Информационная стратегия министерства обороны СШАПолковник Е. Еникеев Министерство обороны (МО) США в соответствии с «Национальной стратегией обороны» разработало в конце 2020 года «Информационную стратегию Пентагона» (the Dod Data Strategy, в дальнейшем – стратегия). Документ является составной частью ведомственной программы «Цифровая модернизация», реализация которой ставит целью обеспечение своевременного доступа к достоверной и защищенной информации. Руководство военного ведомства, в том числе аппарат министра обороны, управления центрального подчинения, аппарат председателя комитета начальников штабов ВС США, объединенный штаб, командования, агентства и региональные структуры, нуждаются в информации, охватывающей весь спектр планирования и организации деятельности минобороны. Действие настоящей стратегии распространяется на все структурные подразделения МО и имеющуюся в них информацию.
Согласно стратегии боевым формированиям всех уровней необходим безопасный и беспрепятственный доступ к данным во всех информационно-телекоммуникационных сетях, обеспечивающих связь с системами вооружения. При этом практическая реализация программы «Цифровая модернизация» зависит от общей политики, существующих стандартов и порядка использования информационных ресурсов. Ключевым требованием к разработке, приобретению, а также к эксплуатации систем обнаружения и боевых платформ является их совместимость с протоколами «открытых данных». Отмечается, что успешное решение задач современного боя зависит от эффективного использования обобщенных массивов информации из различных источников с применением программных аналитических алгоритмов, что обеспечивает превосходство в своевременном получении сведений о текущей обстановке. В этой стратегии раскрываются основные проблемы и подходы к их решению, а также цели, задачи и возможности Пентагона в области использования данных. Согласно ей министерство обороны в первую очередь должно наращивать усилия по преобразованию этого военного органа в сетецентричное1 ведомство. В настоящее время в Пентагоне наблюдается недостаточная проработанность порядка сбора, анализа и обработки информации2 с целью предоставления руководству оперативного звена, командирам и военнослужащим боевых и обеспечивающих подразделений в режиме реального времени критически важных, достоверных и защищенных данных. Стратегия рекомендует министерству обороны непрерывно проводить оценку профессиональной подготовки привлекаемых к решению информационных задач сотрудников, нанимать на работу новых специалистов в области информационных технологий (ИТ), а также создавать все необходимые условия для повышения мастерства и поддержания высокого уровня навыков умений персонала в работы с данными. Министерство обороны располагает большим объемом информации, обрабатывает потоки данных с максимально возможной скоростью, что позволяет получить оперативное преимущество и добиваться высокой эффективности при решении стоящих задач в реальном масштабе времени. Деятельность Пентагона по реализации новой стратегии опирается на следующие базовые принципы: Одним из основных принципов настоящей стратегии является понимание того, что информация представляет собой не просто электронный ресурс, а ключевую и неотъемлемую часть деятельности министерства. Военная техника, сетевое оборудование, системы обнаружения, учебные центры, полигоны и ведомственные электронные финансовые системы – при их функционировании вырабатываются значительные массивы данных, которые в дальнейшем накапливаются и распространяются среди потребителей. Необходимо, чтобы информация была достоверной, точной, своевременной и защищенной. В этой связи МО предъявляет к данным следующие требования: Ответственные за администрирование, хранение и обработку данных обязаны обеспечивать их отображение в информационной инфраструктуре для пользователей в МО, а также для потребителей в других министерствах и ведомствах в установленном порядке. Такая организация работы с данными позволяет в короткие сроки определять расположение, тип и режим доступа к определенному массиву информации, а также ответственного за ее обработку и хранение. Видимость информации достигается путем обеспечения доступа к ней авторизованных пользователей, задействования метаданных (информации о расположении и типе файлов) для предоставления распределенного доступа к массивам данных, создания каталогов источников информации, использования единых сервисов для размещения и поиска данных, организации процесса принятия решений различными подразделениями и ведомствами на основе отображения информации в масштабе времени, близком к реальному. Авторизованные пользователи имеют возможность своевременного получения необходимой информации, включая прием автоматизированных рассылок. Доступ к данным регламентирован законом «Основы выработки политики в области информационных технологий» от 2018 года. Авторизованным пользователям министерства обороны доступны данные различных подразделений, включая боевые, разведывательные и финансовые. Доступность информации подразумевает, что средства ее защиты обеспечивают доступ разрешенным пользователям в соответствии с руководящими документами. Доступность информации достигается за счет предоставления доступа к данным с использованием разрешенного программного интерфейса приложений, создания, хранения, передачи, обработки и удаления информации с помощью единых сервисов и программного обеспечения, а также контроля доступа. В документе обращается внимание на то, что при принятии решений необходимо правильное понимание получаемой информации. Неспособность аккумулировать, сравнить и понять сущность данных может негативно сказаться на возможности руководящего состава министерства обороны корректно оценить обстановку и выработать адекватные меры противодействия возможным угрозам. Без наличия надлежащего контекста процесс обработки информации может быть некорректным и привести к крайне нежелательным последствиям. Информация доступна для понимания при соблюдении следующих условий: Подчеркивается, что при организации процесса принятия решений в министерстве обороны с опорой на имеющуюся информацию необходимо сохранять ее взаимосвязь с другими сведениями, которые могут потребоваться руководству, а также применять проверенные стандарты открытых данных и использовать метаданные в интересах повышения качества анализа и обработки поступающих сведений. В этой связи необходимо использовать уникальные цифровые метки информации во всех ведомственных системах с целью оптимизации поиска, загрузки и цитирования данных, а также применять стандартизированные метаданные, которые позволяют объединять и интегрировать сведения. При этом персонал минобороны в ходе своей деятельности нуждается в достоверной информации, поскольку данные, истинность которых вызывает сомнения, в связи с необходимостью их дополнительной проверки могут замедлить или сорвать процесс принятия решений. Достоверность информации обеспечивается развитием ведомственных информационных технологий и повышением квалификации личного состава, защитой и надлежащей маркировкой сведений на всех этапах обработки, контролем качества информации, совместным администрированием информации различных отделов и подразделений, строгим соблюдением положений руководящих документов. Обмен информацией без ее искажения является критически важной частью процесса принятия решений. Использование стандартизированных форматов данных и каналов связи между различными автоматизированными системами ускоряет обработку сведений и обеспечивает стратегическое преимущество над противником. Единообразие достигается выработкой единых стандартов обмена информацией, включением метаданных в стандарты обмена информацией, доступностью открытых данных для обработки в ведомственных системах, оперативной обработкой разнородных данных без потерь и искажений, маркировкой информации и приведением ее к единому виду. Согласно положениям стратегии о снижении угрозы в кибернетическом пространстве защита информации является основополагающим требованием в условиях боевых действий. Системный подход к обеспечению сохранности данных, включающий распределенный доступ, позволит максимально расширить область применения информации. Защита информации достигается через управление правами доступа пользователей, регулярный контроль критериев классификации данных, применение утвержденных стандартов безопасности, использование классификаторов и соблюдение правил хранения данных, предотвращение несанкционированных утечек информации, предоставление доступа только авторизованным пользователям, надежное разграничение прав доступа с исключением возможности их изменения пользователем, всеобъемлющий контроль за работой с информацией. Повышение эффективности администрирования достигается в том числе за счет усиления контроля на всех уровнях. Отдел администрирования отвечает за деятельность ведомства в данной области и своевременное информирование руководящего состава по всем значимым аспектам. В задачи отдела информационных технологий входит контроль соответствия программы цифровой модернизации основным приоритетам министерства, синхронизация «облачных» сервисов, автоматизированных систем управления и средств защиты информации, а также взаимодействие с отделом администрирования. Совет министерства обороны по администрированию, возглавляемый начальником отдела администрирования, является основным органом, обеспечивающим согласование деятельности подразделений в данной сфере. В его функции входят определение угроз в информационной среде, выработка мер противодействия им, а также контроль ведомственных стандартов работы с информацией. Применение стандартизированных методов обработки данных эффективно лишь при выполнении требований, предъявляемых потребителями. В этой связи необходимо в короткий срок обеспечить реализацию данной стратегии в ключевых сферах деятельности министерства (многосферные операции, финансовая аналитика, процесс принятия решений руководящим составом) и своевременно вносить в нее изменения в случае необходимости. Многосферные операции. Персонал, в чьи задачи входит администрирование данных, обязан тесно взаимодействовать со штабами различного уровня, группой разработчиков программного обеспечения, объединенным центром разработки искусственного интеллекта в интересах синхронизации данных с подразделениями тактического звена. Качественно проработанные стандарты обработки и передачи информации напрямую влияют на боеготовность. Проведение совместных многосферных мероприятий боевой подготовки способствует получению ценного опыта и определению актуальных приоритетов развития в указанной сфере. По мере выявления проблемных аспектов администраторы данных во взаимодействии с пользователями вырабатывают предложения по усовершенствованию оборудования, ПО и порядка взаимодействия. В документе подчеркивается, что с экономической точки зрения модернизация большого количества устаревших информационных систем неэффективна. Требованием к перспективным разработкам является совместимость данных, возможность обновления программного обеспечения и подключения к «облачным» сервисам. Системные администраторы управлений министерства обороны отвечают за информирование персонала о таких разработках, проводимых в ведомстве или сторонних организациях. Таким образом, деятельность Пентагона по его преобразованию в сетецентричное ведомство во многом зависит от эффективного взаимодействия ответственных за администрирование данных с потребителями. Обеспечение процесса принятия решения. Командование обеспечивает создание качественной инфраструктуры в интересах принятия широко спектра управленческих решений, таких, как реализация положений стратегии национальной обороны. Специалисты ведомства в сфере информационных технологий отвечают за предоставление своевременной и достоверной информации потребителям, а также за формирование набора инструментов для анализа и визуализации данных. Такой подход позволит ведомству оперировать «живыми», интерактивными формами отображения сведений вместо статических слайдов. Финансовая аналитика. Начальник финансовой службы министерства обороны во взаимодействии с главным координатором по управлению повседневной деятельностью и другими должностными лицами осуществляет руководство процессами сбора, анализа и отображения различной финансовой информации, включая данные о ведомственном бюджете, программах приобретений ВВТ, инвентаризационных ведомостях, тыловом обеспечении и личном составе. В свою очередь, администрирующий персонал обеспечивает проверку источников информации, присвоение ей метаданных, таксономии, а также корректное функционирование интерфейсов. Такая совместная деятельность различных категорий сотрудников позволит в будущем перейти на использование единой информационной системы в масштабах всего министерства. Реализация принципов настоящей стратегии является одной из основных задач министерства обороны. В целях исполнения ее положений департаментам оборонного ведомства предписано разработать новые или скорректировать имеющиеся планы. Координация деятельности в данной сфере возложена на совет министерства обороны по администрированию. Кроме этого, информационная стратегия Пентагона содержит план по его реорганизации в сетецентричное ведомство, что подразумевает тесное взаимодействие между администраторами и потребителями, особенно из состава боевых подразделений. В заключение документ подчеркивает, что каждый командир (начальник) должен рассматривать информацию как оружие, обеспечивая надлежащий порядок ее обработки и передачи. В связи с этим персоналу министерства необходимо регулярно проходить курсы повышения квалификации по работе с данными в интересах обеспечения информационного превосходства США над противником как в повседневной деятельности, так и в условиях боевых действий. 1 Сетецентричность – характеристика информационной среды, в которой данные являются основным и постоянным ресурсом, отделенным от программного обеспечения, что делает их доступными для широкого спектра аналитических инструментов внутри домена и за его пределами. 2 Реализация планов и практических мероприятий по получению, обработке и защите данных на протяжении всего их жизненного цикла. Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 939 | | |
Всего комментариев: 0 | |