search
menu
person

NEWS AND UDATES


Рельсотрон проиграл пороху: почему в США закрыли проект электромагнитного оружия после 16 лет работ (2021)

Рельсотрон проиграл пороху: почему в США закрыли проект электромагнитного оружия после 16 лет работ

                                                                         Олег Катков

                                                                                                    Главный редактор программ

                                                                                                            Информационно-консалтинговой

                                                                                                компании Defense Express

Пентагон официально закрывает разработку рельсотрона после 16 лет работ.

Военно-морские силы США решили окончательно закрыть проект по созданию рельсотрон - мощной электромагнитной системы, которая была способна разогнать снаряды до 6 Махов (около 7350 км / ч) и стрелять на 200 км.

Об этом говорит запрос на бюджетные средства американского флота на следующий финансовый год, в котором подчеркнуто, что все работы будут завершены в 2021 году, а их результат передан в архив.

 

Рельсотрон Blitzer от General Atomics. Для увеличения изображения - кликните на фото.

 

 

 

В целом программа по созданию рельсотрон продолжалась 16 лет и велась компаниями BAE Systems и General Atomics, которые создали собственные демонстраторы. Стоимость работ из-за того, что они велись по различным программам, исследовать довольно сложно, однако минимальная известна сумма – 500 млн. долларов.

Но если рельсотрон Blitzer от General Atomics по своим размерам был относительно реалистичный, то проект BAE Systems выглядит просто монструозное.

 

 

 

  Рельсотрон BAE Systems. Для увеличения изображения - кликните на фото.

 

 

 

 

 

Несмотря на достигнутые результаты, программу свернули, а Пентагон получил 29,5 млн. долларов для ее завершения в рамках программы INP Advanced Technology Development. Причину этого решения, хотя официально не называются, но вполне логична - это оружие просто негде использовать. Потому рельсотроны требуют мощных источников энергии, которые сейчас можно разместить исключительно на кораблях.

Поэтому и носителем рельсотрона должны были стать стелс-эсминцы проекта Zumwalt с дизель-газотурбинным генератором мощностью 78 МВт, который приводит в действие электрогенераторы, питание из которых распределяется на все системы корабля.

Но как раз с Zumwalt в ВМС США вышла довольно спорная ситуация. В начале 2000-х планировалось, что ВМС США получат 32 эсминца, которые станут чуть ли не основной надводной ударной силой флота, конечно после авианосцев. Их разработка стоила более 10 млрд долларов, однако уже в 2008 году эти планы сократились лишь до трех кораблей.

Поэтому и дорабатывать до серийного производства революционный рельсотрон, который будет установлен только на трех кораблях, просто невыгодно. А новым основным оружием Zumwalt должны стать гиперзвуковые ракеты, которые будут интегрированы и на другие корабли ВМС США и размещены в универсальных шахтах.

И по сравнению с ними, рельсотрон начинает терять свои преимущества, которые сначала казались вполне логичными: возможность довольно дешевыми снарядами наносить удары на расстояние в несколько сотен километров.

Но для обеспечения точности выстрела на дистанцию ​​в 200 км все же необходимы довольно высокоточные снаряды, которые должны быть рассчитаны на огромные перегрузки и поэтому стоят, по разным источникам, 0,8-1,2 млн долларов за единицу.

Во-вторых, эксплуатационные расходы на содержание рельсотрон в боеспособном состоянии, как и для любого нового, а в данном конкретном случае, еще и крайне мелкосерийного образца, будут постоянно "вытаскивать" значительные суммы.

Поэтому использование рельсотрона просто невыгодно по сравнению с гиперзвуковыми ракетами, которые имеют не меньшую скорость, однако большую дальность при почти одинаковых шансах преодолеть противоракетную оборону противника.

Кстати к этому же выводу, но в отношении любых артиллерийских систем с дальностью выстрела более 15 км пришли и в бундесвере.

Что до эсминца Zumwalt, то его высокая энергетическая мощность может понадобиться для установки на нем лазерного оружия. И если сейчас имеющиеся в США образцы типа AN-SEQ-3 позволяют бороться с БПЛА, то, например израильский проект Iron Beam уничтожает ракеты и даже артиллерийские снаряды.

 

 

Боевой лазер AN-SEQ-3. Для увеличения изображения - кликните на фото.

 

 

 

 

Однако программа по созданию рельсотрона все же дала довольно положительный результат. Потому что для него в ВАЕ Systems специально разработали высокоскоростной снаряд HVP (Hypervelocity Projectile), который в 127-мм исполнении под обычные корабельные "пороховые" пушки может разгоняться до 3 Махов (около 3674 км / ч). Еще в 2018 году его успешно испытали на эсминец USS Dewey.

 

 

 Снаряд HVP. Для увеличения изображения - кликните на фото.

 

 

 

Этот же снаряд уже адаптировали и под "сухопутный" 155-мм калибр и на учениях выстрелом этим снарядом с САУ сбили крылатую ракету. То есть переход на такие снаряды позволяет немного пересмотреть возможности артиллерии не только в сторону увеличения дальности выстрела.

Даже учитывая то, что последняя версия американской САУ M109A7 со стволом в 58 калибров и обновленным высокоточным Excalibur успешно уничтожает цели с рекордных 70 километров, а с HVP будет иметь еще лучшие показатели.

Хотя, опять же, вопрос что выгоднее: снаряд или ракета, остается открытым. Но в любом случае, проекты по рельсотронам, в свое время хотели установить даже на бронетехнику, по крайней мере в США, будут ждать появления дешевых и мощных миниатюрных источников электроэнергии. И именно они имеют все шансы прекратить гегемонию пороха на поле боя, которая продолжается уже многие столетия.

Опубликовано 05.06.2021

Defense Express

 

 

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: fyls77 (05.06.2021)
Просмотров: 1035 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar