search
menu
person

NEWS AND UDATES


Основные положения нормативно-правовой базы строительства и применения вооруженных сил США (2021)

Основные положения нормативно-правовой базы строительства и применения вооруженных сил США (2021)

Ю. Мгимов,
О. Метров

В современных условиях развития военно-политической обстановки в мире важное значение приобретает нормативно-правовое обеспечение деятельности вооруженных сил (ВС) в целом и их отдельных компонентов.

В Соединенных Штатах существует достаточно четкое правовое регламентирование военной деятельности, что находит свое отражение в федеральных законах и различных подзаконных актах, касающихся ВС.

Термин "нормативно-правовая база" (НПБ), затрагивающий военную сферу, трактуется следующим образом.

В широком смысле понятие НПБ представляет собой совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере строительства и применения ВС как военно-силового элемента общего государственного механизма. На практике это выражается в юридическом закреплении предназначения вооруженных сил для решения внутренних и внешних задач, определения их роли и места в обществе, а также закрепления социально-правового статуса военнослужащих.

В узком смысле термин НПБ включает в себя подготовку и реализацию комплекса конкретных мероприятий организационного и юридического характера, направленных на реализацию правовых норм, принципов, требований и льгот для военнослужащих в возможных условиях применения ВС. Имеются в виду мирное время, кризисные ситуации и военные конфликты.

Руководство США рассматривает нормативноправовую базу в качестве важнейшего инструмента обеспечения национальной безопасности, достижения приоритетного международного положения в глобальном масштабе, защиты и продвижения политических и экономических интересов страны в любом регионе мира.

Белым домом и военным руководством страны декларируются следующие основные задачи ВС:
- обеспечение ядерного сдерживания и разгром равного по силе противника;
- проецирование силы и использование военного присутствия в целях продвижения национальных интересов;
- противодействие распространению ядерного оружия и других видов ОМП;
- борьба с терроризмом;
- защита территории страны и оказание помощи гражданским властям в экстремальных ситуациях;
- участие в боевых иррегулярных действиях;
- участие в противоповстанческих, гуманитарных и других операциях.

С учетом этих задач формируется их правовое обеспечение, официально закрепленное в документе "Оперативное право", который разрабатывается правовым управлением обеспечения национальной безопасности Центра правовых исследований сухопутных войск США.

В нем изложены основные принципы и факторы, на которых строится нормативно-правовая база строительства и применения американских ВС.

К числу новых или обновленных принципов можно отнести следующие.

Принцип военной необходимости предусматривает меры, не запрещенные международным правом, которые важны для обеспечения максимально быстрого противодействия противнику.

Принцип разделения субъектов права требует, чтобы противоборствующие стороны при ведении военных действий разделяли субъекты права на военнослужащих и гражданских лиц, а объекты воздействия - на военные и гражданские.

Принцип пропорциональности предусматривает заблаговременный учет возможных потерь при проведении операций, а также сопутствующего ущерба при воздействии на военные объекты. При этом наносимый случайный ущерб не считается нарушением международного права.

Принцип гуманности требует от применяемых ВС избегать чрезмерного насилия по отношению к противнику, прежде всего чрезмерного использования летальных видов оружия, особенно оружия массового поражения. Необходимо подчеркнуть, что на практике согласно официальным документам военно-юридическая служба МО США должна заниматься рассмотрением правовых аспектов чрезмерного применения вооружения и военной техники еще в период процесса закупки, то есть до практического их развертывания.

Принцип "длинной руки" - ФБР и ряд других федеральных органов имеют право захвата на территории любого иностранного государства и вывоза в Соединенные Штаты лица, совершившего теракт против американского гражданина или собственности, в случае невозможности его экстрадиции. Для этих целей чаще всего задействуется отряд "Дельта" из оперативного отряда СпН армии США.

Все перечисленные принципы, по оценке военных юридических экспертов, обеспечивают как теоретическую разработку правовой регламентации применения ВС, так и ее практическую реализацию в различных условиях военно-стратегической обстановки.

К числу факторов, определяющих НПБ, по взглядам американских экспертов-правоведов, с учетом существующих и перспективных угроз в мире, относятся следующие: военные, внутриполитические, финансово-экономические, а также наличие неопределенностей.

Военные факторы охватывают широкий диапазон: от военно-политической обстановки в мире, роли и места в ней ВС США, наличия комплекса внешних и внутренних угроз до способности и практической возможности американских вооруженных сил эффективно решать задачи в рамках имеющегося или планируемого правового поля их применения. К числу наиболее важных факторов следует отнести возрастающую необходимость более широкого и разнообразного применения военных структур, что, в свою очередь, требует разработки новых и корректировки существующих правовых норм и требований, особенно в области борьбы с терроризмом, а также быстрого реагирования на кризисные ситуации.

Внутриполитические факторы в правовой области применения ВС определяются деятельностью всех ветвей государственной власти, так как сам механизм и процесс нормативно-правового обеспечения в интересах эффективности требует объединения усилий всех уровней государственного управления.

Основная направленность их правовых действий - разработка и последующая реализация НПБ ВС для обеспечения следующих ключевых сфер возможного применения вооруженных сил: отражение внешних угроз, борьба с терроризмом, готовность к внутренним кризисным ситуациям, защита критически важных объектов на территории США.

Финансово-экономические факторы содержат четыре основных элемента: адекватное финансирование правовой деятельности, проведение комплекса обоснованных в правовом отношении мероприятий по недопущению разрушения внутренней финансовой системы, а также привлечение финансовых ресурсов отдельных штатов, городских властей и частного сектора. Все это требует четкой и обоснованной разработки военного бюджета, его детального рассмотрения и утверждения высшим законодательным органом страны и президентом, а также последующего контроля правомерного его исполнения, включая область строительства и применения ВС в рамках существующего законодательства.

Наличие неопределенностей влияет на эффективность планирования и реализацию правовых мероприятий. К наиболее значимым из них относят следующие:
- широкий диапазон угроз внешней и внутренней безопасности, что в правовой области затрудняет прогнозирование и корректировку правового поля;
- трудно предсказуемый рост числа "асимметричных" противников;
- отсутствие четкой правовой определенности по виду и масштабу возможного привлечения ВС к соответствующим военным операциям.

В перспективе диапазон неопределенностей правового использования ВС будет расширяться, а их характер изменится в связи с трансформацией угроз, совершенствованием форм и способов действий противников.

Международно-правовые аспекты роли и места применения вооруженных сил регламентируются положениями и требованиями международного общего права, международного гуманитарного права, а также международным оперативным правом и соглашениями, заключенными субъектами международных отношений.

Базовым документом в этой области является устав ООН, и прежде всего главы VI "Мирное разрешение международных споров", VII "Действия в отношении угроз миру, нарушений мира и актов агрессии", а также ст. 51 о праве нации на самооборону. На практике в случае конфликта использование воинских контингентов США основывается на более конкретных документах оперативного характера: Мандат ООН, "Соглашение о статусе ВС в стране пребывания", "Соглашение по задачам" и "Правила применения сил". Важная роль этих документов состоит в том, что они определяют, когда и как могут быть применены выделенные силы, а также отражают законы и правила проведения операций, содержат правовые ограничения, особенности оперативной обстановки и др.

Следует особо отметить пакет правовых аргументов, используемых для обоснования применения ВС якобы в рамках международного права, к которым применяется следующая терминология: "подразумеваемые полномочия", "исключительные обстоятельства", "гуманитарные вмешательства".

Подразумеваемые полномочия основываются на ранее принятых решениях СБ ООН в отношении какой-либо сложившейся ситуации в рамках главы VII Устава ООН "Действия в отношении угроз миру, нарушений мира и актов агрессии" (ст. 39-42). При этом американские правоведы считают допустимым расширительное толкование таких решений в интересах обеспечения национальных интересов США, что и происходит на практике, например в Сирии.

Исключительные обстоятельства подразумевают, по взглядам американских экспертов, возможность действовать, вообще не считаясь с принятыми международно-правовыми нормами, в ситуациях, когда затронуты жизненно важные интересы государства.

Гуманитарное вмешательство предусматривает самостоятельное введение воинских формирований США на территорию другого государства или какие-либо другие действия в гуманитарных целях для жизнеобеспечения его населения и инфраструктуры этого государства, поставленных под угрозу внутренней политической или экономической дестабилизации.

Необходимо подчеркнуть, что применительно к организационно-правовым аспектам формирования и применения НПБ и использования на этой основе ВС США, американские специалисты-правоведы отмечают две особенности, характерные для ведения военных операций.

Первая заключается в том, что в рамках министерства обороны и ВС США в настоящее время фактически сформировалось "Объединенное правовое сообщество", которое включает комплекс правовых структур МО и ВС, планирующих и решающих задачи правового обеспечения на основе принципа "объединенности" при взаимодействии с рядом федеральных гражданских структур (конгресс, министерство юстиции, государственный департамент, ФБР и др.).

Данное сообщество осуществляет правовые функции в широком диапазоне в интересах совместных операций на всех уровнях руководства вооруженными силами. В целом же оно несет ответственность за практическое применение НПБ в военных и невоенных операциях ВС США, включая участие в их планировании и оценке результатов, прежде всего в рамках правовой совместимости, а также за сбор, анализ, распределение и сохранение правовой информации по всем аспектам проводимых или планируемых операций.

Вторая особенность функционирования НПБ заключается в том, что особый акцент делается на правовую поддержку воинских формирований. Любая военная операция требует наличия соответствующей военно-юридической структуры (отделения, отдела, службы) в составе штаба формирования.

Практика применения ВС США в современных многонациональных военных операциях (Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия) выявила повышенное внимание руководства США к принципу объединенности международно-правовых аспектов этих операций. Поэтому стабильный характер приобрела тенденция создания объединенных международных юридических групп. Они включают специалистов-правоведов всех участников проводимой операции, а их деятельность охватывает решение следующих правовых задач:
- координация и взаимодействие представителей военно-юридической службы участников операции, а также выработка совместных правовых рекомендаций;
- рассмотрение и расследование при необходимости иностранных претензий;
- разрешение конфликтных юридических вопросов;
- оказание помощи по правовым вопросам при взаимодействии в ходе военной операции с неправительственными и частными организациями, участвующими в проводимой операции.

В сфере военного строительства особое внимание в настоящее время уделяется силам специальных операций, которые рассматриваются в качестве наиболее эффективного инструмента решения задач по обеспечению безопасности и защите национальных интересов.

Таким образом, строительство ВС США, их роль, значение и ключевые направления деятельности законодательно в основном закреплены в томе 10 Свода законов США. Кроме этого, имеется пакет наставлений комитета начальников штабов по видам вооруженных сил, которые фактически и обеспечивают нормативно-правовую регламентацию их строительства и применения. Данная регламентация находится в стадии постоянной корректировки в связи с изменениями военно-стратегической обстановки в мире. В целом, по оценке американского военного руководства, существующая в настоящее время нормативно-правовая база строительства и применения ВС, несмотря на ее некоторую разобщенность, позволяет разрабатывать и проводить военные операции в соответствии с внутренним гражданским и военным законодательством.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №6. - С. 13-17

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (15.06.2021) | Автор: Ю. Мгимов
Просмотров: 241 | Теги: Ю. Мгимов, Нормативно-правовая база | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar