимание уделяется специалистам, благодаря которым становится возможной реализация космической мощи.

В частности, отмечается, что инженерный состав проектирует и непосредственно создает перспективные космические системы, оптимизирует их возможности. Специалисты по закупкам отвечают за приобретение космических систем и их своевременную поставку в войска с учетом предъявляемых требований. Эксперты в разведывательной сфере реализуют комплекс мероприятий в целях оценки вероятных противников и обстановки в операционной среде, а также предоставляют необходимые данные для принятия решений и обеспечения действий ВС. Специалисты в области киберзащиты выполняют задачи по обеспечению безопасности КВ в сетевом пространстве.

Успешная интеграция этих сил возможна только в результате проведения целенаправленных мероприятий, в ходе которых будет сформирована общая база знаний, позволяющая личному составу (персоналу) приобретать необходимые навыки и умения, обеспечивать Соединенные Штаты инновационными решениями, в том числе путем использования возможностей не только коммерческих, но и межведомственных структур, а также союзников.

Пентагон считает целесообразным выпускать данную доктрину раз в четыре года, в связи с тем что принципы и концептуальные подходы не должны претерпевать значительных изменений. Однако на начальном этапе, по мере развития организационной структуры и повышения интенсивности применения КВ, это может происходить чаще. Документ будет уточняться с учетом совершенствования и получения практического опыта боевого применения нового вида ВС в существующих условиях стратегической обстановки.

Пересмотр действующих оперативных наставлений видов ВС США, регламентирующих их деятельность в космическом пространстве, возложен на центр разработки руководящих документов космических войск (US Space Force’s Doctrine Center). В случае необходимости внесения «срочных» изменений начальнику центра предоставлены полномочия по корректировке или обновлению соответствующих документов, но не чаще, чем раз в три месяца. Обновление инструкций и наставлений тактического уровня будет непрерывным и интерактивным процессом, предусматривающим задействование всех заинтересованных органов. Одновременно существует возможность утверждения изменений на самом низком командном уровне. Это позволит космическим войскам страны быстро адаптироваться к обстановке с присущей им гибкостью и решительностью.

Таким образом, доктрина космических войск США является первым видовым концептуальным документом, который содержит теоретические взгляды на использование военного потенциала за пределами земной атмосферы, раскрывает его значимость для государства, определяет состав, возможности и порядок применения соответствующих сил и средств.

1 Cм.: Зарубежное военное обозрение. – 2021. – № 5. – С. 48–52.

2 Космический аппарат – общее название летательных аппаратов для выполнения целевых задач в космосе. – Военный энциклопедический словарь МО РФ. – 2007.

3 Орбита – траектория, по которой движется небесное тело или космический аппарат в космическом пространстве. – Советская военная энциклопедия МО СССР. – 1976. В последующих военно-энциклопедических изданиях термин «орбита» не употреблялся, а «орбита КА» трансформировался в понятие траектория движения КА относительно небесного тела. – ВЭС МО РФ. – 2007.

4 Космический полет – движение космического аппарата в космическом пространстве (не менее 100 км над поверхностью Земли). – ВЭС МО РФ. – 2007.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №10. - С. 56-61

Смотрите также
Категория: Космические силы | Добавил: pentagonus (05.11.2021) | Автор: Подполковник М. Алтуфьев
Просмотров: 1130 | Теги: М. Алтуфьев, космические войска, космос, космические силы | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar