search
menu
person

NEWS AND UDATES


Стратегические переброски вооружённых сил США (2021)

Стратегические переброски вооружённых сил США)

В. Романов

Соединенные Штаты – одна из немногих ведущих зарубежных стран, обладающая возможностями по осуществлению быстрого развертывания группировок войск (сил) в любом регионе мира с последующим их всесторонним обеспечением на театре войны. Поэтому руководство страны рассматривает стратегическую мобильность вооруженных сил в качестве одного из инструментов защиты национальных интересов.

Задача по обеспечению стратегической мобильности войск (сил) возложена на объединенное (функциональное) командование стратегических перебросок (ОКСП) вооруженных сил.

При этом общее руководство планированием и практической реализацией вопросов транспортировки личного состава и воинских грузов в интересах национальных ВС осуществляет министр обороны. В свою очередь, председатель комитета начальников штабов (КНШ) несет ответственность за анализ и оценку потребностей в перебросках войск (сил), привлекаемых для этих целей транспортных ресурсов с учетом их оптимального распределения и приоритетов транспортировки.

Конгресс и министерство обороны США регулярно анализируют практику стратегических перебросок национальных войск (сил) в различные регионы мира, выявляют проблемные вопросы и разрабатывают предложения по их совершенствованию. Основным способом достижения высокой стратегической мобильности ВС американское командование считает в первую очередь наращивание возможностей так называемой триады стратегической мобильности (Strategic Mobility Triad), основу которой составляют силы и средства стратегических воздушных перебросок (strategic airlift), морских перевозок (sealift), а также заблаговременное складирование вооружения и военной техники (ВВТ) и других материальных средств1 в передовых зонах (на суше и судах-складах).

Эмблема командования воздушных перебросок ВВС США
Эмблема командования морских перевозок ВМС США
Триада стратегической мобильности ВС США

Воздушные переброски в основном задействуются для экстренной транспортировки формирований с легким вооружением и военной техникой, предназначенных для выполнения первоочередных задач, и последующим оснащением их ВВТ, а также другими материальными средствами, заблаговременно заскладированными в районе пункта выгрузки.

За осуществление воздушных перебросок отвечает командование воздушных перебросок ВВС, которому подчинены основные силы и средства военно-транспортной и транспортно-заправочной авиации. Кроме того, для выполнения этих задач могут использоваться силы и средства зональных командований, командования резерва ВВС, а также ВВС национальной гвардии.

Морские перевозки предназначены для перемещения материальных средств и личного состава вооруженных сил из одного района (пункта) в другой с использованием морского транспорта. За их организацию отвечает командование морских перевозок ВМС.

В то же время воздушные переброски и морские перевозки не всегда способны гарантировать транспортировку больших объемов ВВТ в кратчайшие сроки для участия формирований ВС США во внезапно возникающих кризисных ситуациях. Поэтому важное значение в триаде стратегической мобильности имеет система заблаговременного складирования ВВТ в передовых зонах, которая позволяет значительно сократить сроки развертывания группировок войск (сил) США в ключевых регионах для их последующего задействования в военных и гуманитарных операциях.

Cилы и средства стратегических перебросок включают не только воздушные и морские суда, принадлежащие военному ведомству, но и арендованный (зафрахтованный) транспорт гражданских федеральных ведомств и учреждений, а также коммерческих структур. Комбинированное использование их возможностей позволяет министерству обороны США значительно повысить темпы и эффективность проведения мероприятий по созданию и обеспечению национальных группировок войск (сил) на удаленных ТВД, а также избежать лишних расходов на содержание резервного парка транспортных средств.

Для реализации всего комплекса задач по обеспечению стратегических перебросок командованием национальных вооруженных сил задействуется военная транспортная система (The Defense Transportation System).

Согласно американским подходам она является частью глобальной транспортной инфраструктуры, которая может быть использована для обеспечения потребностей ВС США в перебросках (перевозках) войск (сил) в мирное и военное время и включает три основных источника транспортных ресурсов, находящихся в собственности:
– МО США (штатные);
– частных компаний-перевозчиков (коммерческие);
– стран, принимающих и обеспечивающих развертывание на своей территории группировок войск (сил) США.

Транспортные ресурсы (средства), которыми располагают эти источники, обеспечивают наземные перевозки внутри страны (inland surface transportation), при которых для перемещения личного состава и воинских грузов используется железнодорожный, автомобильный и водный (речной) транспорт, а также для перемещения войск (сил) на удаленные ТВД – океанский (морской) и воздушный транспорт.

Кроме того, военная транспортная система включает систему трубопроводов, которая предназначена для перекачки жидких грузов по континентальной территории США и стран пребывания.

Инфраструктура этой системы и предоставляемые ею сервисы объединяют сеть морских и воздушных портов, железнодорожных терминалов, железных дорог, автомобильных магистралей, насосных станций на трубопроводах, таможенных постов, систему управления транспортными ресурсами, включающую автоматизированные информационные системы, в том числе контроля наличия и перемещения материальных средств в процессе их транспортирования (In-Transit Visibility).

Комбинированное задействование возможностей воздушного и океанского (морского) транспорта, а также воинских перевозок внутри страны в сочетании с использованием автоматизированных систем управления военной транспортной системой повышает эффективность ее эксплуатации, улучшает контроль за перемещением материальных средств в процессе транспортирования и, как следствие, способствует выполнению требований, предъявляемых национальными ВС по сокращению времени транспортировки личного состава и воинских грузов. При этом возможности, предоставляемые военной транспортной системой по обеспечению действий войск (сил), рассматриваются руководством США в качестве одного из важнейших инструментов «национальной мощи», имеющихся в распоряжении федерального правительства и позволяющих ВС страны выполнять поставленные перед ними задачи.

Строительство и применение сил стратегических перебросок американским командованием определяют следующие основополагающие документы:
– «Стратегия национальной безопасности»;
– «Стратегия национальной обороны»;
– «Национальная военная стратегия»;
– концепция «Морское базирование» (разработана в США в начале 2000-х годов)2.

В соответствии с концептуальными документами ВС США стратегическая переброска личного состава, ВВТ и других материальных средств является одним из основных этапов проведения военных операций в любом регионе мира, которая обеспечивает:
– быстрое наращивание сил и средств передового базирования для принуждения противника к отказу от своих целей и намерений;
– проведение операций по сдерживанию и предотвращению эскалации региональных и локальных конфликтов, стабилизации обстановки в стране пребывания и борьбе с незаконными вооруженными формированиями;
– оказание помощи местным властям в условиях стихийных бедствий и техногенных катастроф, эвакуацию граждан и имущества.

Основные положения по организации стратегических перебросок ВС США изложены в ряде наставлений комитета начальников штабов:
– JP 3-17 «Воздушные переброски» – определяет принципы организации (планирования) и осуществления воздушных перебросок, задачи транспортной и транспортно-заправочной авиации, взгляды военного руководства на глобальную систему обеспечения воздушных перебросок;
– JP 4-0 «Тыловое обеспечение вооруженных сил» – устанавливает место воинских перевозок в системе тылового обеспечения ВС;
– JP 4-01 «Военная транспортная система» – содержит структуру системы транспортного обеспечения американских ВС, систему управления стратегическими перебросками национальных ВС, определяет порядок взаимодействия между вооруженными силами, другими федеральными ведомствами и учреждениями, а также коммерческими структурами США и прочих государств в сфере воинских перевозок;
– JP 4-01.2 «Морские перевозки для обеспечения военных операций» – содержит требования к планированию и реализации перевозок морским транспортом при проведении военных операций, правила использования военных и коммерческих судов в интересах национальных ВС;
– JP 4-01.5 «Организация деятельности транспортных терминалов» – определяет требования к воздушным, морским и наземным транспортным терминалам, используемым ВС США, планированию и выполнению работ на них;
– JP 4-01.6 «Тыловое обеспечение действий войск (сил) на необорудованном побережье» – раскрывает особенности планирования и осуществления транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ, в том числе с наливными грузами;
– JP 4-09 «Порядок распределения материальных средств» – устанавливает требования к системе мероприятий по распределению материальных средств при их перевозках.

Кроме этого, практические вопросы перебросок раскрываются в «Правилах транспортировки сил и средств министерства обороны», издаваемых ОКСП ВС США. В этих документах рассматриваются, в том числе вопросы планирования воинских перевозок, взаимодействия с другими федеральными ведомствами и учреждениями по выделению транспортных средств для перевозки личного состава и материальных средств, организации погрузочно-разгрузочных работ для каждого вида транспорта.

Организационная структура объединенного командования стратегических перебросок ВС США

Основной организационно-управляющей структурой в системе глобального транспортного обеспечения вооруженных сил является объединенное командование стратегических перебросок, непосредственное руководство которым осуществляет министр обороны.

Оно отвечает за планирование, координацию и непосредственное задействование сил и средств, необходимых для осуществления перевозок (перебросок) в интересах обеспечения деятельности национальных войск (сил) в передовых зонах.

Основной задачей командования является транспортное обеспечение (транспортировка личного состава и материальных средств) в интересах любых военных операций, включая гуманитарные и миротворческие, мероприятий оперативной и боевой подготовки, а также повседневной деятельности войск (сил) в любом регионе мира.

ОКСП административно подчинены командование объединенных (комбинированных) обеспечивающих возможностей (ВМБ Норфолк, штат Виргиния) и управление объединенных транспортных резервов (АвБ Скотт, Иллинойс).

Кроме того, ему оперативно подчинены силы стратегических перебросок видов ВС США, которые находятся в составе командований морских перевозок военно-морских сил, воздушных перебросок военно-воздушных сил и воинских перевозок сухопутных войск.

Командование, представленное командующим, заместителем командующего и начальником штаба, осуществляет общее руководство функционированием подчиненными командованиями, управлениями, силами и средствами стратегических перебросок, включая находящиеся в оперативном подчинении видовые командования. Кроме того, оно обеспечивает поддержание готовности сил и средств к выполнению задач мирного и военного времени в соответствии с их предназначением.

Командующий ОКСП непосредственно подчиняется министру обороны США и единолично отвечает за организацию и управление перебросками (перевозками) личного состава и материальных средств в интересах ВС США.

Штаб ОКСП (АвБ Скотт) предназначен для осуществления стратегического планирования организации и руководства воздушными, морскими и наземными перебросками (перевозками) личного состава, ВВТ и других материальных средств в интересах обеспечения деятельности вооруженных сил в мирное и военное время.
ОКСП постоянно взаимодействует с различными государственными ведомствами и коммерческими организациями, а также с зональными объединенными командованиями национальных вооруженных сил в целях недопущения сбоев в функционировании военной транспортной системы при осуществлении перебросок (перевозок) личного состава и военных грузов в больших объемах.

Согласно «Плану объединенных командований ВС США»3 (Unifi ed Command Plan) ОКСП является:
– Координирующей структурой всех сфер деятельности системы воинских перевозок и распределения материальных средств (Joint Deployment and Distribution Coordinator – JDDC). При этом система воинских перевозок и распределения материальных средств (Joint Deployment and Distribution Enterprise) представляет собой военную транспортную систему и совокупность всех военных и гражданских (коммерческих) структур, привлекаемых к проведению операций по перемещению личного состава, ВВТ и других материальных средств национального военного ведомства. Функционируя в масштабе времени, близком к реальному, она располагает инструментами поддержки принятия решений и моделирования, а также обеспечивает информацией о наличии, нахождении и перемещении объектов воинских перевозок.
– Единой руководящей структурой всего процесса транспортировки личного состава и материальных средств в интересах ВС США (DoD’s Single Manager for Transportation) и обеспечивает переброски (перевозки) личного состава и воинских грузов всеми силами и средствами, находящимися в оперативном подчинении. Командование в мирное и военное время организует переброски (перевозки) как штатным, так и коммерческим воздушным, морским и наземным транспортом, осуществляет управление деятельностью транспортных терминалов, проведением дозаправок самолетов топливом в воздухе в интересах развертывания, боевого применения и тылового обеспечения действий войск (сил), а также в ходе их передислокации. Кроме того, командование организует перевозки представителей руководства США.
– Основной структурой, обеспечивающей стратегическую мобильность национальных ВС и в тесном взаимодействии с зональными объединенными командованиями отвечающей за поиск путей решения проблемных вопросов, связанных с силами перебросок (перевозок) и их возможностями.
– Единой руководящей структурой, эвакуирующей больных и раненых (DoD Single Manager for Patient Movement) в интересах зональных объединенных командований, федеральных ведомств и учреждений, а также стран-союзниц и ключевых международных партнеров.
– Основной объединенной структурой, предоставляющей комбинированные обеспечивающие возможности (Joint Enabling Capabilities), включая согласование процессов планирования органов управления различного уровня, налаживания связей с военными и гражданскими органами управления страны пребывания, устранения проблем в информационно-коммуникационном обеспечении действий развертываемой группировки войск (сил) с целью уменьшения нормативов развертывания штабов объединенных оперативных формирований (ООФ) в районах развертывания войск (сил).

В настоящее время ОКСП выполняет следующие задачи:
– планирование применения и непосредственное управление силами и средствами стратегических перебросок;
– разработка перспективных направлений развития транспортной системы в масштабе ВС, проведение НИОКР и закупка соответствующих материальных средств и техники;
– управление военно-транспортной системой и организация ее задействования, осуществление контроля за перевозками личного состава, ВВТ и других материальных средств в глобальном масштабе;
– обеспечение взаимодействия с коммерческими компаниями-перевозчиками.

Задачи по закупке техники возложены одновременно и на штабы видовых компонентов ОКСП – командований перебросок видов ВС, при этом функции комплектования личным составом и его обучения, находятся в ведении этих видов.

Кроме того, на базе штаба командования для непосредственного руководства военной транспортной системой развернут и функционирует центр интеграции (USTRANSCOM Fusion Center), предназначенный для централизованного оперативного управления военной транспортной системой с целью выполнения задач транспортировки личного состава и воинских грузов. Центр является «распределенным» пунктом управления, основу которого составляют территориально разнесенные группы управления в ОКСП, видовых командованиях и других организациях, осуществляющих переброски (перевозки) личного состава и воинских грузов. Все группы управления объединены автоматизированными системами управления (АСУ) и каналами связи.

Командование объединенных (комбинированных) обеспечивающих возможностей (Joint Enabling Capabilities Command) предназначено для поддержки операции на начальном этапе (переброска войск/сил), формирования ядра штаба создаваемого ООФ (коалиционного ООФ) в зоне оперативного развертывания войск (сил), согласования процессов планирования органов управления различного уровня, отдельных операций войск (сил), а также организации оперативного планирования, налаживания связей с военными и гражданскими органами управления и общественностью страны пребывания, устранения проблем в информационно-коммуникационном обеспечении действий развертываемой группировки войск (сил).

Главной задачей командования является комплектование и отправка в передовые районы развертывания войск (сил) США модульных групп объединенных (комбинированных) обеспечивающих возможностей (Joint Enabling Capabilities Package – JECP)4. Эти группы оказывают помощь в создании системы управления группировок войск/сил (объединенных оперативных формирований) на начальном этапе развертывания войск на ТВД.

Задачами управления объединенных транспортных резервов (Joint Transportation Reserve Unit) является подготовка (комплектование и обучение) гражданских специалистов запаса наземных, морских и воздушных перебросок, отвечающих требованиям министерства обороны США.

Численность личного состава ОКСП около 138 тыс. военнослужащих регулярных сил, национальной гвардии, резерва и гражданских лиц. В среднем в системе организации воинских перевозок в ОКСП ежедневно задействуются 115 вагонов и локомотивов, до 30 судов, около 1500 автомобилей различной грузоподъемности, осуществляется до 240 самолето-вылетов, в том числе дозаправок самолетов топливом в воздухе.

Для выполнения перебросок ВС в оперативное подчинение ОКСП передаются: от ВВС более 700 транспортных самолетов; от ВМС около 90 судов; от сухопутных войск свыше 2000 железнодорожных вагонов и специальных платформ, а также до 50 судов различного типа (класса «река–море» и речных); другая необходимая для перевозок инфраструктура.

Значительное количество транспортных средств, привлекаемых к выполнению операций ОКСП, арендуется у гражданских структур. Расширение использования гражданского транспорта в интересах стратегических перебросок рассматривается американским командованием как одно из основных направлений их дальнейшего развития.

При полной мобилизации сил и средств возможности перебросок ВС могут быть значительно увеличены.

Таким образом, ВС США располагают развитой системой стратегических перебросок, позволяющей эффективно решать задачи по предназначению в мирное и военное время. Основной организационно-управляющей и координирующей структурой всех сфер деятельности системы воинских перевозок и распределения материальных средств национальных ВС является объединенное командование стратегических перевозок. При недостаточном количестве штатных транспортных ресурсов возможности по переброскам (перевозкам) личного состава и воинских грузов наращиваются за счет привлечения гражданского транспорта коммерческих организаций США и других стран.

1 К материальным средствам относятся все виды вооружения и военной техники, боеприпасы, различные виды топлива, горючее, продовольствие, вещевое, инженерное, медицинское и другие виды военного имущества.

2 Согласно данной концепции тыловое обеспечение и огневая поддержка маневренных сил проводятся с промежуточных морских баз, находящихся в пределах ТВД или вблизи от него.

3 «План объединенных командований ВС США» является руководящим документом, утверждаемым президентом, который устанавливает основные задачи и направления деятельности объединенных командований американских ВС, в том числе определяет обязанности и сферы ответственности командующих объединенными зональными и функциональными командованиями, организационно-штатную структуру и численность подчиненных формирований, а также границы районов ответственности зональных командований и сферы ответственности функциональных командований.

4 В типовой состав боеготовой группы JECP входит до 74 человек военнослужащих и гражданского персонала с комплектом необходимых технических средств. Численность личного состава и оснащение этой группы могут варьироваться исходя из поставленной боевой задачи.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №7. - С. 10-16

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (19.07.2021) | Автор: В. Романов
Просмотров: 1509 | Теги: В. Романов, тыл, Стратегические переброски, транспорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar