Эволюция военной стратегии США в ХХ веке после Второй мировой войныГенерал-майор М. Вильданов, Военная стратегия США1 представляет собой систему взглядов, положенных в основу согласованного применения государством вооруженных сил (ВС) и других инструментов внешней политики для достижения национальных (коалиционных) целей, решения поставленных перед военной организацией страны задач на театрах войны (военных действий). Она конкретизирует задачи американских ВС, определяет текущие и долгосрочные военные цели, формирует концептуальные основы применения группировок ВС. Можно выделить следующие главные этапы эволюции военной стратегии США в ХХ веке после Второй мировой войны: Наибольшее количество исследований и публикаций, как отечественных, так и зарубежных, посвященных военной стратегии США, приходится на период "холодной войны" (1945-1991), который можно подразделить на ряд следующих подэтапов: В период "атомного шантажа" в условиях монопольного владения Соединенными Штатами ЯО решающее значение в военной стратегии страны приобрела угроза массированного применения ядерного оружия как главного средства уничтожения противника. Предполагалось немедленное нанесение мощного ответного удара с использованием всего ядерного потенциала при возникновении любого конфликта с СССР. Кроме того, декларировалась возможность внезапного ядерного упреждающего удара. Разрабатывались многочисленные планы ядерного нападения на Советский Союз ("Пинчер"2, "Бушворкер", "Бройлер", "Траббер", "Хафмун", "Флитвуд", "Дропшот" и др.). Главным средством доставки ЯО того времени являлась стратегическая авиация. Американское ВПР в качестве реакции на итоги войны в Корее к концу 50-х годов развернуло так называемую первую стратегию компенсации (First Offset Strategy) с акцентом на нивелирование перевеса СССР и КНР в численности ВС и обычных вооружений, а также на "обесценивание" последствий создания Советским Союзом термоядерного оружия путем быстрого наращивания ядерного арсенала США и внедрения тактического ЯО (ТЯО). Один из элементов этой стратегии - планы ведения ограниченной войны на основе "управляемой эскалации" с применением, в том числе и ТЯО. Ключевыми причинами ставки на такое оружие являлись длительный срок стратегического развертывания сил НАТО на Европейском театре войны и особенности политических отношений с западноевропейскими союзниками. С начала 60-х годов стратегия "массированного ядерного возмездия" была заменена на стратегию "гибкого реагирования" (с 1967-го она стала и натовской). При этом допускались различные варианты обычных и ядерных войн. Декларировалась возможность ведения военных действий только с применением обычного оружия. При постепенной эскалации военных действий изучался вариант и ограниченной ядерной войны на ТВД. В качестве ступеней "лестницы" эскалации3 стратегии "гибкого реагирования" рассматривались: Карибский кризис 1962 года в значительной степени способствовал осознанию американскими стратегами угрозы возникновения ядерной войны без четко определенных политических целей и их соотнесения со "стоимостью победы". Тем не менее за океаном продолжалась разработка сценариев ограниченных ядерных конфликтов. Лишь достижение СССР ядерного паритета с США (уровня ядерного потенциала, соизмеримого с американским) к концу 60-х годов привело к закономерной, постепенной переориентации на ведение возможной войны против него с применением неядерного оружия ("ниже ядерного порога"). Американская стратегия "гибкого реагирования" опиралась на положения концепций4 "взаимного гарантированного уничтожения", "стратегической достаточности", "полутора войн", "ограничения ущерба", "реалистического сдерживания (устрашения)", "стратегической мобильности", "двух с половиной войн", "воздушно-наземного сражения" и "прямого противоборства". Концепция "взаимного гарантированного уничтожения", принятая в середине 60-х годов, предполагала способность и готовность стратегических сил к гарантированному (абсолютно надежному) уничтожению любого противника при любых вариантах начала и ведения войны, в том числе в условиях упреждающего ядерного нападения с его стороны. В 1971 году она была преобразована в концепцию "стратегической достаточности". Концепция "стратегической достаточности" предусматривает качественное превосходство американских стратегических наступательных сил в пределах, достаточных для нанесения "неприемлемого ущерба". В 1971 году руководством США была официально принята стратегическая концепция "полутора войн", действовавшая до начала 80-х. Она предполагала поддержание страны и ее ВС в готовности к ведению глобальной ядерной войны и одновременно одной локальной с применением только обычного оружия. Концепция "ограничения ущерба" направлена на значительное ослабление силы ответного удара и снижение собственных потерь путем нанесения контрсилового ядерного удара по соответствующим средствам противника раньше, чем тот смог бы их применить, а также предполагает эффективные действия сил ПВО/ПРО и гражданской обороны. Концепция "реалистического сдерживания (устрашения)" была принята в начале 70-х годов в продолжение развития стратегии "гибкого реагирования" в условиях паритета в ядерных вооружениях с СССР. Она предусматривала сдерживание противника путем угрозы применения ЯО и других высокоэффективных видов оружия, в том числе разведывательноударных комплексов. Технологическим обеспечением стратегии "гибкого реагирования" стала так называемая вторая стратегия компенсации (Second Offset Strategy), появившаяся в середине 70-х годов и призванная лишить преимущества Организацию Варшавского Договора (ОВД) и СССР в силах общего назначения в Европе посредством принятия на вооружение новых, высокоточных средств вооруженной борьбы. Другой причиной принятия "второй стратегии компенсации" стало и унизительное поражение США в Индокитае (1965-1973). В качестве основного средства сдерживания Советского Союза в рамках "второй стратегии компенсации" рассматривалось высокоточное оружие (ВТО) в неядерном оснащении, включая как ВТО большой дальности, так и РСЗО нового поколения с высокоточными боеприпасами. Одним из результатов стал запуск в 1978 году проекта "Эссаулт брекер" (Assault Breaker), направленного на создание разведывательно-ударных комплексов. Решение было найдено в интеграции средств поражения и новых информационных возможностей (датчики, микропроцессорные бортовые вычислительные системы, навигация и пр.). В результате именно ряда технологических прорывов, осуществленных в рамках "второй стратегии компенсации", по американским оценкам, были сведены на нет преимущества СССР в обычных вооружениях. Впоследствии они стали основой военного превосходства США в силах общего назначения и обычных вооружениях, продемонстрированного во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году и других военных конфликтов на территории бывшей Югославии, в Афганистане, Ираке, Ливии и других странах. В 1970-е годы, именуемые "периодом разрядки международной напряженности", были заключены важные советско-американские соглашения в стратегической ядерной сфере и в области ПРО. Однако на рубеже 70-80-х Белый дом принял решение перейти от разрядки к курсу на дальнейшую конфронтацию, что к середине 80-х нашло отражение в концепции "прямого противоборства". К началу 80-х годов в США впервые было введено деление вооруженной борьбы на три уровня: стратегический, оперативный и тактический. Данный факт нашел отражение в уставе американских СВ FM 100-5 1982 года. На оперативном уровне предполагалось ведение операций, а также сражений и кампаний (campaigns) соединений высшего тактического звена. Многие американские военные специалисты тогда признавали, что открытие оперативного уровня было сделано ими с учетом советской военной мысли. В начале 80-х годов Вашингтоном был одобрен усовершенствованный вариант стратегии "гибкого реагирования", ориентированный на возможность ограниченной неядерной войны с СССР в рамках "управляемой эскалации". Цель "эскалационного доминирования" - заставить противника отказаться от эскалации и принудить к переговорам на предложенных США условиях. Значительное внимание стало уделяться резервным компонентам ВС и накоплению запасов ВВТ и материальных средств на удаленных ТВД. В связи с этим также была разработана концепция "стратегической мобильности" (быстрого усиления или создания новых группировок сил на заморских ТВД). С начала 80-х годов и до окончания "холодной войны" в 1991-м в ходе строительства сил общего назначения руководство США придерживалось концепции "двух с половиной войн" (одновременное ведение двух больших, обычных или ядерных войн в Европе и Азии, а также одной локальной на другом театре войны). Американский устав СВ FM 100-5 1982 года содержал революционную концепцию "воздушно-наземного сражения". Одновременно для НАТО была создана концепция "ударов по вторым эшелонам (резервам)" (Follow On Forces Attack), принятая комитетом военного планирования НАТО в 1984 году в качестве коалиционной. Обе они рассматривались как главный фактор, способный обеспечить победу на Европейском театре войны и избежать необходимости решения сложного политического вопроса о применении ТЯО первыми. В следующей редакции устава FM 100-5 1986 года впервые появилось понятие "оперативное искусство"5. В 1980-е годы была развернута многомиллиардная программа "Стратегическая оборонная инициатива" (СОИ), которую можно считать частью "второй стратегии компенсации" и рассматривать в качестве попытки сделать ЯО противника, по словам президента США Р. Рейгана, "бессильным и устаревшим". С 1984 года концепция "реалистического сдерживания (устрашения)" была заменена на концепцию "прямого противоборства", предусматривавшую: Стратегия "избирательного использования силы" (региональной направленности) (1991-1995). Распад СССР, значительное сокращение американского военного присутствия в Европе и новая конфигурация угроз после войны в зоне Персидского залива 1991 года привели к переориентации военной стратегии с глобального противоборства на решение региональных проблем. Соединенные Штаты стали сверхдержавой - единственным лидером международной системы. С распадом Советского Союза стремление обеспечить военное превосходство над другими государствами стало центральным звеном военной стратегии Белого дома и декларировалось в качестве средства поддержания международной безопасности. Характерными чертами подобной ориентации стали: Ориентация на превосходство в военно-доктринальном виде впервые декларируется в "Руководстве по оборонному планированию" (Defense Planning Guidance), разработанном в начале 1990-х годов. Несмотря на временное сокращение оборонных расходов в 1990-х, военная стратегия сохранила направленность на поступательное наращивание боевой мощи и эффективности вооруженных сил США. Эволюция стратегической мысли в США после окончания "холодной войны" в XX веке шла в основном по линии создания концепций оперативно-тактического уровня. Данное обстоятельство было обусловлено: Тем не менее в редакции устава СВ FM 100-5 1993 года в фокусе внимания оказался не оперативный, а стратегический уровень. Это объяснялось тем, что сухопутные войска были вынуждены доказывать свою "стратегическую роль" в условиях обострения соперничества между видами ВС при сокращении бюджетных ассигнований, в то время как стратегическая значимость авиации и флота сомнению не подвергалась. Реформы ВС США, предпринятые на рубеже XXI века и получившие название "трансформации", были направлены на создание компактных мобильных сил, способных вести широкий спектр операций в скоротечной войне против региональных противников при минимизации собственных потерь. Стратегия "избирательного использования силы" стала отражением регионального акцента в восприятии угроз6. Военная стратегия в 90-х годах строилась на "категориях риска", возможности внезапного возникновения военных угроз с любых направлений и необходимости немедленной ответной реакции на них. В этой связи она не содержала четких формулировок об условиях использования силы. Основой данной политики стало сохранение "передового присутствия" для реагирования на кризисные ситуации ("доступа в различные регионы мира"). "Передовое присутствие" обеспечивалось: В 1992 году опубликована новая редакция документа "Национальная военная стратегия" (НВС). Предварительно (в 1990-м) была выдвинута концепция "базовой силы" (Base Force) как дальнейшее развитие уже известной концепции "сил быстрого развертывания" (СБР) начала 1980-х годов, но уже в условиях снижения финансирования и сокращения ВС. Теперь же СБР планировали использовать не только в зоне Персидского залива, но и в любом регионе мира. Закладывались основы для глобализации военной мощи США с целью сдерживания потенциальных агрессоров и "распространения демократии". Формирование "базовых сил" планировалось завершить к 1995 году, однако с приходом к власти президента Б. Клинтона в 1993-м реформы ВС согласно концепции "базовых сил" были постепенно свёрнуты. Военная стратегия отводила важное место концепции "воссоздания" (reconstruction), в соответствии с которой при сокращении ВС предусматривалась возможность их наращивания с требуемым уровнем технической оснащенности в случае возрождения глобальной угрозы (в течение периода стратегического предупреждения). Предполагалось сохранить определенную инфраструктуру, стратегические запасы ВВТ и материальных средств, резервы производственных мощностей ВПК, квалифицированные военные кадры, а также способность к мобилизационному развертыванию ВС и экономики. Изменения коснулись и ядерной стратегии США как важнейшего компонента военной стратегии. В 1994 года в докладе "Состояние ядерных сил", объявленной аналогом концепции "Пересмотр снизу доверху" 1993 года, были опубликованы положения обновленного документа. При сохранении эффективности сдерживания стратегические ядерные силы сокращались примерно на 30%, однако это означало не полный демонтаж, а временный перевод ядерных боеголовок в состояние пониженной готовности. В итоге сохранялся возвратный потенциал (техническая возможность в короткие сроки существенно нарастить стратегический ядерный потенциал). В ядерной стратегии страны было объявлено об одностороннем сокращении нестратегических ядерных сил. Правда, это не касалось сил НАТО, размещенных в Европе, и континентальных сил США. Военная стратегия в этот период (с 1991-го по 1995-й) была основана на идее готовности к двум одновременным региональным войнам - в Персидском заливе и на Корейском п-ове. Военными операциями данного периода эволюции военной стратегии стали "Щит пустыни" и "Буря в пустыне" против Ирака в зоне Персидского залива в 1991 году, став показательной реализацией концепции "воздушно-наземная операция (сражение)", разработанной еще во время "холодной войны". Как показал анализ военных действий в конфликтах последнего десятилетия ХХ века, именно благодаря возможности тотального воздействия на противника во всех сферах, и прежде всего в воздушно-космической, направленного на подавление важнейших элементов его инфраструктуры и завоевание превосходства в воздухе, стал определяться новый характер решения проблем эффективного применения американских ВС. Однако степень нестабильности и количество возможных региональных и локальных конфликтов оказались недооценены Белым домом. За пять лет после окончания "холодной войны" США участвовали в 40 конфликтах - больше, чем за предыдущие 20 лет. Это потребовало разработки и реализации новой военной стратегии уже упреждающего (превентивного) характера. Стратегия "превентивной обороны" ("молниеносной и превентивной войны") (1995-2001). В эти годы концепция превосходства нашла воплощение в военной стратегии "превентивной обороны" ("молниеносной и превентивной войны") со значительным усилением гегемонистских тенденций на фоне непредсказуемости и множественности угроз. Превентивные действия обосновывались правом США "на самооборону". Это право трактовалось исходя из национальных интересов и критериев "исключительности нации" не только как возможность участия в военных конфликтах любой интенсивности с любым противником в любой точке планеты. Впервые во главу угла теперь ставилось не столько сдерживание потенциального противника, сколько политика предупреждения конфликтов. Превентивный характер стратегии был обусловлен недостаточной эффективностью несиловых методов и опасностью утраты позиций мирового лидера. Начиная с середины 1990-х годов эволюция стратегических концепций, направлений военного строительства и реформ ВС связана с расширением стратегической перспективы до глобальных масштабов во всех аспектах. В основу были положены идеи "Пересмотра..." и стратегии национальной безопасности "вовлечение и участие". Согласно документу НВС 1995 года намерение использовать силу гибко и избирательно опиралось на важнейшие стратегические концепции: "передовое военное присутствие" (forward presence), "быстрое развертывание" и "проецирование военной силы" (power projection) на стратегически важные регионы. Военная стратегия предусматривала дальнейшее сокращение вооруженных сил. Однако их совокупный потенциал за счет технической модернизации и переоснащения, ориентации на "совместные операции" увеличился. На практике сокращение означало уменьшение и оптимизацию численного состава ВС без применения ущерба их эффективности и боеспособности. Отпечаток "холодной войны" в документе НВС 1995 года проявился в сохранении опоры на военно-политические блоки по всему миру (НАТО, АНЗЮС, ЗЕС, двусторонние союзы США с другими странами в сфере обороны и др.). Более того, было актуализировано расширение Североатлантического союза. До конца 1990-х годов формулировки об угрозах безопасности носили вполне оптимистический характер, учитывая превосходство США, отсутствие сравнимого соперника в среднесрочной перспективе и необходимости немедленного реагирования (причем не обязательно военно-силового). Во многих документах вместо термина "угроза"7 (threat) использовался "вызов" (challenge). Стратегия "превентивной обороны" объявила главной целью предупреждение угроз, а также победу в войнах еще до их начала с опорой на следующее: Положения военной стратегии данного периода конкретизированы в "Четырехгодичном обзоре по безопасности"9 ("Обзор-1997"), в котором впервые рассмотрены асимметричные вызовы безопасности10 и представлено содержание стратегической концепции "сил полного спектра"11. Стратегическая концепция "сил полного спектра" была ориентирована на изменение характера боевых действий и, соответственно, на новые идеи по проведению операций. В "Обзоре-1997" предложены четыре оперативные концепции: "превосходство в маневре"12; "высокоточные удары" с целеуказанием в реальном масштабе времени; "всеобъемлющая защита" (эшелонированная система защиты ВС США при развертывании, маневре и ведении боевых действий); "целенаправленное тыловое обеспечение" на основе информационных технологий. Особенностью стратегии "превентивной обороны" явилось уточнение стратегической концепции участия в двух региональных войнах. Если в начале 1990-х годов США готовились к ведению двух малых региональных войн, то теперь ставилась задача побеждать одновременно в двух крупных региональных войнах. В "Обзоре-1997" отмечено, что пока можно ожидать лишь конфликты низкой интенсивности на Корейском п-ове и в Персидском заливе. В перспективе же США следует готовиться к росту военной мощи региональных держав и асимметричным угрозам. Стратегия "превентивной обороны" внесла новизну в военное искусство США. - Изменился подход к созданию группировок в рамках крупномасштабных операций с развязыванием военных действий ограниченным составом сил (передового присутствия) для сокращения времени на подготовку операции и достижения внезапности нападения13. Многократно возросшие возможности авиации и отсутствие равного по силам вероятного противника позволяли реализовать "блицкриг" путем ведения "воздушной молниеносной войны". На стратегическом уровне группировки США в ходе современных военных конфликтов стали применяться в рамках единой воздушной кампании. В целом в 1990-е годы ядерная стратегия США мало изменилась. Ее задачи, структура и направленность по существу остались теми же, что в годы "холодной войны". Ядерная стратегия США в этот период была основана на том, что после нанесения ограниченного удара по противнику, он, вероятно, уже не сможет или не пожелает отвечать ни ядерными, ни обычными средствами под угрозой катастрофических последствий. Именно отсюда следует тезис о контролируемости регионального конфликта с применением ТЯО. Тактическое ядерное оружие безусловно сохраняло важную роль в военной стратегии страны. Планы на его применение оставались неотъемлемой частью общего планирования операции на ТВД. Доктринальные документы КНШ 1996 года рассматривают ТЯО как средство решительного перелома хода операции на ТВД и одновременно элемент сдерживания. Наиболее характерными военными операциями ВС США данного периода эволюции военной стратегии являются "Лис пустыни" в Ираке (1998) и "Союзническая сила" против Союзной Республики Югославия (1999). Таким образом, эволюция военной стратегии США в ХХ веке после Второй мировой войны характеризовалась:
1 Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - № 1. - 2021. - С. 3-9. 2 Самый первый из планов, разработанный в 1945 году. Предполагал нанесение удара по СССР 50 атомными бомбами с уничтожением 20 советских городов. 3 "Лестница" эскалации, состоявшая из 44 ступеней, была разработана в 1960-х годах американским специалистом Германом Каном. 4 "Стратегическая (оперативно-стратегическая) концепция" (США) - теоретическая установочная категория (идея), которая при определенных условиях может быть реализована практически. Это совокупность направлений будущих действий, утвержденная на основе анализа стратегической ситуации. 5 Под "оперативным искусством" (operational art) понималось "применение ВС для достижения стратегических целей на театре войны или ТВД посредством разработки, организации и проведения кампаний и крупных операций" (major operations). На протяжении длительного времени после Второй мировой войны оперативное искусство как категория практически не использовалась в США. Ее эквивалентом служил термин "большая тактика" (grand tactics), заимствованный из британской военной мысли. 6 Пересмотр военных угроз после окончания "холодной войны" содержится в докладе министра обороны Л. Эспина, который получил название "Пересмотр снизу доверху" (подготовлен в 1992-1993 годах). 7 В американском понимании "угроза" - это возможности каких-либо государств, групп лиц или явлений наносить ущерб национальным интересам. "Вызов" - возможности каких-либо государств, групп лиц или явлений противодействовать национальным интересам. Используется также термин "риск", трактуемый как возможности каких-либо государств, групп лиц или явлений мешать национальным интересам. 8 К ним отнесены такие, как миротворческие операции, операции по принуждению к миру, гуманитарные миссии (оказание гуманитарной помощи), создание зон, закрытых для полетов, морская блокада, антитеррористические операции, помощь при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах эвакуация гражданского населения и другие. 9 Основные идеи этого документа были озвучены ранее в публикуемом КНШ издании "Взгляд-2010" (Joint Vision 2010), которое имеет рекомендательный характер. 10 Асимметричное нападение - использование силы c неожидаемым, нерегулярным характером с точки зрения источника угрозы, выбора цели, средств и способов нанесения ущерба. Может не соответствовать международному праву и нормам морали. Нераспознанность противника может позволить избежать возмездия. Асимметричные угрозы выходят за пределы сложившегося восприятия военной угрозы. 11 Основано на положении о повышении роли и доли резерва в общей численности личного состава ВС. Резерву отведено полноправное место в концепции "сил полного спектра", что означает существенное повышение уровня подготовки и оперативной готовности резерва. Резервисты могут привлекаться для боевых действий любого масштаба. К 1997 году было практически завершено формирование 15 бригад резерва повышенной готовности для ведения сухопутных действий. 12 Маневренность достигается наряду с использованием более легких соединений и улучшением тылового обеспечения, особым, "сетевым" способом организации огня, который не требует физического сосредоточения оружия на небольшом пространстве. 13 Наращивание численности и состава группировок ВС планировалось осуществить уже в ходе боевых действий. Способ развязывания военных действий боеготовыми группировками сил постоянного присутствия становится основным. Ранее же отсутствие традиционного угрожаемого периода связывалось в основном только с возможностью внезапного ядерного нападения. 14 Примерами являются военные операции, проведенные США и их союзниками в зоне Персидского залива (1991), территории бывшей Югославии (1999), в Афганистане (2001), Ираке (2003), Ливии (2011) и других странах. 15 Командованием ВВС США была разработана и реализована концепция бесконтактной войны (поражение целей с дальних дистанций или высот, не входя в зону ПВО противника). Через увеличение масштаба военных действий и глубины воздействия на противника решалась проблема повышения эффективности военных действий. 16 Именно средства воздушного нападения определили новую сущность концепции "воздушно-наземной операции". Прежде всего, это массированный ракетно-авиационный удар по важнейшим военно-политическим объектам противника независимо от глубины расположения. Стороны стремились, как правило, решить задачи вооруженной борьбы проведением одной операции оперативно-стратегического характера против позиционной обороны (Ирак, 1991) или обороны отдельных ключевых районов (Афганистан, 2001). Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №8. - С. 9-18 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1373 | | |
Всего комментариев: 0 | |