Рельсотрон проиграл пороху: почему в США закрыли проект электромагнитного оружия после 16 лет работ Олег Катков Главный редактор программ Информационно-консалтинговой компании Defense Express Пентагон официально закрывает разработку рельсотрона после 16 лет работ. Военно-морские силы США решили окончательно закрыть проект по созданию рельсотрон - мощной электромагнитной системы, которая была способна разогнать снаряды до 6 Махов (около 7350 км / ч) и стрелять на 200 км. Об этом говорит запрос на бюджетные средства американского флота на следующий финансовый год, в котором подчеркнуто, что все работы будут завершены в 2021 году, а их результат передан в архив.
Рельсотрон Blitzer от General Atomics. Для увеличения изображения - кликните на фото.
В целом программа по созданию рельсотрон продолжалась 16 лет и велась компаниями BAE Systems и General Atomics, которые создали собственные демонстраторы. Стоимость работ из-за того, что они велись по различным программам, исследовать довольно сложно, однако минимальная известна сумма – 500 млн. долларов. Но если рельсотрон Blitzer от General Atomics по своим размерам был относительно реалистичный, то проект BAE Systems выглядит просто монструозное.
Рельсотрон BAE Systems. Для увеличения изображения - кликните на фото.
Несмотря на достигнутые результаты, программу свернули, а Пентагон получил 29,5 млн. долларов для ее завершения в рамках программы INP Advanced Technology Development. Причину этого решения, хотя официально не называются, но вполне логична - это оружие просто негде использовать. Потому рельсотроны требуют мощных источников энергии, которые сейчас можно разместить исключительно на кораблях. Поэтому и носителем рельсотрона должны были стать стелс-эсминцы проекта Zumwalt с дизель-газотурбинным генератором мощностью 78 МВт, который приводит в действие электрогенераторы, питание из которых распределяется на все системы корабля. Но как раз с Zumwalt в ВМС США вышла довольно спорная ситуация. В начале 2000-х планировалось, что ВМС США получат 32 эсминца, которые станут чуть ли не основной надводной ударной силой флота, конечно после авианосцев. Их разработка стоила более 10 млрд долларов, однако уже в 2008 году эти планы сократились лишь до трех кораблей. Поэтому и дорабатывать до серийного производства революционный рельсотрон, который будет установлен только на трех кораблях, просто невыгодно. А новым основным оружием Zumwalt должны стать гиперзвуковые ракеты, которые будут интегрированы и на другие корабли ВМС США и размещены в универсальных шахтах. И по сравнению с ними, рельсотрон начинает терять свои преимущества, которые сначала казались вполне логичными: возможность довольно дешевыми снарядами наносить удары на расстояние в несколько сотен километров. Но для обеспечения точности выстрела на дистанцию в 200 км все же необходимы довольно высокоточные снаряды, которые должны быть рассчитаны на огромные перегрузки и поэтому стоят, по разным источникам, 0,8-1,2 млн долларов за единицу. Во-вторых, эксплуатационные расходы на содержание рельсотрон в боеспособном состоянии, как и для любого нового, а в данном конкретном случае, еще и крайне мелкосерийного образца, будут постоянно "вытаскивать" значительные суммы. Поэтому использование рельсотрона просто невыгодно по сравнению с гиперзвуковыми ракетами, которые имеют не меньшую скорость, однако большую дальность при почти одинаковых шансах преодолеть противоракетную оборону противника. Кстати к этому же выводу, но в отношении любых артиллерийских систем с дальностью выстрела более 15 км пришли и в бундесвере. Что до эсминца Zumwalt, то его высокая энергетическая мощность может понадобиться для установки на нем лазерного оружия. И если сейчас имеющиеся в США образцы типа AN-SEQ-3 позволяют бороться с БПЛА, то, например израильский проект Iron Beam уничтожает ракеты и даже артиллерийские снаряды.
Боевой лазер AN-SEQ-3. Для увеличения изображения - кликните на фото.
Однако программа по созданию рельсотрона все же дала довольно положительный результат. Потому что для него в ВАЕ Systems специально разработали высокоскоростной снаряд HVP (Hypervelocity Projectile), который в 127-мм исполнении под обычные корабельные "пороховые" пушки может разгоняться до 3 Махов (около 3674 км / ч). Еще в 2018 году его успешно испытали на эсминец USS Dewey.
Снаряд HVP. Для увеличения изображения - кликните на фото.
Этот же снаряд уже адаптировали и под "сухопутный" 155-мм калибр и на учениях выстрелом этим снарядом с САУ сбили крылатую ракету. То есть переход на такие снаряды позволяет немного пересмотреть возможности артиллерии не только в сторону увеличения дальности выстрела. Даже учитывая то, что последняя версия американской САУ M109A7 со стволом в 58 калибров и обновленным высокоточным Excalibur успешно уничтожает цели с рекордных 70 километров, а с HVP будет иметь еще лучшие показатели. Хотя, опять же, вопрос что выгоднее: снаряд или ракета, остается открытым. Но в любом случае, проекты по рельсотронам, в свое время хотели установить даже на бронетехнику, по крайней мере в США, будут ждать появления дешевых и мощных миниатюрных источников электроэнергии. И именно они имеют все шансы прекратить гегемонию пороха на поле боя, которая продолжается уже многие столетия. Опубликовано 05.06.2021
Смотрите также | ||||||
| ||||||
Просмотров: 1035 | |
Всего комментариев: 0 | |