search
menu
person

NEWS AND UDATES


Основные составляющие информационных операций вооруженных сил США ч2 (2021)

Основные составляющие информационных операций вооруженных сил США ч2

Подполковник С. Заполев,
кандидат военных наук;
полковник С. Паршин

В первой части статьи1 были раскрыты концептуальные основы информационных операций (ИО), указаны их отличительные особенности от других видов противоборства, а также основные составляющие ИО согласно наставлению КНШ ВС США: стратегическая коммуникация (пропаганда); организация межведомственного взаимодействия; мероприятия по связям с общественностью; военно-гражданское взаимодействие; кибероперации; обеспечение безопасности информации; космические операции.

Под операциями военно-информационного обеспечения (Military Information Support Operation) в ВС США понимаются спланированные действия по разработке и производству материалов информационно-психологического воздействияx (ИПВ) и их передаче иностранной аудитории в интересах оказания влияния на эмоциональное состояние, мышление, убеждения, занимаемую позицию и в конечном счете на деятельность иностранных правительств, организаций, групп населения и отдельных лиц таким образом, чтобы достичь поставленных целей. Этот термин заменил ранее использовавшееся в руководящих документах ВС США понятие "психологические операции".

К материалам ИПВ на указанную целевую аудиторию относится пропагандистская и другая специальная информация, подготовленная для внедрения чуждых идеологических и социальных установок, формирования стереотипов поведения, изменения настроений, чувств и воли, склонения к отказу от ведения боевых действий, сопротивлению, предательству, сдаче в плен или дезертирству.

Для распространения специальной информации могут использоваться следующие средства:
– печатная продукция в виде листовок, флаеров, буклетов, газет, плакатов, книг, журналов, брошюр, календарей и т. п.;
– радиостанции, мобильные звуковещательные установки, переносные громкоговорители, радиоприемники;
– передачи (средства ТВ-вещания) для распространения кинофильмов и непосредственного общения с целевой аудиторией.

Операции по подготовке и распространению специальной информации – одна из важнейших составляющих ИО, в ходе которых ИПВ может осуществляться не только на потенциального или реального противника, но и на нейтрально настроенное и дружественное население страны военного конфликта.

Другой важнейшей составляющей информационных операций ВС США, от которой зависит эффективность их проведения, является разведывательная деятельность (Intelligence) – комплекс согласованных мероприятий, включающий планирование и применение сил и средств разведки; учет и систематизацию добытых разведывательных сведений; их изучение, анализ, обобщение и оценку; доведение (распространение или распределение) до заинтересованных потребителей сформированной разведывательной информации.

Под развединформацией в ВС США понимается конечный продукт деятельности соответствующих органов, сил и средств, полученный в результате добывания, обработки, анализа, обобщения, определения ценности и возможности использования разведсведений и другой информации, касающейся иностранных государств, вооруженных сил потенциального или реального противника либо его войск (сил), района предполагаемого проведения военной операции или конкретного ТВД. При этом получение этих сведений может осуществляться агентурной разведкой, разведкой, основанной на добывании информации из открытых источников, а также различными видами технической разведки и другими средствами.

Согласно руководящим документам ВС США разведка играет важную роль в обеспечении ИО. Наличие необходимой развединформации способствует лучшему пониманию происходящих не только в пределах информационного пространства, событий, ситуаций, обстоятельств, процессов, субъектов отношений, воспринимаемой действительности, ее конфликтов и т. п., но и в физических средах ведения военных (боевых) действий. Кроме того, органы и силы ИО используют ее для создания необходимых эффектов (то есть оказания влияния или воздействия) и оперативных условий в пределах указанных измерений информационного пространства, применяя для этого как имеющиеся в распоряжении средства, так и методы и способы оказания влияния, воздействия, нарушения или взятия под контроль процесса принятия решений противником, а также для защиты от аналогичных действий с его стороны.

Дезинформация (Military Deception) – деятельность по целенаправленному введению в заблуждение командования вооруженных сил противника, принуждающее его к бездействию (отказ от принятия невыгодных американскому командованию решений) или требуемые (желаемые) действия (принятие нужных ему решений), которые способствуют успешному выполнению задач своими войсками (силами).

Наиболее распространенными способами введения в заблуждение являются манипулирование информацией и "предоставление" противнику заведомо ложной информации. Так, может сообщаться информация, содержащая недостоверную хронологию событий, искажающая складывающуюся ситуацию в районе боевых действий, завышающая потери противника и занижающая потери своих войск (сил).

Для введения в заблуждение противника командование ВС США требует от органов и сил дезинформации глубокого знания системы управления его вооруженными силами в мирное и военное время и особенностей принятия решений. Достижение желаемого поведения противника в результате дезинформации обеспечивается созданием благоприятных условий для решения американскими войсками (силами) боевых задач.

Военная дезинформация тесно связана с такими составляющими ИО, как операции по подготовке и распространению специальной информации и обеспечение безопасности (скрытности) деятельности войск (сил).

Обеспечение безопасности (скрытности) деятельности войск/сил (Operations Security) – процесс выявления, контроля и управления критичной информацией и демаскирующими признаками объектов и характера действий своих войск (сил) в ходе их повседневной деятельности, оперативной и боевой подготовки и при проведении военных операций, а также разработки и реализации мер по устранению возможных каналов утечки сведений и минимизации ущерба, связанного с использованием потенциальным или реальным противником этой информации и признаков.

По отношению к критичной информации контролируются ее передача, хранение и обработка, вскрываются потенциальные уязвимости в системах ее защиты и в местах (точках) доступа к ней; составляется перечень обязательных к исполнению требований (правил и процедур) по ее распространению и использованию. После выявления демаскирующих признаков определяются для контроля наиболее информативно значимые и на их основе рассчитывается значение показателя разведывательной защищенности, который сравнивается с требуемым (эталонным) и при его несоответствии осуществляется управление характеристиками демаскирующих признаков. В обязательном порядке проводится оценка опасностей и угроз, связанных с возможным использованием противником этой информации и признаков. Повышение разведзащищенности в первую очередь осуществляется за счет выполнения мероприятий, направленных на снижение вероятности обнаружения и распознавания разведкой противника критичной информации и демаскирующих признаков, например применением цензурного контроля открытых источников информации, а также мероприятий по дезинформации противника и противодействию его разведке (с привлечением ответственных за данные мероприятия служб ВС США).

При этом под критичной (оперативно важной) информацией понимаются специфические секретные и несекретные сведения о намерениях, задачах и возможностях вооруженных сил США, которые необходимы потенциальному или реальному противнику для планирования и проведения комплекса мероприятий, направленных на гарантированный срыв или создание неприемлемых условий для выполнения поставленных перед американскими войсками (силами) задач.

Демаскирующие признаки в контексте обеспечения безопасности (скрытности) деятельности ВС выявляются в результате анализа особенностей видимой части деятельности своих войск (сил) и сведений, содержащихся в открытых источниках, которые могут быть систематизированы, проанализированы, обобщены и интерпретированы противником для формирования оценочных данных и выводов о состоянии, замыслах (планах), возможностях и выполняемых вооруженными силами США действиях или мероприятиях.

Обеспечение безопасности (скрытности) деятельности войск (сил) играет особую роль в исключении вскрытия (обнаружения, выявления) противником сведений, связанных с проведением ИО.

Специальные технические операции (СТО) – это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на защиту информационных ресурсов (информации), автоматизированных рабочих мест и мобильных терминалов информационных систем и терминалов коммуникационных сетей (далее – рабочих станций), режимных объектов (помещений) информационной и других инфраструктур ВС США путем обеспечения специальной технической верификации личности и проверки прав доступа военнослужащих и гражданского персонала вооруженных сил своей страны и союзных государств, а также сотрудников подрядных организаций, допущенных к ним.

Верификация и разграничение прав доступа осуществляются в соответствии с требованиями, процедурами и протоколами программ обеспечения специального доступа SAP (Special Access Programs) и SAR (Special Access Required), разработанных управлением национальной безопасности МО США. Для этого применяются аппаратно-программные средства аутентификации, проводимой с использованием пластиковых личных идентификационных карт общего пользования CAC (Common Access Card)2 и временных (гостевых) идентификационных карт разрешения доступа CAB (Common Access Billet)3, а также систем контроля доступа, основанных на аутентификации пользователей по биологическим особенностям (признакам), таким как рисунки радужной оболочки глаза и сетчатки глаза, геометрия и температурная карта лица, геометрия ладони и отпечаток пальца.

В совокупности перечисленное составляет основу системы многофакторной идентификации, широко используемой в ВС США для повышения безопасности за счет мероприятий проверки разрешения на вход в режимные помещения и доступ к рабочим станциям. Кроме того, используется инфраструктура открытых ключей PKI (Public Key Infrastructure) – набор программных и аппаратных средств, обеспечивающих конфиденциальность информации, ее целостность, аутентификацию пользователей и подтверждение совершенных ими действий.

В частности, она позволяет разграничить доступ к служебным, секретным, совершенно секретным сведениям с особым режимом хранения и доступа.

За выполнение специальных технических операций отвечают соответствующие подразделения и отдельные должностные лица (далее – органы) штабов, пунктов управлений и других режимных объектов звена управления "дивизия и выше" ВС США. Руководители органов СТО являются советниками командующего (командира, начальника) и в обязательном порядке участвуют в планировании и контроле обеспечения на указанных объектах информационной и физической безопасности.

Основные задачи органов СТО:
– внедрение, эксплуатация и сопровождение (улучшение, оптимизация и устранение дефектов и недоработок) специальных аппаратно-программных средств проверки разрешения на вход в режимные объекты и доступ к рабочим станциям;
– консультирование и оказание помощи в выполнении (удовлетворении) требований программ SAP и SAR по обеспечению защищенного функционирования рабочих станций информационных систем и коммуникационных сетей, а также правильного использования карт CAC и CAB;
– контроль соблюдения требований по работе со сведениями, составляющими государственную тайну, на режимных объектах и рабочих станциях. В эту задачу входит исключение случаев несанкционированного доступа, использования и раскрытия данных, касающихся информационных операций ВС США.

Стоит отметить, что специальные технические операции, проводимые в рамках ИО, нацелены на решение двух основных задач:
– обеспечение контрразведывательной блокировки внутренних (инсайдерских) угроз на режимных объектах и рабочих станциях;
– поддержка сил киберопераций по защите информационных систем и коммуникационных сетей ВС США.

Операции в электромагнитном спектре (Electromagnetic Spectrum Operations) включают в себя выполнение мероприятий по управлению использованием ЭМС и применение сил и средств электромагнитной войны.

Управление использованием электромагнитного спектра (Electromagnetic Spectrum Management) заключается в осуществлении планирования, координации деятельности и руководстве использованием ЭМС путем выполнения ряда оперативных, тактических и административных процедур. Одной из основных задач этой деятельности является обеспечение функционирования боевой техники, систем оружия, автоматизированных систем управления, информационных систем, коммуникационных сетей, электронной аппаратуры и устройств за счет недопущения электромагнитных помех.

Электромагнитная война (Electromagnetic Warfare)4 определяется как военные действия войск (сил), включающие в себя использование энергии электромагнитных излучений и другой направленной энергии для контроля процессов в ЭМС или для непосредственного воздействия на противника. За последние 50 лет применение в США военными и гражданскими техническими средствами ресурсов ЭМС достигло порогового уровня: от задействования отдельных частот или полос частот до "перегруженности" спектра.

По взглядам командования ВС США, контроль за использованием частотного ресурса своими войсками (силами) и противником, а также решение наступательных и оборонительных задач электромагнитной войны становятся все более актуальными в связи с активным внедрением во всех ведущих зарубежных странах сетевых, коммуникационных и других информационных технологий, что и определяет важнейшую роль операций в ЭМС при проведении ИО.

Использование лидеров иностранных целевых аудиторий (Key Leader Engagement) – преднамеренные, спланированные встречи (контакты) военного руководства и других представителей вооруженных сил США с лидерами иностранных целевых аудиторий, в ходе диалога с которыми отрабатываются варианты взаимодействия, сотрудничества или нейтралитета для наиболее эффективной реализации целей и задач, стоящих перед командованием американской группировки войск (сил).

Эти встречи используются для решения следующих задач:
– выявление официальных и неформальных лидеров на любом уровне управления иностранного государства;
– поддержка контактов с лидерами иностранной целевой аудитории;
– оказание на них необходимого влияния с целью установления доверительных отношений и формирования в обществе или у населения более благоприятного либо терпимого отношения к американским войскам (силам).

Объектами воздействия могут быть религиозные лидеры, лидеры гражданского общества, руководство научных и учебных заведений, вожди племен и т. п.

Таким образом, информационные операции ВС США можно рассматривать как совместную и согласованную деятельность специальных, функционально ориентированных на действия в информационном пространстве, органов (сил) и средств по достижению информационного превосходства над потенциальным или реальным противником в интересах решения национальными войсками (силами) задач проводимой военной операции и достижения военных и иных целей.

Завоевание и удержание информационного превосходства осуществляются в первую очередь путем воздействия на информационные системы, иностранные целевые аудитории, включая руководящий и личный состав вооруженных сил противника, с одновременной защитой от аналогичных действий с его стороны.

Американское командование выделяет 14 основных составляющих информационных операций, к которым относятся стратегическая коммуникация, мероприятия по связям с общественностью, военно-гражданское взаимодействие, использование лидеров иностранных целевых аудиторий, кибероперации, распространение специальной информации и др. Применение соответствующих сил и средств может быть ориентировано на объекты потенциальных и реальных противников, действующих как непосредственно в информационном пространстве, так и в физических сферах военных (боевых) действий. Ведение вооруженными силами США противоборства одновременно во всех операционных сферах позволяет не только увеличивать пространственный размах военных действий до глобального масштаба, но и обеспечивать существенные преимущества перед противником.

1 Начало см.: Зарубежное военное обозрение. – 2021. – № 10. – С. 3–11.

2 Личные идентификационные карты общего пользования CAC выдаются военнослужащим и гражданскому персоналу ВС США.

3 Временные идентификационные карты разрешения доступа CAB выдаются военнослужащим и гражданскому персоналу вооруженных сил стран-союзников США и сотрудникам порядных организаций, допущенных на режимные объекты (помещения) и к рабочим станциям американских войск (сил).

4 В российских СМИ американский термин electromagnetic warfare часто переводят как "радиоэлектронная борьба" (РЭБ) в связи с имеющимися между ними соответствиями. Однако необходимо учитывать различия, которые российская военная наука выделяет при исследовании их сущности и содержания. Например, электромагнитная война – это один из видов военных действий (а не вид оперативного (боевого) обеспечения), в ходе которых задействуются частоты различных диапазонов ЭМС (не только радиодиапазона) и может осуществляться воздействие как на электронные средства и объекты, так и на личный состав противника. Эти детали позволяют правильно проводить анализ стратегий и концепций применения командованием ВС США соответствующих сил и средств, определять их состав, цели, задачи, возможности, объекты воздействия и защиты.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №11. - С. 27-33

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (21.11.2021) | Автор: Подполковник С. Заполев
Просмотров: 132 | Теги: информационные операции, нформационная борьба, С. Заполев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar