search
menu
person

NEWS AND UDATES


Роль человеческого фактора при планировании операций (по взглядам специалистов армии США) (2022)

Роль человеческого фактора при планировании операций (по взглядам специалистов армии США)

Полковник запаса С.В. Гончаров,
кандидат педагогических наук
Полковник запаса В.В. Плисов

Сегодня, помимо развития традиционных средств и способов ведения войны, все большее значение приобретают относительно новые технологии. Так, в интервью журналу "Арсенал Отечества" в конце марта 2021 года советник Министра обороны РФ Андрей Ильницкий рассказал о готовности США вести ментальные войны1.

При этом следует особо подчеркнуть, что взгляды наших политических оппонентов на активное применение знаний о психологии человека и социальных групп в ходе ведения военных действий уже давно не являются декларативными — они систематизированы и изложены в основополагающих документах по подготовке и применению вооруженных сил. Например, в "Концепции многосферных операций армии США в 21 веке" (в дословном переводе: "Многосферное сражение: эволюция совместных действий различных видов вооруженных сил в XXI веке.

2025—2040 гг.") однозначно указывается, что для достижения превосходства над противником в войнах XXI века должны использоваться возможности (окна преимуществ) во всех областях: физической, виртуальной (информационно-технической) и когнитивной (психологической)2.

В свою очередь, разработанная специалистами вооруженных сил США технология создания "когнитивных окон возможностей" во многом опирается на принятую в октябре 2016 года "Общую концепцию человеческих аспектов военных операций".

Целью данной Концепции является пересмотр места человеческого фактора в современной войне и способов его использования с целью повышения эффективности традиционных средств вооруженной борьбы.

Общая концепция человеческих аспектов военных операций

Сразу необходимо оговориться, что в указанном документе под человеческим фактором понимаются физические, культурные, психологические и поведенческие характеристики отдельных лиц или групп людей, которые выражаются в их взглядах, особенностях восприятия различных ситуаций и мотивах поведения3. В свою очередь, здесь же определяется, что на поведение людей и на процесс принятия ими решений наиболее существенное влияние оказывают социальные, культурные (социокультурные), физические, информационные и психологические* явления (факторы), сложившейся обстановки (операционной среды).

Согласно Концепции, во время планирования операций основными требованиями (императивами) к командирам воинских формирований и штабам в работе с человеческим фактором противника являются (рис.):
• выявление субъектов, оказывающих наиболее существенное влияние на цели конфликта и их окружения (Identify);
• оценка действий этих субъектов в контексте интересов США (Evaluate);
• предвидение решений, принимаемых "релевантными лицами" (Anticipate);
• влияние на их волю и решения (Infl uence).

Перечисленные императивы непосредственно связаны с порядком принятия вражеским командиром решения: cбор исходной информации (monitor); оценка обстановки (assess); планирование (plan); руководство (direct). Поскольку предполагается, что противник с большой долей вероятности также будет психологически воздействовать на командование группировки войск США в районе проведения операции, деятельность по реализации человеческого фактора, согласно JC-HAMO, обязательно должна содержать и меры по противодействию подобному давлению.

В современной военно-политической терминологии США видное место занимает понятие "релевантные действующие лица" — Relevant Actors. Речь идет об отдельных субъектах (руководителях, должностных лицах, общественных деятелях, политических лидерах), оказывающих существенное влияние на принятие противоборствующей стороной стратегических решений, что во многом будет определять ход операции или проведение тактических действий.

В ходе военного конфликта данные субъекты могут привлекать для борьбы с агрессором немалые ресурсы.

Они же способны оказывать воздействие на других людей через социокультурные, политические, экономические, информационные отношения (связи), а также через глобальные и корпоративные электронные сети (Associated Networks).

Для того чтобы определить, кто же действительно является "релевантным субъектом", представителям американского командования, отвечающим за проведение операции, рекомендуется в первую очередь четко осознать ее цель, а затем оценить какое влияние (негативное, нейтральное или положительное) в сложившейся обстановке могут оказать другие действующие лица конфликта. Отдельному анализу подлежат как материальные, так и нематериальные ресурсы, которыми распоряжаются указанные лица на стороне противника, степень их влияния на общество, их ключевые интересы и психологические особенности, общие позиции и разногласия, а также исторические и современные обстоятельства возникновения конфликта. Иерархия "ценностей" "релевантных субъектов" помогает понять их убеждения, предвидеть поведение сейчас и в будущем. Причем важность "ценностей" у данных лиц во многом обуславливают их религиозная и этническая принадлежность, пол, язык, социальное положение, род занятий, место рождения.

Существенное влияние на ход конфликта и операции, по мнению американских военных специалистов, могут оказывать и общественные объединения: политические партии, профсоюзы, благотворительные фонды, религиозные организации, органы местного самоуправления.

Особенно подчеркивается, что современные информационные технологии позволяют "ключевым игрокам" управлять конфликтом, находясь далеко от его географических границ4.

Оценка действий ключевых лиц конфликта согласно "Общей концепции человеческих аспектов военных операций" должна осуществляться диалектически на основе системноисторического подхода. Проще говоря: "изучение прошлого, позволяет понять будущее" и выявить особенности национальной психологии, а также тенденции изменений факторов, влияющих на поведение людей, с которыми армия США вступила в военное противоборство. С точки зрения авторов Концепции, знание и понимание ключевых событий религиозного, культурного, исторического и политического характера, имевших место в прошлом любой из сторон конфликта, может помочь спрогнозировать действия и решения противостоящих США сил и тем самым улучшить шансы на успешное проведение операции. Например, нецелесообразно начинать военные действия с противником, когда в регионе отмечают особо чтимый ими религиозный или национальный праздник, поскольку со стороны местного населения данный факт может вызвать негативную реакцию. Не менее важно оценивать и учитывать уровень подготовки военнослужащих противника, их моральное состояние, слаженность действий подчиненных воинских формирований и прежде всего характеристики на их командиров.

Согласно Концепции при планировании операций учет факторов, определяющих поведение "релевантных субъектов" противника и их ментальных особенностей, обеспечивает:
• выбор командованием группировки американских войск оптимальных способов влияния на всю совокупность движущих сил вооруженного конфликта, включая способы борьбы с противостоящей стороной;
• создание эффективной технологии воздействия на все стороны конфликта (дружественные, нейтральные и враждебные) с помощью современных средств коммуникации и массовой информации;
• всестороннее согласование действий всех союзных США сил по достижению взаимовыгодных политических и военных целей;
• гарантированную и эффективную поддержку дружественным силам из состава местного населения, в интересах закрепления успеха операции.

По мнению аналитиков армии США, для грамотной и объективной оценки действий ключевых субъектов противника в военном конфликте требуется анализ всевозможных источников информации и активное привлечение внешних экспертов (антропологов, историков, психологов, экономистов и др.), владеющих местными языками, а также необходимыми политическими, экономическими и культурными знаниями о регионе.

При этом сведения, характеризующие человеческий фактор, должны собираться и анализироваться задолго до начала операции, а непосредственно во время ее проведения они уточняются. Затем делаются выводы и обосновываются предложения по успешной реализации цели США в районе конфликта, которые эксперты и представители военного командования доводят до политического руководства страны5.

Предвидение решений, принимаемых ключевыми игроками конфликта, судя по "Общей концепции человеческих аспектов военных операций", предполагает изучение:
• факторов, формирующих поведение людей;
• сложившейся обстановки;
• решений, которые субъекты принимали в прошлом в схожих обстоятельствах;
• последствий ранее принятых ими решений.

Указанные положения не являются абсолютно новыми для военной науки. Еще китайский полководец и военный теоретик IV века до н. э. У-Цзы учил: "Царство Янь по своей природе осторожное, его народ осмотрительный, ценит храбрость и справедливость, мало подвержен обману и всякого рода замыслам.

Поэтому они предпочитают обороняться и не двигать свои войска в походы. Способ наступления против них таков: бить и теснить, вторгаться и удаляться, стремительно атаковывать и так же неожиданно уходить.

В этом случае у командиров возникнут колебания, а у воинов боязнь. Следует осторожно, по скрытым дорогам выдвинуть колесницы и конницу, и тогда их полководец может попасть в плен. …Если вникнуть в эти положения и достойно оценить их, то можно атаковать вдвое превышающего по численности противника"6.
После того как возможные варианты действий противника спрогнозированы, согласно "Общей концепции человеческих аспектов военных операций", необходимо выбрать оптимальные (исходя из интересов США в регионе) методы влияния на волю и сознание его наиболее влиятельных лиц. Одним из них является поиск разногласий в коалиции недружественных сил.

Опираясь на имеющиеся оценки, командиры американских воинских формирований должны стремиться деморализовать и уничтожить наиболее решительных субъектов противоборствующей стороны, одновременно пытаясь переманить на свою сторону (принудить к "примирению") менее убежденных оппонентов7. Например, с помощью подкупа, как это было сделано накануне и во время войны в Ираке.

Особо подчеркивается, что со стратегической точки зрения, замысел любой военной операции можно считать правильным, если он способствует реализации национальных целей Соединенных Штатов в регионе. На оперативном и тактическом же уровнях командиры обязаны исходить из того, как планируемые ими действия могут укрепить решимость и потенциал союзников, убедить противника в тщетности его усилий, активизировать позицию (в интересах США) нейтральной стороны. Наиболее приемлемым результатом указанных действий должно стать прекращение военного конфликта и восстановление мира в выгодном для американского руководства формате8.

В "Общей концепции человеческих аспектов военных операций" речь идет о двух основных способах, посредством которых можно влиять на волю и решения ключевых субъектов конфликта:
1. Воздействие на них посредством применения силы или ее угрозы, обеспечивающее максимальный психологический эффект.
2. Влияние посредством повышения легитимности и создания дружественного потенциала.

Реализация первого способа начинается с выбора способа воздействия на ключевых субъектов противника, который позволит достичь желаемую цель, а какой окажется контрпродуктивным. Командному составу армии США вменяется в обязанность тщательно взвешивать психологические, политические и стратегические последствия своих решений в каждой конкретной ситуации. Например, не рекомендуются излишняя жестокость к противнику и причинение сопутствующего ущерба местному населению. Напротив, считается крайне целесообразным учитывать человеческий фактор при определении направления и времени нанесения удара по противоборствующей стороне.

По мнению американских военных специалистов, необходимо не только физически победить врага, но и продемонстрировать ему моральное и политическое превосходство США.

Для этого важно найти максимально приемлемые способы, посредством которых можно ослабить уверенность противника в правомерности своих действий, а также его решимость бороться до конца. К основным способам относятся: разоблачение его пропаганды и контрпропаганды, обвинение в военных преступлениях и нарушении общепризнанных правил ведения войны, формирование негативного отношения у местного населения к военным и государственным (региональным) властям.

Второй способ — это влияние на ключевые субъекты конфликта, которое реализуется главным образом через воздействие на общественное мнение населения противника о законности и справедливости военных действий, планируемых либо уже осуществляемых США и их союзниками. К действенным способам формирования такого мнения, в свою очередь, относят: демонстрацию уважения к местным лидерам и социальным институтам, сотрудничество с ними; развитие прочных отношений со всеми дружественными и нейтральными силами на основе взаимопонимания, взаимной поддержки, общих интересов и доверия.

В случае ввода войск США и их союзников на территорию конфликта, важным способом повысить легитимность указанных действий считается убеждение мировой общественности и местного населения в том, что это не оккупация, а необходимая помощь. Формированию мнения о приемлемости американского военного присутствия в регионе должно способствовать взвешенное и ограниченное применение силы в проводимых операциях.

В достижении морально-политического превосходства над противником военные специалисты США значительную роль отводят "дружественному потенциалу" (friendly potential). Под ним главным образом понимаются иррегулярные воинские формирования, состоящие из представителей местного населения.

Например, под предлогом защиты мирных жителей от боевиков и при номинальной поддержке местной элиты подобные формирования активно создавались во время американского присутствия в Афганистане.

Особое место в "Общей концепции человеческих аспектов военных операций" отводится выбору предпосылок для ее реализации в комплексе.
К ним следует отнести практические меры по формированию у представителей органов военного управления способности осуществлять функции по учету человеческого фактора в процессе разработки, планирования, проведения и оценки операций, что, по сути, предполагает привитие командному составу обновленного, гуманистически ориентированного, максимально гибкого мышления.

Вышеназванная комплексная способность включает 4 группы частных способностей, применительно к изложенным ранее императивам деятельности командиров и штабов по реализации человеческого фактора в ходе планирования операций:
• способность выявлять на стороне противника "ключевых игроков", оказывающих наиболее существенное влияние на развитие конфликта, и их окружения (императив "Идентификация");
• способность всесторонней оценки действий данных "ключевых игроков", определять движущие силы (интересов и приоритетных мотивов) их поведения (императив "Оценка");
• способность предвидеть решения, которые примут "ключевые игроки" в стане врага (императив "Предвидение");
• способность оказывать влияние на будущие решения "ключевых игроков" в районе конфликта в национальных интересах США (императив "Влияние").

В связи с этим наиболее актуальными качествами командиров воинских формирований, требующими развития, считаются:
• умение анализировать и прогнозировать явления внешней среды, их влияние на поведение ключевых субъектов, собственно их действия и решения;
• в процессе оперативного планирования военных операций использовать информацию о человеческих особенностях главных субъектов противника;
• умение убеждать ключевых субъектов конфликта в стане врага в действиях и решениях, выгодных США;
• умение дискредитировать противоборствующую сторону военного конфликта на международном, национальном и местном уровнях и, напротив, противодействовать его усилиям по привлечению на свою сторону местного населения;
• умение влиять на противника и заставить его отказаться от вооруженной борьбы;
• умение нацелить отдельных лиц и группы людей из состава местного населения на действия и решения, выгодные США;
• умение использовать объекты материальной инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, электросети, энергетические объекты и трубопроводы, объекты водоснабжения и обращения с отходами) и духовной жизни (исторические достопримечательности, молитвенные дома, места паломничества и места политического значения) для обеспечения стабильного функционирования либо дезорганизации общества и экономики9.

Таким образом, по взглядам военных специалистов США, учет человеческого фактора в стане противоборствующей стороны при планировании современных операций является обязательным условием их успеха. Указанные взгляды получают постепенное закрепление в основополагающих документах по подготовке и применению вооруженных сил и все чаще реализуются на практике. Вполне уверенно можно констатировать, что уже в недалеком будущем морально-психологические аспекты влияния на ведение военных действий будут интересовать командиров не меньше чем вопросы наличия материальных средств вооруженной борьбы, а также их соотношение и способы применения.

1 Ильницкий А., Мураховский В. Безопасность страны как фундамент развития // Арсенал Отечества. 2021. № 1 (51). С. 4—11.

2 Multi-Domain Battle: Evolution of Combined Arms for the 21st Century 2025—2040. 2017. Р. 3.

3 Joint Concept for Human Aspects of Military Operations (JC-HAMO). 2016. Р. 44.

4 Joint Concept for Human Aspects of Military Operations (JC-HAMO). 2016. Р. 16—18.

5 Joint Concept for Human Aspects of Military Operations (JC-HAMO). 2016. Р. 19.

6 У-цзы. Об искусстве ведения войны. М.: Воениздат, 1957. С. 20.

7 Joint Concept for Human Aspects of Military Operations (JC-HAMO). 2016. Р. 21.

8 Там же. Р. 22.

9 Joint Concept for Human Aspects of Military Operations (JC-HAMO). 2016. Р. 42.

Военная мысль. - 2022. - №3. - С. 130-138

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (01.01.2023) | Автор: Полковник запаса С.В. Гончаров
Просмотров: 328 | Теги: Человеческий фактор, ментальные войны, современная война, JC-HAMO, новые технологии, С. Гончаров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar